Анищенков Владимир. Народная империя Сталина. — М. : Наше Завтра, 2024. — 352 с.
Эта работа является продолжением и развитием вышедшей в 2023 году книги "Рождение СССР", главы из которой публиковались газетой "Завтра". Автор простым, доступным для самого массового читателя языком рассказывает о том, почему Советский Союз можно считать "Народной империей" и почему воплощённый в нём тип государства, где народ выступает как "коллективный соправитель" вождя, так неразрывно связан с Иосифом Виссарионовичем Сталиным (Джугашвили).
Сколько бы ни говорили ненавистники "отца народов" о якобы катастрофических последствиях сталинского правления для всех народов бывшего Советского Союза и прежде всего для русского народа, факт остаётся фактом: по результатам переписи 1897 года население Российской империи составляло 125,64 млн человек, перепись населения СССР в 1926 году (после Первой мировой и Гражданской войн, уже без Польши, Финляндии и Прибалтики) зафиксировала 147 млн человек, а перепись 1959 года (после коллективизации, "сталинских репрессий" и Великой Отечественной войны) — уже 208,82 млн человек, то есть население при "тиране" увеличилось более чем на 40% (численность русских — более чем на 45%), и это только количественные изменения (хотя "наиважнейшим показателем эффективности государства является рост численности населения", — отмечает автор). А качественные изменения ещё более показательны: сталинский Советский Союз стал одной из самых образованных и во всех отношениях передовых стран мира, одержав Победу 1945 года, реализовав атомный и космический проекты, своим примером и участием содействуя социальному и политическому прогрессу всего человечества.
В этом отношении жизнь Сталина была неразрывно переплетена с жизнью нашей страны, и, возможно, главным достоинством новой книги Владимира Анищенкова является прежде всего взгляд на эту фигуру не просто как на вождя, гения или злодея, со знаком "плюс" или со знаком "минус", а как на воплощение духа государствообразующего русского народа в его конкретно-исторической имперской форме второй половины 20-х — начала 50-х годов ХХ века. А значит, эта "народная империя" для России имеет значение не только в качестве прошлого образца, но и в качестве возможной модели будущего. Она тоже вряд ли окажется идеалом для всех и навсегда, но точно так же станет реализацией русского народного духа, поскольку наш народ — такой и "тот".
Владимир Анищенков пишет: "В последние годы существования СССР в союзных республиках резко возросло недовольство русским "гегемонизмом и шовинизмом". Усилились требования независимости под лозунгом "Хватит кормить Центр!". После распада единого государства проводилось открытое изгнание или скрытое выдавливание русских из "независимых государств". И всё же русский народ как народ имперский готов опять впрячься в имперскую упряжку и потянуть лямки бремени союзного объединения. По-другому он не может, потому что в нём крепко сидит имперское сознание. В самом лучшем смысле этого слова. Русь — Московия — Российская империя — Советский Союз — это единая тысячелетняя Держава. Всё это время державообразующим народом был народ русский. При этом надо понимать, что русский — это не только этническое понятие. Русский — это и духовная категория. Понятно, что стержнем русского народа являются великороссы. Но одновременно русскими по духу были и Екатерина Великая, и Пётр Багратион, и Владимир Даль, и Иосиф Джугашвили. Все, кто в душе искренне считал себя русскими. Вот почему русский народ, как и прежде, готов помогать всем слабым и беззащитным обрести подлинную независимость и раскрывает свои братские объятия тем, кто этого действительно хочет".
"Главный стержень Советского Союза тех лет: вождь — за народ, народ — за вождя. Остальные составляющие либо помогали, либо вредили общему делу. Это, конечно, не научное объяснение, но верное по сути. Это объясняет многое из того, что происходило тогда. Наш народ может жить при любом правителе, но поддерживает только того, кто жизнь свою полагает за него…"
Большинство трудов, посвящённых Сталину, раскрывали его как руководителя партии победившего социализма, великого полководца, вождя народов. Значительная часть авторов представляла его как кровавого тирана, организатора массовых репрессий против собственного народа. Реже появлялись труды, посвящённые личности самого Иосифа Виссарионовича Джугашвили. Ещё реже раскрывалась роль Сталина в создании невиданной ранее цивилизационной модели государства, в котором народ был не просто населением, электоратом, налогоплательщиком, а был соучастником великого дела строительства страны всеобщего счастья. В известной степени народ был соправителем. Если не по реальным возможностям, то по внутреннему душевному состоянию. Люди ощущали себя хозяевами своей страны. Сталин видел смысл своей жизни в служении народу. Народ в свою очередь принял установку "Страна — наша общая семья" и отдавал все силы для созидания и процветания большой общегосударственной семьи. Вот почему при всех ошибках, нестроениях и преступлениях, случившихся в те годы, удалось достичь невиданных успехов. Фундамент, заложенный в 1920–1930-х годах, оказался настолько прочным, что позволил России одержать величайшую в своей истории Победу и устоять после "взрыва" перестройки и разрушительных реформ.
До сих пор мы пользуемся плодами "древа жизни", посаженного в сталинскую эпоху. Это древо питалось соками тысячелетней Руси и осеняло своей кроной одну шестую часть планеты. Советский Союз стал настоящей Народной империей.
Невиданные результаты, которые были достигнуты в 1920–1930-х годах, стали возможными благодаря необыкновенному вдохновенному труду, который тогда называли энтузиазмом. Но чтобы так вдохновенно и самоотверженно трудиться, необходима вера в идеал. И в вождя, который проповедует этот идеал. Без такой веры невозможно заставить так трудиться, ни лагерями, ни расстрелами — ничем.
Почему русский народ поверил Иосифу Джугашвили, родившемуся в горах Кахетии, и не поверил Керенскому и Троцкому? Они ведь тоже были социалистами… Не поверил народ и Хрущёву, пришедшему после Сталина. Хотя у него имя, отчество и фамилия были русскими, и он тоже прошёл путь революционера. Словами это объяснить невозможно. Это народный инстинкт. Он необъясним. Как необъяснима народная любовь к Ивану Грозному и Александру Невскому. Это многовековой внутренний опыт народа. Народ, как ребёнок, чувствует искренность. Его можно обмануть, но ненадолго. Как это получилось, например, у Ельцина. Жизненный опыт народа выявляет того, кто дышит с ним одним дыханием, кто соответствует образу справедливого правителя, кто в состоянии исполнить его чаяния. Русский народ по своей натуре государственник.
Он считает своим того, кто живёт для России и действует ей во благо. Жизнь во благо народа и России — главный критерий. Это наш человек. За ним мы пойдём. Его мы поддержим. Такую всенародную поддержку получил Сталин. Он это понимал и ценил.
Закономерен вопрос: насколько заслуга в создании Сталинской народной империи принадлежит самому Иосифу Виссарионовичу?
Чтобы ответить на этот вопрос, попробуем мысленно убрать Сталина из конструкции СССР. Что получится? Она рассыплется. Был ли другой такой человек, способный создать нечто подобное в то время? Об этом мы не знаем. История выдвинула именно Сталина. И он с этой задачей справился.
Пройдём мысленно его путь вкратце…
Родился Иосиф Джугашвили в провинциальном городе в горной Кахетии. Образование получил в духовном училище и первых классах духовной семинарии. С молодых лет встал на путь революционной борьбы. За революционную деятельность был наказан многочисленными арестами и ссылками. Борьбу за народное счастье продолжил и выдвинулся в первый ряд руководства партии большевиков. В 1912 году по предложению Ленина был заочно введён в состав ЦК РСДРП(б). Принял решающее участие в событиях Октября. Избран наркомом по делам национальностей в первом правительстве Советской России. В качестве уполномоченного представителя партии участвовал в Гражданской войне на многих фронтах. В 1922 году, опять же по предложению Ленина, был избран генеральным секретарём РКП(б). Фактически это был его первый властный пост.
Сталин был главным теоретиком построения СССР. И хотя его первоначальный план автономизации, использованный при создании РСФСР, был существенно изменён, Сталин стал одним из главных создателей Советского Союза.
После смерти Ленина началась жестокая борьба за первенство в большевистском руководстве. Однако эта схватка была не только за власть, но и за выбор пути развития страны. И здесь определились два направления. Троцкий предлагал курс на мировую революцию. Он требовал направить все силы партии и страны на разжигание "пожара мировой революции" и создание планетарной социалистической республики. Это являлось прямым продолжением теории Маркса и всего коммунистического революционного движения. Однако после провала революции в Германии и других странах потребовалось осмысление сложившегося положения. Троцкий считал необходимым продолжить подготовку новой мировой революции. Сталин предложил строить социализм в России без оглядки на другие страны. Доказать правильность этого курса было непросто, поскольку он не соответствовал Марксовой теории. Началась ожесточённая борьба за путь развития страны Советов. С этого времени большевистская верхушка разделилась на сторонников троцкизма и приверженцев сталинской теории о построении социализма в одной стране. Сталинский путь предполагал укрепление советской государственности. И он стал спасительным для России. Страшно представить, что случилось бы с ней при победе троцкистов. Очевидно, она бы сгорела "в топке" мировой революции.
Вся послереволюционная история нашей страны проходила в ожесточённой борьбе двух противоположностей — троцкизма и сталинизма. 1920-е годы ушли на политическую борьбу и поиск способа устроения государственного хозяйства. На рубеже десятилетий были проведены сложнейшие преобразования. В результате страна обрела развитую промышленность, собранное в колхозы и совхозы сельское хозяйство, сеть подготовки квалифицированных кадров и научно-технического обеспечения. Всё это было связано в единый народно-хозяйственный организм.
Экономическая мощь Советской России выросла многократно. В этом взлёте первенствующая роль Сталина очевидна. Все преобразования были осуществлены в стране, разорённой Первой мировой и Гражданской войнами, включая иностранную интервенцию. К тому же в стране было множество людей, "обиженных" советской властью в период "военного коммунизма", классовых боёв и раскулачивания.
Какая же чудесная сила помогла совершить такой прорыв? Эта сила — народ, который поверил своему вождю. Такое в истории случается очень редко. В Советском Союзе это произошло. Почему? Потому что люди видели, что Сталин работает не на себя, а на страну. Он служит народу. И этому служению отдаёт всего себя. Народ обмануть можно, но заставить любить нельзя.
Сталин не обладал завораживающей внешностью, не завлекал зажигательными речами. Он прежде всего был выразителем чаяний народных. Со временем народная молва постепенно превратила его в "товарища Сталина", который страшен врагам и есть первый заступник для простых людей. Постепенно эта вера превращалась в культ. Но самому Сталину это не было нужно. По натуре он был аскет и чужд властолюбия. Культ создавали те, с кем он встречался, общался или помогал лично. При этом сам Иосиф Виссарионович прекрасно понимал, что народу нужен непобедимый всесильный вождь, и тоже старался помогать "товарищу Сталину".
Вождю партии большевиков были ведомы методы управления массами, но все его знания и силы были посвящены служению народу. В этом он видел смысл своей жизни.
Священник Дмитрий Дудко говорил о Сталине: "У нас в России подвергаются осуждению те, кто имеют государственное направление. Государственность причисляется к какому-то пороку, преступлению. …Теперь вот настало время реабилитировать Сталина. Впрочем, не его только, но само понятие государственности. …Весь ограбленный и обманутый народ теперь вздыхает: был бы Сталин, не было б такой разрухи! …Наши патриархи, особенно Сергий и Алексий, крупный учёный и богослов, архиепископ Лука Войно-Ясенецкий называли Сталина богоданным вождём… Да, Сталин нам дан Богом! Он создал такую державу, которую сколько ни разваливают, а не могут до конца развалить".
Сейчас уже трудно установить, кто первый назвал Иосифа Виссарионовича Сталина "отцом народов". Но это определение соответствовало его образу. В особенности после войны. Победу в Великой Отечественной войне мог одержать только мудрый вождь, великий полководец — отец народов. Это не агитационное клише. Так оно и было. Все без исключения полководцы Великой Отечественной войны, даже те, кто недолюбливал Сталина, отдавали должное Верховному главнокомандующему. Они отмечали его стратегическое мышление, умение видеть всё огромное тысячекилометровое поле войны, при этом способность подмечать мельчайшие детали оперативной обстановки.
Сталин в царской армии не служил, но во время Гражданской войны был членом военных советов Царицынского, Южного, Юго-Западного и Западного фронтов. Его учителями (не в прямом смысле, а в качестве образца действий) были генералы и офицеры дореволюционной армии. Командующими этих фронтов были (вновь упомянем многих из них) генерал-лейтенант Андрей Евгеньевич Снесарев, генерал-майор Павел Павлович Сытин, генерал-майор Владимир Николаевич Егорьев, полковник Александр Ильич Егоров, полковник Владимир Михайлович Гиттис, полковник Пётр Антонович Славен, генерал-лейтенант Дмитрий Николаевич Надёжный. Начальниками штабов тех же фронтов были генерал-лейтенант Иосиф Иосифович Защук, подполковник, выпускник духовного училища Владимир Саламанович Лазаревич, полковник Михаил Александрович Баторский, капитан Сергей Александрович Меженинов, капитан Иван Иванович Глудин, обер-офицер Александр Иванович Кук, полковник Николай Николаевич Петин. Причём вместе с Егоровым (в качестве главнокомандующего) и Петиным (в качестве начальника штаба) Джугашвили-Сталин воевал на трёх фронтах.
Этот факт помогает понять, откуда у Верховного главнокомандующего Советской армии Иосифа Виссарионовича Джугашвили выработалось столь объёмное стратегическое мышление, позволившее ему управлять военными, мобилизационными и геополитическими процессами сложнейшей мировой войны.
Могли бы полководцы Великой Отечественной выиграть войну, если бы Верховный главнокомандующий неумело руководил армейским механизмом? Нет. В той общемировой схватке даже малейшие погрешности первого лица могли привести к непоправимым последствиям. Это подтверждает Александр Михайлович Василевский, хорошо знавший Верховного главнокомандующего: "Оправдано ли было то, что Сталин возглавил Верховное главнокомандование? Ведь он не был профессионально военным деятелем. Безусловно, оправдано". Бойцы шли в бой с призывом "За Родину, за Сталина!". Верховный был суров к провинившимся, но внимателен к тем, кому требовалась помощь. Этот принцип руководства вызывал уважение у людей. И сейчас, наблюдая неисполнительность, разгильдяйство, нередко люди говорят: "При Сталине такое было невозможно". А о преступниках: "Сталин нашёл бы на него управу". Это ещё мягкие выражения.
Советский Союз закончил войну в статусе мировой сверхдержавы. Как дальновидный геополитик, Сталин сумел воспользоваться плодами военной победы. В большинстве стран, освобождённых советскими войсками, были приведены к власти правительства, дружественные Советскому Союзу. Страны народной демократии составили так называемый социалистический лагерь — объединение государств, близких нам идеологически и политически. Это содружество было крепче, чем "Священный союз", образованный после наполеоновских войн.
Отметим и выдающиеся дипломатические способности И.В. Сталина. На переговорах с главами империалистических держав, которые никоим образом не желали усиления СССР, ему удалось договориться о создании системы международной безопасности. Для коллективного контроля за проявлениями агрессии была создана Организация Объединённых Наций. Советский Союз вошёл в Совет Безопасности ООН.
При Сталине удалось обезопасить страну от угрозы ядерной агрессии со стороны США. Созданная в 1949 году наша собственная ядерная бомба остудила горячие головы американских стервятников, предвкушавших лёгкую добычу. Наш "ядерный щит" надёжно защищает страну от любых посягательств непрошеных устроителей мирового порядка.
Ошибки Сталина? Они были. В том числе очень серьёзные. Об одной из них говорил сам Иосиф Виссарионович в знаменитом тосте в честь парада Победы. Во-первых, это ряд чувствительных поражений Красной армии в 1942 году. В результате переоценки собственных сил после победного Московского сражения. Возвращение Западной Украины в состав СССР само по себе было фактом положительным, но предоставление свободы действий националистам-"западэнцам" привело со временем к бандеризации всей Украины и способствовало разрушению Советского Союза.
Разрушение храма Христа Спасителя. На его месте предполагалось построить Дворец Советов с гигантской скульптурой Ленина. Храм долго не могли взорвать, а потом на его месте ничего не смогли построить. Проект провалился в буквальном и переносном смысле. Пришлось в котловане устроить бассейн. Вероятно, для Сталина это послужило уроком.
Здесь уместно сказать о вере Иосифа Сталина. Она сокрыта до времени. И это понятно. Человек, возглавлявший страну с господствующей атеистической идеологией, не мог её показывать. О ней сохранились буквально крупицы сведений. Но факт неоспорим: идейный коммунист Сталин прекратил гонения на Церковь, позволил восстановить патриаршество и позволил людям беспрепятственно вести религиозную жизнь. Был ли то расчётливый ход в военных условиях? Вряд ли. В 1946 году Церкви была возвращена Троице-Сергиева лавра.
Патриарх Алексий (Симанский) в речи, посвящённой семидесятилетию И.В. Сталина, сказал: "Он — признанный всем миром вождь не только народов Советского государства, но и всех трудящихся; он — первый в ряду поборников и защитников мира среди народов, мира во всём мире". Гонения на Церковь и верующих возобновились уже после смерти Сталина, в хрущёвскую оттепель.
Были и серьёзные кадровые промахи. Например, возвращение Хрущёва с Украины в Москву. А Хрущёв, как известно, стал основным разоблачителем "культа личности Сталина", разрушителем сталинской экономической системы и государственного устройства. Очень подозрительной выглядит скорая и жёсткая расправа по так называемому Ленинградскому делу.
Не удалось Сталину передать власть своему идейному наследнику и продолжателю. Помешала преждевременная кончина. Обстоятельства смерти указывают на то, что она была "организована". К несчастью, преемственность дела Сталина не была обеспечена.
Либералы называют двадцатые-сороковые годы XX столетия "преступным сталинским режимом", забывая о том, что первые репрессии и систему концентрационных лагерей организовывали троцкисты. Устранение Сталина и последующие "перестройки" (Хрущёв — Андропов — Горбачёв) привели к слому сталинской государственной конструкции. То есть можно говорить скорее о недоработке в разоблачении "врагов народа".
Как видим, ошибки были серьёзные, но их многократно перекрывают достижения сталинской эпохи. Причём совершённые в крайне неблагоприятных условиях.
Давайте представим себя на месте человека, которого революционная волна вынесла на вершину власти в стране, лежащей в развалинах после двух разорительных войн. В окружении случайных лиц, собранных той же революцией из неведомых глубин общества, раздираемого непримиримыми противоречиями.
На что опереться? Предшествующего опыта руководства нет. На партию? Она полна противоборствующих группировок. Её ещё предстоит привести к взаимопониманию соратников через серьёзную "чистку". На теорию? Но марксистско-ленинская теория в основном посвящена критике капитализма, а для построения социализма предоставляет лишь намётки. На народ? Да, упор был сделан на народ. Но ведь народ в послереволюционные годы был разделён и по вертикали, и по горизонтали. И ему необходимо было сначала объяснить смысл предстоящего строительства нового общества. Страна находилась во враждебном окружении. Внутри зрело недовольство "военным коммунизмом", бедностью, голодом и бандитизмом. И это далеко не все трудности, с которыми пришлось столкнуться идейным большевикам и лично товарищу Сталину. Остаётся только удивляться, как удалось со всем этим справиться и не потерять страну, начавшую разваливаться после Февральского переворота.
Приходилось всё делать "на живую". Методом проб и ошибок, которых наворотили немало. Но страна была сохранена. Народ выжил. Новое государство построено. И в этом государстве мы с вами живём.
Сталина постоянно пытаются очернить либералы (троцкисты), но доверие к нему год от года восстанавливается. В телевизионном опросе "Имя России" 2008 года, несмотря на массированную антисталинскую пропаганду, за него проголосовали пятьсот девятнадцать тысяч человек! Немногим менее, чем за победителя — благоверного князя Александра Невского. Почитание "отца народов" неуклонно возрастает — это факт. И будет возрастать, потому что Иосиф Виссарионович Сталин олицетворяет страну великого прошлого и надежду на возрождение Народной империи.
двойной клик - редактировать изображение