Авторский блог Всеволод Алипов 18:08 11 сентября 2019

Триумф безволия

прошедшие в «единый политдень» 8 сентября выборы существенно обновили состав местных властей

В Мосгордуме, вокруг выборов в которую разворачивалась основная интрига, депутатские мандаты получили 20 кандидатов оппозиции. 13 — от КПРФ, по три мандата — у «Яблока» и «Справедливой России», плюс в законодательное собрание российской столицы прошла самовыдвиженка Дарья Беседина, поддержанная «Яблоком». Большинство мандатов получил кандидаты-самовыдвиженцы, поддержанные мэрией: 25 мест. Фактически власть сохранила своё большинство в МГД, но её «контрольный пакет» серьёзно сократился: в прежнем составе депутатского корпуса, помимо 28 единороссов, заседали ещё 10 представителей депутатского объединения «Моя Москва» — группы самовыдвиженцев, активно поддержанных мэрией. В этот раз ставка власти на якобы независимых кандидатов себя не оправдала. Избиратели, по преимуществу лояльные действующей власти, были сбиты с толку и не знали, за кого отдать свой голос, зато оппозиционно настроенным москвичам «вычислить» провластного кандидата и проголосовать против него не составляло никакого труда.

Казалось бы, главную победу должна праздновать КПРФ, которая почти втрое увеличила своё представительство в Мосгордуме: с 5 до 13 мандатов. Тем не менее, гораздо больший восторг результаты выборов вызвали в лагере сторонников Навального, которые приписали эту победу себе. Поддержанные через механизм «умного голосования» кандидаты получили 20 мест. Всего 603 голосов не хватило ещё троим таким кандидатам для победы: в 36-м округе отставание составило 26 голосов, в 7-м — 137, в 32-м — 440. Каким был действительный вклад ФБК в успех оппозиции, оценить трудно, как и многие другие его «достижения». Так, например, Навальный заявлял, что без активно поддерживаемого им бойкота явка на президентских выборах 2018 года была бы значительно выше объявленных 67,5%. Для сравнения: явка на аналогичных выборах 2012 года составила 65,3%.

Одно можно сказать точно — во многих районах столицы в «список Навального» попали люди, которые и без того считались фаворитами. Например, в 37-м округе ФБК «на голубом глазу» приписывает себе победу коммуниста Николая Губенко, который уже 15 лет является депутатом Мосгордумы. В своём округе он стабильно и уверенно выигрывает все выборы. От поддержки со стороны «умного голосования» Губенко открестился, назвав его организаторов разрушителями российской государственности. Та же история — с Леонидом Зюгановым и Николаем Зубрилиным, которые выигрывали выборы в Мосгордуму пять лет назад без всякой поддержки их кандидатур со стороны Навального. Явно не нуждалась ни в чьей поддержке Елена Янчук, муниципальный депутат района Измайлово, которая провела в своём округе блестящую кампанию и опередила провластного кандидата почти на 20%. Своей победой ФБК объявил также большинство ЛДПР в Хабаровской гордуме, «уверенное второе место» Сергея Бойко на выборах мэра Новосибирска, но при этом почему-то не стал брать ответственность за полное поражение оппозиции на выборах губернатора в Санкт-Петербурге. В рамках той же логики «команда Навального» может объявить своим достижением, например, восход Солнца.

На деле же протестный электорат в целом мобилизовать не удалось — даже в «кипевшей» вроде бы столице: явка на выборах 8 сентября менее чем на процент превысила явку на выборах 2014 года. Ошиблись те социологи, которые прогнозировали, что эффект от массовых акций протеста приведёт на участки для голосования 30% от общего числа избирателей. Но «Единая Россия» действительно серьёзно утратила доверие избирателей, и никакой «административный ресурс» ей не помог. Успех КПРФ, таким образом, обусловлен, не столько поддержкой со стороны Навального, сколько брендом самой партии. «Умное голосование» при этом, конечно, сыграло определённую роль — не всем хотелось разбираться самостоятельно в потенциальных шансах кандидатов в своём округе. Но сработало оно среди узкой прослойки политизированного населения, которое, к тому же, позитивно относилось к самому Навальному. В таких условиях УГ было призвано, скорее, перераспределить голоса между оппозиционными кандидатами: нужных — продвинуть, а неугодных — подавить. Лучше всего это видно на примере 30-го округа. Там занявший третье место кандидат от КПРФ Владислав Жуковский благодаря «умному голосованию» оттянул какое-то количество голосов у самовыдвиженца Романа Юнемана и тем самым лишил его победы. В результате в этом округе «кандидат от власти» Маргарита Русецкая победила с преимуществом в 0,26% голосов.

В этой связи удивляет другое — каким образом стал возможен союз между КПРФ и ФБК, который на идеологическом уровне можно определить как союз коммунистов и либертарианцев?

Выборы 8 сентября наглядно продемонстрировали нам, что никакой новой политической силы, которая могла бы предложить избирателям реальную альтернативу «партии власти», при этом не появилось. В таких условиях едва ли можно говорить о победе оппозиции, но вот поражение власти не вызывает никаких сомнений. Власть всё в большей степени утрачивает механизмы реального управления, а вот перехватывать их никто пока не собирается — они просто разрушаются. И если новое большинство так и не сформируется, мы будем наблюдать ещё множество нелепых союзов «заклятых друзей», объединённых сиюминутной выгодой текущего политического момента.

1.0x