Хотя прогрессивная общественность на сайте ЗАВТРА решительно и гневно осуждает мои статьи о песнях разных эпох, вновь буду писать об этом. Не отпускает эта тема, не отпускает...
Сегодня напишу о трех знаковых песнях девяностых годов.
Но сначала вернемся, допустим, в 1992 год. Итак, иэ телерадиоэфира практически исчезли песни Валентины Толкуновой, Юрия Гуляева, Муслима Магомаева, Людмилы Сенчиной, Юрия Богатикова, Людмилы Зыкиной, Эдуарда Хиля, Ольги Воронец, Эдиты Пьехи, Геннадия Белова. Видите ли, как писал известный культуролог Леонид Иванов, все эти песни внезапно морально устарели--как гусиные перья в эпоху компьютеров. Хотя можно бы задать вопрос--почему вдруг устарела песня Валентины Толкуновой Я НЕ МОГУ ИНАЧЕ? Или песня в исполнении Юрия Гуляева (или Яна Френкеля) РУССКОЕ ПОЛЕ... Или песня в исполнении Льва Лещенко СЛЫШИТСЯ НАМ ЭХО ДАВНЕГО ПАРАДА...
Ну, ладно, устарели так устарели. Но что пришло им на смену?
Ну, например, на смену пришла песня в исполнении Велерия Меладзе ДЕВУШКЕ ИЗ ВЫСШЕГО ОБЩЕСТВА ТРУДНО ИЗБЕЖАТЬ ОДИНОЧЕСТВА. Это была знаковая песня. В советское время сам термин ВЫСШЕЕ ОБЩЕСТВО не использовался применительно к нашей стране. Считалось, что все люди равны. И вдруг--бац!--и высшее общество появилось!.
Тогда же в 1992 году появилось множество слезливых женских песен--например, в исполнении Татьяны Булановой.
Очень символично выглядела популярная песня начала 90-х годов с припевом типа ЯСНЫЙ МОЙ СВЕТ, ТЫ НАПИШИ МНЕ СТЕНОЮ ДОЖДЯ НА МОКРОМ ОКНЕ. ЯСНЫЙ МОЙ СВЕТ, ТЫ НАПИШИ МНЕ ВЕЧЕРНИМ ЛУЧОМ НА СЕРОЙ СТЕНЕ...
Дешевая слезливость, набор бессмысленных словечек, повторяемых в разных сочетаниях--это приметы эпохи.
И еще одна знаковая песня в исполнении Цекало и Лолиты--ТЫ ОТКАЗАЛА МНЕ ДВА РАЗА. --НЕ ХОЧУ!--СКАЗАЛА ТЫ. ВОТ ТАКАЯ ВОТ ЗАРАЗА--ДЕВУШКА МОЕЙ МЕЧТЫ.
Эту безобразную песню середины 90-х годов можно назвать намеренной пощечиной общественному вкусу. Общество словно приучали к откровенно безобразному в искусстве. И с тех пор эта тенденция только усилилась.
И не случайно в фильме ВОРОШИЛОВСКИЙ СТРЕЛОК уже на четвертой минуте фильма пенсионер Иван Афонин слушает по телевизору эту песню и с возмущением выдергивает шнур из розетки.
Выдернуть бы Шнура и сейчас...


