В крестьянских семьях в России всегда было много детей. Так, у родителей Георгия Жукова всего родилось двое сыновей и одна дочь, сам Георгий Константинович был вторым по счёту ребёнком. Сергей Есенин был в своей семье одним из четырёх детей. Авиаконструктор Сергей Ильюшин был седьмым ребёнком в семье. Впрочем, семьи разночинцев тоже не отставали от крестьян: композитор Тихон Хренников стал у своих родителей последним - десятым ребёнком.
Сейчас даже трудно представить себе, что все эти замечательные люди могли просто не появиться на свет, если бы их родители вдруг решили остаться «чайлд-фри» или ограничились бы одним ребёнком. Впрочем, в те времена такое было решительно невозможно. А вот сейчас – возможно вполне, и даже не осуждается.
Принято считать, что одной из причин падения рождаемости стала урбанизация населения, то есть миграция сельских жителей в города. Это теорема, вполне доказанная на примерах многих стран, и наше Россия не исключение. Статистика доказывает, что вымирает урбанизированная Европа, вымирают США. Когда-то, около ста лет назад, демографический кризис в США был решён путём строительства «одноэтажной Америки» - люди переезжали в пригороды, в сельскую местность, строили собственное просторное жильё – и начинали заводить большие семьи. Этот рецепт и сейчас работает во всех странах, хотя уже и не так безотказно, как раньше. Нет полной гарантии, что если всех городских жителей России переселить на природу, в сельскую местность, то мы прекратим вымирать и перейдём на расширенный тип воспроизводства. Как говорится в одной рекламе французской косметики: «Всё начинается с любви. К себе». Есть опасение, что пока у нас всё будет начинаться «с любви к себе», вымирание народа не сможет остановиться ни в городе, ни в селе.
И тем не менее до сих пор ещё заметна разница в рождаемости между городскими и сельскими районами. Возьмём, к примеру, Республику Саха - Якутия, которая интересна тем, в частности, что в ней наблюдается естественный прирост населения – довольно редкое для России явление. В этой республике суммарная рождаемость городских женщин всегда была ниже, чем сельских, и никогда не дотягивала до двух рождений на одну женщину. К 2021 году в якутских городах суммарная рождаемость упала до 1,5 рождений на одну женщину. Это среднероссийский показатель. Но на селе иная ситуация: в 2021 году суммарная рождаемость составила 2,33 рождения. Естественный прирост по республике составляет примерно 10 человек на 1,000 населения в год, а это уже очень хороший уровень.
Отметим, что в Якутии урбанизация довольно значительная: всего лишь 34% населения проживает в сёлах.
Возьмём другой пример: Республика Калмыкия – больше половины, а точнее 53% жителей республики проживают в сельской местности. Казалось бы, рождаемость там должна быть ещё выше, чем в Якутии, где основная часть населения, напомню, городская. Однако это правило не срабатывает: в Калмыкии уже третий год подряд наблюдается естественная убыль населения – в среднем минус один человек на каждую тысячу жителей за год. Больше того: согласно социологическим исследованиям, в этом регионе в городских семьях супруги чаще хотят иметь двух-трёх детей, чем в сельских. И суммарный коэффициент рождаемости это подтверждает – в 2021 году в городе 1,6, в сельской местности – 1,4.
Делаем вывод: иногда и регионы с преобладающим сельским населением потихоньку вымирают, а провинции с превалирующим городским, наоборот, показывают хорошие показатели рождаемости.
В чём же здесь дело? Значит, рождаемость зависит от многих причин, не только от урбанизации. Как отметил Сергей Рыбальченко, председатель комиссии Общественной палаты РФ по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей, в Якутии зафиксированы 203 «территории трезвости», которые внесли существенный вклад не только в повышение рождаемости, но и в увеличение средней ожидаемой продолжительности жизни по республике сразу на три года.
Что же такое «территория трезвости»? Это населённый пункт, в котором сельский сход принял решение прекратить продажу любых спиртных напитков, не употребление, которое практически невозможно отследить, а именно реализацию в торговых точках. Только вдумайтесь: в 203 из 440 сельских населённых пунктов Якутии нельзя купить ни вино, ни пиво, ни водку. Ни днём, ни ночью, ни в праздники, ни в будни. Вообще нельзя. Отсутствие алкоголя - это горе-горькое для столичных заезжих туристов, но подлинное счастье для местных, и заодно естественный прирост населения.
«Территории трезвости» нельзя считать уникальным якутским явлением, подобные непьющие сёла встречаются и в Башкирии, и в Оренбургской области, и в Республике Алтай, и в других регионах, но что интересно - именно в Якутии на законодательном уровне органам местного самоуправления дано право официально запрещать продажу алкоголя на своей территории, поэтому именно в Республике Саха – Якутия это явление приобрело внушительные масштабы. В других регионах трезвость вынуждена маскироваться и скрываться, так как Закон о защите прав потребителей однозначно на стороне любителей зелёного змия и не предполагает запрет на торговлю алкоголем. Права пьющих граждан в нашей стране надёжно защищены. И тем не менее, в России вот уже много лет происходит невидимая борьба за трезвый образ жизни.
Вот несколько историй трезвых сёл. Село Дубровка в Оренбургской области было признано неперспективным ещё в середине прошлого века, его постепенно покинули жители, кроме одной многодетной семьи, в которой было 14 детей. Отец семейства был непьющим. Дети вырастали, уезжали из села, потом возвращались уже со своими семьями, и постепенно естественным образом сформировалась общность людей, которые не испытывают потребности в алкоголе. В этом селе не продаётся водка только потому, что никто не хочет её пить.
Села Боочи и Кулада находятся в священной для алтайцев Каракольской долине, в двухстах километрах от столицы Республики Алтай. Впервые продавать алкоголь здесь запретили больше тридцати лет назад по инициативе председателя сельсовета Валентины Паянтиновой. Бывшая учительница начальных классов говорила со всеми пьющими семьями, ходила домой к дебоширам, «гоняла» пьяных в клубе. Она подключила женсовет, организовывала дежурства, ввела товарищеский суд над алкоголиками. Когда-то на республиканском съезде коммунистической партии ей в качестве эксперимента предложили провести в своём селе безалкогольную свадьбу. Не одна, а целых шесть пар поженились в один день без алкоголя. После этого случился «бунт» среди мужской части населения, который через некоторое время был «подавлен», и в результате мы имеем сегодня два совершенно трезвых села.
Ещё одна интригующая история связана с якутским селом Бясь-Кюёль. Оно находится в глубинке даже по местным меркам, а именно в трёхстах километрах от Якутска и в ста километрах от районного центра. Долгое время от села до города можно было добраться только самолётом. Как выяснила социолог Варвара Зотова, проводившая исследование в этом селе, оно фактически спивалось. Начались проблемы с того момента, когда в селе в 1974 году появилось телевидение, и жители посмотрели несколько кинофильмов с персонажами, которые пьют и не пьянеют. Азартные якутские кинозрители решили освоить это искусство, что постепенно привело к массовому алкоголизму. Особенно ярко он проявил себя после закрытия совхоза в «святые» 90-е, когда многие жители потеряли работу. В те годы опасно было даже просто выйти на улицу, от пьяных не было спасения.
И тогда, по рассказу Варвары Зотовой, четыре местные пожилые женщины решили взять ситуацию в свои руки. Они начали обходить самые пьющие семьи и призывать их отказаться от алкоголя. Позже к ним присоединились другие женщины села. Они совместно начали массированную информационную атаку на пьющих жителей на базе всех социальных учреждений, которые имелись в их распоряжении – библиотека, школа, детский сад. Жителям терпеливо разъясняли, что алкоголь служит причиной преступлений, приводит к болезням, сокращает продолжительность жизни – такие вроде бы очевидные вещи были очевидны далеко не всем. Постепенно им удалось привлечь на свою сторону поселковые власти – для этого пришлось победить на местных выборах, стать депутатами и сместить местного главу администрации, поставив на его место убеждённого трезвенника. Борьба с пьянством растянулась на годы, в ней были и почти детективные страницы борьбы с подпольными торговцами алкоголем, и даже борьбы с прокуратурой, но закончилась всё абсолютной победой разума. Сейчас в некогда вымиравшем «пьяном» селе растёт рождаемость, число жителей уже перевалило за семьсот. У местного населения, избавленного от алкогольных посиделок, появились не только свободные деньги, но и свободное время, и теперь они занимаются спортом, постоянно устраивают соревнования, возрождают национальные ремёсла, организуют туристические и охотничьи маршруты, очень активно занимаются предпринимательством и живут по шестилетнему плану развития села, который сами же и составляют. Он называется «Хозяин своей земли». Цель жителей села – вырастить хотя бы одно абсолютно трезвое поколение, чтобы тяга к алкоголю пропала на генетическом уровне.
Связь между трезвостью и рождаемостью самая прямая, она давно уже была доказана строго статистически. Так, всем известно, что в СССР в 1986-1987 году проводилась антиалкогольная кампания, печально известная вырубками виноградников в Крыму. Но здесь применима древняя народная мудрость «Заставь дурака Богу молиться – он все виноградники вырубит», а между тем борьба с пьянством в позднем СССР имела самое благотворное влияние на демографию: согласно официальным данным Государственного комитета СССР по статистике, за два полных года действия кампании – 1986 и 1987 – в Советском Союзе умерло на 245 тысяч человек меньше, а родилось на 431 тысячу человек больше, чем в 1983 – 1984 годах. Эти данные можно найти в Демографическом ежегоднике СССР 1990 и 1991 годов. Никаких других объяснений этому чуду, кроме снижения потребления алкоголя, не существует. Если прямая зависимость рождаемости от трезвости имела место в конце восьмидесятых в СССР, если она сработала в Якутии уже в наши дни, то может сработать и в любом другом регионе.
Поэтому можно сделать вывод: для преодоления демографической катастрофы действительно необходимо расселение хотя бы части городских жителей в пригороды и сельскую местность, в собственные дома, в одноэтажную Россию. Но очень важно, что это должно быть трезвое село и трезвая одноэтажная Россия, иначе расселение может на сработать.