Авторский блог Сергей Угольников 23:19 18 апреля 2014

Трасса

Формально выставка приурочена к датам начала (Брежневского призыва комсомольцев на строительство) и окончания («золотого звена» на разъезде Мирошниченко) строительства Байкало-Амурской магистрали. Но работы художников, представленные на ней, от пятидесятых годов прошлого века до десятых годов нынешнего века, шире заявленной темы.

Современные галереи редко удивляют настоящей актуальностью. Тем более удивительным было открытие выставки «Магистраль» в галерее «Культпроект». Формально выставка приурочена к датам начала (Брежневского призыва комсомольцев на строительство) и окончания («золотого звена» на разъезде Мирошниченко) строительства Байкало-Амурской магистрали. Но работы художников, представленные на ней, от пятидесятых годов прошлого века до десятых годов нынешнего века, шире заявленной темы.

Во-первых, потому, что и сам БАМ начали строить ещё до войны, а реальным завершением стройки можно считать только пуск составов через Северомуйский тоннель. А, во-вторых, картины и арт-объекты экспозиции, представляющие железные дороги как двигатель прогресса, вместе с тем, сам «прогресс» позиционируют не только как линейное измерение, но как изменение способа восприятия самих железных дорог. От метода соцреализма до технологий видео-арта проходит тема движения, освоения пространства во времени. И если на заре художественного осмысления «локомотива вокруг нас» движение поездов виделось, в основном, через клубы чёрного дыма, вырывающиеся из трубы летящего состава, то с течением времени образы прогресса сменились «гуманизмом», людьми, обеспечивающими это движение. А потом и «очеловечиванию» лязгающих на стыках вагонов, цистерн и хоппер-дозаторных вертушек. Галерейное пространство эстетически не замкнуто, не нацелено исключительно на «воспоминания о былом величии», оно может и «приращать смыслы», причём в самом актуальном контексте. Ведь, именно сейчас, БАМ позволяет развивать и осваивать пространства Забайкалья, одновременно подтверждая уверенность в своей правоте «здесь и сейчас». Если уж такую стройку осилили, то трассу через Керченский пролив – наведём, без вопросов. Рефлексировать вокруг «Стройки Века» можно долго, но, в какой-то мере, приятно, что её уже никто не называет «самым длинным памятником эпохи застоя». Можно подумать и о том, насколько резкоконтинентальный климат и вечная мерзлота смогут изменить восприятие реальности хипстерами, креаклами, гражданами, которым «не нужен Крым». Не увидят ли они что-то новое, внезапно запечатлев северное сияние на экранах смартфонов.

Но, по своему скромному опыту, могу сказать, что к московским холодам после строительства «Трассы» люди обычно относятся без истерик. Конечно, площади галереи не могут вместить в себя всё, но то, что есть, представлено очень грамотно. Некоторые современные картины, висящие на стене, кажутся специально для этой поверхности и написанными. А работы восьмидесятых годов расположены и подсвечиваются именно так, как и положено для соответствующего периода.

Выставка проводится при поддержке компании «ГеоПроектИзыскания», а значит, есть надежда, что освоение темы будет продолжено.

Выставка продлится до 30-го апреля
Галерея КультПроект: м. «Кропоткинская», 2-й Обыденский пер., 12а. +7 962 906 71 51

1.0x