Авторский блог Андрей Аганин 22:59 13 ноября 2019

Трансформация или всё-таки бифуркация?

Проблема благополучного прохождения трансформации, минуя локальную точку бифуркации в фазовом пространстве динамической системы или даже ещё хуже предельную точку множества точек буфуркации осталась открытой и пока неразрешимой.
1

 двойной клик - редактировать изображение

1. Около трёх недель назад ознакомился со статьёй Игоря Сундиева и Андрей Фролова «Трансформация:_что_делать?» в № 42 газеты «Завтра» от 23 октября 2019 года, в которой рассказывается о главной особенности современного исторического момента – прохождении человечеством через важнейший критический этап своего развития в виду кажущегося завершения длительного ЗООПОПУЛЯЦИОННОГО ПЕРИОДА и якобы начинающегося перехода к становлению ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ ФОРМАЦИИ.

Научный анализ этого явления проведён выдающимися советским и российским учёным, специалистом в области математической физики, математического моделирования, физики плазмы и синергетики, членом-корреспондентом АН СССР (1984 год) Сергеем Павловичем Курдюмовым (18 ноября 1928 года, Москва, Московский уезд, Московская губерния, РСФСР, СССР – 2 декабря 2004 года, Москва, Центральный федеральный округ, Российская Федерация) и советским и российским учёным-физиком, просветителем, телеведущим, главным редактором журнала «В мире науки», вице-президентом РАЕН Сергеем Петровичем Капицей (14 февраля 1928 года, Кембридж, Кембриджшир, Англия, Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии – 14 августа 2012 года, Москва, Центральный федеральный округ, Российская Федерация), показавшими в своих работах, что в кризисный период все системы работают «в режиме с обострением», а «социум регулируется не только прошлым, но и будущим».

Наглядный результат воздействия нового регулятора «из будущего» – это появление первых в истории социальных государств (СССР, а затем и стран социалистического содружества). Старый регулятор программировал масс-кинетические процессы – МАТЕРИЮ, чтобы удовлетворять витальные «органические» потребности ЗООПОПУЛЯЦИИ. Новый регулятор начал программировать СМЫСЛЫ: для удовлетворения ПСИХОСОЦИАЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА в ТВОРЧЕСКОЙ СОЗИДАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (результат – научные, культурные и цивилизационные достижения СССР как «материализация идеи» социальной справедливости).

Качественное отличие нового регулятора в том, что он «работает» на так называемом антропном принципе – способности человека ОСМЫСЛЕННО, то есть произвольно и осознанно управлять причинно-следственными (каузальными) связями в социальных и природных (масс-кинетических) структурах с более высокого – информационно-смыслового (когнитивного) уровня системной организации (на основе научных знаний). Но это возможно только при условии, что у «оператора» сформированы морально-нравственные качества, не допускающие возрастания энтропии: информационно-смысловые структуры не только не терпят хаотизации, но и имеют активную «защиту от дурака». «Проносить» с собой «наверх» энтропию как «корыстные намерения» категорически «запрещено». Вот что по этому поводу писал доктор медицинских наук, профессор, академик Российской Академии медицинских наук, директор Научно-исследовательский институт нормальной физиологии имени П.К. Анохина РАМН, заведующий кафедрой нормальной физиологии Первого МГМУ имени И.М. Сеченова Константин Викторович Судаков (6 июля 1932 года, Челябинск, Уральская область, РСФСР, СССР – 11 августа 2013 года, Москва, Центральный федеральный округ, Российская Федерация): «Все функциональные системы – «квазизакрытые» организации, работающие против энтропии», поэтому они активно отторгают и блокируют чужеродные элементы и внешние воздействия». Вмешательство в информационно-смысловые структуры, лишённое нравственного смысла, нарушает их «целостность» и «упорядоченность», увеличивает их хаотизацию до тех критических значений, что они перестают функционировать: например, «редактирование» жидкокристаллических структур ДНК приводит к тому, что «клоны» оказываются нежизнеспособными и агрессивными, а ИИ на поверку предстаёт искусным симулятором, большой базой данных, – но никак не «Искусственным Разумом».

Аморальные и безнравственные поступки людей (особенно лиц, принимающих решение) в период работы систем «в режиме с обострением», порождают непредсказуемые патологические нарушения традиционных причинно-следственных связей – «каузальный диссонанс». В пределе это может угрожать глобальной катастрофой – самоуничтожением социальных структур и среды обитания (омницидом – уничтожением всех жизненных форм Земли, вымиранием в результате применения ядерного оружия, но также может иметься в виду и уничтожение в результате другой антропогенной либо естественной катастрофы). «Первые ласточки» – наблюдаемые в 2019 году лесные пожары, обмеления рек, различные техногенные катастрофы, а также массовые «психические эпидемии»: «Саша-шаман», «экологическая Грета», предвыборные протесты. Предсказать, что и когда «жахнет», уже не представляется возможным – вырытые «схроны» могут сберечь от прогнозируемых явлений: «ядерной зимы», от эпидемий и землетрясений, от революционеров и киллеров, – но «каузальный диссонанс» всегда найдёт способ проявить себя с более высокого уровня системной организации (ибо различных вариантов деструкции в критический период работы систем с обострением – бесконечное множество).

Поэтому, учитывая возможности использования антропного принципа в период смены регуляторов, мы уже можем предложить перечень мер по произвольному управлению социальными процессами и ответить на традиционный русский вопрос «что делать?», а также «как делать?» и «для чего делать?».

 двойной клик - редактировать изображение

2. «Экономика» как регулятор социальных отношений выполнила свою историческую задачу – витальные функции всего человечества уже могут быть полностью удовлетворены на основе имеющихся мощностей современных автоматизированных производств (включая аграрные).

Промышленный «индустриальный барьер» автоматизации (модное слово сейчас – «роботизация») во всём мире был незаметно преодолён «под шумок» разрушения СССР ещё в 1980-е – 1990-е годы; это был закономерный индустриальный переход в результате «накопительного эффекта» от научно-технического прогресса. Этот индустриальный барьер условно разделил новейшую историю человечества на два периода: период «голода и холода» и период гарантированной возможности доступа к пище и относительному комфорту, обеспеченных глобальной индустриализацией. Новые аграрные технологии и соответствующие транспортные возможности, позволили не допускать голода в отдельно взятых регионах: человечество впервые за всю свою историю достигло так называемой «продовольственной устойчивости» – на Земле впервые стало производиться продуктов больше, чем необходимо всем жителям планеты по норме калорий. Таким способом одномоментно из мира тотального «дефицита» человечество оказалось в мире относительного изобилия, сохраняя при этом инстинктивный страх остаться голодным: многие люди во всём мире и сейчас продолжают избыточно потреблять («а вдруг изобилие закончится?»), а у элит исчез «порог насыщения».

Драматическим проявлением остроты момента является искусственная «стимуляция потребительского спроса», достигаемая с помощью «инженерии поломок» и непосредственной «фабрично-цеховой» утилизации «ширпотреба» и «гаджетов», – даже для уничтожения дорогостоящих «брендов» (например, часов, мехов, спиртных напитков). Та же печальная участь ожидает и аграрную продукцию – более одной трети произведённой пищи ещё «первой свежести» выбрасывается на разных стадиях её доведения до потребителя (а затем и самим потребителем). Как вариант и акция прикрытия «утилизации» – демонстративное уничтожение «санкционных продуктов».

Кроме очевидной бессмысленности, подобный «экономический порядок» является откровенным преступлением перед будущим: на высокотехнологичную продукцию расходуются невозобновляемые ресурсы нашей планеты: пресная вода (выплавка металлов и полив растений), редкоземельные металлы (электроника), минеральные углеводороды (для роботизированного производства необходима «чистая», то есть электрическая энергия). Например, на производство 1 кг риса необходимо 2,5 т пресной воды; а для одного легкового автомобиля (выплавка стали и алюминия) – 50 т пресной воды.

Продукция сложных переделов поступает «прямиком на помойку»: часть – сразу, а другая часть с заданной «инженерами поломок» «задержкой» на время гарантийного срока. И те, кто совершают это преступление против и ныне живущего, и будущих поколений, ещё и «винят» человечество (простой, но эффективный психологический трюк) в том, что «кто-то слишком много ест»: «британские учёные» сочиняют «страшилки» про «экологический след», «парниковый эффект», «глобальное потепление климата», «перенаселение планеты», подкручивая при этом «часы судного дня». Получилось, что насыщение витальных функций человечества произошло ценой потери духовности: «смысл жизни» человека стал трактоваться «по умолчанию» как возможность гарантированного потребления «здесь и сейчас».

 двойной клик - редактировать изображение

3. Переходу к ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ ФОРМАЦИИ препятствуют зафиксированные ЗООПОПУЛЯЦИОННЫМ ПЕРИОДОМ ПОЛИТИЧЕСКИЕ (они же – ОБЩЕСТВЕННЫЕ) ОТНОШЕНИЯ, как устаревший метод регулирования социума.

Эксперты юбилейного пятидесятилетнего доклада Римского клуба, констатируя невозможность отрегулировать современный социум прежними методами, в конце 2017 года запаниковали: «Капитализм умер!» – что же делать?!! В 2019 году «отличился» показательными умозаключениями президент Франции Эммануэль Макрон, резюмируя, что «капитализм умер и сошёл с ума!». Он произнёс эти слова накануне саммита Большой семёрки – собрания крупнейших империалистических держав, которые определяют судьбу мирового капитализма. Вероятно, французские «жёлтые жилеты» сумели «донести до своего президента и правительства необходимость договориться о коррекции социального устройства» в пределах имеющегося там правового поля (во избежание избыточной радикализации), а именно – «сдвинуть» обратно искусственно завышенную границу неравенства. По мнению Э. Лимонова: «Всё, что видим сейчас, – то, к чему привели 40 лет противонародной политики, вой­на элит против их европейских народов. Истерия власти во Франции доказывает, как и во всей Европе, что они чувствуют, что земля трясётся. Это – основной урок: власть перепугалась».

Несмотря на усиление кризиса ПОРЯДКА ЗООПОПУЛЯЦИОННОГО ПЕРИОДА, главным политическим трендом по-прежнему остаётся интегрированная система обучения для школьников и студентов, обучающихся по экономическим специальностям «Экономикс: принципы, проблемы и политика» (англ. Economics: Principles, Problems, and Policies) – гипнотическое упование на то, что за счёт дальнейшей стимуляции производства и увеличения «эффективности рыночных механизмов» (например, «цифровизации») можно и дальше «отвечать на вызовы». Но для этого нужно всегда быть готовым к агрессивному и интенсивному реагированию, «разруливая» глобальные кризисные проявления: основной расчёт на ситуативное управление «в ручном режиме» и с минимальным горизонтом планирования (игнорирование, страх и агрессия, а также оцепенение – типичная рефлекторно-инстинктивная реакция при «разрыве шаблона» в ЗООПОПУЛЯЦИИ). По словам «соловья либерализма» израильского военного историка-медиевиста, профессора исторического факультета Еврейского университета в Иерусалиме, автора международного бестселлера «Sapiens: Краткая история человечества» Юваля Ноя Харари (ивр. ‏יובל נח הררי‏‎, 24 февраля 1976 года, Кирьят-Ата, Хайфский округ, Государство Израиль): «Если мы нажмём на тормоз, то обрушится экономика, а вместе с ней и общество. Чтобы функционировать, современная экономика должна постоянно и непрерывно расти. Если рост прекратится, экономика не застынет в уютном равновесии, она разлетится вдребезги».

В ответ на очевидные проявления новых регуляторов (внеэкономические и внеполитические!!!), элиты пытаются сохранять и поддерживать прежнюю традиционную структуру глобальной системы управления, сложившуюся за период становления ЗООПОПУЛЯЦИИ (глобализации капитализма): чтобы оставаться в привычном «прошлом», нужно постоянно пытаться блокировать проявления будущего. Консервация сложившегося миропорядка достигается за счёт применения изощрённых высокотехнологичных информационно-смысловых методов деструкции социума, имеющих надсоциальный уровень системной организации. Прежде всего, это так называемая «Война Э. Шредингера» (это когда агрессор пытается вернуть противнику оккупированный регион, но не может выполнить условий, по которым жертва агрессии должна его принять) – информационная деструктивная технология, позволяющая незаметно вносить искажения в результаты морально-нравственной регуляции социальных систем: модулировать каузальный (причинно-следственный) диссонанс мышления, «сталкивая» в голове обывателя две суперпозиции, два противоположных «смысла»: традиционного морально-нравственного и «синтетического», без человеческой морали.

С помощью ГЛОБАЛЬНОЙ ЦИФРОВОЙ ПЛАТФОРМЫ можно направленно управлять восприятием любого социально-значимого события и «назначать сверху», что хорошо, а что плохо; что верно, а что неверно, что правильно, а что неправильно, а если непонятно, то растолковывать, как надо «правильно понимать». Например, хочешь «исправиться» и «загладить вину» за свой личный вклад в «глобальную климатическую катастрофу» и помочь решить «проблему перенаселения», – занимайся «культурным» каннибализмом, в крайнем случае – питайся жареными мучными червями по новейшим рецептам BugBurger от IKEA! Если прежние форматы войн были направлены на уничтожение субъектов и объектов социума, то «Война Э. Шредингера» «регулирует» патологическое перерождение самого социума, изменяя исторически сложившуюся и закреплённую в нормах морали мотивационно-потребностную базу: эта война ведётся именно с того уровня системной организации, с которого должна осуществляться нравственная АНТРОПНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ!

Ещё один более замеаантротный метод деструкции, позволяющий тормозить развитие социума, – модуляция искусственного неравенства, достигаемая через возведение институциональных барьеров: как функциональное ограничение доступности пищи, образования, здравоохранения и экологичного жилья. Усиление неравенства в модели «Экономикс» – появление «лишних людей»: для того, чтобы производить промышленную и аграрную продукцию в постиндустриальной фазе технического прогресса, требуется не более 15 % трудоспособного населения – так «пролетариат» превращается в «прекариат» (от англ. precarious-ненадежный, нестабильный). А «бюджетники»: учёные, врачи и учителя, то есть наиболее ценные для развития социума люди, работающие со «смыслами» и помогающие работать с ними другим людям, – становятся «обременением» для институциональных структур.

Всё, что пока может предложить «лишним людям» ЗООПОПУЛЯЦИЯ – это отправить их тихо «овощевать»: мало-помалу потреблять за счёт так называемого «базового гарантированного дохода». Видимо, для «хозяев денег» себестоимость «утилизации населения» пока остаётся выше, чем гарантированные выплаты, которые хоть как-то «оживят рынок» и позволят извлечь прибыль.

 двойной клик - редактировать изображение

4. В переходный период смены регуляторов необходимо осознанное разделение «экономики» на два функционала: традиционную масс-кинетическую экономику, основанную на high-tech и high-end (для гарантированного обеспечения витальных потребностей) и новую информационно-смысловую «экономику» (как исконное «домостроительство»), на основе которой человек начнёт реализовывать свои высшие потребности в творческом развитии личности.

Традиционные индустриальные технологии, достигшие в настоящем вершины своего развития, на переходном этапе пока ещё будут продолжать обеспечивать витальные потребности всего человечества (при соответственно организованном распределении). Но они работают с МАТЕРИЕЙ и, подчиняясь законам термодинамики, всегда увеличивают энтропию природных и социальных систем: «пожирая» георесурсы и биоорганику, они наносят явный или скрытый экологический и социальный ущерб (необходимо содержать громоздкий административно-управленческий аппарат и обеспечивать инженерно-техническое обслуживание). Например, так называемая «зелёная энергетика» не может обойти классические законы термодинамики «с заднего крыльца», и, в конечном итоге, тоже увеличивает энтропию инфраструктурно-хозяйственных и природных объектов.

Их должны заместить сверхэффективные «закрывающие технологии», работающие на антропном принципе (через каузальное управление материей и энергией) и навсегда ЗАКРЫТЬ проблему удовлетворения и витальных, и высших потребностей: так проявятся их нравственные свойства (социальная справедливость и творческое развитие), этичность и эстетичность (изящество и красота как «целесообразность строения»).

Но «закрывающие технологии» несовместимы с мировоззрением «Ээкономикс»: автоматика не ломается, «энергия и материя» не расходуются: «ну, и где здесь делать бизнес?». Творческий человек, который их создаёт, всегда имеет высшую нравственную мотивацию – сделать что-либо социально-полезное. И, если это всё же получается, то уже на этапе внедрения «эффективным менеджерам» становится понятно, что «закрывающая технология» не только не «капитализируется», но и способна обрушить целые отрасли промышленности: все работники, а также все промышленные мощности и развёрнутая инфраструктура, соответствующая добывающая промышленность и энергетика, – всё это во мгновение ока становится ненужным. Поэтому многие учёные, а также «изобретатели и рационализаторы», выходящие в своей творческой деятельности на рубежи «закрывающих технологий», представляют потенциальную опасность для «Экономикс», и поэтому либо «самоликвидируются» (убивает социальная невостребованность), либо им помогают это сделать «специалисты». По результатам журналистского расследования Виталия Карюкова, «за 15 лет загадочно погибли более 70-ти представителей научной элиты России». Этот объективное журналистское расследование ярко показывает, что российское брахманство существует, но действует под жестким и неусыпным контролем со стороны «коллективной Хевры» и «элиты вхождения», а также внешних сил «коллективного Запада», а, возможно, и иных мировых центров силы.

Первая обширная тема для развития «закрывающих технологий», «запертая» ЗООПОПУЛЯЦИЕЙ более чем на 50 лет (ведь «не приносит прибыли!», «бабки не отбивает!»), – это, естественно, тема Космоса. Напомним, что Русский Космос стал реализованной, «воплощённой в металл» потребностью человечества в обретении высших «смыслов» – мечты о становлении гуманистической ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ ФОРМАЦИИ в галактическом масштабе. Было изначально понятно, что «кинетические» ракеты – лишь начальный этап путешествий по космическому пространству, поскольку вырваться человеку из своей «колыбели» за пределы Солнечной системы позволят только «закрывающие технологии» (К.Э. Циолковский: «Ракета – не цель, а средство передвижения!», «Вселенная кишит жизнью!»).

Впрочем, в советской научной фантастике, как наиболее чувствительной части культуры к регулятору «из будущего», это было ясно «прописано» и воспринималось читателями даже не как МЕЧТА, а как реальность завтрашнего дня. Не подлежало сомнению и то, что в ближайшем будущем наступит ЭРА МИЛОСЕРДИЯ и осуществится «терраформирование» Земли и других планет (когда расстояния уже не будут иметь критического значения) – начнётся управление климатом и «красотами» природы, а также состоится долгожданная встреча с «братьями по разуму». Ведь, парадокс Э. Ферми, сформулированный как «отсутствие видимых следов деятельности инопланетных цивилизаций», может быть объяснён тем, что другие ЗООПОПУЛЯЦИИ «заперты» в пределах своих солнечных систем, поскольку ими пока не «наработаны» соответствующие морально-нравственные качества. Возможно, наша Земная цивилизация сможет первой реализовать антропный принцип в Космосе и перейдёт через этот «каузальный барьер». Это – другие «смыслы», другое пространство и время: не «корыто со стразами», от которого многие не могут оторваться и поднять глаза к звёздам, а энтузиазм и радость от созидания и творения «в галактическом масштабе».

Поэтому для развития «закрывающих технологий» необходим не просто «государственный заказ», а государственный заказ именно социального государства, которое, применяя свой колоссальный организационный ресурс, будет с помощью «закрывающих технологий» реализовывать конкретные гуманистические цели ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ ФОРМАЦИИ.

 двойной клик - редактировать изображение

Поток временных рядов в фазовом пространстве задается дифференциальным уравнением маятника. Ось X соответствует положению маятника, а ось Y соответствует его скорости.

5. Во избежание глобальной катастрофы (как результата усиления каузального диссонанса), следует срочно заключить «новый общественный договор», позволяющий органично перейти от старых способов регулирования социума к новым. Для этого необходимо гарантировано обеспечить (за номинальную плату) витальные потребности населения и так же гарантированно обеспечить возможность «производства смыслов» (нравственно опосредованных способов работы с информационно-смысловыми, когнитивными конструктами). Образно говоря, осознанно, бескризисно и органично разделить общество на потребителей старого мира и ТВОРЦОВ НОВОГО МИРА.

Субъектами нового общественного договора должны стать не разделённые по имущественно-финансовому признаку народ и элиты, а представители старого мира и НОВОГО МИРА – как субъекты процесса смены формаций.

В отличие от авторов статьи я не считаю, что лозунг «Потреблюя – потребляй!» поможет благополучному прохождению трансформации, минуя локальную точку бифуркации в фазовом пространстве динамической системы или даже ещё хуже предельную точку множества точек буфуркации. В отличие от авторов статьи я также не согласен, что представителей старого мира могут пока взять на гарантированное содержание представители НОВОГО МИРА – собственно, так оно сейчас и происходит, но нет никакой необходимости закреплять это институционально, доведя эту функцию до её предела: нельзя неизвестно сколько ещё «ждать с моря хорошей погоды», старый мир и так слишком долго злоупотребляет тратой впустую исторического времени НОВОГО МИРА, а также природных и людских ресурсов. О гарантированном содержании представителей старого мира представителями НОВОГО МИРА мог рассуждать примерно 30 лет назад Владимир Александрович Крючков (29 февраля 1924 года, Царицын, Царицынский уезд, Царицынская губерния, РСФСР, СССР – 23 ноября 2007 года, Москва, Центральный федеральный округ, Российская Федерация). Мне он не казался представителем «коллективной Хевры» (так как он не участвовал по моим представлениям в процессах расгосударствления и приватизации), но я также не имею права его исключать из «элиты вхождения» (романтиком чего он являлся). Возможно, что мои оценки личности В.А. Крючкова в чём-то ошибочны, прошу моих читателей отнестись ко мне в этом вопросе с соответствующим пониманием. Он был честным, романтичным и мечтательным представителем «элиты вхождения», но одновременно он не принадлежал к «коллективной Хевре», а таковых было и есть сейчас очень и очень немного.

Лозунг «Созидая – созидай!» в настоящее время действует на практике помимо нашей воли, но благодаря воле представителей НОВОГО МИРА. Представителям НОВОГО МИРА необходимо, чтобы им не мешал старый мир с его тлетворным духом «Экономикс», принуждая их «ради собственного прокорма» участвовать в архаичных производственных и общественных отношениях, не позволяющих реализовывать личность и заниматься творческой социально-значимой деятельностью. И вновь я не согласен с авторами статьи, которые считают, что, возможно, для этого придётся воссоздать на новом уровне инфраструктуру «наукоградов» как «зон опережающего развития» (доминанты – наука, воспитание и образование), недосягаемых для «волшебной руки рынка», – именно там будут консолидироваться «закрывающие технологии» как функционал будущего регулятора ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ ФОРМАЦИИ. Я более склоняюсь к той точке зрения, что скорее придётся воссоздавать на новом уровне созвездие «исправительно-трудовых поселений» как «зон ударного труда и развития» (доминанты – строительство поселений и инфраструктуры, полигон для внедрения новых технологий), досягаемых исключительно для представителей «коллективной Хевре», при условии конфискации всего награбленного и деятельного раскаяния в содеянном.

Авторы статьи предлагают, например, разделение на потребителей старого мира и ТВОРЦОВ НОВОГО МИРА, которое, по их мнению, можно было бы оформить институционально – как добровольно вносимую (в заявительной форме) пометку в паспорте. Задача – осознанно дифференцировать развитие, произвольно «развести» индивидов по доминанте удовлетворения потребностей. Разделение должно быть не непреодолимо (не фиксировано), то есть, ТВОРЕЦ, при желании, может всегда перейти в категорию потребителя, а потребитель – войти в группу ТВОРЦОВ. Потребители не должны принимать участие в государственном управлении (государственные должности не должны служить источником для элитного потребления, так как элитное потребление уже гарантируется государством как «вменённый доход»). При этом совмещение «полезного с приятным» для уровня местного самоуправления – пожалуйста (можешь и элитно потреблять и «элитно» работать – если избиратели поддержат).

Главное – чтобы ТВОРЦАМ при этом не мешали. Не выселять люденов (следующую ступень развития Homo sapiens согласно братьям Страгацким) и прогрессоров (представителей высокоразвитых разумных рас, в чьи обязанности входит способствование научному развитию цивилизаций, находящихся на более низком технологическом уровне, повышая тем самым общий уровень жизни их представителей, согласно братьям Страгацким) за пределы Земли, как это получалось в романах братьев Стругацких, а сделать их основой нового общества – они представляют великую ценность для нового мира! Но не следует никого принуждать – нужно предлагать, создавать условия и насыщать. Рост энтропии в виде бунтов, революций и угрожающих каузальных парадоксов – не путь к ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ ФОРМАЦИИ. Нормальному человеку, обладающему потребностью в творческой деятельности, роскошь не требуется, ему элитное потребление не интересно, а нужны нормальные условия для жизнедеятельности, что при нынешнем развитии науки и техники уже давно не проблема.

А если потребителям захочется заняться упоительным процессом потребления, не обременяя себя тяготами государственной службы, – необходимо обеспечить им такую возможность: от общего количества выпущенного в мире «материального субстрата» не убудет (заодно и можно помочь решить проблему занятости на переходный период – не увольнять же квалифицированных специалистов, и не выбрасывать же произведённое). Я не считаю, как авторы статьи, что пусть у потребителя будет не сто шуб в шубохранилище, а сто пятьдесят (зачем добро выбрасывать?), не сто дорогих ручек или часов, а двести, не десять люксовых авто, а двадцать, не один гарем, а три!!! Так примерно «рисовался» один из бывших отраслевых руководителей, который любил говорить: «Я люблю технику и женщин. Я люблю красоту жизни. Красивая машина или красивый инструмент вызывает во мне такие же эмоции, как и красивая женщина. Я сейчас говорю полушутя, полусерьёзно… И я хочу потреблять, потреблять, потреблять и так далее». Из-за действительного «качества» таких вот руководителей сегодня мы вполне серьёзно можем говорить о наличии в современной Российской Федерации «коллективной Хевры», которая можно смело утверждать существует и на «коллективном Западе», и в КНР, да и в истеблишментах других государств мира.

Я также не считаю, как авторы статьи, что никакой «экспроприации экспроприаторов» не требуется, никакого «раскулачивания» не нужно! Авторы статьи считают, что необходим реализовать лозунг «Просящему – дай!»: по их мнению, функцию необходимо произвольно и осознанно довести до её предела, тогда новый регулятор начнёт «нарабатывать» свои специфические каузальные связи. Предлагали ввести «базовый гарантированный доход» – пожалуйста (причём не «овощной», а «роскошный»)! Хотели провести стратификацию, разделить на «избранных» и «всех остальных»: пожалуйста! Хотели, чтобы рост населения на Земле стабилизировался и остановился хотя бы на десяти миллиардах – пожалуйста! По расчётам С.П. Капицы («История десяти миллиардов») в условиях удовлетворения витальных и высших потребностей именно так и произойдёт.

 двойной клик - редактировать изображение

6. Для реализации антропного принципа регулирования необходимо развитие социального государства: только оно своей мощью (как аппарат произвольного и нравственного управления) может целенаправленно институционально поддерживать деятельность Творцов, кормить Потребителей и осуществлять строительство нового социального уклада на базе закрывающих технологий.

В настоящее время существует уникальная институциональная возможность – «начать с себя»: согласно части 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация является социальным государством, а это значит, что в пределе доминантным должен быть принцип социальной справедливости «от каждого по способностям, – каждому по потребностям». Учитывая пространственные возможности «одной седьмой части суши», авторы статьи считают, что население Российской Федерации можно безболезненно разделить «по потребностям» на старый мир и НОВОГО МИР: «инклюзивно» – на заповедники элитного потребления и ЗОНЫ ОПЕРАЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ, чтобы «не путать грешное с праведным». Но наша действительность – такова, что политического субъекта запуска этого процесса в Российской Федерации сегодня нет, а, значит, это мнение является всего лишь благим намерением.

Весьма спорно и утверждение авторов статьи о том, что процесс смены социальных регуляторов не сможет произойти «автоматически», как это было ранее в истории, – через срабатывание триггерного механизма «саморегуляции» (эффекта «спускового крючка») в результате «накачки» социума «политэкономическими» эксцессами – «революциями». Переход от ЗООПОПУЛЯЦИИ к ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ ФОРМАЦИИ – это не только «традиционная диалектика» (переход количества в качество), но и, прежде всего, антропное морально-нравственное регулирование процессов на основе новых научных знаний (как информационно-смысловых конструктов «высшей пробы»). Смена регуляторов – не «вызов», а потенциальная возможность проектного, планового и управляемого перехода к более высокому уровню системной организации, на котором реализуются высшие ПСИХОСОЦИАЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (это и есть то самое СЧАСТЬЕ).

Таким образом, уважаемые Игорь Сундиев и Андрей Фролов, авторы статьи «Трансформация:_что_делать?» в № 42 газеты «Завтра», отлично научно порассуждали о перспективах трансформации длительного ЗООПОПУЛЯЦИОННОГО ПЕРИОДА в якобы начинающийся переход к становлению ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ ФОРМАЦИИ, но при всём самом большом уважении к ним нельзя говорить об их основополагающих выводах иначе, как о современной научной фантастике на очень интересные темы. Другими словами, о завяленной в этой статье трансформации нельзя толком ничего сказать определённого. А проблема благополучного прохождения трансформации, минуя локальную точку бифуркации в фазовом пространстве динамической системы или даже ещё хуже предельную точку множества точек буфуркации осталась открытой и пока неразрешимой.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Комментарии Написать свой комментарий
14 ноября 2019 в 05:35

Конечно, исключительно рациональные отражение, регуляция и управление обществом, то есть общечеловеческим организмом недостаточно, однобоко и грозит расстройством системы, неврозом и возможно вообще душевным заболеванием цивилизации. Нравственность - это высшая математика и физика духовности. Как в жизни отдельного человека так и в жизни всего человечества для стабильного его роста и развития необходима гармония, должный балланс индивидуального успеха и гуманистичного, сочувственного, общественного позиционирования. Либерализм как попытка гуманизации капитализма изживает себя, обнажая свою мораль - как тот же просчитанный, мёртвый, абстрактный рыночный продукт. С уничтожением социалистической, коммунистической аксиологии, коя осуществляла некое равновесие в мышлении человечества, подобно действию правого, аналогового, волнового, полушария мозга, рыночное, торгашеско-обменное, исключительно рационально-кретиническое восприятие мира и приводит человечество к мёртвой оцифрованности его социофизиологии. Человечество явно заболевает бета-синдромом. Оно теряет высшие трансцендентные и супраментальные основы вдохновения и интуитивности. Оно закрывает от себя высшие духовные измерения. Оно возвращается через свой либерализм к обратно к общим с обезьянами предкам. Его надо лечить. И лучше конечно, если это сделает само человечество, чем если это осуществит насилуемая им природа. Как это было всегда раньше.