Главной особенностью современного исторического момента является то, что человечество проходит через важнейший критический этап своего развития — завершился длительный Зоопопуляционный период и начинается переход к становлению Психосоциальной формации. Научный анализ этого явления проведён выдающимися советскими учёными С.П. Курдюмовым и С.П. Капицей, показавшими в своих работах, что в кризисный период все системы работают "в режиме с обострением", а "социум регулируется не только прошлым, но и будущим".
Наглядный результат воздействия нового регулятора "из будущего" — это появление первых в истории социальных государств (СССР, а затем и стран социалистического содружества). Старый регулятор программировал масс-кинетические процессы — "МАТЕРИЮ", чтобы удовлетворять витальные "органические" потребности Зоопопуляции. Новый регулятор начал программировать "СМЫСЛЫ": для удовлетворения психосоциальных потребностей человека в творческой созидательной деятельности (результат — научные, культурные и цивилизационные достижения СССР как "материализация идеи" социальной справедливости).
Качественное отличие нового регулятора в том, что он "работает" на так называемом "Антропном принципе" — способности человека ОСМЫСЛЕННО, то есть произвольно и осознанно управлять причинно-следственными (каузальными) связями в социальных и природных (масс-кинетических) структурах с более высокого — информационно-смыслового (когнитивного) уровня системной организации (на основе научных знаний). Но это возможно только при условии, что у "оператора" сформированы морально-нравственные качества, не допускающие возрастания энтропии: информационно-смысловые структуры не только не терпят хаотизации, но и имеют активную "защиту от дурака". "Проносить" с собой "наверх" энтропию как "корыстные намерения" категорически "запрещено": "все функциональные системы — "квазизакрытые" организации, работающие против энтропии", поэтому они активно отторгают и блокируют чужеродные элементы и внешние воздействия (К.В. Судаков). Вмешательство в информационно-смысловые структуры, лишённое нравственного смысла, нарушает их "целостность" и "упорядоченность", увеличивает их хаотизацию до тех критических значений, что они перестают функционировать: например, "редактирование" жидкокристаллических структур ДНК приводит к тому, что "клоны" оказываются нежизнеспособными и агрессивными, а ИИ на поверку предстаёт искусным симулятором, большой базой данных, — но никак не "Искусственным Разумом".
Аморальные и безнравственные поступки людей (особенно лиц, принимающих решение) в период работы систем "в режиме с обострением", порождают непредсказуемые патологические нарушения традиционных причинно-следственных связей — "каузальный диссонанс". В пределе это может угрожать глобальной катастрофой — самоуничтожением социальных структур и среды обитания (Омницидом). "Первые ласточки" — наблюдаемые в 2019 г. лесные пожары, обмеления рек, различные техногенные катастрофы, а также массовые "психические эпидемии": "Саша-шаман", "экологическая Грета", предвыборные протесты. Предсказать, что и когда "жахнет", уже не представляется возможным — вырытые "схроны" могут сберечь от прогнозируемых явлений: "ядерной зимы", от эпидемий и землетрясений, от революционеров и киллеров, — но "каузальный диссонанс" всегда найдёт способ проявить себя с более высокого уровня системной организации (ибо различных вариантов деструкции в критический период работы систем с обострением — бесконечное множество).
Поэтому, учитывая возможности использования Антропного принципа в период смены регуляторов, мы уже можем предложить перечень мер по произвольному управлению социальными процессами и ответить на традиционный русский вопрос "Что делать?", а также "как делать?" и "для чего делать?".
§1
"Экономика" как регулятор социальных отношений выполнила свою историческую задачу — витальные функции всего человечества уже могут быть полностью удовлетворены на основе имеющихся мощностей современных автоматизированных производств (включая аграрные).
Промышленный "индустриальный барьер" автоматизации (модное слово сейчас — "роботизация") во всём мире был незаметно преодолён "под шумок" разрушения СССР ещё в 80-е — 90-е гг. прошлого столетия; это был закономерный индустриальный переход в результате "накопительного эффекта" от научно-технического прогресса. Этот индустриальный барьер условно разделил новейшую историю человечества на два периода: период "голода и холода" и период гарантированной возможности доступа к пище и относительному комфорту, обеспеченных глобальной индустриализацией. Новые аграрные технологии и соответствующие транспортные возможности, позволили не допускать голода в отдельно взятых регионах: человечество впервые за всю свою историю достигло так называемой "продовольственной устойчивости" — на Земле впервые стало производиться продуктов больше, чем необходимо всем жителям планеты по норме калорий. Таким способом одномоментно из мира тотального "дефицита" человечество оказалось в мире относительного изобилия, сохраняя при этом инстинктивный страх остаться голодным: многие люди во всём мире и сейчас продолжают избыточно потреблять ("а вдруг изобилие закончится?"), а у элит исчез "порог насыщения".
Драматическим проявлением остроты момента является искусственная "стимуляция потребительского спроса", достигаемая с помощью "инженерии поломок" и непосредственной "фабрично-цеховой" утилизации "ширпотреба" и "гаджетов", — даже для уничтожения дорогостоящих "брендов" (например, часов, мехов, спиртных напитков). Та же печальная участь ожидает и аграрную продукцию — более одной трети произведённой пищи ещё "первой свежести" выбрасывается на разных стадиях её доведения до потребителя (а затем и самим потребителем). Как вариант и акция прикрытия "утилизации" — демонстративное уничтожение "санкционных продуктов".
Кроме очевидной бессмысленности, подобный "экономический порядок" является откровенным преступлением перед будущим: на высокотехнологичную продукцию расходуются невозобновляемые ресурсы нашей планеты: пресная вода (выплавка металлов и полив растений), редкоземельные металлы (электроника), минеральные углеводороды (для роботизированного производства необходима "чистая", то есть электрическая энергия). Например, на производство 1 кг риса необходимо 2,5 т пресной воды; а для одного легкового автомобиля (выплавка стали и алюминия) — 50 т пресной воды…
Продукция сложных переделов поступает "прямиком на помойку": часть — сразу, а другая часть с заданной "инженерами поломок" "задержкой" на время гарантийного срока. И те, кто совершают это преступление против и ныне живущего, и будущих поколений, ещё и "винят" человечество (простой, но эффективный психологический трюк) в том, что "кто-то слишком много ест": "британские учёные" сочиняют "страшилки" про "экологический след", "парниковый эффект", "глобальное потепление климата", "перенаселение планеты", подкручивая при этом "Часы судного дня". Получилось, что насыщение витальных функций человечества произошло ценой потери духовности: "смысл жизни" человека стал трактоваться "по умолчанию" как возможность гарантированного потребления "здесь и сейчас".
§2
Переходу к Психосоциальной формации препятствуют зафиксированные Зоопопуляционным порядком "Политические отношения", как устаревший метод регулирования социума.
Эксперты юбилейного пятидесятилетнего доклада "Римского Клуба", констатируя невозможность отрегулировать современный социум прежними методами, в конце 2018 г. запаниковали: "Капитализм умер!" — что же делать?!! В 2019 г. "отличился" показательными умозаключениями президент Франции Э. Макрон, резюмируя, что "капитализм умер и сошёл с ума!". Он произнёс эти слова накануне саммита "Большой семёрки" — собрания крупнейших империалистических держав, которые определяют судьбу мирового капитализма. Вероятно, французские "жёлтые жилеты" сумели "донести" до своего президента и правительства необходимость договориться о коррекции социального устройства" в пределах имеющегося там правового поля (во избежание избыточной радикализации), а именно — "сдвинуть" обратно искусственно завышенную границу неравенства. По мнению Э. Лимонова: "Всё, что видим сейчас, — то, к чему привели 40 лет противонародной политики, война элит против их европейских народов. Истерия власти во Франции доказывает, как и во всей Европе, что они чувствуют, что земля трясётся. Это основной урок: власть перепугалась".
Несмотря на усиление кризиса Зоопопуляционного порядка, главным политическим трендом по-прежнему остаётся "Экономикс" — гипнотическое упование на то, что за счёт дальнейшей стимуляции производства и увеличения "эффективности рыночных механизмов" (например, "цифровизации") можно и дальше "отвечать на вызовы". Но для этого нужно всегда быть готовым к агрессивному и интенсивному реагированию, "разруливая" глобальные кризисные проявления: основной расчёт на ситуативное управление "в ручном режиме" и с минимальным горизонтом планирования (игнорирование, страх и агрессия, а также оцепенение — типичная рефлекторно-инстинктивная реакция при "разрыве шаблона" в Зоопопуляции). По словам "соловья либерализма" Ю.Н. Харари: "Если мы нажмём на тормоз, то обрушится экономика, а вместе с ней и общество. Чтобы функционировать, современная экономика должна постоянно и непрерывно расти. Если рост прекратится, экономика не застынет в уютном равновесии, она разлетится вдребезги".
В ответ на очевидные проявления новых регуляторов (внеэкономические и внеполитические!!!), элиты пытаются сохранять и поддерживать прежнюю традиционную структуру глобальной системы управления, сложившуюся за период становления Зоопопуляции (глобализации Капитализма): чтобы оставаться в привычном "прошлом", нужно постоянно пытаться блокировать проявления будущего… Консервация сложившегося миропорядка достигается за счёт применения изощрённых высокотехнологичных информационно-смысловых методов деструкции социума, имеющих надсоциальный уровень системной организации. Прежде всего, это так называемая "Война Шредингера" — информационная деструктивная технология, позволяющая незаметно вносить искажения в результаты морально-нравственной регуляции социальных систем: модулировать каузальный (причинно-следственный) диссонанс мышления, "сталкивая" в голове обывателя две суперпозиции, два противоположных "смысла": традиционного морально-нравственного и "синтетического", без человеческой морали.
С помощью Глобальной Цифровой платформы можно направленно управлять восприятием любого социально-значимого события и "назначать сверху", что хорошо, а что плохо; что верно, а что неверно, что правильно, а что неправильно, а если непонятно, то растолковывать, как надо "правильно понимать". Например, хочешь "исправиться" и "загладить вину" за свой личный вклад в "глобальную климатическую катастрофу" и помочь решить "проблему перенаселения", — занимайся "культурным" каннибализмом, в крайнем случае — питайся жареными мучными червями по новейшим рецептам BugBurger от IKEA! Если прежние форматы войн были направлены на уничтожение субъектов и объектов социума, то "Война Шредингера" "регулирует" патологическое перерождение самого социума, изменяя исторически сложившуюся и закреплённую в нормах морали мотивационно-потребностную базу: эта война ведётся именно с того уровня системной организации, с которого должна осуществляться нравственная Антропная регуляция!
Ещё один более заметный метод деструкции, позволяющий тормозить развитие социума, — модуляция искусственного неравенства, достигаемая через возведение институциональных барьеров: как функциональное ограничение доступности пищи, образования, здравоохранения и экологичного жилья. Усиление неравенства в модели "экономикс" — появление "лишних людей": для того, чтобы производить промышленную и аграрную продукцию в постиндустриальной фазе технического прогресса, требуется не более 15% трудоспособного населения — так "пролетариат" превращается в "прекариат" (от англ. precarious-ненадежный, нестабильный). А "бюджетники": учёные, врачи и учителя, то есть наиболее ценные для развития социума люди, работающие со "смыслами" и помогающие работать с ними другим людям, — становятся "обременением" для институциональных структур.
Всё, что пока может предложить "лишним людям" Зоопопуляция — это отправить их тихо "овощевать": мало-помалу потреблять за счёт так называемого "базового гарантированного дохода". Видимо, для "хозяев денег" себестоимость "утилизации населения" пока остаётся выше, чем гарантированные выплаты, которые хоть как-то "оживят рынок" и позволят извлечь прибыль.
§3
В переходный период смены регуляторов необходимо осознанное разделение "экономики" на два функционала: традиционную масс-кинетическую экономику, основанную на high-tech и high-end (для гарантированного обеспечения витальных потребностей) и новую информационно-смысловую "экономику" (как исконное "домостроительство"), на основе которой человек начнёт реализовывать свои высшие потребности в творческом развитии личности.
Традиционные индустриальные технологии, достигшие в настоящем вершины своего развития, на переходном этапе пока ещё будут продолжать обеспечивать витальные потребности всего человечества (при соответственно организованном распределении). Но они работают с "МАТЕРИЕЙ" и, подчиняясь законам термодинамики, всегда увеличивают энтропию природных и социальных систем: "пожирая" георесурсы и биоорганику, они наносят явный или скрытый экологический и социальный ущерб (необходимо содержать громоздкий административно-управленческий аппарат и обеспечивать инженерно-техническое обслуживание). Например, так называемая "Зелёная энергетика" не может обойти классические законы термодинамики "с заднего крыльца", и, в конечном итоге, тоже увеличивает энтропию инфраструктурно-хозяйственных и природных объектов.
Их должны заместить сверхэффективные "закрывающие технологии", работающие на Антропном принципе (через каузальное управление материей и энергией) и навсегда "ЗАКРЫТЬ" проблему удовлетворения и витальных, и высших потребностей: так проявятся их нравственные свойства (социальная справедливость и творческое развитие), этичность и эстетичность (изящество и красота как "целесообразность строения").
Но "закрывающие технологии" несовместимы с "экономикс": автоматика не ломается, "энергия и материя" не расходуются: "ну, и где здесь делать бизнес?". Творческий человек, который их создаёт, всегда имеет высшую нравственную мотивацию — сделать что-либо социально-полезное. И, если это всё же получается, то уже на этапе внедрения "эффективным менеджерам" становится понятно, что "закрывающая технология" не только не "капитализируется", но и способна обрушить целые отрасли промышленности: все работники, а также все промышленные мощности и развёрнутая инфраструктура, соответствующая добывающая промышленность и энергетика, — всё это во мгновение ока становится ненужным. Поэтому многие учёные, а также "изобретатели и рационализаторы", выходящие в своей творческой деятельности на рубежи "закрывающих технологий", представляют потенциальную опасность для "экономикс", и поэтому либо "самоликвидируются" (убивает социальная невостребованность), либо им помогают это сделать "специалисты". По результатам журналистского расследования В. Карюкова, "за 15 лет загадочно погибли более 70-ти представителей научной элиты России".
Первая обширная тема для развития "закрывающих технологий", "запертая" Зоопопуляцией более чем на 50 лет (ведь "не приносит прибыли!", "бабки не отбивает!"), — это, естественно, тема Космоса. Напомним, что Русский Космос стал реализованной, "воплощённой в металл" потребностью человечества в обретении высших "смыслов" — мечты о становлении гуманистической Психосоциальной формации в галактическом масштабе. Было изначально понятно, что "кинетические" ракеты — лишь начальный этап путешествий по космическому пространству, поскольку вырваться человеку из своей "колыбели" за пределы Солнечной системы позволят только "закрывающие технологии" (К. Циолковский: "Ракета — не цель, а средство передвижения!", "Вселенная кишит жизнью!").
Впрочем, в советской научной фантастике, как наиболее чувствительной части культуры к регулятору "из будущего", это было ясно "прописано" и воспринималось читателями даже не как "мечта", а как реальность завтрашнего дня. Не подлежало сомнению и то, что в ближайшем будущем наступит "Эра милосердия" и осуществится "терраформирование" Земли и других планет (когда расстояния уже не будут иметь критического значения) — начнётся управление климатом и "красотами" природы, а также состоится долгожданная встреча с "братьями по разуму"… Ведь, парадокс Ферми, сформулированный как "отсутствие видимых следов деятельности инопланетных цивилизаций", может быть объяснён тем, что другие Зоопопуляции "заперты" в пределах своих солнечных систем, поскольку ими пока не "наработаны" соответствующие морально-нравственные качества. Возможно, наша Земная цивилизация сможет первой реализовать Антропный принцип в Космосе и перейдёт через этот "каузальный барьер". Это — другие "смыслы", другое пространство и время: не "корыто со стразами", от которого многие не могут оторваться и поднять глаза к звёздам, а энтузиазм и радость от созидания и творения "в галактическом масштабе".
Поэтому для развития "закрывающих технологий" необходим не просто "государственный заказ", а заказ именно социального государства, которое, применяя свой колоссальный организационный ресурс, будет с помощью "закрывающих технологий" реализовывать конкретные гуманистические цели Психосоциальной формации.
§4
Во избежание глобальной катастрофы (как результата усиления каузального диссонанса), следует срочно заключить "новый общественный договор", позволяющий органично перейти от старых способов регулирования социума к новым. Для этого необходимо гарантировано обеспечить (за номинальную плату) витальные потребности населения и так же гарантированно обеспечить возможность "производства смыслов" (нравственно опосредованных способов работы с информационно-смысловыми, когнитивными конструктами). Образно говоря, осознанно, бескризисно и органично разделить общество на "Потребителей" и "Творцов".
Субъектами нового общественного договора должны стать не разделённые по имущественно-финансовому признаку народ и элиты, а представители "Старого мира" и "Нового мира" — как субъекты процесса смены формаций.
Потребляя — потребляй! Представителей "Старого мира" могут пока взять на "гарантированное содержание" представители "Нового мира" — собственно, так оно сейчас и происходит, просто это необходимо закрепить институционально, доведя эту функцию до её предела.
Созидая — созидай! Представителям "Нового мира" необходимо, чтобы им не мешал "экономикс", принуждая их "ради прокорма" участвовать в архаичных производственных отношениях, не позволяющих реализовывать личность и заниматься творческой социально-значимой деятельностью. Возможно, для этого придётся воссоздать на новом уровне инфраструктуру "наукоградов" как "зон опережающего развития" (доминанты — наука, воспитание и образование), недосягаемых для "волшебной руки рынка", — именно там будут консолидироваться "закрывающие технологии" как функционал будущего регулятора Психосоциальной формации.
Например, разделение на "Потребителей" и "Творцов" можно было бы оформить институционально — как добровольно вносимую (в заявительной форме) пометку в паспорте. Задача — осознанно дифференцировать развитие, произвольно "развести" индивидов по доминанте удовлетворения потребностей. Разделение должно быть не непреодолимо (не фиксировано), т. е. "Творец", при желании, может всегда перейти в категорию "Потребителя", а "Потребитель" — войти в группу "Творцов". "Потребители" не должны принимать участие в государственном управлении (государственные должности не должны служить источником для элитного потребления, так как элитное потребление уже гарантируется государством как "вменённый доход"). При этом совмещение "полезного с приятным" для уровня местного самоуправления — пожалуйста (можешь и элитно потреблять и "элитно" работать — если избиратели поддержат).
Главное — чтобы "Творцам" при этом не мешали. Не выселять "Люденов" и "Прогрессоров" за пределы Земли, как это получалось в романах братьев Стругацких, а сделать их основой нового общества — они представляют великую ценность для нового мира! Но не следует никого принуждать — нужно предлагать, создавать условия и насыщать. Рост энтропии в виде бунтов, революций и угрожающих каузальных парадоксов — не путь к Психосоциальной формации. Нормальному человеку, обладающему потребностью в творческой деятельности, роскошь не требуется, ему элитное потребление "не интересно", а нужны нормальные условия для жизнедеятельности, что при нынешнем развитии науки и техники уже давно не проблема.
А если "Потребителям" захочется заняться упоительным процессом потребления, не обременяя себя тяготами государственной службы, — необходимо обеспечить им такую возможность: от общего количества выпущенного в мире "материального субстрата" не убудет (заодно и можно помочь решить проблему занятости на переходный период — не увольнять же квалифицированных специалистов, и не выбрасывать же произведённое). Пусть у "Потребителя" будет не сто шуб в шубохранилище, а сто пятьдесят (зачем добро выбрасывать?), не сто дорогих ручек или часов, а двести, не десять люксовых авто, а двадцать, не один гарем, а три!!! Как "рисовался" один из бывших отраслевых руководителей: "Я люблю технику и женщин. Я люблю красоту жизни. Красивая машина или красивый инструмент вызывает во мне такие же эмоции, как и красивая женщина. Я сейчас говорю полушутя, полусерьёзно… И я хочу потреблять, потреблять, потреблять и так далее".
Никакой "экспроприации экспроприаторов" не требуется, никакого "раскулачивания" не нужно! "Просящему — дай!": функцию необходимо произвольно и осознанно довести до её предела, тогда новый регулятор начнёт "нарабатывать" свои специфические каузальные связи. Предлагали ввести "базовый гарантированный доход" — пожалуйста (причём не "овощной", а "роскошный")! Хотели провести стратификацию, разделить на "избранных" и "всех остальных": пожалуйста! Хотели, чтобы рост населения на Земле стабилизировался и остановился хотя бы на десяти миллиардах — пожалуйста! По расчётам С.П. Капицы (см. "История десяти миллиардов") в условиях удовлетворения витальных и высших потребностей именно так и произойдёт.
§5
Для реализации Антропного принципа регулирования необходимо развитие социального государства: только оно своей мощью (как аппарат произвольного и нравственного управления) может целенаправленно институционально поддерживать деятельность Творцов, кормить Потребителей и осуществлять строительство нового социального уклада на базе закрывающих технологий.
В настоящее время существует уникальная институциональная возможность — "начать с себя": согласно Конституции РФ, наша страна является "социальным государством", а это значит, что в пределе доминантным должен быть принцип социальной справедливости: "От каждого по способностям, — каждому по потребностям". Учитывая пространственные возможности "одной седьмой части суши", популяцию РФ можно безболезненно разделить "по потребностям" на "Старый мир" и "Новый мир": "инклюзивно" — на "Заповедники элитного потребления" и "Зоны опережающего развития": чтоб "не путать грешное с праведным".
Процесс смены социальных регуляторов не сможет произойти "автоматически", как это было ранее в истории, — через срабатывание триггерного механизма "саморегуляции" (эффекта "спускового крючка") в результате "накачки" социума "политэкономическими" эксцессами — "революциями". Переход от Зоопопуляции к Психосоциальной формации — это не только "традиционная диалектика" (переход количества в качество), но и, прежде всего, Антропное морально-нравственное регулирование процессов на основе новых научных знаний (как информационно-смысловых конструктов "высшей пробы"). Смена регуляторов — не "вызов", а потенциальная возможность проектного, планового и управляемого перехода к более высокому уровню системной организации, на котором реализуются высшие психосоциальные потребности человечества (это и есть то самое "счастье").
Игорь Сундиев, Андрей Фролов