Бюджетный офис Конгресса опубликовал краткий отчёт об исполнении федерального бюджета США за октябрь-декабрь 2024 года. Напомним, что бюджетный год в США начинается 1 октября, и хотя прошёл всего один квартал, уже можно делать прогнозы на предстоящий год в целом
Итак, доходы бюджета за квартал упали в текущем бюджетном году на 2% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего. Это произошло несмотря на статистический рост ВВП на 2,7% якобы в реальном исчислении и плюс инфляционный рост примерно на те же 2,7%. Таким образом номинальный ВВП, с которого так или иначе считаются налоги, вырос на целые 5,4%, а доходы бюджета при этом сократились.
Выросли только поступления социальных взносов на 4%, исчисляемые с заработной платы среднего класса, указывая на рост номинальных зарплат, но всё равно ниже роста ВВП. Социальные взносы платятся с зарплат конкретных людей, и американские налоговые органы и статистика пока не научились правдоподобно манипулировать сочетанием этих показателей.
Снизились поступления подоходного налога на 1%, а этот налог даёт больше половины всех доходов бюджета, начисляется частично на зарплату и частично на капитал. Надо заметить, что это падение произошло на фоне не только роста номинальных зарплат и социальных взносов с них на 4%, но и на фоне роста фондовых индексов на 23%, если верить S&P500 за 2024 год. Для США именно динамика фондового рынка является первейшим мерилом благополучия экономики, но получается, что даже такого роста оказывается недостаточно для вытягивания бюджета и социалки. А что если рост фондового рынка хотя бы замедлится, не говоря уже о падении?
Обвалились поступления налога на прибыль на 27%, которые к тому же остались на категорически малых величинах (1/10 всех доходов). Это обвал произошел еще и на фоне серьёзного роста рынка акций, что указывает на дутость этого роста (ведь доходность акций зависит от дивидендов, выплачиваемых из прибыли). Реальная прибыль, облагаемая реальными налогами, падает, тогда как бумажная прибыль для дутого фондового рынка – растёт?
Следует напомнить, что одним из важнейших предвыборных обещаний Байдена и повестки первого года его президентства было введение глобального налога на прибыль: чтобы все крупные корпорации мира с хотя бы минимальными операциями в США платили в американский бюджет налог с глобальной прибыли, чем уменьшили бы огромный бюджетный дефицит. Падение поступлений налога на прибыль указывает на полный провал налоговой реформы Байдена, несмотря на статус США как мирового гегемона с попыткой подтвердить этот статус на Украине.
Всё это ставит под сомнение налогово-тарифные планы Трампа, поскольку и сам Трамп в первый срок не преуспел в реальной поддержке промышленности. К тому же текущие таможенные тарифы в составе бюджетных доходов занимают столь ничтожную долю, что не попадают даже в отдельную статистическую строку и вносятся в прочие. Вся строка прочих доходов составляет около 5% всех доходов и финансирует порядка 3% расходов, и даже если Трампу удастся их удвоить, это всё равно минимально повлияет на бюджетный дефицит.
Расходы федерального бюджета выросли суммарно на 6%, чуть больше номинального роста ВВП. Социальные и медицинские расходы, расходы на пенсии военнослужащим составляют 49% и выросли в среднем на 17%, намекая на реальную инфляцию для бедных американцев, которая никак не похожа на официальное удорожание усредненной потребительской корзины на 2,7%. Именно прирост социальных расходов, значительно выше роста поступлений социальных взносов, на фоне падения других поступлений налогов формирует примерно 70% прироста и без того огромного бюджетного дефицита.
Военные расходы составляют 14% всех федеральных расходов и выросли на 8%, что зримо меньше роста социальных и медицинских расходов, с ограничителем в виде этих расходов. Буквально, несколько основных федеральных социальных программ обходятся американскому бюджету в 3,5 раза дороже самой дорогой армии мира, а есть ещё прочие федеральные социальные программы и программы штатов.
Процентные расходы по государственному долгу выросли на 11% и практически сравнялись по сумме и доле с военными расходами, хотя еще пять лет назад процентные расходы были в 4 раза меньше военных. Более того, полная трансформация процентных расходов еще не произошла, поскольку изрядная доля государственных облигаций выпускалась еще до периода высоких процентных ставок под фиксированные низкие проценты. Даже умеренное понижение процентных ставок Федрезервом пока не сильно влияет на понижение процентных расходов, поскольку рынок в это не верит.
Теперь самое главное и обескураживающее: бюджетный дефицит, за счёт которого было профинансировано 40% всех расходов и который лишь на треть уступил доходам, составил 710 млрд долл. при расходах 1792 млрд долл. и доходах 1083 млрд долл. За аналогичный период прошлого бюджетного года дефицит был 510 млрд долл. и в квартале начавшегося бюджетного года скакнул в 1,4 раза.
Данные за октябрь-декабрь позволяют прогнозировать, что за весь начавшийся бюджетный год дефицит может достичь 2,6 трлн долл., немногим не дотянув до ковидных лет (3,1 трлн и 2,8 трлн долл. в 2020 и 2021 годах). Это ещё при продолжении текущей позитивной динамики статистического ВВП и фондового рынка, но что если эта динамика хотя бы обнулится, не говоря уже о спаде? Очевидно, что американская бюджетная система войдет в ступор.
Соглашение о потолке государственного долга действовало до 1 января 2025 года по принципу: можно тратить сколько нужно, точнее, сколько записано в бюджете. Не зря Трамп уже отругал спикера нижней палаты Конгресса и своего однопартийца Джонсона за принятие бюджетных расходов на начавшийся бюджетный год. Расходы приняты, но соглашение о потолке госдолга остановлено, и теперь это придётся «разгребать» новой администрации Трампа. Именно этот вопрос должен стать основным в первые сто дней президентства Трампа, иначе вера инвесторов в американские бумаги пошатнется.
Казалось бы, республиканцы контролируют теперь обе палаты Конгресса и должны дружно проголосовать за увеличение потолка госдолга. Но тогда политическая система распишется в неспособности контролировать бюджетные расходы и дефицит. Череда частых довыборов в Конгресс раз в полтора-два года и президентских выборов раз в 4 года при двухпартийной системе превращается в постоянный лоббизм всё новых социальных расходов, обещанных перед выборами избирателям. К тому же рекрутирование в администрацию Трампа изрядного числа конгрессменов повлечёт их перевыборы и может нарушить шаткое преимущество республиканцев над демократами.
Вспоминается бородатый советский анекдот: «Вопрос армянскому радио, почему в США две правящих партии, а в СССР – одна? Ответ: содержать две партии слишком расточительно в условиях Холодной войны».
Якобы по совпадению совсем недавно американский мультимиллиардер Уоррен Баффет напомнил о своем предложении 2013 года (при администрации Обамы), что если дефицит бюджета превышает 3% ВВП, то весь текущий состав Конгресса теряет право на переизбрание. За время Обамы дефицит сначала раздули до 9,8% ВВП в 2009 году, затем сократили до 2,8% ВВП в 2014 году, аккурат по предложению Баффета. На 2025 год бюджетный дефицит ожидается около 8,5% ВВП, без видимых простых решений по его сокращению. Следует учесть, что широкое представительство в администрации Трампа получают миллиардеры, с полномочиями громче, чем у профессиональных политиков.
Так что бюджетная, социальная и политическая система США не вытягивает статуса гегемона и серьёзной конкуренции со стороны других центров силы (России и Китая). Трамп понимает нереалистичность планов изменения этой системы как по опыту своего первого президентского срока, так и в условиях ещё более тяжелого наследия Байдена по сравнению с наследием Обамы. Потому Трамп и начинает «стелить соломку» в виде мечтаний о Канаде, Гренландии или на худой конец Панаме, чтобы хоть как-то положительно войти в историю и не стать вторым Байденом.
Автор - доктор экономических наук, профессор кафедры общественных финансов Финансового университета.
Илл. Энди Уорхол "Двести однодолларовых купюр".