27 февраля 1988 года в городе Сумгаит, что неподалеку от Баку, произошла страшная резня, причины которой, тем не менее, некоторые смеют переписывать по своему усмотрению. Такое сегодня практически немыслимо в отношении холокоста, однако совсем не редкость, когда речь заходит о геноциде армянского народа.
Как бы дико это не звучало, но местные правоохранительные органы не предприняли никаких усилий для защиты собственного населения. В течение трех дней в городе происходили погромы, жесточайшие убийства, публичные пытки, изнасилования и грабежи исключительно по национальному признаку.
И только после того, как банды озверевших молодчиков закончили свое дело, в город были введены силы для наведения порядка. По официальной версии, в ходе погромов было убито 27 армян, однако многочисленные факты (в том числе и фотосвидетельства) доказывают, что число погибших было в разы больше.
Воспоминания военного врача
Александр Лупоков, служивший в Сумгаите, так описывает начало погромов, свидетелем которых ему довелось оказаться:
«В субботу вечером 27 февраля я был на центральном почтамте, где у меня должен был состояться междугородний телефонный разговор. Когда я вышел наружу, то мне показалось, что недалеко идёт футбольный матч, слышался гул стадиона. Но, стоп! Стадион далековато, и футбола, вроде бы, никакого не должно было быть. А гул постепенно нарастал. Я подошёл к краю тротуара улицы перед почтамтом и увидел, как слева, со стороны площади перед зданием горкома партии, надвигалась масса людей, беспрерывно что-то скандируя. Как-то стало не по себе. И вот эта толпа уже шествует мимо меня. Я спросил у пожилого азербайджанца: что это значит? Тот как-то недовольно махнул рукой и сказал что-то типа «горлопаны с митинга идут, призывают армян гнать за Карабах». Пройдя метров 500, я увидел прямо на тротуаре части разорванной одежды. Еще дальше осколки разбитых оконных стекол. В районе автовокзала опять шумела толпа. Валил чёрный дым…»
«Всех армян из сотрудников и их семьи мы укрыли в здании поликлиники. Построив своих больных (не более 15), я объяснил, что если сюда ворвутся "банды", то щадить никого не будут. По городу шныряли "банды" творящие уголовный беспредел. Они вымещали своё зло на наших солдатиках, бросая в них камни, бутылки с зажигательной смесью, метая, как дротики, остро заточенные арматуры. На патрули, ходившие по городу позже, когда ввели комендантский час, бросали с крыш и балконов цветочные горшки и прочие тяжелые предметы. Поэтому основными повреждениями были черепно-мозговые травмы, проникающие ранения внутренних органов от "дротиков", множественные ушибы и ожоги. Три хирурга работали в напряг. Ушибленными и обожжёнными занимались терапевты. Остальные врачи были на сортировке. Ночью никто не спал».
Это пишет человек, наблюдавший за зверствами своими глазами. Человек, которого сложно заподозрить в национальной ангажированности.
Из насилия получается только насилие
События в Сумгаите повлекут за собой новую волну антиармянских настроений в Азербайджане. Советский Союз войдет в последний виток кризиса и начнет трещать по швам. Азербайджанская власть, почуяв ослабление центра, инициирует гонения на армян.
Прочти два года спустя, когда армяне уже переживут погромы в Кировабаде (Гандзаке) и «тихие» убийства в Баку (убийцы были вдохновлены Сумгаитом), повторится еще один погром - самый страшный и массовый. Январь 1990 года стал третьим и последним актом геноцида армян. Погромщики действовали также как и в Сумгаите. То есть это нельзя назвать стихийным действом, так как у бандитов были списки армян, их адресов и телефонов.
После тех событий остатки некогда процветающей и внесшей огромный вклад в развитие Баку армянской общины навсегда покинут столицу Азербайджана.