Авторский блог Екатерина Ненашева 13:08 14 февраля 2014

Трагедия скульптора

Дмитрий Цаплин и его работы

Забывают все и вся - слова, обещания, дома, улицы, эмоции, произведения, события, людей…Так забыли и выдающегося советского скульптора Дмитрия Цаплина, чей самобытный почерк служил эталоном для не одного поколения студентов художественных училищ. Где сейчас находится наследие непризнанного творца, кто претендует на его квартиру в центре Москвы? Эти вопросы должны стать предметом для дискуссии всей культурной общественности.
Его называют крестьянским самородком. Особый метод работы с материалом, своя, собственная скульптурная школа. Работы Цаплина прекрасны в своей простоте и даже в некоторой грубости. Настоящей, русской, мужской. Родился Дмитрий Филиппович в Саратовской губернии в 1890 году. Нищая крестьянская семья, в которой Цаплин был четвёртым из одиннадцати детей, постоянные нужды, голодная юность - все трудности начинающий художник переживал в своем творчестве. В ранней молодости он начал заниматься скульптурой - сам, без каких- либо навыков и помощи учителей - Цаплин чувствовал материал и форму, постоянно совершенствовал свои умения с каким-то магическим врожденным чутьем. В 1919-м году Цаплин поступил в Саратовские свободные художественные мастерские. Начал учебу уже сложившимся мастером, со своим методом и стилем. С учениками Цаплин не находил общего языка, мало с кем общался, а среди учителей не сыскал понимания. "По признанию самого Цаплина, в школе он чувствовал себя ужасно одиноким: он не понимал учителей и того, зачем нужно ему было рисовать греческие фрески, а профессора не понимали ученика и того, что, собственно, нужно ему от искусства" - писал биограф скульптора И. Лещенко.
Любимыми материалами Цаплина становятся дерево и камень. От всех скульпторов его отличает важный признак - Цаплин чувствовал материал, а не подчинял его своей идее. За счет этого все его работы - невероятно живы, выразительны и гармоничны. В отличие от классического символизма, элементы скульптуры Цаплина - объемны и многогранны, образ их всегда сродни человеческим переживаниям.
Громкую известность Цаплину принесла знаменитая скульптура из дерева «Грузчик». Объем, невероятный лаконизм и в то же время авторская выразительность - скульптура в некоторой степени двухмерна. Образ грузчика, на спине которого тяжелая ноша, напоминает само дерево, склонившее свои пышные ветки. К сожалению, сейчас даже на фотографиях скульптуру найти сложно - в интернете никаких снимков и репродукций нет.
Одна из самых знаковых работ Дмитрия Цаплина - «Портрет отца художника», в котором обобщен образ народного мыслителя и мудреца.
В 1927-м году Луначарский отправляет Цаплина работать за границу «для совершенствования мастерства». Главным событием пребывания Цаплина за рубежом становится выставка в одной из лондонских галерей, о которой писали во многих изданиях об искусстве: «Эта небольшая и нерекламированная выставка в своем роде делает историю. Она отмечает... шаг вперед в нашем представлении о том, чем будет социалистическое искусство... это то, о чем могут только мечтать скульпторы пяти шестых частей света... Цаплин нашел выражение для социалистической жизни, и оно хорошо...". После обучения за границей Цаплин уезжает жить в Испанию, на остров Мальорка, где много и упорно работает. Он выставляет свои произведения в Париже, в Барселоне, в Мадриде, наконец, в Лондоне, куда переезжает в 1935 году, незадолго до возвращения на Родину. Именно в «заграничный период» Цаплин создал свою знаменитую анималистическую серию - скульптуры «Крадущийся тигр», «Слон», «Львица», «Голова пантеры» и многие другие.
В 1935-м году Цаплин возвращается на Родину и в своей теме активно затрагивает актуальные общественные темы - космос, литературу, государство. Цаплину выделяют квартиру в центре Москвы и место под мастерскую, недалеко от ГУМа. Однако персональной выставки так и не случилось. То не находилось подходящего места, то скульптора самого не устраивали площадки. К тому же, отношения с кругом художников у него не складывались, академикам и профессорам своеобразная манера Цаплина была не близка и не понятна. Он оставался одиноким, жил в своем собственном времени и пространстве. Работы продавал мало - Цаплину это занятие было не по душе, ему сложно было расставаться со своими скульптурами, поэтому на каждую он заламывал невозможно высокие цены.
Женат Дмитрий Цаплин был на актрисе и певице Татьяне Лещенко-Сухомлиной, в браке с которой у них родилась дочь Вера.
Скончался Цаплин в 1967-м году. Место его захоронения остается неизвестным.

******
Это здание издалека больше похоже на маленький завод - широкое, прямоугольное, с красным кирпичем и деревянной салатовой проходной. У входа несколько крупных скульптур, хаотично расставленных друг за другом. Именно здесь находится «Объединение московских скульпторов».
В длинных коридорах рабочие кабинеты. Холодные и испачканные краской, с широкими старыми окнами и потрескавшимися стенами. В одном из таких мастерская известного скульптора Владимира Буйначева. Именно он один из тех студентов, кто был у Цаплина «подмастерьем» - помогал выполнять техническую работу над скульптурами. Буйначев называет Цаплина гением и своим вдохновителем, Владимир Петрович один из немногих, кто до сих пор любит и помнит Цаплина, кто действительно озабочен судьбой его наследия. Владимир Петрович спасал работы выдающегося скульптора в его мастерской, готовил специальную инсталляцию, посвященную Цаплину для ММСИ, отвозил самые ценные работы в Третьяковку, а сейчас даже ведет переговоры с адвокатом по делу имущества скульптора….
«На Цаплина мы обратили внимание на втором курсе института. Когда стал вопрос о работе с камнем, мы ориентировались не на то, как работали все советские классики скульптуры, а именно на Дмитрия Филипповича. Цаплин работал, в том числе и просто из булыжника. Мы считали его скульптором, у которого была связь с каким-то древним, доисторическим способом создания скульптуры. Я думаю, так работали мастера, начиная с неандертальцев. У него ведь не было никакой школы. Он просто взял и начал работать, он был абсолютно самодеятельным. Учился около двух лет в Саратове, но там всем было непонятно, что он делает, и он сам не понимал, что от него требуется. Особенно в Цаплине нас тогда привлекала разноликость его работ. Учиться у него было просто невозможно. Я хоть и говорю, что я его ученик, но скорее - такой - виртуальный... Он делал все подробно, он был очень натуралистичен. Цаплин любил полировать, работать гладко, законченно, а мы – второй-третий курс очень грубо работали. В его сознании это было неряшливое отношение. Но мы- то ориентировались на натуру, модель, которую лепили из глины. Не о какой законченности речи не шло.
Как работал Цаплин? Уникально. Вот, например, когда он жил в Испании, он просто шел к морю, находил там камень и делал из него скульптуру. В основном методом трения. Именно в этот период Цаплин создал свою знаменитую анималистическую серию.
О своем заграничном периоде он немного рассказывал. Помню, он говорил, что когда жил в Париже, каждый день ходил в Лувр и учился на греках и римлянах. И вот эта музейность, налет академичности, в поздних работах сказывались. Цаплин стал подражать классикам.
Цаплин любил материал, бережно относился к дереву, камню. Коненков даже называл его краснодеревщиком. Важно отметить, что в те времена шла халтура, на комбинатах делали памятники из глины при помощи рабочих, которые переводила глину в материал. И где там автор? Все эти скульптуры были совершенно одинаковые.
На запад он поехал овладевать мастерством. Живя во Франции, называл себя частью России. О себе Цаплин говорил так: «Это не я творю, это Россия моими руками творит».
Я, будучи студентом, помогал Дмитрию Филипповичу в его мастерской - мы делали Ленина из дерева. Внутри Ленин должен был быть пустой - вот мы как раз этим занимались. А Цаплин, в свою очередь, особое внимание уделял деталям - если, например, просмотреть «Орла» в Третьяковке - там глаз выполнен ювелирно! Цаплин работал по твердому камню алмазными стеклорезами. У него некоторые произведения таким образом даже подписаны.

В память о Цаплине я представил в ММСИ инсталляцию. Те работы Цаплина, которые есть у нас, в «Объединении московских архитекторов», до этого стояли в коридоре, там окурки рабочие в них бросали. Грязь везде всякая была. И я скульптуры подарил Музею современного искусства, представив их на выставке. Я сделал инсталляцию из цикла цаплинских работ, посвященных Ленину на подиуме, за ним - зеркальную стенку, чтоб видно было, что эти скульптуры внизу - пустые. Я назвал эту инсталляцию «Трагедия скульптора». Ведь у самого Цаплина в жизни было две больших трагедии… Первая - когда он вернулся в Россию, воодушевленный, хотел служить народу. Стал делать портреты Ленина и не понимал, что никому не нужен «пустой» вождь, с сучками да трещинами. И потом - он никак не мог подружиться с академиками и профессорами, да и со всей этой художественной элитой. Цаплин постоянно чувствовал, как «товарищи по кисти» настроены против его искусства и таланта, поэтому оставался в стороне. Да и сам он, конечно, был неуживчивым, ему покоя не давал сложный характер…
Сейчас весьма интересна тема наследия Дмитрия Филипповича. Когда Цаплин умер, его жена, Татьяна Лещенко - Сухомлина пускала в его мастерскую всех, кто хотел посмотреть на работы Цаплина. Это было в конце шестидесятых. А потом до меня начали доходить слухи, что в мастерской все грабят и уничтожают - там появилось какое-то рабочее акционерное общество, и в помещении стали делать магазин. В итоге все скульптуры рабочие просто сбросили в подвал. А в подвале трубы потекли. Все насквозь промокло! Что-то увезла дочь или рабочие растащили – непонятно. Потом мне директор этого магазина рассказал, что он звонил Вере, писал в Минкульт, обращался в Третьяковку - никому работы Цаплина оказались не нужны... Когда мы во второй раз приехали в бывшую мастерскую, окна уже были заложены кирпичом, а большие работы были выставлены на улицу и закрыты полиэтиленом. Тогда я сам начал звонить и писать в Министерство культуры, ходил в Третьяковку. Они отвечали, что дочь жива и только она может распоряжаться наследием. Но дело все в том, что Вера страдала психическим заболеванием. Говорят, она долго возмущалась тому, что работы отца оказались в Третьяковке, что я посвятил в ММСИ Цаплину инсталляцию. Но с ней мы так и не общались. В апреле прошлого года она умерла.
Ко мне приходила адвокат, рассказывала о том, что есть какая-то наследница, которая ухаживала за Верой Цаплиной и которой завещана ей квартиру на Тверской. Якобы эта девушка представилась сотрудником соц.службы, втерлась к пожилой женщине в доверие и постоянно приходила к ней домой.
Эта «наследница» претендует только на квартиру, она еще не знает про то, что в Переделкино есть дача. Там тоже могут быть работы Цаплина. Я часто слышу, что на барахолке в Измайлово кто-то по дешевке приобрел его скульптуры, кто-то что-то видел в антиквариате…Ни работ, ни музея, ничего…А самое главное - даже неизвестно, где Цаплин похоронен… И похоронен ли?

*****
Говорят, могила Цаплина находится в Переделкино, вместе с могилой второго мужа Татьяны Лещенко-Сухомлиной. Кто-то предполагает, что его тело даже не забрали из морга, и скульптора похоронили с так называемыми «невостребованными».
На данный момент в Третьяковке находится три скульптуры Цаплина. Еще несколько - в Русском музее. Около четырех - в стенах Московского объединения архитекторов. Какая-то часть - в квартире на Тверской, которая сейчас заперта на железный замок. Дело в том, что некая женщина, называющая себя наследницей, действительно имеет завещание от Веры Цаплиной, которая в силу возраста и здоровья явно не понимала, кому хочет оставить отцовскую квартиру в центре Москвы. А «наследнице» кроме квартиры ничего и не надо - наследие Дмитрия Филипповича Цаплина ее мало интересует. Бесконечные судебные иски по поводу наследства Веры Цаплиной идут с прошлого года. С одной стороны - неизвестная наследница, которую адвокаты причисляют к черным риэлторам, с другой- департамент жилищной политики Москвы. Как заверила Елена, выступающая в процессе адвокатом со стороны департамента, самое главное сейчас - не отдать лже-наследнице квартиру, в которой хранятся произведения Дмитрия Филипповича. В будущем правозащитники планируют найти истинных наследников Цаплина, которые, по мнению Департамента, грамотно распорядятся с наследием и отдадут его в музеи. В то же время, о подробностях дела адвокаты пока молчат и конкретных имен не называют. Вдвойне досадно, что широкая общественность в теме наследия Цаплина не заинтересована, как и в Цаплине вообще. Но когда на наших глазах исчезает истинное культурное достояние, не то, чтобы молчать – надо орать во всю глотку - и этого мало!
Преступлением будет, если уникальные работы одного из самых самобытных советских скульпторов пропадут без вести - как, по сути, когда-то он сам….

1.0x