Авторский блог Павел Васин 23:00 24 января 2017

Товарищ Орлов

Этот человек родился в США под именем Гленн Майкл Соутер, а стал в СССР Михаилом Евгеньевичем Орловым. Спустя много лет, американцы так оценят деятельность этого советского разведчика: «Из-за Соутера и некоторых других мы могли бы проиграть войну Советам». Он работал на СССР, потому что считал политику США опасной для всего мира. И ещё потому, что он очень любил Россию.

Этот человек родился в США под именем Гленн Майкл Соутер, а стал в СССР Михаилом Евгеньевичем Орловым. Спустя много лет, американцы так оценят деятельность этого советского разведчика: «Из-за Соутера и некоторых других мы могли бы проиграть войну Советам». Он работал на СССР, потому что считал политику США опасной для всего мира. И ещё потому, что он очень любил Россию.

Михаил Евгеньевич Орлов (он же Гленн Майкл Соутер) родился 30 января 1957 г. в городе Хаммонд (штат Индиана, США) в семье предпринимателя. Родители развелись, когда ему было четыре года. Воспитывался матерью.

В 1975 г. поступил в университет, однако проучившись полгода бросил учёбу. Он поступил в школу военных фотографов, по окончании которой получил назначение в 6-й флот США.

В 1977-1982 гг. Гленн Соутер проходил службу в разведывательном подразделении 6-го флота США, базировавшемся в Средиземном море Италии, являлся доверенным лицом по связям с общественностью, а также личным фотографом командующего флотом адмирала Кроу. Служил на авианосце «Нимиц», затем на штабных кораблях «Олбани» и «Пьюджет Саунд». По словам самого Соутера, его первые сильные разочарования, связанные с политикой США, появились в период службы на авианосце «Нимиц». В то время как власти отрицали наличие ядерного оружия на корабле, он, по словам Соутера, «был напичкан им». Его возмущение вызывал и шпионаж в отношении Египта и Израиля, которые были союзниками США.

С 1983 г. и по середину 1986 г. Соутер проходил обучение на получение офицерского звания на военном факультете при университете «Олд Доминион» в Норфолке, и одновременно служил в качестве резервиста на базе ВМС США в том же Норфолке, где занимался обработкой материалов космической разведки.

С юности Соутер интересовался культурой СССР, изучал и любил творчество Владимира Маяковского, читал Маркса. У него сформировался собственный взгляд на мир, в котором должны были царить справедливость, равенство, превосходство коллективизма над индивидуализмом.

Исходя из собственных убеждений в 1980 г. Соутер обратился в советское посольство в Риме, где попросил помощи в получении советского гражданства. Он не просил политического убежища, не заявлял о каких либо преследованиях со стороны американских властей. Как вспоминал легендарный резидент КГБ СССР в Риме полковник Борис Александрович Соломатин[1], вербовавший Соутера: «Нет, он не вынашивал решения изменить родине – ему хотелось обрести новую». Соутер даже не считал свою работу на флоте США секретной.

Однако Соутер служил на авианосце ВМФ США «Нимиц», бывал на других военных кораблях, через его руки проходили секретные документы и фотографии. Поэтому КГБ СССР весьма заинтересовался Соутером и предложил ему помощь в получении гражданства СССР в обмен на секретные сведения. Однако после того, как он категорически отказался от материального вознаграждения за свои услуги, возникло подозрение, что это лишь подставной человек со стороны спецслужб США. Сам Соутер объяснял свой отказ от денег тем, что прежде всего борется с угрозой атомной войны, он желает быть полезным СССР, чтобы не допустить угрозы миру со стороны США.

Полученная от Гленна Соутера информация была подлинной, секретной и чрезвычайно важной. Он передавал советским спецслужбам секретные фотографии вооружения, планы передвижения кораблей флота, их вооружение, их задачи. Передавал критерии, по которым командование США оценивало допустимость нанесения ядерного удара. Позднее один из представителей американских спецслужб заявил: «Из-за Соутера и некоторых других мы могли бы проиграть войну Советам».

Работая на КГБ СССР исключительно из убеждений, Соутер был исключительно способным и талантливым агентом. Пресс-секретарь Пентагона П. Уильямс в июле 1986 г. (уже после побега Соутера в СССР) заявил, что до исчезновения Соутера американские контрразведывательные службы не располагали какими-либо достоверными сведениями относительно его сотрудничества с советской разведкой, хотя вели расследование по поводу некоторых подозрений его в шпионаже. Гленн Соутер даже успешно прошёл проверку на детекторе лжи для получения офицерского звания и допуска к секретным документам. Он получил допуск к списку целей на территории СССР, подлежащих ядерному поражению в случае военного конфликта. Этот список содержал около 150 тысяч (!!!) различных советских объектов.

Однако после скандала, связанного с выявлением в США целой группы моряков, работавших на СССР, начался новый этап шпиономании, когда проверялись малейшие возможности выявления советских шпионов.

За Соутером было установлено наблюдение, которое длилось около года, но не дало успехов. Его неоднократно вызывали для бесед в местное отделение ФБР, где сначала беседовали о его взглядах на мир, на СССР, на советскую культуру. Позднее его вызывали уже на допросы, которые также ничего не дали. Тогда Соутеру было предложено пройти испытание детектором лжи, но уже по стандартам ФБР, а не ВМС США, как ранее. Из-за возникшей угрозы ареста 9 июня 1986 г. Соутер на самолете итальянской компании «Алиталия», имея обратный билет в США, вылетел в Рим, откуда КГБ СССР был переправлен в Москву.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1986 года ему было официально предоставлено советское гражданство. Он сам выбрал себе новое имя: Орлов Михаил Евгеньевич.

В заявлении о предоставлении гражданства Соутер написал: «Со всей ответственностью заявляю, что правительство США никогда ничего не сделает из искренних и честных побуждений для установления мира на земле до тех пор, пока не будет твердо уверено в своем полном военном превосходстве. США пренебрежительно относились и продолжают относиться к судьбам других народов».

Орлов-Соутер стал единственным из нелегальных агентов, который получил официальное звание офицера КГБ СССР – майор. Ему были предоставлена квартира в Москве и дача в Подмосковье. Он активно занимался научной деятельностью, разработал собственную программу обучения английскому языку, много гулял по Москве, ездил в другие города СССР. Он познакомился с другими легендарными советскими разведчиками Кимом Филби и Джорджем Блейком и подружился с ними.

Многое в СССР ему нравилось и приводило в восторг: бесплатное образование и здравоохранение, хорошо развитый общественный транспорт, система соцобеспечения.

Однако не все в СССР оправдало его ожиданий. А именно «перестройка». Наблюдая за ней, в августе 1988 г. он записал в дневнике: «Все вокруг становится тревожней. Повсюду начинаешь сталкиваться с нечестностью. Это просто невероятно! Я считаю, что так у нас настоящей перестройки не будет».

В 1987 г. Михаил Евгеньевич женился на Елене, преподавательнице английского языка из Института разведки, у них родилась дочь Александра.

11 июля 1988 г. «Известия» официально заявили, что Соутер, о судьбе которого на родине не было точных сведений, получил советское гражданство, что он переехал в СССР из идейных соображений. Его навестили родственники из США, которые убедились, что Гленн Соутер действительно оказался в СССР добровольно. В середине 1988 г. в одном из интервью он сказал так: «Сейчас у меня интересная работа, хорошие условия. Появляются новые друзья и, что немаловажно, серьёзные жизненные планы. Я вижу и чувствую, что живу в динамичном обществе, в котором много проблем, но и огромное желание решать эти проблемы. Гласность, демократия, перестройка становятся для меня, американца, близкими и по-новому осознанными понятиями».

20 июля 1988 г. на телевидении выходит программа с участием Соутера.

В начале 1989 г. руководство КГБ СССР ходатайствует о награждении Орлова орденом Дружбы с формулировкой «За выполнение важных заданий и значительный вклад в обеспечение и укрепление безопасности нашего государства».

Широкой общественности в СССР Соутер стал известен прежде всего после смерти, когда о нем вышли несколько телепередач и газетных статей.

Жена — Елена и дочь — Александра в 1992 г. по приглашению матери М. Е. Орлова находились в США, где к ним проявляли интерес сотрудники ФБР.

Однако, 22 июня 1989 г., будучи один на даче, М. Е. Орлов написал несколько предсмертных писем (матери, жене, дочери, Джорджу Блейку и коллегам из ПГУ КГБ СССР), спустился в гараж, закрыл все двери и окна и завёл двигатель. Он завещал похоронить себя в форме офицера КГБ СССР. В почётном карауле на похоронах стояли руководители КГБ СССР, в том числе Председатель КГБ СССР генерал В. А. Крючков. Похоронен М. Е. Орлов был на Новокунцевском кладбище Москвы рядом с могилой Кима Филби.

Выдержки из прощальных писем: «Это решение мое и только мое, оно есть следствие полного нервного перенапряжения. Я просто устал».

В письме к дочери он просит её «любить маму и быть для неё и нашей страны хорошим человеком и гражданином, а еще много трудиться».

Матери: «Обещай не забывать Сашу и мою жену».

В письме к коллегам-разведчикам, Орлов писал: «Я ни в коей мере не сожалею о наших отношениях. Они были продолжительными и помогли мне вырасти как личности. Все были терпимы и добры ко мне. Надеюсь, вы, как это было всегда, простите меня за то, что я не захотел пойти в последний бой».

Закончив с письмами, Орлов спустился в гараж, плотно закрыл двери и включил мотор своего автомобиля.

Попрощаться с М. Е. Орловым пришли руководящие работники КГБ СССР, его коллеги-разведчики, руководители КГБ СССР. В прощании принимал участие Председатель КГБ СССР, член ЦК, генерал В. А. Крючков .

Ещё раньше в 1988 году Орлов-Соутер писал: «Россия была для меня тем местом, где я жил в своих мечтах, — страной, очаровавшей меня, невзирая на то, что мне порой бывало трудно и одиноко».

Спасибо Вам, товарищ Орлов!


[1] В 1995 году американский журнал "Вашингтон пост мэгэзин" так писал об этом офицере: "Этот человек причинял нам серьезные неприятности всюду, где бы он ни работал. Его считают, вероятно, одним из лучших оперативников, которые когда-либо служили в КГБ. Трудно оценить масштабы урона, который он нанес Соединенным Штатам".

1.0x