Фильм Семёна Арановича «Торпедоносцы» (1983) - один из лучших фильмов о войне. Впрочем, не только о ней - о жизни и смерти, о смысле бытия. О том, что нам нужна одна Победа. Впрочем, есть место и для любви – без неё всё бессмысленно.
Кинолента снята по мотивам повести Юрия Германа, который знал, что пишет. Это не умозрительно-фантазийная реальность. Он в годы Великой Отечественной был военным корреспондентом на Северном флоте, и потому герои – живые, а слова их – пронзительные.
Примечательно, что сценарий создал сын Юрия Германа – Алексей в содружестве со Светланой Кармалитой. Итак, перед нами повседневность военного гарнизона, вылеты, оборона Заполярья. По сути, люди живут одним днём, так как из рейдов, бывает, не возвращаются.
Вот вы сидели в тесной компании, шутили, а назавтра твоего друга уже нет. На этом построен весь сюжет. Трагедия усугубляется тем, что с некоторыми пилотами живут их семьи. Мы видим семью лётчика Веселого – жену Шурочку (Вера Глаголева), тёщу (Елизавета Никищихина) и маленького ребёнка.
Шура готовится к своему дню рождения, она счастлива, и… ей сообщают, что муж не придёт. Никогда. Он не вернулся из боя. Глаголевой прекрасно сыграно отчаяние вдовы, которая даже похоронить не может – человек просто исчез из её жизни. И вообще из жизни.
Фильм – односерийный, но в нём очень явственно и чётко нарисованы судьбы. Нынче такое раскатали бы на сериал с тремя сезонами, а в СССР умели снимать лаконично и при этом ярко.
Так, через всю картину проходит красной нитью линия старшего лейтенанта Александра Белоброва (Родион Нахапетов), который был влюблён в Настю (Надежда Лукашевич), но он предпочла Плотникова. И вот Плотников тоже погиб. Будут ли вместе Белобров и Настя? Нет. Потому что в финале и Белобров погибает.
Трогательна линия инженер-капитана Гаврилова (Андрей Болтнев), который нашёл своего маленького сына, а потом выясняется, что это …не его мальчик. Но Гаврилов решает воспитывать парня, как своего. Трагична и любовь сержанта Черепца (Алексей Жарков) к работнице столовой Марусе (Татьяна Кравченко), хотя поначалу эта лав-стори – исключительно комична.
Много заметных ретро-деталей – от мебели, одежды, причёсок до фоновой музыки и радиоспектаклей. Создаётся полноценное погружение в эпоху. Фильм прекрасен тем, что в нём патетика не мешает чувствам. Всё жизненно. Эрос и танатос. Любовь и ужас потерь. Радость и смерть. Война и надежда на счастье. После просмотра этой ленты понимаешь, как дорого далась советским людям их Победа. Наша Победа.