20-21 марта в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова прошёл первый Московский экономический форум, в работе которого приняли участие видные отечественные и зарубежные ученые-экономисты, политики, общественные деятели, представители реального сектора экономики нашей страны, они подвергли жёсткой и конструктивной критике действия правительства, удушающие производство в России товаров и услуг, превращающие страну в сырьевую колонию глобального рынка. Некоторые выступления участников форума мы предлагаем вниманию читателей «Завтра».
Пока светила науки спорят по поводу преимуществ "рыночной" либо "социальной" модели, в России построена "экономика афер", которая состоит из многочисленных "пылесосов" и финансовых кругооборотов, в результате которых средства уходят на неэкономические, несоциальные цели.
С 2000 по 2008 год мы столкнулись со сверхблагоприятной конъюнктурой, и профицитный бюджет мы имеем с 2000 года (кроме 2009 и 2010 года).
Но в исполнении государства профицитный бюджет умудряется объединять недостатки либеральной и социальной моделей. От либеральной низкие социальные и государственные инвестиционные расходы, от социальной — высокие налоги.
Хронический профицит — это искусственный тормоз роста, деградация инфраструктуры.
Целью профицита было сокращение госдолга и подавление монетарной инфляции. Но сокращение внешнего госдолга на 60 млрд.долл. за 8 лет сопровождалось ростом внешнего частного долга на 350 млрд.долл.. А инфляция, с которой боролись как с монетарной, на деле оказалась инфляцией издержек.
А с 2011 года началась беспрецедентное построение профицитно-дефицитного бюджета.
На фоне профицита и избытка средств берутся займы. За два года и госдолг, и Резервный фонд выросли на 2 трлн.руб.. А разница между доходами от размещения Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и расходами на обслуживание долга как раз равна расходам на всю гражданскую науку.
Бюджет за счет профицита отправляет средства в Резервный фонд, и они вкладываются в мировую экономику под 0,74% годовых. Тут же бюджет берет займы под 7-8% годовых.
Но бюджетный профицит идет не только в Резервный фонд. Около триллиона рублей бюджет кладет на депозиты в банки — и тут же берет их в виде займов.
Пенсионные взносы поступают в Пенсионный фонд, тот направляет их накопительную часть во "Внешэкономбанк", тот отдает их бюджету в виде займов по ОФЗ под 7-8%, а бюджет покрывает дефицит Пенсионного фонда, который вызван, в том числе, и этим оттоком.
Средства от приватизации стратегических предприятий инфраструктуры поступают в бюджет, который делает взносы в уставный капитал Открытых акционерных обществ. Больше половины инвестиционных расходов бюджета — взносы в уставный капитал акционерных обществ, в том числе недавно акционированных.
Поскольку созданная система объединяет пороки социальной и рыночной моделей, — мы можем устранять их одновременно, строя обе эти модели. Это уникальный случай.
Нужно только убрать описанные "пылесосы", спрямить бессмысленные кругообороты средств. Это позволит разом снизить налоги, сократить заимствования, увеличить бюджетные расходы и инвестиции в социальную сферу.