Авторский блог Александр Андрух 16:25 2 ноября 2019

То ли мы знаем, что должно знать?

Толпа естествоиспытателей \На тайны жизни пялит взоры! \А жизнь их шлёт к едрёной матери \Сквозь их могучие приборы!..

Хоть и сказано, что "во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь" (Еккл. 1:18), но, сдаётся мне, что речь здесь скорее о качестве знания, чем о знании как таковом, ибо все мы пришли в этот мир именно для его познавания, а через это и познавания себя!

Сама постановка вопроса, выведенного в заглавии, возможно, несколько снижает впечатление своею философичной формой, а значит и некой умозрительностью, что в сознании практически каждого обыденного человека связано с праздной легковесностью, а, следовательно, и оторванностью от жизни, которая являет собой как раз предприятие тяжеловесное. Нельзя отчасти с этим не согласиться, как и нельзя не согласиться с тем, что "не хлебом единым жив человек". И потом, нам, увы, относительно неплохо известны лишь поверхностные пласты жизни (как правило бытового её слоя), то же, что лежит в её глубинах, в её основании практически вовсе неведомо. А ведь логично предположить, что именно её (жизни) базис, её основа и фундамент способен и должен мощно определять не только судьбу отдельно взятого индивидуума, а и общественных процессов в целом, то бишь судьбы всего человечества! Почему же тогда не попытаться сделать проникновение в этот самый фундамент – авось, что и прояснится, что-то узнаем важное, без чего не обойтись, во что можно твёрдо поверить?

Эк, куда замахнулся, возможно, подумает всякий, кто прочёл эти первые строки! Но, как известно, замах – это только полдела: замахнуться можно на рубль, а кинуть на копейку! Известно также и то, что попытка – не пытка, и с чем чёрт не шутит!..

Вот и хотелось бы начать с нешуточной, а на поверхностный взгляд так и туманной фразы А. Блока: "верят не в то, чего нет на свете, а в то, что должно быть!", и даже попытаться с её помощью рассеять туман быта и житейской суеты, сгустившийся над вещами неизмеримо более существенными, т.с. растуманить основы основ! Берусь за работу сию с некоторой опаской, поскольку не ведаю – получится ли, хватит ли сил и умения кратко изложить то, что в принципе не излагаемо, а по большому счёту так и не вполне поддаётся постижению? Хотя и оправдываюсь тем, что целью автора не является полностью осветить и раскрыть обозначенную тему (это представляло бы собой совершенно непосильную задачу), а лишь обозначить абрисом направление, в котором по его мысли следует двигаться… А для этого вернёмся к фразе Блока. Тут провидческий дар поэта помог почувствовать ему главный нерв веры, который в двух словах можно выразить, как стремление человека оторваться от опостылевшего окружения тянущего вниз быта и обыденности, где, как поётся в песне В. Высоцкого, даже "в церкви всё не так\ всё не так, ребята!", и подобно Икару воспарить к вещам основополагающим, которых нет в его жизни, а они лишь "должны быть", на них лишь надеется каждый, чает их прихода и утверждения! И любой пытливый и ищущий человек стремится к этому, интуитивно чаемому, тем более, что жизненной дороги ему отпущено на земле совсем мало, и к его ужасу, как поётся в той же песне Владимира Семёновича, "в конце дороги той – плаха с топорами"! Но благо для него, что Сам Бог явился на землю в образе Иисуса Христа и приоткрыл завесу, из-за которой на блуждающих впотьмах слепых людей, излился такой мощный свет, что его не мог не увидеть даже самый нежелающий видеть! То есть, если жаждешь прозреть – прозревай! Хочешь слышать – слышь!

Говорится: "Рождение - это подарок Бога человеку, а прожитая ним жизнь - это подарок человека Богу"! И в этой связи волей-неволей, думается, что каждому хотелось бы подарить Всевышнему по возможности достойный подарок, а не всучить что-либо неудобоваримое и неказистое! По большому счёту в этом направлении и должен работать человек, в этом и должен состоять смысл его жизни. Конечно, тут есть соблазн соскользнуть на путь наименьшего сопротивления, как это делают, скажем, доморощенные философы из неплохого и свежего фильма ("Громкая связь"), один из которых (Вадик) изрекает фразу, содержание которой кажется превышает его умственный потенциал: "Да ладно!.. Нет в ней (жизни) никакого смысла! Какой может быть смысл в том, что тебе не спросив дали и не уведомив заберут?..". Но нам-то с вами искать таких лёгких и поверхностных путей как бы даже и не пристало. Мы-то с вами знаем, что любая вещь обладает тем или иным смысловым основанием (или, если хотите, обоснованием), а фишка состоит лишь в том – известно оно нам или нет! Это бабочке-однодневке всё такое ни к чему: она прожила свою жизнь, длиною в день, успев впитать в себя вместе с радостью и лёгкостью порхания в тёплых солнечных лучах, вместе с дурманящими запахами цветов и трав, вместе с неискоренимою жаждой бытия, счастливое чувство его вечности и ушла в небытие, инстинктивно уверенная в непреложность её возврата сюда, к своим полянам и лугам, которые от неё никуда не уйдут, которые будут с нетерпением ждать её возвращения, ибо без неё, всего одной лишь бабочки, они сами неполны, ущербны и даже обречены! Вот это и есть смысловое обоснование жизни одного лишь Божьего творения – бабочки-однодневки, утверждённое Самим Создателем, неведомое, правда, ей самой, а лишь интуитивно ощущаемое подспудным чувством прочной укоренённости в потоке жизни, в буйстве бытия!

Как-то, очень давно, меня осенило одной мыслью, от чего стало неимоверно легко и хорошо на душе: "если предположить, что, скажем, во вселенной, из её состава способен исчезнуть всего лишь один атом, или даже электрон с протоном, то из этого последует непреложный факт исчезновения и самой вселенной"! (Постулат этот как бы недоказуем в общепринятом понимании доказуемости, но он прочно ощущаем всеми фибрами естества! А это, согласитесь, намного мощнее любого доказательства, которое как правило опирается на притянутые за уши аксиомы и иные столь же хромые обоснования!). Т.е. повсюду происходят не исчезновения, не полная аннигиляция самой сути составных частей, а лишь переход их из одного состояния в другое! Состав же участников процесса всегда неизменен – меняются лишь сущностные координат между ними! Тогда такое положение вещей мне послужило своеобразной вдохновляющей гарантией (от Самого Творца) в том, что каждому из нас не удастся "скрыться навсегда", "незаметно уйти навеки", "освободить от своего присутствия этот мир", даже, если бы мы этого очень захотели! У Гессе в "Степном волке" есть следующие рассуждения в этом ключе: "…как во всех людях его типа, каждое потрясение, каждая боль, каждая скверная житейская ситуация сразу же пробуждали в нём желание избавиться от них с помощью смерти… Интуитивное знакомство с мыслью, что этот запасной выход всегда открыт, давало ему силы, наделяло его любопытством к болям и невзгодам, и, когда ему приходилось весьма туго, он порой думал с жестокой радостью, с каким-то злорадством: "Любопытно поглядеть, что способен человек вынести! Ведь когда терпение дойдёт до предела, мне стоит только отворить эту дверь, и меня поминай, как звали…"". Ему заочно и веком ранее как бы возражает Шопенгауэр в своём знаменитом "Мире как воле и представлении": "В этом неведении собственной сути человек подобен листу на дереве, сетующему осенью, увядая и опадая, на свою гибель и не желающему искать утешения в надежде на свежую зелень, которая весною оденет дерево, – нет, он ропщет и вопиет: "Это буду уже не я! Это будут совсем другие листья!". О, глупый лист! Куда же ты думаешь уйти? И откуда могут появиться другие листья? Где то ничто, оскала которого ты боишься? Познай же твоё собственное существо, ведь именно оно столь исполнено жажды бытия, познай его во внутренней, таинственной, поддерживающей силе дерева, которая будучи тождественна и едина во всех поколениях листьев, никогда не бывает доступна возникновению и гибели… Однако, листьям древесным люди подобны!.." (Т 2, Гл. XLI).

Вот к исканию, к постижению именно такого фундаментального познания (не пыжащегося и пыхтящего в сооружении доказательств, а самоочевидного в своей наглядной простоте), о котором в столь изысканной саркастической манере говорит великий немецкий философ, сравнивая его с невидимой "внутренней, таинственной, поддерживающей силой дерева", хочу призвать вас, уважаемый читатель (это издревле зовётся сакраментальным словом мудрость)! Не распыляться на мишуру и не тратить драгоценного своего времени на пустышки всего того, что имеет якобы железные доказательства, ибо в такой методе нуждаются как раз вещи сомнительные и преходящие, которые этой своею доказательною солидностью лишь "замыливают" глаза! Настоящее входит в вас безо всяких доказательств и разумных доводов! Оно не нуждается в них! Попробуйте-ка доказать хотя бы самому себе искренность и неподдельную чистоту любви к вам вашей матери! Или существование божьей коровки, когда-то в детстве севшей на вашу ладошку и смешно суетящуюся на ней в своих попытках расправить крылышки и взлететь! Или неповторимый вкус воды из лесного ключа! Или запах яблок белый налив, отягчающих ветви дерева и поблёскивающих на ярком солнце! Или упоительную тишь летнего заката у реки, ласково омывающей ноги своею тёплою водою, когда, позабыв закинуть удочку, замрёшь очарованный вдруг постигнутою красотою!..

В идеале у каждого должно быть, как у толстовского князя Андрея, своё "небо над Аустерлицем", этот символ прозрения и постижения чего-то неизмеримо высокого! Помните те проникновенные слова раненного князя: "Как тихо, спокойно и торжественно… Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме него…" (Л.Н. Толстой "Война и мир")? Жаль только, что подобный катарсис всегда сопряжён с тяжёлым ранением, нанесённым жизнью…

Не хотел бы быть неверно понятым, в том смысле, что призываю к игнору естественных наук, как таковых. Да и вообще того, что доказывается, аргументируется, логически выверяется. Всё это призвано и должно сыграть свою роль в постижении и прояснении видимой картины мироздания! К тому же оно являет собой неоценимое средство в наработке навыков логического мышления, в тренировке и укреплении человеческих умственных способностей! Единственное, что не следует делать, так это приписывать ему того, чем оно не может быть по определению, – вместо промежуточного средства, помогающего достичь цели, статуса самой цели и истины в последней инстанции!

Или, как об этом сказал И. Губерман:

Толпа естествоиспытателей

На тайны жизни пялит взоры!

А жизнь их шлёт к едрёной матери

Сквозь их могучие приборы!..

А. Андрух, 2 ноября 2019г.

1.0x