Великий французский учёный, о котором пойдёт речь, — одна из самых ярких фигур «классического» периода науки. Классического не только по своим корням, полностью врастающим в почву причинно-следственных связей нашего бытия, но и по тем плодам, которые деятельность принесла и Франции, и всему человечеству, — в полном соответствии с далеко не чуждой учёному евангельской мудростью: «Не может древо доброе приносить плоды худые, ни древо худое приносить плоды добрые» [Матф.7:18].
Если говорить о «личном древе» Луи Пастера (27 декабря 1822 — 28 сентября 1895), то оно и в национальном, и в мировом общественном мнении вот уже более века считалось и считается исключительно добрым, бесконечно плодоносящим, почти священным древом. И вряд ли что-то в этом отношении может в ближайшее время измениться, и «добрый Пастер» (Le Bon Pasteur по-французски) звучит точно так же, как словосочетание «добрый пастырь», являющееся одним из именований Бога.
Возможно, перечисление научных открытий Луи Пастера сегодня будет выглядеть уже не настолько впечатляющим, чтобы безусловно поставить его в первый ряд учёных всех времён и народов, но в своей эпохе, несомненно, он был примером и образцом для подражания, ибо его исследования помогали спасать жизнь тысячам и улучшать жизнь миллионам людей. Мир, в котором мы все живём, во многом является «миром Пастера».
Это мир, в котором многие болезни — не только человека, а всех живых существ — лечатся и предупреждаются; это мир, в котором питания больше, и оно дольше пригодно к употреблению; это мир, в котором «наука становится непосредственной производительной силой», то есть, знание становится умением. Кажется невероятным, но это действительно так: Пастер практически неизменно добивался успеха в решении тех проблем, за которые он брался.
Можно сказать: не мытьём, так катаньем, проводя десятки, сотни, а порой и тысячи экспериментов, последовательно меняя их условия, пока «на выходе» не получался нужный результат или хотя бы намёк на него, «ухватившись» за который, учёный доводил дело до конца. Для создания эффективной вакцины, то есть культуры ослабленного вируса как средства иммунизации человеческого организма против неизлечимого ранее бешенства, — одного из величайших своих триумфов — Пастеру приходилось проводить серии до 90 перезаражений подопытных морских свинок, кроликов, собак… Ни о каких «правах животных» речи тогда вообще не шло, сообщества по защите братьев наших меньших были куда менее популярны и значимы, чем в настоящее время, но их участники всерьёз угрожали учёному убийством за его «жестокие» эксперименты…
Конечно же, люди, благодаря открытию Пастера спасённые от мучительной смерти (их счёт к настоящему времени уже перевалил за миллион человек), а также их ещё более многочисленные потомки имели на этот счёт прямо противоположное мнение. Во всяком случае, первый из них, девятилетний на момент курса вакцинации Йозеф Майстер (1878–1940), в знак благодарности впоследствии всю жизнь проработал в Институте Пастера…
Впрочем, к моменту триумфа над бешенством Луи Пастер уже давно был научной звездой первой величины. Не только в родной Франции — во всём мире. Прежде всего благодаря своим экспериментам, которые опровергли представления о «самозарождении» жизни, в разных формах бытовавшие со времён Аристотеля, а в середине XIX века ещё сохранявшиеся в академической среде применительно к микроорганизмам. Пастер продемонстрировал принципиальную возможность создания стерильной, то есть свободной от микробов органической питательной среды путём её нагревания до различной температуры.
Основой для этих экспериментов послужили многолетние исследования учёным различных процессов брожения: спиртового, уксусного, молочнокислого и маслянокислого, относительно которых им была доказана их биохимическая, а не чисто химическая, как утверждалось ранее, природа. В итоге французские (а следом — и все прочие) виноделы с сыроварами получили возможность значительно снизить риски и повысить эффективность своего производства. Чуть позднее, в 1870-е годы, уже после поражения Франции во франко-германской войне 1870–1871 годов, исследования Пастера в сфере пивоварения позволили разрушить немецкую «пивную монополию» и, по оценкам ряда экономистов, в совокупности возместить наложенную на Францию по итогам этой войны контрибуцию в 5 млрд золотых франков — колоссальную сумму по тем временам, примерно равную нынешним 250 млрд долл.
Собственно, после этой неудачной для Франции войны, при всём своём пацифизме и прогрессизме: «Я абсолютно убеждён, что наука и мир одержат победу над невежеством и войной, что страны в конечном итоге объединятся не для того, чтобы разрушать, а чтобы строить, и что будущее принадлежит тем, кто много сделал для блага человечества», — полного неприятия «бошей» и даже ненависти к ним добрый католик по религиозным и бонапартист по политическим убеждениям Луи Пастер не скрывал. Но здесь важно отметить, что касалось это немцев прежде всего как носителей определённой системы ценностей, проявившейся сначала в милитаризме Второго рейха, а затем и в нацизме Третьего.
«Наука не знает Родины, потому что знания принадлежат всему человечеству», — утверждал Пастер, однако сам он не только хорошо знал и любил свою родину, полностью служил её интересам, причём настолько успешно, что соотечественники «носили его на руках», осыпая всевозможными государственными и общественными почестями. Своему пониманию миссии учёного: «Наука — это душа процветания наций и источник всего прогресса», — он следовал неукоснительно. К числу перечисленных выше достижений Пастера можно добавить ещё и открытые им процессы термической обработки пищевой продукции, по фамилии изобретателя названные пастеризацией (однократный непродолжительный нагрев до температуры ниже 100°С, то есть ниже температуры кипения воды), и спасение такой знаковой отрасли французской индустрии, как производство шёлка, от болезней тутового шелкопряда, а также множество других моментов, вплоть до того, что ещё в молодости Луи Пастер был избран действительным членом французской Академии художеств, разрабатывая и совершенствуя технологии живописи (он и сам был неплохим художником, о чём свидетельствуют десятки написанных им картин, по большей части — портреты родных и близких).
Но всё же главной отраслью применения открытий Пастера, физика по образованию (звание профессора он получил в 26 лет за открытие поляризации света в растворах L- и D-изомеров винной кислоты), оказалась медицина, где принципы асептики и антисептики были поставлены на научную основу: выяснилось, что многие болезни человека — точно так же, как процессы гниения и брожения в органических субстратах, — вызываются взаимодействием с различными микроорганизмами, которые, во всём их многообразии, стали предметом самого пристального внимания учёных. Не преувеличивая, можно сказать, что почти все отрасли врачебного знания либо претерпели фундаментальные изменения, либо вообще — как, например, эпидемиология или иммунология — сформировались благодаря исследованиям Пастера.
При этом своими главными достоинствами он называл методичность (упорство) в достижении результатов и отсутствие каких-либо предубеждений относительно того, что ему доведётся наблюдать и изучать. А главное — лежащие в основе этих качеств вдохновение, энтузиазм, который он трактовал как «внутреннего Бога», присутствующего в человеке. «Чем больше я изучаю природу, тем более изумляюсь неподражаемым делам Создателя». «Удивление — первый шаг к открытию». Возможно, эти слова Пастера проливают свет на истоки его многочисленных и взаимосвязанных между собой открытий — как будто, ухватившись за кончик нити, он вытягивал весь невод следствий, полный «рыбы», то есть научных результатов, чаще всего — выдающихся. Учёный также постоянно в разных вариациях повторял мысль Фрэнсиса Бэкона: «Немного науки уводит от Бога, большее количество науки возвращает к Нему».
О том, что он не был «рабом пробирок», говорят, например, такие его прозрения, касающиеся самых таинственных глубин бытия: «Вселенная асимметрична, и я убеждён, что жизнь является прямым результатом асимметрии Вселенной или её косвенных последствий». В этих словах ясно видна опора на ранние, 1845 года, исследования Пастера, посвящённые оптическим L- и D-изомерам винной кислоты, а также на тот факт, что бактерии питались только D-изомером, оставляя L-изомер нетронутым...
К сожалению или к счастью, но развитие научного знания продолжается, и пути такого развития оказались далеки от прямого, линейного прогресса. Если Пастер, работая над вакциной от бешенства, добивался получения ослабленных штаммов вируса высушиванием спинного мозга кроликов, то сумма технологий современной науки уже создаёт возможность буквально «печатать» новые патогенные вирусы методами генной инженерии, на что наглядно указала, например, разгоревшаяся в 2020 году и до сих пор длящаяся пандемия COVID-19. И те западные учёные, которые активно создают и даже патентуют генетически изменённые штаммы вирусов, в том числе опасных для человека, вовсе не руководствуются в своей работе золотым правилом «Не навреди!» Даже наоборот, многие исследования в этом направлении неизбежно оказываются «заточены» как раз на создание и совершенствование биологического оружия… Вспомним в этой связи, например, признание британского принца Филиппа, мужа королевы Елизаветы II и отца нынешнего монарха Соединённого Королевства Карла III: «Я должен признаться, что у меня есть искушение попросить перевоплощения в особо смертоносный вирус…» И это не какой-то специфический английский юмор высшей аристократии — это выражение тех же человеконенавистнических настроений, которые пронизывают и концепцию «Великой отмены» от главы Давосского форума Клауса Шваба, и программу «инклюзивного капитализма», под которой подписались и Ротшильды с Рокфеллерами, и папа Римский Франциск…
Да, прогресс всегда сопряжён с нравственным выбором. Так, атомная энергия — это не только электростанции, дающие свет и тепло миллионам людей, это ещё и ядерное оружие, способное уничтожить человечество и всю нашу планету в целом. Интернет — не только возможность почти мгновенной коммуникации с любым человеком, но и угроза «электронного концлагеря». И так далее, и тому подобное, практически до бесконечности. Но «нравственный закон внутри нас» не должен исчезать под натиском новых технологических и прочих возможностей. Память о Луи Пастере — один из маленьких, но необходимых элементов этого «нравственного закона». Он говорил: «Когда я подхожу к ребёнку, он внушает мне два чувства; нежность к тому, что он есть, и уважение к тому, кем он может стать». Нельзя никого из детей, настоящих и будущих, нельзя никого из людей лишать такой возможности.