Тогда на сцену вышло ¾ легендарного состава – помимо бессменного лидера Коргана (гитара, вокал) зрители могли увидеть Джеймса Иха (гитара, бэк-вокал) и Дарси Рецки (бас-бэк-вокал). Ударника Джимми Чемберлена на том концерте не было. Сегодняшние «The Smashing Pumpkins» – это уже на ¾ обновленный после распада группы и сольных проектов Коргана молодой состав: гитарист Джефф Шредер, ударник Майк Бирн и бас-гитаристка Николь Фиорентино.
В состоявшем из 20+2 вещей сетлисте как несколько композиций с нового, вышедшего в 2012 году, альбома «Oceania», так и любимые еще с начала 90-х песни, в том числе, самая ожидаемая слушателями «Today» («Сегодня»).
На песнях из нового альбома зал в основном скучал, на хитах – прыгал и подпевал, не особенно смешные шутки Коргана воспринимал с радостью, а самозабвенное, но иногда довольно утомительное музицирование - с восторгом. В самых громких и тяжелых вещах все сливалось в единую какофоническую волну, а голос басистки Николь, выступавшей в качестве бэк-вокалистки, получилось расслышать только на предпоследней, исполняемой на бис, акустической «The Celestials». Видимо, чтобы было с чем сравнивать, в звучании вышедшей на разогрев российской, но англоязычной команды «Glint Shake» вообще ничего невозможно было разобрать.
Впрочем, можно сказать, что такова задумка – возможность вернуться туда, в самое начало, когда молодые музыканты мало заботились о качестве звука, когда Курт Кобейн и Билли Корган и в творчестве, и в личной жизни были конкурентами, когда важнее были живые эмоции, а не правильность их подачи. Но сегодня даже в самом Коргане, кажется, осталось слишком мало от того периода…
Если 15 лет назад, когда «The Smashing Pumpkins» посещали Москву, в Коргане еще можно было угадать того трогательного внутреннего «маленького мальчика», который оказался близок и знаком людям в разных уголках Земли с выходом ровно 20 лет назад, в июле 1993 года, альбома «Siamese Dream», то сегодня в пополневшем и погрузневшем Билли сложно узнать когда-то страдавшего от отчужденности и несправедливости мира человека.
Только тот же запоминающийся иронично-выжидающий взгляд исподлобья. Но и он пропадает, когда, ощущая свою значительность, Корган берется за глобальные темы. В этом туре группа заканчивала концертную программу песней о революции с альбома «Zeitgeist» («Дух времени», 2007 г.) «United States». Песней настолько бессмысленной и беспощадной, что даже становится понятно, что изменило Коргана. Время. И прошедшее. И настоящее – тоже бессмысленное и беспощадное.
Потом в Москве был еще выход с двумя старыми и известными вещами, и не было ожидаемой многими «1979». Привыкший к славе Билли Корган принял овации зала и ушел – отстраненный и знаменитый. Его явно мало интересует, чего ждут от него слушатели. Он делает, что хочет, и наслаждается сам. Имеет право. По большому счету, почти с самого начала «The Smashing Pumpkins» – его личный проект.
Да и к тому же многим все равно нравится и даже требуется больше тяжести, невнятности, громкости – как в звуке, так и в смысле. То ли – это дело вкуса, то ли – дух времени.