Виктор Иванович Лихоносов в своих публицистических работах часто рассматривал семью как один из наиболее важных факторов в формировании личности человека. По мнению писателя, «породистым не только рождаются; породу во многом сотворяет воспитание, общий дух, память о том, как жили в семье и вокруг…» [6]. То есть мировосприятие, интересы и набор жизненных ценностей в большинстве своем определяет окружение человека, а его поведение напрямую зависит от того примера, который подают близкие люди в момент его взросления.
Виктор Иванович Лихоносов понимал значимость рода, с уважением относился к старине, черпал оттуда истину и силу. Публициста интересовала история не только своей семьи, он с большим вниманием изучал и чужие родословные. Одну из главных ошибок классик видел в пренебрежении к предкам.
На примере семьи Казаковых, публицист сформулировал очень трогательную и значимую мысль: «Мать его Устинья Андреевна гордилась, конечно, талантом и известностью сына, а все-таки, как любая мать, больше пеклась о его благополучии, здоровье и в старании порою перебирала, ссорилась, указывала, командовала сыном, желая, чтобы все было по ее понятиям. Зачем матерям вселенская слава детей, когда нет того, ради чего и затеяна жизнь, — счастья простого» [4]. В строках этих прослеживается теплая любовь и очень мудрая позиция принятия порой резкого поведения родителей. Виктор Иванович понимал, что каждая мама желает своему ребенку только лучшего. Она будет искренне рада, если ее сын или дочь известны и живут в достатке, но это все должно быть в паре с другими, более важными понятиями: счастьем, здоровьем и семьей.
Важно отметить одну из ранних дневниковых записей Виктора Ивановича: «Сдавал экзамены в институт, набрал 23 балла из 25. Если не примут, то домой от стыда не поеду» [6]. Фраза эта датируется августом 1956 года, на это момент Лихоносову было всего 20 лет. Он очень переживал о том, что его неудача разочарует матушку. Из-за стыда перед Татьяной Андреевной, будущий писатель готов был не возвращаться домой при непоступлении в институт. К сожалению, тогда классик не понимал, что в родных местах всегда примут, не смотря на положение его дел.
Вероятно, вышеприведенные строки Виктора Ивановича были написаны из-за сильных переживаний, обусловленных сменой места жительства и поступлением. На самом деле через все творчество Лихоносова проходит горькая нить тоски по дому и родным людям. Виктор Иванович думал о близких, даже находясь в путешествиях, когда их разделяли километры: «Не поднялись мы к церкви Слез Господних и уже выше к церкви Вознесения. Уже надо было торопиться назад к Яффским воротам. Я всех вспомнил: родных и близких, писателей и друзей» [9].
Виктор Иванович дорожил своей семьей и воспоминаниями о ней, он часто в мыслях возвращался к прошедшим дням, поэтому писателя сильно пугала мысль, что когда-то всему этому придет неизбежный конец: «Я горюю в ночную минуту о том, что меня не будет больше никогда; я буду пылью (или еще чем-то) и никогда не вернусь, чтобы заговорить, поглядеть, вспомнить себя в XX веке и еще раз перелистать любимые книги и встретить родственников, знакомых, узнать речные хомуты, мимо которых я ехал. Страшно, обидно, тоскливо» [6].
Лихоносов осознавал мимолетность присутствия родных душ рядом и быстротечность времени, которые, как мы уже поняли, расстраивали классика, оттого он учился и искренне старался ценить каждый момент в своей жизни. Даже самые маленькие детали казались Виктору Ивановичу ценными, потому что он понимал, с какой скоростью все может измениться. Тут будет уместно привести в пример дневниковую запись Лихоносова: «Это нельзя объяснить, это можно только почувствовать и промолчать, почувствовать в себе и вокруг сиюминутность бытия: 27 января 1984, Пересыпь, ветер на улице, уже темно, по телевидению слышна музыка Индии, и сейчас в 18 часов 30 минут еще жива матушка моя, она рядом, живы за чертою Пересыпи, за степью, в городе Ольга, Настя, Булатовы, живы вдалеке друзья мои сибирские, еще жив в Вешенской М. Шолохов, в станице Пашковской — В.А. Чернецкий, в красноярской тайге старик и дочь Лыковы, еще все мы вместе, в таком вот составе, это наш миг, наш час на земле. А потом проснешься или станешь у окна вечером и как будто посмотришь в ту точку, где был некто близкий или известный, и... и... его уже нет с нами. Это не объяснить, слова все портят» [6].
Всем, кто знаком с творчеством Виктора Ивановича Лихоносова, трудно представить его работы без упоминаний о матери или бабушке. Выдающийся писатель в своей публицистике не раз обращался к образам, ситуациям и словам из детства или юности. Доброй грустью и трогающими сердце переживаниями наполнены любые его высказывания о двух близких женщинах.
Так, в статье «Тут и поклонился» о путешествии по Палестине, а точнее по Иерусалиму, Виктор Иванович вспомнил молитву, которую услышал в дестве от матери. Перед нами выстраивается яркая картина преемственности поколений. Молитва, передававшаяся из уст в уста, в самый важный и трепетный для верующего человека момент возникла в его сознании.
Виктор Иванович не один раз в своих статьях делал акцент на том, что современный человек забыл напутствия предков. Писателя очень волновало различие, отход от традиций и заветов старшего поколения, а также мысль о том, «в какую скорбь впали бы наши предки, встречая повсюду некрещеный, неверующий муравейник русского народа» [9].
Обратимся к образу матери в публицистике Виктора Ивановича. Для начала подчеркнем то, что писатель при упоминании Татьяны Андреевны преимущественно использовал теплое и ласковое слово «матушка» В одном из интервью на вопрос о том, какие дни из детства вспоминаются ему чаще всего, Лихоносов ответил: «Те, что связаны с матерью. Я жил в Новосибирске. Вот какой-то день: матушка уехала выкапывать картошку к деревне Ересной, а я, маленький, до вечера жду ее... А в другой раз она поехала через Обь в центр, а я с крыши выглядываю появление пригородного поезда, боюсь, как бы чего с ней не случилось... В этой тревоге - мотив всей моей жизни после войны без отца» [11]. Эти слова очень точно описывают отношение публициста к матери.
Писатель обращался к образу, к детским воспоминаниям, к советам, наставлениям, но особенно часто к своим переживаниям о матери. Виктора Ивановича очень волновала быстротечность времени, главным образом того, которое он провел рядом с близким ему человеком. Лихоносов писал: «Ночью (в час, в два) прихожу на кухню покурить. Вспомню мать. Мысленно пробираюсь в пересыпскую хату, вижу, как матушка на своей постели тяжело дышит. Еще могу думать, что она там, в тепле; проснется, покормит кур, приготовится обрезать виноградные веточки. Еще время с нами...» [5].
По воспоминаниям Виктора Ивановича можно понять, что Татьяна Андреевна очень старалась и вкладывала все свои силы в воспитание единственного сына. В дневниковых записях Лихоносова есть один очень занимательный фрагмент, и интерес вызывает уже то, с каким детским восторгом он написан: «Спать, а завтра с утра опять томиться и выглядывать, — то сам выбегу к воротам, то маму попрошу. Она уйдет за хлебом в магазин за бараками. Я забудусь у теплой печки с книжкой, и вот входит. Вдруг подает мне «Литературку» как самый лакомый гостинец. И улыбается. Хвать! — и я уже изучаю все страницы. Как интересно!» [6]. Примечательно, что матушка писателя с раннего детства поддерживала увлечения сына и искренне разделяла с ним его радость.
Сам Виктор Иванович осознавал, насколько трудно матери было самостоятельно его воспитывать, и даже будучи ребенком, прикладывал все усилия, чтобы не расстроить и не разочаровать ее: «Мать у меня не строгая, но я слушался её во всём, невольно старался, чтобы горе её заплыло хотя бы маленькой гордостью за единственного сына. Я благодарен ей за внушённое мне широкое отношение к жизни и людям» [1].
На протяжении всей своей жизни публицист совершал те или иные действия с оглядкой на опыт, который он приобрел в детстве, и с бесхитростным желанием оправдать ожидания Татьяны Андреевны: «В ту пору, когда я уже вовсю печатался и перестал учительствовать, мне больше всего хотелось, чтобы меня считала писателем моя малограмотная матушка. Не то чтобы там хвасталась мною на каждом углу, а потихоньку радовала бы себя тем, что не зря после гибели отца на фронте так старалась поднять меня, выучить...» [10]. Эти строки говорят о чистом душевном порыве Лихоносова, он хотел отблагодарить матушку своими успехами, подарить ей приятное чувство гордости за сына. Как много в этом желании любви и уважения.
Грустью пропитаны слова публициста о его переезде из родных мест. Юношеское рвение к глобальным жизненным изменениям спустя года казалось писателю несправедливым по отношению к матери: «Зачем я быстро вырос, стал все заметнее отрываться душою от домашнего быта, все чаще улетал мечтою в далекие земли, к чужим, каким-то поинтереснее озерских людям, стал заранее с легкостью прощаться со своими углами ради какой-то глазастой девочки и вообще ради другой взрослой счастливой жизни, не соображая ни капли, на какое сиротство оставлю мать?» [7]. Из воспоминаний Виктора Ивановича можно понять, что Татьяна Андреевна тоже очень тосковала по сыну: «Отсюда, с этого крошечного двора, за этими стенами ты писала мне на юг (всегда почему-то утром), некоторые строчки не забыл я до сих пор. «Живу, канителюсь, а радость моя уехала…» [7].
Из публицистики Виктора Ивановича становится понятно, насколько он привязан к матери, какая глубина чувств их объединяет, сколько радостей и горестей было на их общем пути. Оттого так тяжело читать некоторые работы классика после потери матери. Лихоносов с завывающей тоской и светлой грустью вспоминал Татьяну Андреевну и всей душой хотел вернуться «к пересыпской поре при матушке» [8].
Для публициста душа матери всегда оставалась в родным местах: «Опять нету никого на улице Чапаева, 3. Но кажется: вместе с окошками, дверями, заборчиками, тропинками в саду грустит там душа моей матушки. Грустит, не покидает узенькие нажитые просторы» [5].
То, с каким трепетом классик хранил у себя в сердце воспоминания о днях, проведенных с матерью, и то, насколько детально он описывал все трогательные моменты, поражает. Публицист искренне писал о своих чувствах, именно поэтому они так волнуют душу.
Важно будет заметить, Лихоносов, осознавая всю важность и значимость семьи и воспоминаний о ней, призывал и других людей вести дневниковые записи, чтобы помнить даже самые маленькие и незначительные, на первый взгляд, детали и фразы: «Мамы, бабушки - они же стареют. Пишите-пишите, пока они живы! Что бабушка рассказывала, что она попросила, как она ругала вас. Вот ты набегался, вернулся домой, бабушка тебя чаем напоила, так ты так и запиши просто: "пили чай с бабушкой". Пройдет время, и любой пустяк трогателен и дорог будет» [11]. Ведь, как говорил классик: «Память в чернилах не слиняет» [2].
Печальные мысли посещали Виктора Ивановича еще при жизни Татьяны Андреевны, но уже тогда у писателя была мысль, о том, что он не желает расставаться с матерью даже после смерти: «Семь лет назад матушка молилась в пасхальную ночь в этой церкви. В Тамани бы и лежать нам в вечном покое. Часто думаю об этом, но не говорю матушке» [9].
Уже позднее в своем дневнике Лихоносов писал: «10 марта 1999 года я похоронил матушку в Тамани. Сперва стоял деревянный крест, а недавно заменили его надгробием с плачущим ангелом. На белом мраморном камне чуть заметная надпись: "Мать писателя"» [3]. А сейчас и сам Виктор Иванович похоронен на кладбище в Тамани, рядом с матушкой, как он когда-то и мечтал.
Виктор Лихоносов, являясь представителем русской национальной традиции, с великим трепетом и ответственностью относился к изображению семьи в своем творчестве. Он считал, что семья - фундамент, который передает из поколения в поколение бесценное наследие. В публицистике Лихоносова тема семьи раскрывается особенно ярко и пронзительно.
Автор безгранично и трепетно ценил свою бабушку, которая стала одним из самых дорогих и значимых людей в его жизни. Ее образ запечатлен во многих работах писателя как олицетворение любви, мудрости и глубокой связи поколений.
Особой любовью и уважением Лихоносов относился к матери. В своей публицистике он неоднократно подчеркивал ее неоценимый вклад в его воспитание, становление и развитие. Именно любовь матери, ее забота и поддержка стали для писателя прочным фундаментом, на котором он строил свою жизнь и творчество.
Писатель считал, что будущее России напрямую зависит от того, насколько крепки будут семьи, насколько свято будут храниться в них традиции и опыт предков. Лихоносов призывал передавать полученные знания и опыт молодым, помогать им создавать крепкие семьи и прививать любовь к жизни.
Список использованных источников:
1. Астафьев В. Награда и муки / Лаборатория фантастики [Электронный ресурс] - 1989.
2. Гарькуша А. Виктор Лихоносов: «память в чернилах» / Родная Кубань [Электронный ресурс] - 2021.
3. Диденко Д. Могила писателя / Родная Кубань [Электронный ресурс] - 2023.
4. Лихоносов В. Волшебные дни / Родная Кубань [Электронный ресурс] - 2021.
5. Лихоносов В. Записи перед сном / Наш Современник [Электронный ресурс] - 2002.
6. Лихоносов В. Записи перед сном / Сибирские огни [Электронный ресурс] - 2006.
7. Лихоносов В. Плач у своего дома / Литературная газета [Электронный ресурс] - 2014.
8. Лихоносов В. Привет из старой России / Родная Кубань [Электронный ресурс] - 2018.
9. Лихоносов В. Тут и поклонился / Родная Кубань [Электронный ресурс] - 2021.
10. Шаргунов С. Сочувствие таинственным переливам / Юность [Электронный ресурс] - 2021.
11. Шеваров Д. Писатель Виктор Лихоносов рассказал о родине и уроках литературы / Российская газета [Электронный ресурс] - 2016.
Публикация: Родная Кубань