Традиция – в крови народного художника Российской Федерации Салавата Щербакова, одного из самых известных скульпторов современности, академика Российской академии художеств, профессора Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова (бывшее Московское училище живописи, ваяния и зодчества), в стенах которого его дед – Сергей Васильевич Щербаков получил профессиональное образование. Салават Щербаков известен и как создатель собственного стиля в искусстве: в центре его внимания – осмысление ключевых событий в истории России, его внутренний строй – героико-патриотический пафос, устремленность к христианским идеалам. В творческом багаже художника – памятники и архитектурно-скульптурные ансамбли, мемориальные памятные доски, станковые работы – достояние Третьяковской галереи, Русского музея, Оружейной палаты Кремля, Лондонской национальной галереи, других зарубежных собраний.
7 июля во Введенском ставропигиальном мужском монастыре Оптина Пустынь состоится знаковое событие. Торжество. Будет открыт памятник (новая работа Салавата Щербакова) Федору Михайловичу Достоевскому (бронза, высота фигуры 2,15), памятник как символ неразрывной связи русской литературы и русской философии, светского и религиозного. «Первый эскиз памятника, - цитирую Салавата Щербакова, - представлял собой Достоевского как мыслителя, интеллектуала, но после беседы с настоятелем Оптиной, епископом Иосифом (Королевым), решение изменилось…. Ведь Достоевский приехал в монастырь к старцу Амвросию в тяжелейший для себя период: он потерял четырехлетнего сына, он был разбит, раздавлен горем… А после посещения монастыря написал “Братьев Карамазовых”».
Накануне события с Салаватом Щербаковым мы встретились; в его мастерской, больше напоминающей заводские цеха, среди гипсовых изваяний, эскизов, макетов и состоялась наша беседа.
«ЗАВТРА». Салават Александрович, в свое время в медийном пространстве вокруг вашего памятника святому равноапостольному Великому князю Владимиру развернулись целые баталии, либерально настроенная часть общества выступила категорически против его появления. С тех пор прошло семь лет…. И где сегодня эта глумливая оппозиция? тогда как памятник являет собой достопримечательность Москвы, стоит напротив стен Кремля. Хотелось бы вспомнить сегодня, с чего всё начиналось.
Салават ЩЕРБАКОВ. Надо сказать, что вопрос создания памятника святому равноапостольному князю Владимиру рассматривался еще в 1992 году, но так и не был реализован, к нему вернулись в 2015-м. Военно-историческое общество объявило конкурс на создание памятника, приуроченного как раз к тысячелетию со дня кончины князя. Семь творческих бюро, в том числе и я со своим коллективом художников и архитекторов, приняли участие в конкурсе, всего было представлено порядка десяти проектов. Наш проект – решением тайного голосования жюри – был признан победителем… Споры вокруг памятника действительно развернулись, преимущественно, они касались места его установки. Изначально планировалось место на Воробьевых горах, и высота памятника должна была составить 24 метра. Но потом жизнь внесла свои коррективы, и получилось то, что получилось: памятник установлен на Боровицкой площади, рядом с Кремлем, размер фигуры князя стала на шесть с половиной метров меньше.
«ЗАВТРА». Насколько сложной оказалась площадка?
Салават ЩЕРБАКОВ. Не самой простой. Боровицкая площадь – это вырванный кусок: когда-то здесь была системно застроенная территория, стояли дома-усадьбы, которые я еще помню. Но в 1972 году, к визиту в СССР президента США Ричарда Никсона, весь этот жилой квартал снесли, а место получило название «никсоновский газончик». Пространство большое, рельефное. Важно было грамотно войти в него. Очевидно было, что маленький памятник, такой, как, например, Пушкину и Наталье Николаевне на Никитском бульваре здесь просто бы как песчинка потерялся. Сейчас могу сказать, что памятник смотрится достаточно органично, привычен глазу, вижу, что вписался.
«ЗАВТРА». Тема и художник – что больше? И что значила для вас личность князя Владимира?
Салават ЩЕРБАКОВ. У нас в монументальном искусстве тема гораздо больше художника. Объявляется конкурс на ту или другую тему, для которой скульптор должен предложить художественное решение, найти тот единственно верный художественный язык, который был бы адекватен поставленной задаче. Что же касается личности Святого равноапостольного князя Владимира, то её значение в истории нашей страны трудно переоценить. Приняв личное крещение и затем, крестив Русь, князь Владимир стал основателем нашего государства, определил нашу духовность, правота которой подтверждалась и продолжает подтверждаться верой русского народа, сонмом святых, особенно чтимых преподобными Сергием Радонежским и Серафимом Саровским, воинами – это тоже наши святые, святым страстотерпцем императором Николаем II, святыми новомучениками и исповедниками Русской православной церкви, пострадавшими за веру в годы воинствующего атеизма и прославленными в лике святых. То есть князь Владимир заложил основы, создал фундамент нашей Русской цивилизации.
«ЗАВТРА». Что значит для вас создаваемый вами памятник?
Салават ЩЕРБАКОВ. Рассказ. Способ отразить фрагменты истории. Памятник –от слова память, метод некой фиксации. Память о войне 1812 года, допустим, Лермонтов запечатлел в стихотворении «Бородино», Лев Толстой – в романе «Война и мир», а Монферран создал Александрийскую колонну. Это то же рассказ, изложенный языком пластического искусства.
«ЗАВТРА». В таком случае, о чем рассказ в памятнике патриарху Гермогену?
Салават ЩЕРБАКОВ. О большущей теме истории Российской, Смутном времени и личности в ней священномученика Гермогена (Ермогена), патриарха Московского, который в своих проповедях призывал русский народ выступить против польских захватчиков, встать на защиту Отечества, благословил поход народного ополчения Минина и Пожарского. Ему было 82 года, когда он был схвачен поляками, замучен, но не сломился, не сдался. И мне нужно было понять образ патриарха, адекватным точным языком рассказать о нем, то есть выразить традицию христианского мышления. По всем вопросам мы советовались с историками-специалистами, глава Псковской метрополии владыка Тихон (Шевкунов) нас консультировал.
«ЗАВТРА». В поисках художественного решения?
Салават ЩЕРБАКОВ. Да, понятным было, что игра в таком случае в себя, в какую-то неожиданность от себя, попытка сделать что-то неожиданное здесь абсолютно неуместно, что модным, кокетливым языком задачи не решить. Поэтому вопрос – играть ли нам в какие-либо авангардные игры вообще не стоял, это было бы столь же противоестественно как пляски Пусси Райот в Храме Христа Спасителя. Необходим язык, который вобрал бы в себя тысячелетний опыт человечества в искусстве, выразил необходимую нам историю. Язык, с которым создавались Спасская башня Кремля, Царь-колокол, памятник Минину и Пожарскому или андреевский Гоголь, который всё ещё спрятан, стоит в московском сквере… то есть памятники, которые определяют лицо Москвы, лицо России.
«ЗАВТРА». С открытием памятника вы поставили эффектную точку в истории, если принять во внимание тот факт, что конкурс на его сооружение был объявлен еще в 1913 году.
Салават ЩЕРБАКОВ. Тогда планировалось создать ансамбль: памятник Минину и Пожарскому стоял рядом с ГУМом, а напротив, на том месте, где сегодня мавзолей, должны были установить памятник патриарху Гермогену; даже выставка проектов была развернута в Историческом музее, выиграл проект Николая Андреева. Ансамбль символизировал бы единение трех сословий: аристократии, крестьянства (куда входили и купцы), духовенства. Но потом Первая мировая война, революция, Гражданская война упразднили планы. Вот почему сейчас, на нашем памятнике есть слова, что он установлен постановлением Святейшего Синода 1911 года, и постановлением патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
«ЗАВТРА». Святейший объявил и конкурс на создание памятника?
Салават ЩЕРБАКОВ. И в марте 2012 года заложил закладной камень будущего монумента в Александровском саду. Попасть в архитектуру сада достаточно непросто, ведь сад – это река Неглинка, убранная в коллектор; здесь же проходит линия метро, то есть он еще и режимный объект. И нам понадобились подробные расчеты инженеров, проектировщиков для того, чтобы установить точное местоположение памятника в радиусе клумбы, чтобы давление грунта было некритическим. Мы несколько сместили клумбу, и памятник установили на передний край, были выполнены такие тонкие перемещения.
«ЗАВТРА». В чем художественное различие памятника патриарху и памятника Минину и Пожарскому?
Салават ЩЕРБАКОВ. Памятник Минину и Пожарскому рассказан языком классицизма. Мартос изобразил своих героев не в русской одежде XVII века, но – в римских тогах, с римскими мечами. Конечно, древнеримским языком патриарха Гермогена не опишешь, мы выбрали реалистический язык, характерный, скажем, для эпохи передвижников. При этом характер постамента, гранитные профили, сама природа гранита перекликаются с памятником Мартоса. Мы сделали перекличку двух памятников.
«ЗАВТРА». И перекличку эпох, ведь за ним возвышается еще и Обелиск в честь 300-летия Дома Романовых.
Салават ЩЕРБАКОВ. Вообще, у меня с Александровским садом связана целая эпоха. Мы делали его реконструкцию, установили памятник императору Александру I, провели реставрацию Обелиска к 300-летию Дома Романовых. Обелиск был установлен в 1914 году на месте, где сейчас горит Вечный огонь. Потом его отодвинули вглубь сада, рядом с Гротом. Венчал Обелиск герб Российской империи двуглавый орел, чуть ниже, в граните, были высечены имена царей династии от Михаила Федоровича до Николая II, герб Романовых – грифон с мечом, гербы городов…. И всё это в 1919 году было вырезано, на месте имен царей появились имена деятелей марксизма–ленинизма. Со временем обелиск совсем обветшал, непонятно уже было в честь чего или кого установлен, процентов девяносто пять было изуродовано… и мы его весь восстановили. К счастью, я нашел блок гранита в карьере в Петербурге, который совпал один в один с оригинальным. По фотографиям восстановили исторический вид обелиска, заново отлили позолоченного орла. Обелиск подняли на холм, фасадом развернули от стены, стоит сразу за памятником патриарху Гермогену, ведь при патриаршестве Гермогена на трон был посажен Михаил Фёдорович – первый царь из династии Романовых.
«ЗАВТРА». На какие имена в искусстве вы ориентируетесь?
Салават ЩЕРБАКОВ. Смотрю на скульптуры Фальконе Петру I, Микешина – императрице Екатерине, на Аничков мост со скульптурами Клодта, на монферрановский Александрийский столп, фронтоны Исаакиевского собора… считываю язык изображения, наверное, также как филологи читают тексты сочинений Пушкина или Шекспира, Толстого или Достоевского, или «Слово о полку Игореве», в Эрмитаже люблю смотреть Рембрандта, Брюллова,… это мои личные привязанности, склонности. Я смотрю на них больше, чем на Генри Мура или Матисса, хотя понимаю и ценю этих значительных художников. Ну и, конечно, ценю античность: Фидия, Микеланджело… я получаю от неё удовольствие.
«ЗАВТРА». Вас не обвиняют в консерватизме?
Салават ЩЕРБАКОВ. Везде быть нельзя. Кто-то выбирает абстракционизм, кто-то импрессионизм, кто-то авангард… В юности, в годы обучения в Строгановском институте, я был погружен и изучал различные направления, течения, в том числе связанные с модными именами Кабакова или Пригова, и вышел из всего этого багажа как заново рожденный. Именно классицизм стал органичным для меня.
«ЗАВТРА». Но не наследие ли высокой классики на протяжении всех последних тридцати лет каленым железом выжигали из нашего сознания? с презрением высоколобые либералы называли его «средневековьем», «архаикой».
Салават ЩЕРБАКОВ. Да, некий Марат Гельман, приехавший из Кишинева, возомнил себя неким гуру потому, конечно, что за ним и ему подобным существовала целая система финансирования, в стране были поставлены «смотрящие». Можно было бы сказать, что в их лицах существовала и существует некая боевая организация – определенное количество мотивированных людей, по-разному мотивированных, которые проводят свою миссию. Но центр управления этой организацией – вне России, находится в другом месте. И он заряжает искусство инъекцией сатаны.
«ЗАВТРА». Открытие в Детройте скульптуры Бафомета по заказу Храма Сатаны, ритуальное театрализованное действо, устроенное по случаю открытия Готардского тоннеля в Швейцарии – тому свидетельство. Манифест проекта «современное искусство», проводником которого в России был, в частности, и «некий Гельман», и идеолог «культурной революции» Михаил Швыдкой.
Салават ЩЕРБАКОВ. Замечу, что инъекцией сатаны можно зарядить и реалистическое искусство, так, как это было в Германии в эпоху Гитлера. Мощная классика была представлена тогда в Германии, и она была заряжена инъекцией сатаны. Таким образом хотят разрушить мир: перевернуть смыслы, переписать историю, то есть вырастить Иванов, не помнящих родства. И эта борьба происходит не только на поле искусстве, она гораздо шире. Но так было всегда. Вспомним, хотя бы, Смутное время, когда в России пытались насадить католицизм, вспомним такое явление как марксизм-ленинизм, который вошёл в мир, пытался завоевать мир и завоевал полмира, идеологи которого тоже были мотивированными послами коммунизма.
«ЗАВТРА». При этом за сатанинским проектом - мощные финансы, изощренные технологии, выстроенные инфраструктуры, сети «мозговых центров», которые корректируют повестку, формируют стратегии экспансии. Что за вами?
Салават ЩЕРБАКОВ. За нами – мной, моим творческим коллективом и сегодняшней Россией – великая русская культура, великая русская духовность, через которую можно видеть храм Покрова на Нерли, фрески Дионисия и иконы Андрея Рублева. За нами великая русская культура – как классика, так и модерн, авангард, великая русская литература, музыка, Русский балет, все это пространство единого духовного массива России, в котором мы живем. Другое дело, что случались трагедии, было время, когда культура дореволюционной эпохи подавлялась запретами, репрессиями… наслоилась новая жизнь, продиктованная требованиями марксизма-ленинизма. Но ничего не ушло. Общество у нас гораздо здоровее, чем думали, причем так подземно, глубинно – здоровее. И духовная сила в людях никуда не исчезла. Люди любят ходить в Русский музей, ездить в Новгород, в Суздаль.
«ЗАВТРА». Монументальное искусство – броское, внятное. Можем ли мы говорить, что в настоящее время именно оно становится центром притяжения здоровых сил?
Салават ЩЕРБАКОВ. И обязаны. Но еще нужен ряд условий. Внутри этой правильной, назовем, паствы, необходимо выстраивать правильные взаимоотношения. Могу сказать, что, к сожалению, профессиональная среда находится сейчас немножко в состоянии стихийного управления, продюсерское отношение мы наблюдаем не только в кинематографе, но и в монументальной скульптуре. Не в художественной среде решаются подчас те или иные художественные вопросы.
«ЗАВТРА». И, тем не менее, факт установки вами памятников в самых разных странах мира – свидетельство успеха вашего цеха. Монументальная скульптура как форпост: где памятник, там – России. Среди них хотела бы услышать ваш рассказ о памятнике принцессе баденской Луизе, супруге императора Александра I, и – «Вежливым людям».
Салават ЩЕРБАКОВ. Памятник принцессе Луизе мы установили в Германии, в родном ее городе Баден-Бадене… и с ним связаны для меня теплые воспоминания. Дело было так. Тогда я работал с «Трансстроем», делал для них памятные доски. «Трансстрой» – серьезная организация, строит порты, аэропорты, тоннели, дороги, железные дороги… был организован еще при Сталине, входил в министерство путей СССР, а потом, при Сталине же, был выведен в отдельную структуру. И директором «Трансстроя» был Владимир Аркадьевич Брежнев, раскрою секрет, он – племянник Леонида Ильича Брежнева. В Баден-Бадене «Трансстрой» производил симпозиумы по закупке строительной техники, его сотрудники полюбили этот курортный город, и решили подарить ему памятник. Стали искать тему. В качестве одной из них предложили тему супруги Достоевского. Анны Григорьевны Сниткиной. Второй темой стала тема принцессы баденской Луизы, на которой и остановились. Я начал работать: изучал историю с «Русским обществом» в Баден-Бадене, делал эскизы. В дни празднования 200-летия Баден-Бадена памятник был торжественно открыт.
«ЗАВТРА». История памятника «Вежливым людям» (на фото) не менее увлекательна?
Салават ЩЕРБАКОВ. История, можно сказать, началась в 2007 году, на мысе Херсон мы планировали установить памятник подвигу 35-ой батареи, которая, в июне-июле 1942 года, защищая Севастополь, героически сражалась, была окружена врагом и брошена командирами без боеприпасов, еды и воды. В Крыму я не раз бывал тогда, много общался с местными жителями, они говорили: «мы – Россия» или «не бросайте нас», они просто считали себя Россией, Севастополь – южным Петербургом и чувствовали несправедливость нахождения Крыма в составе Украины, опасность, были готовы сопротивляться любой кровавой войне. Такая позиция была однозначна. И когда случилась Крымская весна, когда Крым вернулся, то для меня совершенно естественным было желание запечатлеть эти важные события, установить памятник «Вежливым людям», сыгравшим в событиях решающую роль. Памятник, по моему мнению, должен был носить гуманистический характер, и скульптурная группа из военнослужащего, девочки с цветами и кота как раз бы его раскрывала. В 2016-м памятник был установлен в центре Симферополя, в сквере Республики, и как мне передают вокруг него до сих пор ходят легенды, выясняют, кто изображен, чья племянница – девочка?
«ЗАВТРА». Появление кота, предположу, особенно интригует публику.
Салават ЩЕРБАКОВ. Кот здесь неслучаен. На фотографиях событий Крымской весны нередко можно увидеть картину: стоят военнослужащие, а рядом коты ходят. Это значит, что военнослужащие – сохранили мирную жизнь, иначе никаких котов и близко бы не было.
«ЗАВТРА». Реален или вымышлен главный персонаж?
Салават ЩЕРБАКОВ. Принимая во внимание всю сложность и значение Крымской весны, очевидным было – главным персонажем может стать исключительно конкретный человек. Ко мне в мастерскую прислали человека из ГРУ, военной разведки, хотя им мог бы стать и морской пехотинец, и десантник, даже из казаков, которые как туристы проходили в Крым до начала операции. Правда, генерал Шаманов, узнав про памятник, даже немного обиделся, спросил: «почему из ГРУ? Наши десантники штаб Черноморского флота охраняли», Но хотел бы подчеркнуть: памятник посвящен всем Вежливым сильным людям!
«ЗАВТРА». Какие качества вы цените в человеке?
Салават ЩЕРБАКОВ. Наверное, достаточно стандартные. Человек не должен быть самовлюбленным эгоистом, должен иметь заботу о ближних. А что нужно, чтобы заботиться о ближних? Нужны сила, интеллект, должна быть верность своим семейным, историческим корням. Человек без корней – всё равно, что пень, который гниет и завалится. Все эти ценности веками существуют, передаются из поколения в поколение.
«ЗАВТРА». Интересна ваша родословная. Верно ли, что в вашем роду есть новомученик и исповедник Церкви Русской?
Салават ЩЕРБАКОВ. По линии отца – Александра Семеновича Ишкильдина – мой род из башкиров-казаков с Южного Урала, из села Кульчумово, которому не больше, не меньше как пятьсот лет. Дед воевал в Первую мировую войну, отец был участником Великой Отечественной войны, прошел Сталинград и Курскую дугу, был тяжело ранен, удостоен ордена Красной звезды. Родители развелись, у меня фамилия матери, но и линия отца для меня очень важна. А по линии матери – Елены Сергеевны Щербаковой – мой род из православного духовенства. В семье бабушки было восемь детей, мужчины – все с образованием Духовной семинарии или академии, священники. Причем приходов было много. Я внука крестил в церкви на Ордынке, в храме Иверской иконы Божьей Матери на Всполье, где мой прадед – отец моей бабушки в свое время служил. Приходы были в Подмосковье: в Неклюдово, Варварином селе, в Пушкино, в селе Васькино, это недалеко от Мелихово. В моем архиве есть чудом уцелевшие фотография середины XIX - конца XIX веков, есть даже фотографии целых классов выпускников Духовной академии – отмечают двадцатилетие выпуска. Все священники съехались, человек сто… А двоюродный брат моей бабушки архиепископ Самарский Пётр (в миру Николай Николаевич Руднев), в начале ХХ века был игуменом Симонова монастыря в Москве… в тридцатые был арестован, сослан в Соловецкий монастырь. Был крепок и стоек в Вере, во время допросов вины своей не признал, был расстрелян. Документ о расстреле, фотографии можно увидеть сегодня в Соловецком музее-заповеднике. Прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Русской Церкви.
«ЗАВТРА». Планируете создать на Соловках памятник новомученикам?
Салават ЩЕРБАКОВ. Планирую в Самаре, где архиепископ Самарский Пётр служил в храме Петра и Павла, где он был арестован.
«ЗАВТРА». Достойно есть! Спасибо вам, Салават Александрович, за беседу.