Патока из тысячи людей ,оцепенение со всех сторон, броское многоцветие флагов. Лица как на подбор- у омоновцев словно бы из комплекта униформы, у оппозиционеров- усталые, растерянные и печальные. Митинг на Болотной 6 мая этого года - история в лучших традиции жанра: лишенное логики нагромождение слов и поступков, двойственность суждений, повторяющиеся диалоги и непоследовательность действий. Добро пожаловать в Театр Абсурда!
Звонко льется бубенец, сказочным горланят гусли, в такт ритмично отскакивают погремушки. Акт первый. Люди в кожаных масках и ярких алых сапожках пускаются в пляс, хлопают в ладоши и размахивают длинными жезлами, напевая: «Скучно волку жить в лесу, он заводит песню - так неладно, так нескладно, хоть беги из лесу!»
«Многие исследователи давно отмечали, что при отправлении обрядовых церемоний наряду с действующими лицами, так сказать, серьезного порядка, на стадии распада первобытнообщинного строя выступают специальные комические персонажи, которые пародируют обрядовое действие, перемежают его шутками и буффонадой, стремясь вызвать смех у присутствующих зрителей» - писал историк театра А. Авдеев. Писал относительно возникновения русского скоморошества и, как оказалось, про один из типов русской «оппозиции»...
Под два метра лысый в коричневом пальто до пят парень курит «Captain black» и бросает грубые взгляды-стрелы по сторонам. Он знает - на него обратят внимание, назойливая вспышка камеры ударит по надменному лицу с простыми чертами.
- Я за революцию духа. Это самое важное!
- А что вы вкладываете в это словосочетание?
- Маяковского читали?
-Да
-Ну значит вы все знаете. Про это все. Он это все хорошо описал
-Что именно? Он много чего описывал. И как достичь это самой революции духа?
-Я думаю, прежде всего надо обратиться к себе.
-Вам кажется, что пришедшие сюда настроены на «обращения к себе»?
-Нет. Я настроен. Я ни к чему не призываю, я призываю только к революции...
Кажется, что вот-вот «революционер» взглянет на часы, и поняв, что положенное время уже отработал, сбросит униформу общественного клоуна и поспешит на электричку домой к жене и детям, нервно покуривая на ходу обслюнявленную “Яву»...Все дальнейшие попытки выяснить определение «революции духа» так ничем и не оканчиваются.
В сторонке стоит мужчина, уже немолодой. Он не скандирует лозунгов и не размахивает плакатом. Он сжимает муляжную косу и поправляет черный капюшон - ветер все-таки мешает быть в образе смерти, постоянно оголяет тусклую лысину.
-Я предприниматель в Раменском, мне полторы сотки не дают, вымогают деньги. Что делать?
- Вы пришли сюда за своими сотками?
-Я мучаюсь 3 года! Коррупцию в России надо косить! Человек один раз живет, хочется, чтоб жил нормально! На дорогу выйду - красные грабят, попрошу денег - белые грабят (резко разворачивается, кричит в толпу) Люди добрые! Что происходит! Не дают полторы сотки! Люди добрые! Мафия крышует!
-А вы на митинги часто ходите?
-Постоянно!
Мимо проходит мужчина и, улыбаясь, добавляет: "Ходит, ходит. И с нациками, и с коммунистами, и с либералами..."
Так неожиданно разбушевавшийся предприниматель потихоньку собирает вокруг себя жиденькую толпу и продолжает свой монолог. Гамлету и не снилось...
Издалека этот парень похож на Андрея Миронова в эпизоде «Бриллиантовой руки», когда Геше Козодоеву видится, как он в образе эдакого страдальца всея Руси, идет по воде с иконой. Подняв длинную палку с иконой Херувима, этот «оппозиционер» с уверенным взглядом бойко шагает к сцене.
-Почему я с этой иконой? Не знаю почему. Потому что все приходят с чем-то.
- Зачем вообще пришли на митинг?
-Странно...А вы?
Высокий блондин в шапке- ушанке и милейшая девушка в красном платье медленно плетутся по Болотке. Модные. Кажется, на выбор нарядов потратили не один час. Они тихонько смеются, жмутся друг к другу, так мило, так по-школьному.
-Ребят, почему вы здесь? (парень сразу же отходит в сторону)
- Он здесь, потому что я здесь...
- Почему же вы пришли?
- Меня не устраивает...Ну...э-э-э, то, что-о-о-о...Я когда ехала в метро с антипутинским плакатом, меня омоновцы попросили показать, мол что это такое. Ну я им и показала! (зажимает все пальцы, кроме среднего) А они мне - девушка, отдайте плакат! Вот это меня не устраивает...
- А вам не кажется, что среди молодежи быть против стало трендом?
-Нет, точно нет.
Эти ребята в обнимку стоят среди десятка толпящихся. Они лениво бросают томные взгляды по сторонам.
- Скажите, почему вы пришли сегодня на Болотную?
- Потусить. Здесь весело.
- То есть никаких противоречивых настроений у вас нет?
-Ну как...мы здесь выражаем свою гражданскую позицию. Мы-то недовольны ситуацией...
Кажется, что словосочетание «гражданская позиция» превращается в вульгарнейший трюизм- в головы некоторых оно вбито намертво, используют его практически все, да вот в разных контекстах.. В словарике «молодого оппозиционера» это словцо явно одно из главных и самых ходовых...
Выразить свою «гражданскую позицию» пришли и совсем молодые «хипстоватые» парень с девушкой. В гущу толпы их не тянет - свою позицию они выражают, куря одну за одной перед входом на Болотку. Что их конкретно не устраивает - сказать, конечно же, не могут. Зато девушка тут же прихорашивается перед тем, как посмотреть в камеру. Оппозиция должна быть красивой. И в модных очках «рей-бан».
Ржавым гвоздем первого акта скоморошества становится именно он - вдребезги пьяный парень, пару часов назад ползающий на Калужской площади с мятой листовкой. Даже в этой бурлящей, диковатой и пестрой массе он словно бы юродивый - пляшет, размахивает руками, что-то кричит. Речь бессвязна и глаза мутные, «болотные»...
-Это было-то, с другой стороны реки-то, в прошлом году- то, но меня в милицию не забрали, и вот я здесь. Я из организации. Я вот эта...Чтобы всех освободили из СИЗО. От Калужской сюда по тротуару добрался, вот че я могу сказать. Мне ничего не платили, я сам, вот так вот. Так что я поддерживаю, вот че я могу сказать еще!
Митингующего шатает в стороны - он чуть не падает через мост.
Занавес.
Действие второе, где в основе сюжета - неопределенность пространства, монологов и суждений. Герои здесь сами придумывают себе образы и существуют в своем личном государстве- зачем им другое?
Эта женщина неуверенно идет по площади с блеклым плакатом. Ничего не скандирует, ведет себя адекватно. Даже как-то равнодушно....
- Я из Воронежа, у нас общественная организация. Власть сегодня какая-то нечестная, недобрая...
-А что конкретно лично вас не устраивает?
-Конкретно....Ну власть не несет ничего доброго, вечного и светлого...
Наверное, все остальные двадцать веков власть только и делала, что несла в массы «доброе,вечное и светлое».
Пожилой мужчина, интеллигент в бежевом куртке и круглых очках улыбается, движения резкие, в руках - плакат со стихами. Голос - разве что фильмы озвучивать. Бархатный такой, приглаженный.
- Я Зом-Зам Семен Абрамович, свободный гражданин своей страны, в отличие от безнравственного нашего президента, у которого нет ни чести, ни совести. Мы в заточении. «И нет на свете печальнее повести, чем президент без чести и без совести!» Это все я, мои стихи!
-Часто вы ходите на митинги?
-А как же. Я просто не мыслю себя без этого. На митинги, я вам скажу, ходить бессмысленно, а не ходить - безнравственно! Нужно идти, если у тебя есть совесть, в отличие от президента, у которого ее нет!
Мальчишки школьного возраста одеты как раз по «оппозиционной моде»- камуфляж, черные футболки, плащи, один даже в кожаной тяжелой шляпе. Они врываются в толпу и раздают какие-то сумасшедшие листовки.
- Ребят, почему вы пришли на митинг?
Молчание.
-Скажите пожалуйста, почему вы здесь сегодня?
- Это секретная информация. Выражаем гражданскую позицию.
- А что это? Как вы это понимаете?
-В интернете почитайте.
-Что конкретно вас не устраивает?
Молчание.
-Власть плохая.
- Чем?
- Это секретная информация.
-Из какой вы организации?
-Это тоже не разглашается.
Парни уворачиваются от камеры, закрывают лицо руками. Наверное, так научили...
Плакат этой женщины довольно необычный - под газетными снимками Путина и Медведева расположились пластмассовые человечки из конструктора «Лего»
- Я нашла газету старую. Оказалось, Путин у нас за сильную власть! (смеется). Вот и пожалуйста, получилось, что получилось.
-Часто бываете на митингах?
- Стараюсь не пропускать. Надо ходить, чтобы они знали...Нужна массовость! (смеется)
Миловидная девушка помогает держать огромный плакат. «Я жирная получаюсь!» - щурится она на камеру.
- Я просто пришла, я обязана это сделать. Я хочу, чтобы моя страна была свободной, я хочу будущее для своих детей, близких, друзей...Я хочу выразить свою позицию
- Расскажите про ваш плакат
- Про плакат ничего не могу сказать, не владею информацией. Я с ним случайно- родственнику помогаю...
Вот шагает по площади тощий паренек с длинными обесцвеченными волосами. Лак на ногтях облупился. Маленькая копия Курта Кобейна раздает коммунистическую газету «Садовое кольцо».
- У нас газета антипутинская, против режима. Главный редактор уже сидит в тюрьме, двоих журналистов запрятали в психушку, потому что они против. Вы возьмите, возьмите газетку...
Дедушка стоит на Болотной с парочкой брошюр и черно-белой отксеренной фотографией- кажется, это именно он изображен на ней рядом с Ельциным. Дедуля продает свои книги, он выпустил даже целый манифест коммунистической партии.
-Я пришел сюда, потому что здесь люди, которые должны проникаться коммунистическими идеями. Вот направление, вот! Государство должно исходить из принципов в любых своих делах! Я выпустил уже две книжки, в них заложена вся суть...
Бабушки стоят немного в сторонке и о чем-то беседуют. На каждой- значок, у каждой - плакат или лента. У этой бабушки больше всего значков - «Путин забери меня, я была на Болотной».
- Миленькая моя, какой-то кошмар творится! Во что превратилась власть! Мерзавцы, бессовестные! Куда страна катится, произвол, коррупция!
- А чем конкретно вы недовольны?
- Меня возмутило, меня оскорбило то, как Путин читал Лермонтова! Это что еще такое? Как так можно? Это недопустимо по отношению к литературе! Я сама знаю наизусть Пастернака, все стихи помню!
-Давно ходите на митинги?
- С 70-ти лет, миленькая хожу! На всех митингах бываю! Ни к чему не приведет это все!
Бабуля резко отходит в сторону и начинает надрывно кричать. Прохожие застывают в удивление, фотографы клацают кнопки камер.
-В пропасти Россия, нет будущего! Уезжать отсюда надо! Уезжайте отсюда, молодежь! Слышишь!
Занавес.
Антракт
Действие в театре абсурда может продолжаться бесконечно. Да только актеры чуть подустали- рупор общественного недовольства борохлит, похрипывает. Нужно заменить батарейки и хоть на время снять костюмы. Да ведь и невозможно постоянно быть в образе - можно так и с ума сойти...
Вид у него неприглядный - из-за капюшона не разглядеть лица. Он ничего не скандирует и просто стоит с плакатом уже у самого выхода. Глаза спокойные, светлые. Голос уверенный и ровный.
- Власть нелегитимна. Есть закон, а не прихоть. Корень беззакония - октябрь 1993 года. Необходимо грамотно трактовать эти события.
Мужчина достает из кармана куртки свое мини-исследование, в котором доказывает, почему разлом в стране произошел после осени 1993-го. По его мнению, после 4 октября 1993-го в стране происходит настоящая революция, связанная с принятием новой конституции.
Этот парень не стал особенно мудрить над плакатом - просто на работе в формате А4 распечатал: «Путин уже не может».
- Ходить на митинги меня побудили выборы. Я был наблюдателем в Химках - и видел, как в наглую, перед нами закрыли дверь. выключали свет и носили бюллетени ящиками. Я вообще не думал плакат брать сегодня...
Художника в черном свитере заметить практически невозможно - он не раскрасил себе лицо, не надел «рей бан» и даже не отрастил бороду. Выглядит довольно скромно, и кажется, немного стесняется.
- Я в первую очередь, пришел поддержать узников 6 мая. (фанфары - наконец кто-то вспомнил и про них!). Не дай Бог, чтобы это произошло снова. Кроме того, у меня отнимают мое помещение- нашей местной власти негде котов своих хранить. Они отменяют все законы и на местном уровне устанавливают что-то непонятное...
Вот-вот антракт закончится, и на сцене русской оппозиции вновь развернется массовое мистическое действо, таинственная буффонада под эгидой борьбы за справедливость.
Площадка для выражения народного мнения и сопротивления против государственной системы постепенно превращается в реалити- шоу, со своими правилами и героями...
Каков чистый процент из более чем двух десятков тысяч тех, кто действительно пришел поддержать узников и болеет за них всем сердцем? Кто не потерял ориентацию в происходящем и адекватно оценивает сегодняшнюю политическую обстановку, не утрируя, не поясничая? У кого осталось собственное мнение и своя прочная позиция? Такие есть. Но таких мало. И становится все меньше..
А пока финал пьесы тоже будет по всем абсурдистским театральным традициям- пьяный парень с калужской площади бежит по Болотке с русским флагом,громко смеется, неподвижно стоит бабуля, смотрит в одну точку, морщится, пытается выдавить из сухих глаз слезу, девушки стоят в длинный ряд и прихорашиваются перед камерами, «смерть с косой» сжимает в волосатых руках горстку земли, и тысячи ног топчут белоснежные антипутинские листовки, рассыпанные на сыром тротуаре.
Занавес.