Всякая массовая идеология упрощает картину мира, чтобы давать простые ответы на сложные вопросы. Цивилизационная идеология не исключение. Глобальные угрозы настоящего и возможные образы будущего становятся более понятными с позиций цивилизационной системы ценностей и естественнонаучного понимания биологии добра и зла.
Чем мощнее технологии, которые мы создаём ради достижения всё более комфортной жизни, тем больше возникает рисков самоуничтожения не только человеческой цивилизации, но и всего живого на Земле. Как относиться к этим рискам? Что делать для устранения угроз, которые мы сами себе создаём как побочный эффект научно-технического прогресса?
Глобальное потепление является на данный момент наиболее весомой техногенной угрозой для человечества и биосферы Земли. Именно эта угроза требует от государственных и промышленных элит немедленного включения цивилизационного мышления, долгосрочного прогнозирования и планирования в ущерб сиюминутным выгодам. Именно эта угроза с наибольшей наглядностью показывает необходимость всеобщего перехода к цивилизационной идеологии.
двойной клик - редактировать изображение
Пандемии — это редкие разовые события в истории человечества, которые не должны, да и не могут, существенно влиять на выбор долгосрочных целей развития. Накопление опыта противоэпидемиологических мероприятий — это их главный итог. Нынешняя пандемия преподала много неожиданных уроков. На примере Китая и других развитых азиатских стран она показала, насколько важны в чрезвычайных обстоятельствах общественный консенсус и коллективная дисциплина. На примере стран развитого индивидуализма стало видно, что без жёсткого принуждения люди пока не способны, даже временно, поступиться толикой личных свобод ради безопасности всех. Мы продемонстрировали свою нецивилизованность, распространяя фейки и лженаучные теории о болезни, её происхождении, лечении и вакцинации. Пандемия высветила тех, кому выгодно использовать её как повод для переформатирования мирового порядка в собственных корыстных интересах. Она ускорила развитие дистанционных технологий, и в то же время наглядно показала невозможность отказа от живого человеческого общения, особенно в сфере образования. Мы — социальные существа, и снижение привычной интенсивности общения неожиданно для многих стало источником депрессий.
Перенаселение и нехватка ресурсов. Население Земли напугано теорией «золотого миллиарда». Угроза перенаселения существует, но общество не доверяет альфа-элитам, подозревая их в готовности уничтожить большую часть человечества ради власти и привилегий. Озвученные оценки оптимальной численности населения отличаются в 100 раз, от 500 миллионов до 50 миллиардов, и никто не может сказать, насколько они верны.
Ясно также и то, что рано или поздно человечество действительно достигнет пределов роста и столкнётся с нехваткой ресурсов. Когда и как начинать сокращать рождаемость? Как при этом избежать социальных катаклизмов? Каковы гуманные способы регулирования численности населения? Как обеспечить равномерное развитие стран и справедливое распределение ресурсов? Поиск ответов на эти вопросы едва ли возможен за рамками цивилизационного мышления.
двойной клик - редактировать изображение
Перманентный раздел мира на сферы влияния. Совершенствование технологий, укрепление экономики и общественных отношений — это признаки прогрессивного цивилизационного развития. Однако повсюду в мире альфа-элиты эксплуатируют результаты этого прогресса для достижения геополитического превосходства, за которым следуют агрессия и экспансия. История человечества — это непрерывная череда военных конфликтов в борьбе за ресурсы. Элиты толкают свои народы на взаимное уничтожение, но за этим скрывается не острая необходимость, а архаичная биологическая потребность доминирования. Ресурсов хватит на всех, если их справедливо распределять, не растрачивая на милитаризацию экономики и военные действия. Цивилизованные способы решения ресурсных проблем существуют и существовали всегда — торговля, дипломатия, пропаганда интернационализма. Но реальность получается совсем иной. Движимые животными эмоциями, люди могут обижаться друг на друга и лезть в драку. Но почему целые страны обижаются друг на друга и лезут в драку, проявляя черты незрелой пубертатной психики? Ведь у стран не должно быть ни эмоций, ни психики… Коллективное поведение альфа-элит становится иррациональным под воздействием рвущейся наружу первобытной доминантности… Оружие массового уничтожения, автономные вооружения, высокотехнологичная пропаганда ксенофобии, террористические идеологии и организации кратно умножают риски глобального апокалипсиса.
Глобализация является естественным следствием научно-технического прогресса, развития транспорта и связи, свободы перемещения людей, капитала и информации. Все эти процессы сопровождают развитие цивилизации и включаются в систему цивилизационных ценностей. Глобальный прогресс имеет огромный потенциал для выравнивания уровней благосостояния стран, территорий, социальных групп, отдельных людей. Однако после окончания холодной войны тенденции стали прямо противоположными — практически повсеместно усугубляется социально-экономическое неравенство и расслоение общества, сокращается средний класс. Антицивилизационные тенденции стали следствием не самого прогресса, а коммерческих и геополитических интересов альфа-элит в однополярном мире. Идеология неолиберализма даёт слишком много свободы тому самому внутреннему зверю, которого цивилизационная идеология призывает всячески сдерживать. Компромисс между индивидуальным и общественным, частным и государственным, снова выбран не оптимально и требует очередной корректировки.
Культурное единообразие. Разнообразие культур необходимо для эволюции человеческой цивилизации точно так же, как биоразнообразие необходимо для эволюции биологической. Взаимообогащение культур возможно только при условии их относительно обособленного самостоятельного развития. Поэтому сохранение культурной идентичности входит в систему цивилизационных ценностей. Поддержание культурного разнообразия требует многополярного политического устройства мира. Цивилизованная глобализация не ведёт к полной унификации культур и систем хозяйствования, а останавливается там, где разные культуры и системы демонстрируют свою цивилизационную ценность и дают конкурентоспособные альтернативные модели развития, привлекательные для различных человеческих сообществ.
Мировое правительство не является оптимальной моделью управления цивилизацией, поскольку единый центр власти будет неизбежно стремиться к упрощению функций управления, унификации мировоззрения, стиранию любых видов идентичности, подавлению личных свобод. Именно эти тенденции наблюдаются с переходом к неолиберализму и усиливаются в наши дни концепциями «конца истории», постгуманизма, трансгуманизма и «великой перезагрузки». За этими тенденциями угадывается политика транснациональных альфа-элит, впервые в истории человечества подобравшихся к реальной технологической возможности узурпации власти над миром. Человечество столкнулось с экзистенциальной опасностью, для осознания и устранения которой необходима оценка (и самооценка!) антицивилизационной природы доминантности альфа-элит с позиций глобального цивилизационного мышления.
Политика постправды. Благодаря интернету и социальным сетям каждый человек получил возможности распространения информации, ранее доступные только профессиональным СМИ. Правда и ложь, фейки и их опровержения соседствуют в информационном пространстве, порождая явление «неопровержимой лжи» — когда ложь давно опровергнута, но находится в сети легче и чаще, чем правда. Ложные картины мира собирают своих сторонников в «информационных пузырях», способствуя поляризации общества. Имитация общественного мнения стала продаваемой услугой и доступным инструментом ведения информационных войн, нацеленных на сдерживание цивилизационного развития конкурентов. Постправда не является обязательным атрибутом научно-технического прогресса. Скорее, это результат (надеемся, временной) победы неолиберальной идеологии и теории пропаганды Уолтера Липманна, согласно которой технократические медиа-элиты должны создавать ложные картины мира для эффективного управления народными массами. Постправда — это антицивилизационное явление и техногенная угроза, реализуемая на наших глазах доминантными альфа-элитами.
Разрушение механизмов демократии. В эпоху постправды политические выборы становятся ареной публичной борьбы альфа-элит за доминирование. Современные технологии сделали управление общественным мнением намного более масштабным и динамичным по сравнению с докомпьютерной эпохой. Выигрывает не та партия, которая предлагает обществу более достойную альтернативу, а та, которая имеет более технологичный механизм влияния на общественное мнение. Антагонистическая игра двух механизмов влияния приводит к тому, что результат голосования сходится к 50 / 50 независимо от стартового распределения голосов и сути голосуемого вопроса. Предвыборное шоу превращается в фарс на финишной прямой, когда становится ясно, что общество не может быть поляризовано всякий раз с такой высокой точностью ровно пополам. И это уже не имеет никакого отношения к демократии. Общественное мнение всегда подвергалось предвыборным манипуляциям, но современные технократы окончательно разрушили механизмы демократии, создававшиеся в ХIХ-м веке при иных информационных условиях.
Подытожим
Цивилизационная идеология даёт чёткие оценки существующим глобальным угрозам. Всякий раз мы убеждаемся, что глубинной причиной угрозы является всё то же зло, сидящее в нас самих — первобытная потребность доминирования. Необузданное зло, прорываясь с психического уровня на социальный, извращает многие благие начинания в технологиях, экономике и политике.
Рисуя яркие картины постапокалипсиса, футурологи экстраполируют в будущее сегодняшнюю идеологию неолиберализма, индивидуализма и общества потребления. Всё то же зло. С завидным постоянством получают закономерный результат. Эти шокирующие картины будущего важны как предупреждения, но уже приелись.
Достаточно предупреждений! Пора задуматься о конкретных сценариях выхода из этого кризиса. Ключевым пунктом всех этих сценариев, похоже, станет воспитание человека цивилизованного. Изменение менталитета, системы ценностей, культурного кода, и не только народных масс, но и элит, перед лицом экзистенциальной угрозы самоуничтожения человеческого рода.