Авторский блог Александр Елисеев 09:57 28 февраля 2020

Цифровой Потоп и Ковчег реиндустриализации

Цифровизация тесно связана с глобализацией экономики, и с её«высшей» ступенью – финансиализацией.

Продолжение цикла статей «Глобальный Потоп и Русский Ковчег спасения».

Первая статья. «Ковчег альтер-глобализма»

1. Нарастание небытийности

Директор Института динамического консерватизма (ИДК) Виталий Аверьянов обратил внимание на следующее: «Слово «цифра» происходит от арабского sifr – «ничего, ноль». Оно родственно понятию «шифр». У Владимира Даля в его словаре находим: «Цыфрованное письмо – шифрованное, замена букв иными знаками, по особо придуманному ключу, чтобы сторонний не мог читать». В старину в книжном русском языке наряду со словом число имело хождение существительное чисмя, а также прилагательное чисменый. Такая форма делает прозрачной сопоставление и противопоставление числа и слова – чисмени и имени. Число, в конце концов, есть лишь одна из разновидностей имени, однако исторически отслоившаяся от других имен, в попытке построить особую автономную реальность «мира чисел». («Обнулители вечности»)

В связи с этим можно и нужно связать современную цифровизацию с нарастанием хаотичности (то есть, именно небытийности) во всем мире. Здесь и перманентный экономический кризис, и всё новые социальные конфликты, и волны «южной» миграции, размывающие основы «северных» государств, и т. д. Безусловно, мощнейшую хаотизирующую роль играет и «мутация» элементарных, базовых ценностей – взять, хотя бы фактор стремительно утверждающейся трансгендерности. «Новый мировой порядок», о котором так долго говорили глобалисты разных мастей, оборачивается новым мировым беспорядком. Человечество переживает глобальный Потоп, грозящий глобальной же катастрофой. На него накатывается огромная Глобальная Цифра, Гигантское Ничто.

2. Экономика небытийности

Цифровизация тесно связана с глобализацией экономики, и с её, если так можно выразиться, «высшей» ступенью – финансиализацией. Последняя представляет собой процесс превращения товарно-сырьевых рынков в рынки финансовые. В ходе этого процесса различные биржи превратились в некие центры образования цен для сырья и ресурсов. В результате, «финансиализация» просто-напросто изменила структуру и сам принцип торговли реальными товарами. «Вместо классической формулы из «Капитала» Карла Маркса «деньги — товар — деньги штрих» в экономической цепочке торговли товарами появились производные финансовые инструменты (фьючерсы, опционы и прочие деривативы) со своими правилами и рисками, - отмечает гендиректор компании «Спутник — Управление капиталом» Александр Лосев. - Реальный товар стал базисным активом для производных финансовых инструментов, но перестал быть обязательным компонентом всей торговой цепочки, поскольку на рынке стали доминировать финансовые игроки, никак не связанные с производством и потреблением, и сама поставка товара стала необязательной для получения прибыли». («Дорогой царя Мидаса»)

А вот весьма схожие наблюдения блогера Льва Щаранского, которыми он поделился в своём ЖЖ: «Финансовый сектор экономики вытесняет уже никому не нужный производственный сектор. Постиндустриальная экономика – это мир 3D-принтера, майнинга криптовалют, трейдинга блокчейн-инвестиций и котировок на бирже Форекс. Капитализация одного Инстаграма давно превысила суммарную стоимость Газпрома, Росатома, Сбербанка, Лукойла и еще других первых двадцати российских компаний в списке Форбс. А если к Инстаграму прибавить Фейсбук, Твиттер, Tesla. SpaceX, PokemonGo и барбершоп «Buzova», то все индустриальные производства покажется доисторическими реликтами периода бронтозавров и мезозоя». («Айфон расправил плечи»)

Понятно, что цифровизация способствует именно такой вот системе финансового абсолютизма. Она позволяет постоянно убыстрять процесс переброски финансовых капиталов из одной точки Земли в другую. При этом, как отмечают исследователи, сама цифровизация мало способствует развитию сферы материального производства. В нынешнем виде она даже выступает как некая противоположность рендустриализации (возрождению промышленности). И связано это с тем, что цифровые технологии обслуживают, прежде всего, сферы финансов, услуг и торговли. Таким образом, цифровизация направлена, в первую очередь, на перераспределение ресурсов, а не на их создание.

3. Зловещее «утончение»

Финансы представляют собой весьма загадочную сферу. Тамошние процессы, в отличие от процессов промышленной сферы, намного более виртуальны, скрыты и хаотичны. Кроме того, финансовые ресурсы способны к быстрому, мгновенному перемещению по всему земному шару. Складывается такое впечатление, что финансовая вселенная находится как бы на границе с неким тонким миром, оказывающим на нас некое мощное и тревожное воздействие.

Очевидно, что само утверждение финансового абсолютизма тесно связано с определенным «объективным» процессом трансформации нашей реальности. В мире давно уже господствует мега-концепция прогрессизма, утверждающего наличие линейного движения в сторону «улучшения». Однако, разнообразные школы традиционализма считают, что линейное движение, напротив, представляет собой движение в сторону «ухудшения». В мире происходит не столько эволюция, сколько инволюция. Не случайно же, всё окончится «концом мира» и пришествием лже-мессии. (При этом, имеет место быть круговое, циклическое движение, которое воспроизводит бытие.)

Классик традиционализма Рене Генон предложил следующую, весьма сложную, диалектическую картину инволюции. По его мнению, она сопровождается уплотнением, огрублением мира. Наша реальность всё больше закрывается от высших, духовных, райско-ангелических влияний. Мир материализируется, он как превращается из круга в квадрат, что символизирует сам процесс уплотнения и огрубления. Но данный процесс, в конечном итоге, способствует усилению воздействия на наш мир внематериального, но отнюдь не высшего, а именно низшего мира. Именно там находится инферно, и оттуда в наши двери всё более настойчиво стучатся уже не ангелические, но демонически сущности.

Цифровизация, о которой Генон еще ничего не знал (в актуальном плане), вполне выражает такой вот процесс уплотнения и утончения мира. Модератор традиционалистской группы «Études Traditionnelles» в Фейсбуке Антон Шмаков делится следующим наблюдением: «К геноновскому тезису о космологической «квадратуре круга» (мир в начале цикла символизируется кругом, в конце – квадратом) один венгерский автор добавляет наблюдение, что изображения на экране компьютера формируются с помощью пикселей. И правильный круг средствами компьютерной графики воспроизвести невозможно – в конечном итоге это все равно будет набор микроквадратов. Другой момент, подтверждаемый существованием виртуальной реальности, - что по мере развертывания цикла «время пожирает пространство». В мире будущего человеку не потребуется перемещаться с места на место – «путешествия» можно будет предпринимать не отходя от экрана. Еще любопытный факт: спиритуалистические сеансы перестали быть популярны синхронно с эпохой внедрения телевидения. И, кстати говоря, телевизионные и компьютерные репрезентации живых существ практически так же представляют собой их «психические остатки» (résidus по Генону), как и в классическом спиритизме».

4. Цифрократия: часы, монета и бумага

Здесь, на наш взгляд, следует обратить внимание на вроде бы такой обыденный «предмет» нашего обихода, как часы. Круглый циферблат вытесняется четырехугольным экраном того же самого компьютера или мобильного девайса. Сам экран чаще всего не квадратный, а прямоугольный. Прямоугольник, с его четырьмя углами, есть некий аналог квадрата.

Четырёхугольный экран как бы отрицает круговое, циклическое, бытийное движение. Время как бы «тонет» в чёрном экране. Вместо движения по кругу происходит - линейная смена друг другом экранных цифр. В циферблате на первом месте движение стрелки по кругу. На экране же господствует цифра.

Такие же метаморфозы произошли с другим «обыденным» элементом человеческой жизни - деньгами. В традиционном обществе имели хождение круглые монеты. Сделанные из золота, они выступали символами Солнца. И особенно мощный символизм был налицо тогда, когда монеты содержали изображения Государей, которых часто сравнивали с Солнцем. Сами солнечные монеты показывали, что обмен происходит в «режиме Солнца», люди как бы соизмеряли «вещи» с этой Великой Звездой. И она «регулировала» сам процесс обмена.

Это было в мире Традиции, в обществе Света. Потом, в эпоху лунных революций, пришло время четырехугольных банкнот-бумажек. Если редкое золото стоило себя и было себе адекватно, то бумажка, сама по себе, не стоит почти ничего. В результате, деньги стали более фиктивны, виртуальны, незримы - но и чрезвычайно почитаемы. Они стали восприниматься как некий черный «бог».

Сейчас, впрочем, исчезает и наличность, остаётся либо карточка, либо, имет место просто электромагнитный процесс, осуществляемый с помощью того же черного прямоугольника. Снова очевидна небытийность Цифры – «Сыфра», Нуля.

5. Грядущая «психо-религия»

Опять-таки, всё происходит именно «по Генону» - уплотнение мира (от круга к квадрату) закрывает его от высших, духовных, райско-ангелических влияний, при этом делая всё более открытым для влияний низших, «психических», «виртуальных». Точно также и материализм, сражающийся с духовной Традицией, расчищал дорогу именно грядущей «психо-религии», основанной на обожествлении «витальных сил».

Это будет культ Мировой Души (не Духа) – тонкого мира психоэнергий, где находится инферно – как некая часть. (Сама Душа к нему не сводится.) И одной из важнейших составляющих такой квазирелигии станет «экологизм». В данном плане показателен феномен «психованной» Греты. Скандинавскую школьницу раскрутили изрядно. И это очень серьезно, а не просто какая-то «очередная афёра на хайповом имидже», как кажется многим. Здесь имеет место важнейший шаг по утверждению всемирной квазирелигии – «природопоклонства».

Мотиваций тут много. Безусловно, налицо подготовка общественного сознания к созданию «мирового правительства». Дескать, надо всем вместе спасти планету от загрязнения, потепления и проч. А для этого необходимо объединиться под властью мудрых мировых правителей. Заодно наносится удар по национальной промышленности. Так, удары по атомной энергетике привели не к триумфу альтернативных источников, но только к архаизации энергетики. Доля угля поднялась примерно с 5 до 30 процентов.

Однако, есть и более глубинные мотивации. Культ Природы призван заставить человека поклоняться витальным, психофизическим энергиям Нави – региона Души, отличной от райско-ангелического Духа. Налицо душевная пародия на Духовное. Граница с хаотическим миром Нави стирается, а Глобальная Элита стремится стереть её окончательно, обретя небывалое «психическое» могущество (вплоть до физического бессмертия). Стирания границы страстно желают и демонические сущности по ту строну. Само инферно, как уже отмечалось, находится в регионе Души. Только там и могли оказаться павшие бестелесные духи, восставшие против Бога и выпавшие из Рая. Они страстно жаждут стирания онтологической границы между мирами. Им не терпится уничтожить людей.

Элиты надеются получить абсолютную власть над реальностью, загнав большинство в электронный, «цифровой» виртуальный мир, где ему будет позволено наслаждаться своими фантазиями - с незаметным добавлением фантазий не своих. К слову, весьма символично, что Грета страдает синдромом Аспергера, который неизвестно ещё отличается ли от высокофункционального аутизма. А ведь к электронному, цифровому аутизму приговорено всё человечество. Конечно, планы гиперэлитариев, как и задумки демонов, обречены, в конечном итоге, на крах. Даже если человечество и выберет духовную смерть в виртуальном мороке, то это завершится Страшным Судом и возникновением «нового неба и новой земли».

Квазирелигиозные, неоязыческие, нью-эйждевские образы налицо. Вот вам и уже почти готовый культ Великой Девы. А будет и культ Великой Матери. К слову, нынешний председатель Еврокомиссии, убеждённейшая сторонница глобализма Урсула фон дер Лайен уже прозвана «Матерью Европы». И судя по всему, нам будут навязывать Культ природы – 1) культ Души (Психеи) и 2) «Великой Женщины», как её образа.

6. Слово и Цифра

В романе Александра Проханова «Цифра» показана противоположность Цифры и Слова. Снова заметим, что само слово «цифра» произошло от арабского «sifr» – «ничего, ноль». И количественная «цифирь» ближе всего именно к небытию, оно его выражает символически и представляет в нашем мире. Речь идёт о двух видах небытия. Есть недобытие изначальной (сотворенной) первоматерии, из которой сотворены разные «вещи»: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою». (Быт. 1:2)

Само наличие такого вот недобытия нужно было для того, чтобы человек имел возможность выбора между ним и Божественным Бытием, иначе он стал бы всего ишь автоматом Абсолюта. Именно эти темные и безвидные воды, как повествует Книга Бытия, были разделены на нижние (собственно, первоматерия) и верхние. (Как можно предположить, для ослабления хаотичности.) Последние есть регион Души (Навь), который следует отличать от региона Духа, от ангелического Рая. Это мир тонких, психических энергий, которые предельно хаотичны. Они витализируют, «оживотворяют» плоть, но они же и размывают как духовное, так и плотское начала в человеке. И данный регион чрезвычайно близок к изначальному недобытию – ближе, чем какой-либо иной регион тварной реальности.

«Маги Капитала» работают как с изначальным недобытием, так и с регионом Души. И нынешняя цифровизация как раз является попыткой максимально приблизить наш мир к Не(недо)бытию в двух его «измерениях». Тут ставятся разные цели. Неким силам необходимо максимально хаотизировать старый мир, чтобы построить свой собственной, новый, не имеющий ничего общего с замыслами Творца. Также ставится задача максимально воспользоваться силой хаотических энергий-импульсов, противопоставив их высшим, духовным влияниям.

Слово ближе всего именно к райскому Духу, Творцу. Согласно Православной Традиции, каждому человеку придано некое Нетварное слово (логос) – энергия сущности Бога. Это слово Творца, сказанное о творении, это идея-воление Абсолюта. С данным Словом можно соединиться (теозис, обожение), став богом по энергии (а не по сущности, сохранив личное бытие), богом по «усыновлению».

У каждого человека есть своё нетварное, сверхбытийное Слово. И у каждого есть своя небытийная Цифра, своё персональное Ничто («суфр»). Она, ка уже отмечалось, есть возможность выбора, без которой человек стал бы «благим роботом». И можно предположить, что совокупность таких вот «личных цифр» является тем самым отдельным «миром чисел», о коем пишет В. Аверьянов (см. начало). И ныне происходить стремительная актуализация этого мира.

Современный мир, с его минимизаций качества в пользу количества, есть дистанцирование человека от Слова и приближение его к Цифре. И пресловутая цифровизация как раз и отражает данный процесс.

Налицо осознанное или неосознанное стремление к замене качественных, бытийных различий на сугубо количественные. «Личная цифра» должна, в соответствие с такой вот «логикой», вытеснить личное имя (слово). Отсюда и такая страсть к различным нумерациям.

Мировой Потоп, о котором рассказывает Книга Бытия, символизировал гибель тогдашней глобальной (каинитской) цивилизации - в результате её предельной открытости верхним водам региона Души. Именно эти воды и символизируют воды Потопа. Сегодня также разворачивается именно Душевный Потом, за которым стоят инфернальные силы. И цифровизация, в нынешнем её формате, как раз и является одним из самых ярких его выражений.

7. Духовная и космическая рендустриализации

Спасение от Потопа видится нам в реиндустриализации – возрождении промышленности. При этом, самому промышленному производству необходимо придать духовную мотивации. Таким образом, возникнет реальная альтернатива душевной цифровизации. И Россия вполне могла бы предложить миру такую альтернативу, став Ковчегом Реиндустриализации.

Безусловно, для полноценного возрождения и утверждения промышленности необходим мощный контроль за финансовым капиталом. Возможно, придётся национализировать банковскую сферу, создав единый Государственный Банк. Но, в любом случае, финансовый сектор подлежит существенному сокращению – в пользу сектора реального промышленного производства. В начале уже обращалось внимание на теснейшую связь цифровизации и финансиализации. Поэтому, отказ от второй неизбежно изменит формат первой, подчинив её целям и задачам сектора реального промышленного производства.

Далее – для подлинной реиндустриализации необходим некий сверхмощный импульс. Таковым импульсом могло бы стать широкомасштабное освоение Космоса, предполагающее перелёты к другим планетам и их освоение. Такая, вертикальная экспансия символически выражала бы стремление к Звездам, к Небу, к райско-ангелическому Духу. Идеи Возрождения Промышленности и Освоения Космоса должны быть творчески соединены с идеей Духовного Делания и Райского Устремления.

И здесь возникает образ России как некоего Космического Корабля, который преодолевает и хаос глобального Потопа, и Пустоту межзвездного пространства. А ведь Ковчег и есть Корабль, призванный спасти всех, кто желает спасения.

1.0x