Авторский блог Ольга Стрельцова 08:29 20 октября 2022

Царская тропа

о книге Анны Нагорной

Есть книги, характер которых нелегко определить. Художественная проза, документальное повествование, фантастика? В этом — свободном повествовании, чарующей эклектике — порой прелесть книги. Словно сон: всё ощущаешь как реальность, но вдруг в этой реальности ты полетел, и даже во сне понимаешь, что это тут что-то пошло так, как тебе и не снилось. А это как раз и есть сон.

Чеховская "Каштанка" удивила читателя тем, что ему предложили посмотреть на мир глазами собаки. И не просто посмотреть, но почувствовать этот мир. В книге "Старый дом" автор ведёт повествование от лица (?) паука. Который живёт в старом доме. Это его мир, его владения, опустевшие на тот момент. Паук — свидетель происходивших здесь событий, хранитель времени и тайн, он скучает по прежним обитателям, особенно по детям. И настолько привязан к былому, что опутал все входы, окна паутиной, чтобы никто не проник в сберегаемый им мир.

Но однажды дом оживает, становится именно домом, а не заброшенным строением: в нём появляются люди, которые привезли с собой своих питомцев. Встретивший в штыки новых обитателей паук вдруг очаровывается кошкой Элеонорой — её подчёркнуто вежливым обращением и врождённой грацией. Поговорка "доброе слово и кошке приятно" здесь имеет прямой смысл, но приёмом — наоборот: доброе слово кошки сменило гнев на милость.

Как оказалась здесь, в этом заброшенном доме, большая дружная семья? Какие она принесла с собой чувства, переживания, свидетелем каких событий окажется на этот раз паук? О каких явлениях, происходящих за стенами дома, он узнает от его обитателей, приносящих с собой в своё жилище дух и ритм времени? И стены дома впитают, вберут в себя новую атмосферу, которую затем почувствуют те, кто придёт и после этих жителей. Возможно, будет время, когда из стен, из предметов можно будет добывать "генетический код", расшифровывая происходившие тут события, пережитые здешними людьми чувства, бурлившие эмоции.

В книге 65 глав. Их названия — краткое содержание: "Знакомство", "Воскресенские", "Удивительная комната", "Иоанн Кронштадтский", "Царская тропа", "Ливадийский дворец", "Мирная осень 1913 года", "Цесаревич", "Весна 1914 года", "Благовещение", "Страстная неделя", "Война продолжается", "Падение империи", "Красный Крым", "Венчание Глаши", "Любовь Ани", "Инкерман", "Крымский мост", "Воссоединение", "Тайна деда Сергея"…

В главе "Климентий Григорьевич Нагорный" сообщается: "Служил он на императорской яхте "Штандарт" матросом гвардейского экипажа. Там его и заметила императрица Александра Фёдоровна и попросила прикомандировать его в помощники дядьки царевича Деревенько". На одной из иллюстраций книги (а о чудных фотографиях стоит сказать отдельно) — К.Г. Нагорный с цесаревичем на руках.

Даже по одному этому примеру видишь, как судьба семьи, которая вышла на прогулку по Царской тропе, вплетается в исторический контекст страны. И таких переплетений множество. Мир — един. Люди, животные, насекомые, природа, плоды рук человеческих — дома, мебель — всё это живо взаимодействует, влияет друг на друга явно или исподволь. По этой книге можно наглядно изучать теорию детерминизма: скрип половиц и сквозняк в комнатах приводит в движение земную твердь. Встреча на тропе, взгляд императрицы изменяют жизнь человека.

Главы — словно виноградины на одной кисти. Каждая отдельно, они — самостоятельные произведения, однако связаны между собой. Взаимоотношения людей, обряды и праздники, привычки и увлечения. Энциклопедия русской жизни, разных её эпох.

Историческое ли это произведение? Да, историческое: важные для Крыма (и не только) события отражены в книге. Лирическое ли оно? Да, лирическое. Здесь любовь, симпатии, привязанности, трагедии. Фантастическое ли? Да. Паук разумный и кошка вежливая — это всё-таки фантастика.

Крым — одно из самых воспетых мест нашей огромной Родины, каждый уголок которой красив, неповторим. Но Крым особенно притягателен, он вдохновляет поэтов, писателей, художников, композиторов. Воспеты каждая пядь его земли, каждый кусочек его неба. Что можно сказать о нём нового, выразить свою любовь и привязанность к нему так, как до тебя ещё никто не делал? Анна Нагорная нашла свои слова, свои краски, свою поэтику, передала свою дочернюю любовь — к Крыму, к родным, о которых и писала, к родине. Красив, богат, прост и величественен, "с чувством собственного достоинства" язык.

"Вся моя любовь к родной земле, к её истории, временам и судьбам её внезапно выплеснулась в странный роман о Крыме, где герои существуют как будто помимо моей воли, а иногда и вовсе вопреки. Очень странное ощущение. Я не просто живу этим повествованием, я живу в нём".

1.0x