«Нам нужен труп…», «Пусть школьники присоединяются к акциям протеста»… Звучит на оппозиционных сходках, призывает президент Грузии С. Зурабишвили…
двойной клик - редактировать изображение
Оппозиция в Грузии идет ва-банк.
Радикализация протестов в Тбилиси, охвативших и ряд других городов, неожиданно напомнила давнюю историю, связанную с одним замечательным грузином, чьи наследие и имя наверняка ничего не говорят его нынешним соплеменникам на площадях.
После показа в Москве где-то в 87 году поначалу запрещённого фильма Т. Абуладзе «Покаяние» (84 г.), на первые просмотры которого по домам культуры свозили людей целыми организациями (было такое, было), когда он пошел на широкий экран - его мгновенно, наряду с журналом «Огонек» и прочими ударными «силами» перестройки, превратили в инструмент антисоветской пропаганды. Надо сказать – не безуспешной.
Тогда и вошло в обиход выражение из этой картины: «зачем дорога, если она не ведёт к храму». Одновременно с конъюнктурно выхваченными из Достоевского фразами «красота спасёт мир» и «слезинка ребенка», «дорога к храму» замелькала в заголовках газетах и в речах политиков, называвших себя демократами, если речь заходила о соотношении цели и средств ее достижения для отрицания попыток оправдать страдания невинных людей во имя тех или иных высоких целей.
Тогда же, работая в ещё сохранявшей огромный авторитет и популярность «Литературной газете» (более 3- х млн. подписчиков!), удалось познакомиться и взять интервью у замечательного педагога, создателя оригинальной концепции «гуманной педагогики» Шалвы Амонашвили. Эмоциональный, кипящий творческими идеями Шалва Александрович с упоением рассказывал о своих интересных воспитательных методиках, о замыслах гуманизировать советское общество, начиная с семьи, с детей младшего школьного возраста. В той атмосфере ожидания позитивных социальных перемен весь его облик светился глубокой верой в силу воспитания в каждом потребности в высоких целях, стремления к творческому и духовному совершенствованию. «Дорога к храму» - эта фраза не воспринималась Амонашвили как метафора. Учитель считал именно такой путь наиважнейшим для формирования полноценной личности и рассказывал о своем замысле, чтобы в Тбилиси, в крупных городах Союза на самых оживленных улицах появились маленькие часовенки, где любой человек посреди жизненной суеты мог бы остаться наедине с совестью, поверяя ею свои дела и поступки. В те годы подобные мысли не выглядели утопией. Немалое число людей ждали именно таких перемен.
двойной клик - редактировать изображение
1991-ый стал рубежом, за которым «рыночная «экономика», конкуренция, приватизация начали диктовать свои законы.
Конкуренция породила гиперприватизированное видение общества. А демократия стала рассматриваться лишь как средство объединения электората для выборов, значение общества свелось к инструменту для достижения частных политических или экономических целей.
Точно так же, как рыночная экономика постепенно превращала «людей» в «потребителей», конкурентная демократия превращала «граждан» в «избирателей» (или объединяла обе деградировавшие формы в «налогоплательщиков»). Стремление к коллективной цели заменилось стремлением к экономическому росту; а забота об общем благе - балансированием частных интересов. Демократия стала программой лояльности «клиентов« (народа, граждан) к правящим силам, успешно конвертирующим собственность во власть и наоборот.
Октябрь 1993 года раскрыл лицемерие и стёр из информационного поля, наверное, один из самых часто повторяемых с трибун и в «демократической» печати повторявшийся, будто клятва, лозунг: «Я не разделяю ваших убеждений, но готов отдать жизнь за ваше право их высказывать».
Подленькое «Письмо 42-х» («Раздавите гадину! »), опубликованное в газете «Известия» 5 октября 1993 года, когда ещё не высохла кровь защитников Парламента и Конституции, поставило точку на иллюзиях о демократии и свободе слова, что и подтвердили театрализованные президентские выборы 96 года. То письмо подписали 42 человека из числа так называемых деятелей культуры и общественности, причислявших себя к «совести нации», интеллигенции. И «совесть нации» радостно, деловито и со знанием дела выполнила заказ «могильщиков» страны и ее великой истории во главе с Ельциным.
В таком социальном контексте вполне закономерно, что и наша школа постепенно приобретала соответствующую рыночную функцию. По известным словам министра образования А. А. Фурсенко (2004 – 2012): «Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других».
двойной клик - редактировать изображение
Те же процессы в среде молодого поколения с завидной интенсивностью с помощью учебников Фонда Сороса и многочисленных неправительственных организаций, направляемых и щедро спонсируемых с Запада, происходили в большинстве республик на постсоветском пространстве. Они и рекрутировали тысячи молодых людей, уже сформировавшихся «квалифицированных потребителей», на баррикады «цветных революций». Излюбленный клич бесчинствующей молодежи, что в Москве, что в Ереване, что в Минске и т.д. – «мы здесь власть»- как ничто другое характеризует полную умственную, мировоззренческую Пустоту экзальтированных толп юнцов – расходного материала в политических играх пребывающих в тени «больших дядей».
Уже не идёт речь о «дороге к храму»… Свои чувства и переживания, связанные с тем, что происходит с образованием и какими последствиями это может обернуться для молодых поколений, Шалва Александрович с болью выразил так: «Родная Школа в опасности! Она превращается в вещевой рынок и сборщик необъявленных налогов с родителей. В такой школе можно купить расфасованные для разного применения знания, а также разные удовольствия и обслуживание, или же, как теперь принято говорить, «образовательные услуги». На вещевом рынке о качестве товара не говорят. Продавцы, скорее, пускают пыль в глаза покупателям, хваля свой товар, а доверчивые покупатели, как часто бывает, обманываются. На вещевом рынке продавец не спрашивает, с какой целью покупатель берёт его товар. Школа — рынок «образовательных услуг»! Видите, каким понятием украсили Школу, взятого из словаря рыночной экономики. Теперь время такое — всё измеряется понятиями рыночной экономики, которая устанавливает жесткую конкуренцию, где нет места для Благородства, для любви к человеку, для сострадания и помощи. А Школа — святыня, она — духовная лестница, по которой надо только восходить».
двойной клик - редактировать изображение
Кто эти заветы Амонашвили сегодня понимает, принимает к сердцу в той же Грузии? Уж, во всяком случае, не в толпах на площадях.
«Время такое» - без Благородства, без попыток задуматься, разобраться, кто истинный друг, а кто хитроумно-изощренный враг - отражается на лицах, в выражениях глаз, в выкриках и жестах, на плакатиках тех, кто выходил на Майдан в Киеве в 14 году, кто сегодня беснуется на улицах старого, доброго Тбилиси.
«На холмах Грузии…»… Горько и смешно вспоминать. Нынче Пушкин – колонизатор… И не менее злостные «колонизаторы», выдающиеся русские поэты, воссоздававшие в Русском слове шедевры грузинской поэзии – Ш. Руставели, Н. Бараташвили, И. Чавчавадзе, Т. Табидзе…
Смотришь фото и видео с грузинских улиц - ненависть, злорадство, инфантильная радость – такие эмоции достовернее тысяч пафосных призывов к «патриотизму», к «борьбе за свободу против Москвы», деклараций о «стремлении соединиться с Европой» свидетельствует о степени умственного помрачения этих умело подогретых «закулисой» толп.
Ничему не научили грузин разруха и кровавые гражданские войны 90-х… Забыли опыт тех лет, когда после разгона митинга на проспекте Руставели армия объявила о неподчинении президенту Звиаду Гамсахурдии (а ведь не был он агентом Москвы!) и свергла его в результате военного переворота 7 января 1992 года. В результате вооружённого противостояния с использованием гранатометов, стрелкового оружия и тяжелой техники более четверти века назад в Тбилиси погибли сотни человек, центр города был разрушен. Последовавшая за этим гражданская война продолжалась два года… На Украине – почти десять лет
двойной клик - редактировать изображение
В нынешней многодневной тбилисской смуте не заметно даже никаких инноваций в организационных приёмах, всего-то и используют радетели грузинской независимости с иностранными паспортами неоднократно испытанный прейскурант «оранжевых революций», подкрепленный насилием в отношении правоохранительных органов, погромами, фейерверками как оружием и бутылками с зажигательной смесью.
Суть всего этого балагана примитивна до тупости и сводится к простому как мычание коллективному желанию возбужденной толпы: «хочу кружевные трусики и в Европу».
Допускаю, у мужской части «патриотов» с фейерверками иные потребительские вкусы и не стану делать намеков на «шевеления» оппозиции после принятия 17 сентября с.г. парламентом страны поддержанного большинством населения законопроекта «О семейных ценностях», запретившего пропаганду ЛГБТ* и смену пола. Скажу лишь, что истерика Европы, огромное политическое давление Запада на правящую партию «Грузинская мечта», подкрепленное профинансированными беспорядками, это наказание за прагматичную и национально ориентированную внешнюю и внутреннюю политику Грузии, за нежелание открыть «второй фронт» против России.
Цель – смена власти в Тбилиси. А надежда – на «квалифицированных потребителей», усердно отрабатывающих свою чечевичную похлебку со сладкими грёзами о парижском круассане.
*движение, признанное экстремистским и запрещённое в РФ