Парадоксальная ситуация сложилась вокруг знаменитой детской передачи "АБВГДейка", которая в этом году отметила 50 лет со дня выхода первого выпуска. В интервью "Завтра" заслуженный работник культуры РФ Татьяна Черняева, художественный руководитель и ведущая программы, которую помнят и любят многие поколения зрителей на всём постсоветском пространстве, рассказала о том, как уже на протяжении пяти лет команда тщетно пытается возобновить производство "АБВГДейки".
"ЗАВТРА". Татьяна Кирилловна, в сопроводительной песенке к передаче есть такие слова: "Но она вернётся, поздно или рано, "АБВГДейка!" Думаю, многие читатели сразу же мысленно напоют этот знакомый с детства мотив. Пророческими, увы, эти слова пока не стали: "АБВГДейку" закрыли в 2020 году, то есть "рано" уже не получилось. Почему? Что сейчас происходит?
Татьяна ЧЕРНЯЕВА. Действительно, пока "рано", к сожалению, не вышло, будем надеяться на "поздно". А что происходит… В последние годы нашей площадкой был канал "ТВ-Центр", настали непростые времена, и нас закрыли в связи с "нехваткой финансирования". За эти пять лет мы не только собрали целую кипу писем в поддержку возобновления производства "АБВГДейки", но и неоднократно подавали заявки на гранты в разные инстанции. Неизменно приходил отказ. При этом причина не поясняется.
Меня всё это искренне изумляет. Во-первых, "АБВГДейка" востребована зрителями — у наших архивных выпусков уже 148 млн просмотров, и цифра постоянно растёт. А во-вторых, "АБВГДейка" отвечает всем требованиям сегодняшнего дня — всему тому, о чём постоянно говорит наш президент.
Посмотрите, кстати, как сейчас народ сплотился вокруг него. А всё потому, что он делает очень правильные вещи, которые находят отклик в сердцах. Но нашему лидеру нужно помогать, он не может всё контролировать и осуществлять в одиночку. По сути, мы являемся единственной детской передачей, которая сосредоточила в себе всё, что обозначено в президентском указе № 809 о сохранении и укреплении традиционных российских духовно-нравственных ценностей, от первой до последней строчки. Так почему уже столько времени на нас не обращают внимания? Я ни секунды не сомневаюсь в том, что Владимир Владимирович сильно удивится, если узнает, что "АБВГДейку" игнорируют.
"ЗАВТРА". Тоже в этом уверена. Могу подтвердить, что "АБВГДейка" — это яркий пример не только высокой интеллектуальной, но и морально-нравственной планки, мы дома смотрели все выпуски и слышим такие же отклики от наших друзей. Расскажите, пожалуйста, подробнее о концепции и начинке передачи.
Татьяна ЧЕРНЯЕВА. "АБВГДейка" заточена на то, чтобы, во-первых, объяснить маленькому человеку, что такое мир вокруг, а во-вторых, подготовить его к школе. Всё время своего существования "АБВГДейка" занималась тем, что бережно хранила и распространяла наши — те самые — исконные нравственные ценности, о которых столько сейчас рассуждают. У клоунов, которые учатся в телевизионной школе "АБВГДейка", прекрасный русский язык, мы никогда не позволяем себе искажать родную речь. Никакого "моёженого"! Мы рассказываем о русской литературе, о сказках Пушкина, Бажова, Аксакова… О традициях наших народов, о нашей великой многонациональной стране. Мы рассказываем о многодетности. О том, как надо вести себя в семье, что такое совесть, уважение к старшим, что такое дружба… Мы даём азы математики, рассказываем о географии и путешествиях, законах физики и химических реакциях, о флоре и фауне.
Наши герои живут не в безвоздушном пространстве, а в социуме, причём в таком, который мы хотим построить в реальности: добром, уважительном, наполненном традициями, памятью, несущим тот самый "культурный код". Вы меня простите, конечно, за такие громкие слова, но "АБВГДейка" уже полвека и есть часть этого самого культурного кода. "АБВГДейка" — это не восьмой перепев "Красной шапочки" и не пересказ о Карлсоне, который живёт на крыше. Это наши узнаваемые российские герои, со своими чертами и ошибками, которые присущи только русскому человеку, с его смекалкой и желанием броситься на помощь ближнему. На весёлом человеческом языке "АБВГДейка" рассказывает детям о самых важных вещах и о том, что такое наша русская душа, Русский Мир.
"ЗАВТРА". Когда в январе известные деятели, включая зампреда Государственной Думы Анну Кузнецову, на всю страну поздравляли "АБВГДейку" с полувековым юбилеем в шоу Андрея Малахова, появилась надежда на то, что вот теперь-то дело сдвинется, дело пойдёт. Помню, сколько тёплых слов вам тогда сказали. Сейчас октябрь…
Татьяна ЧЕРНЯЕВА. Да, очень душевно отметили 50-летие передачи. Благодарна каждому, кто принял участие в этой съёмке. И Анне Юрьевне Кузнецовой, и Наталье Николаевне Карпович, руководителю Объединения многодетных семей города Москвы, и всем остальным нашим друзьям и доброжелателям. За прошедшее время у меня было множество встреч в самых разных кабинетах, всюду выражалась исключительно поддержка. Но, вынуждена констатировать, что воз и ныне там…
"ЗАВТРА". В советское время "АБВГДейку" курировало Министерство просвещения. Закономерный вопрос: а что же сегодня? Неужели невозможно сделать так, чтобы её снова взяло под своё крыло государство? Пока всё выглядит так, что от лучшей детской передачи, которая может принести стране много пользы, попросту отворачиваются и отказываются. Или я ошибаюсь?
Татьяна ЧЕРНЯЕВА. В феврале под председательством зампреда правительства Татьяны Голиковой состоялось заседание Правительственной комиссии по вопросам государственной культурной политики. Там был отдельный блок, на котором обсуждалось продвижение проектов, направленных на защиту традиционных российских духовно-нравственных ценностей и противодействие деструктивной идеологии в Интернете и СМИ. По итогам обсуждения Министерство цифрового развития получило поручение проработать вопрос и доложить об оказании государственной поддержки "АБВГДейке". Срок был поставлен до 15 апреля… Возможно, кулуарно что-то и было озвучено, но со мной до сих пор никто по этому поводу не связывался, я ничего не знаю.
А ещё, несколько месяцев назад, у нас была встреча с министром просвещения Сергеем Кравцовым. Прошло специальное совещание по поводу судьбы "АБВГДейки", в итоге мы получили от Института развития, здоровья и адаптации ребёнка положительное современное заключение.
Было приятно услышать из уст министра о том, что фактически "АБВГДейку" можно рассматривать как своего рода дорожную карту, как видеопособие для детсадов, которых в нашей стране, кстати сказать, около 48 000. И это совершенно верный ход мысли. Можно делать замечательные занятия по "АБВГДейке" и потом их обсуждать. Это будет весело и интересно. И дети потом будут играть в "АБВГДейку", а не в западных персонажей, не в монстров, не в зомби и не в Хэллоуин, который им когда-то подсунули. Это ведь была настоящая идеологическая диверсия — всё то, что происходило на протяжении почти 30 лет, когда всё русское заменяли импортным.
А 48 000 детских садов — это семь миллионов дошкольников, которые смогут вместе с клоунами "АБВГДейки" учить русский язык, будут слышать грамотную речь, выполнять домашние задания, заниматься творчеством, познавать окружающий мир и свою любимую страну. Вот это задача "АБВГДейки". Вот для этого мы 50 лет и вкладывали в неё всю душу.
"АБВГДейка" — это телепродукт, который проверен временем и многими поколениями зрителей, что открывает широкие перспективы для совместной работы с дошкольными учреждениями. И для этого даже не обязательно нужны федеральные каналы. Нужны интернет-платформы, которых сейчас много, и доступ к детским садикам. Наш русский культурный код необходимо нести и прививать уже с такого нежного возраста. Мы с этим прекрасно справлялись и очень хотели бы делать это дальше. Дети — это не просто наше будущее, дети — это наше настоящее.
"ЗАВТРА". Татьяна Кирилловна, вы всю жизнь проработали на телевидении. Дайте, пожалуйста, оценку состоянию детского телевидения сегодня.
Татьяна ЧЕРНЯЕВА. На мой взгляд, оно практически разрушено. А началось всё с того, что в детских программах запретили рекламу, мы перестали быть интересными для федеральных каналов. То есть, если в детских программах нельзя давать рекламу, значит, на детском телевидении не получится заработать. Поэтому почти все детские программы были исключены из сеток вещания. По лицензиям, правда, они остались — здесь телеканалы стали лукавить: передачи "о детях" они начали ставить в графу передач "для детей". Я ничего плохого не хочу сказать об этих программах, были и есть замечательные. Но "о детях" и "для детей" — это совсем не одно и то же. Даже на конкурсе ТЭФИ их стали в одну корзинку складывать. И состоит это лукавство в том, что лицензию вроде как отрабатывают, но на самом деле — детям о детях смотреть не так уж и интересно. Такие передачи, конечно, в чём-то мотивируют ребёнка, но вызывают и чувство зависти, по большому счёту, а уж если родители при этом допускают сравнение… То есть это такая палка о двух концах, которая может нанести вред. Да и, повторюсь, детям всё-таки хочется чуть другого: нужны передачи "для них".
Что ещё повлияло на ситуацию на детском ТВ, так это положение дел в целом, общая атмосфера. Вы же помните все эти яркие обёртки и девизы из серии "Бери от жизни всё", "Ты этого достойна", "Не дай себе засохнуть". И вот, через 25 лет мы всё это и получили.
"ЗАВТРА". Произошла деформация коллективной мечты. А общее отразилось на частностях…
Татьяна ЧЕРНЯЕВА. Совершенно верно: мечтой стало не созидание и служение, а потребление и стремление к личному комфорту.
"ЗАВТРА". По сути, всё это к вопросу о последствиях развала в 1990-е нашей огромной страны…
Татьяна ЧЕРНЯЕВА. Всю страну, жители которой проголосовали за то, чтобы Советский Союз сохранился, обманули. И сейчас мы всё ещё пожинаем плоды во всех сферах. Те, кому сейчас 50—55 лет, с щемящим чувством вспоминают передачи своего детства: "Выставку Буратино", "Будильник", "АБВГДейку", "До 16 и старше", "Звёздный час", "Марафон-15"…
Все эти программы были нацелены на что? На то, чтобы у ребят развивались те самые нравственные ценности, ощущение ватаги, дружеского плеча. И вдруг у детей разом всё отняли, как отняли и у их родителей уверенность в завтрашнем дне. А взамен ничего достойного не предложили.
Произошёл развал СССР, и случилась утрата важных ориентиров. Переменилось мировоззрение, исчезла идеология, но — свято место пусто не бывает — ей на замену пришла антиидеология. И поэтому "дети миллениума", дети двухтысячных, считают себя людьми мира, они не чувствуют связи с Родиной. А мы только спохватились!
Я приведу пример. В 2000-е к нам хлынули, во-первых, проповедники разных мастей, а во-вторых, бизнесмены. И вот один из них (до сих пор помню, его звали Стив Поляков, у него русские корни) привёз сюда какие-то второсортные американские мультики, где герои разговаривали в духе: "Эй, придурок! Где мой кошелёк?" В общем, берите эти низкопробные мультики за три копейки — и радуйтесь.
И вот этот человек однажды, когда вник и присмотрелся к тому, что́ у нас тут творится, сказал мне: "Ваше телевидение воспитывает больших патриотов моей страны!". Вы поняли: Америки, да. И это так и было!
А ещё был другой случай. Мы как-то, в начале 2000-х, снимали фильм о военных учениях двух корпораций. И операторы во время перерыва сидели со мной на травке под деревом, пока налаживали камеру и аппаратуру.
И я тогда задала им простой вопрос: скажите, ребята, вот если вдруг война — что вы будете делать? И один молоденький и очень талантливый оператор говорит: "Ну а чё, я свалю!" Я изумилась: как же такое возможно? Он ответил: "Татьяна Кирилловна, так меня никто за последние десять лет не учил Родину любить!" То есть, с 1990-го, когда ему было десять лет, до начала 2000-х наших молодых ребят, наших детей никто не учил любить Родину, это правда!
Мне есть с чем сравнивать, в СССР всё лучшее действительно было — детям. На детях, на детском телевидении не экономили. Понимаете, тогда была молодёжная редакция, была детская редакция. Мы бились за нашу аудиторию, читай, за страну. Было очевидно, что это важные вещи. Зрителем занимались специалисты, неравнодушные профессионалы. Утро было для детей, середина дня и частично вечер — для молодёжи. Всё это уничтожено.
"ЗАВТРА". А куда же делись все эти замечательные люди, которые делали детское и молодёжное ТВ?
Татьяна ЧЕРНЯЕВА. Например, половина сотрудников из нашей учебной редакции перешла в редакцию "Культуры". Просто против новой системы ничего нельзя было сделать, людям нужно было выживать. У учебного телевидения частоту и кнопку отнял в 1997-м году Гусинский.
С ностальгией вспоминаю, какие замечательные "соавторы" были у наших редакторов: Чехов, Пушкин, Бунин, Маяковский, Блок, Есенин… Сейчас же про поэзию на телевидении вообще никто не говорит. Да, из "Культуры" сделали хороший канал, но это всё равно — именно "резервация культуры"…
"ЗАВТРА". Татьяна Кирилловна, любовь к "АБВГДейке" была поистине всенародной, недаром множество родителей продолжают показывать архивные выпуски своим детям и распространяют петицию в поддержку возобновления передачи. Очень хочется, чтобы "АБВГДейка" выходила ещё как минимум полвека, и её продолжали "передавать по наследству".
Татьяна ЧЕРНЯЕВА. Буквально вчера я встретила во дворе взрослого мужчину, он глянул на меня: "Ой, вы же Татьяна Кирилловна?" У него аж слезу вышибло, представляете! Свидетелем была моя соседка. Он попросил сделать селфи, сказал, отправит родителям.
Такие моменты происходят до сих пор, это, так сказать, оценка меня как журналиста. Это очень приятно, это счастье. Наверное, я свой долг перед страной выполнила, и на этом можно было бы успокоиться… Но, понимаете, есть же целая команда потрясающих профессионалов, которые лучше всех умеют делать передачи для детей, и я считаю, что необходимо приложить все усилия для того, чтобы эта команда продолжала творить и приносить пользу нашему отечеству.
Такие люди — "штучный товар". Все как один готовы продолжать создавать сценарии для нынешних ребятишек, укрепляя через эти сюжеты связь поколений и любовь к Родине. Тем более, что сейчас появился миллион новых тем, которые с детьми важно и нужно обсуждать: правильное отношение к "цифре" и "виртуалу", ценность человеческого общения и значение чтения книг. Много всего.
Интересно, что "АБВГДейку" действительно можно передавать "по наследству", как семейную традицию. 50 лет — это же целая история. Вот кто-то скажет: актёры постарели… Конечно же, у нас за эти годы было много артистов, одни сменяли других естественным образом. И сейчас, например, совершенно логично, что Клёпа может уступить место своему юному племяннику, даже внуку или правнуку, и периодически рассказывать о том, как и что было в его детстве, ведь всё это можно увлекательно обыграть. Наша Шпилька совершенно спокойно уже может стать учительницей и преподавать новым героям, потому что она выросла и посвятила себя педагогической деятельности. Ведь мой-то статус тоже менялся: сначала я была учителем, а затем стала директором школы "АБВГДейка". А Печкин — он всегда Печкин, но и у него могут происходить любопытные события.
То есть вся эта история трансформируется, она живёт, она прирастает новыми персонажами, учитывает современные технологии и современный ритм жизни. А неизменными должны оставаться: звонкое название "АБВГДейка", песенка Шаинского и концепция программы: "АБВГДейка — это учёба и игра", что во все времена соответствовало науке дошкольного воспитания. Очень надеюсь, что наш "глас вопиющего в пустыне" всё-таки будет наконец услышан, и тогда мы с вами запишем ещё одно интервью, но уже по радостному поводу — о возобновлении съёмок "АБВГДейки".
"ЗАВТРА". Дай Бог, дорогая Татьяна Кирилловна!






двойной клик - редактировать галерею




