Эта детективная история началась после гибели первого Главы ДНР Александра Захарченко. В августе 18-го года в Донецк на похороны главного героя тогда ещё только снятого фильма “Нью-Йорк - Донецк и обратно” приезжает его автор, Александр Коробко. Коробко — журналист-международник родом из Донбасса, продюсер студии “Русский Час”; снимать фильмы на малой родине начал с самого начала событий 14-го года, как только в Донбасс пришла беда. После похорон Александра Владимировича, на Коробко вышел известный блогер и рассказал леденящую душу историю. Управляющий шахты “Коксовая”, выводивший её из глубокого кризиса, специалист с репутацией “правдоруба”, Евгений Лазаревич, выехал из города Прокопьевск в Новокузнецк и… пропал. Через несколько дней его автомобиль был найден в Новокузнецке во дворе жилого дома, без номеров, а салон автомобиля был тщательно вычищен и засыпан красным перцем.
По словам блогера, за его исчезновением (и, возможно, убийством) стоял международный преступный синдикат кузбасского угольного магната Александра Щукина. Нити в этом “синдикате” (пусть и не в самом случае с Лазаревичем), со слов блогера, вели к зятю олигарха: живущему в Лондоне Ильдару Узбекову, гражданину Британии и Кипра казахского происхождения — со слов рассказчика — чуть ли не современному “Мориарти”. Александра Коробко, как автора известного фильма-расследования о деле Литвиненко (“Глазами Шерлока Холмса”, с Василием Ливановым в роли ведущего), это дело заинтересовало. Блогер сказал Александру, что сестра Евгения Лазаревича и группа кузбасских активистов собрали скромную сумму, чтобы провести журналистское расследование. И что учётом обширной географии дела (от Донбасса и Кузбасса до Кипра и Великобритании) было решено обратиться к кому-то уровня “Русского Часа”, много лет занимавшегося международными расследованиями.
Разгневанные подлым убийством Александра Захарченко и предполагая, что “правдоруб” Лазаревич был тоже убит, а не просто “исчез”, журналисты “Русского Часа” Александра Коробко взялись за дело. Так в 2018-м году появился фильм под названием “Кровь, уголь, деньги” (в оригинале “Blood, coal, money”). В нём различные “инсайдеры”, знакомые с темой и делом Лазаревича (в том числе и те, на кого “Русский Час” вышел по информации блогера), обвиняли Ильдара Узбекова в самых разных грехах: от создания схем вывода денег из России и отмывания их в Европе до работы “двойного агента”: “на СБУ и английскую МИ-6”.
Уже начав продвижение фильма в Великобритании, где Александр Коробко тогда ещё выпускал тележурнал “Russian Hour” (“Русский Час”), он решили встретиться с самим “героем” расследования, Ильдаром Узбековым, и дать ему шанс предоставить свой комментарий, ответить на обвинения, которые в его адрес высказали несколько интервьюируемых. Среди них — легендарный французский “супер-полицейский” Поль Барриль, расследовавший преступные синдикаты в Европе, организованные выходцами из республик бывшего СССР.
К моменту встречи Александра Коробко с Ильдаром Узбековым британский канал на платформе “Sky”, который должен был транслировать фильм, снял его с эфира: юристы Узбекова пригрозили каналу многомиллионным иском. А сам Ильдар Узбеков клятвенно заверил Коробко в том, что заказ фильма это, якобы, происки его (Узбекова) врагов и всё, что про него сказано — клевета. И что даже Полю Баррилю эту информацию, мол, подсунули его (Узбекова) недоброжелатели. Чтобы проверить так это или нет, Коробко обратился к тому самому блогеру и попросил связать его с собравшими деньги активистами. Ведь до тех пор Коробко и “Русский Час” были уверены, что спонсор фильма — это именно активисты из “группы поддержки” Лазаревича и шахты “Коксовая”, а не некие олигархи, которые что-то не поделили с Узбековым.
Бюджет на производство фильма был малым даже по меркам нашего ТВ. Увы, блогер не смог представить Коробко своих заказчиков, так как “должен был их защитить”. И хотя принцип защиты источников Александру Коробко, как журналисту, был близок и понятен, “Русский Час” не мог продолжать работать с “котом в мешке”. Не смогла его команда перепроверить источники информации и Поля Барриля — тот сильно заболел и слёг. Было решено положить фильм “на полку”.
После этого Ильдар Узбеков сказал Александру Коробко, что хотел доказать свою “лояльность России”, обелить своё “доброе имя” и предложил спонсировать выпуск и рекламу продолжения книги “Путин”, над которой, как он узнал от Александра, тогда начал работать его друг, крупнейший британский биограф Крис Хатчинс. Крис относится к нашему президенту, как и Оливер Стоун — с вежливым любопытством. Очевидно, книга была интересной (и полезной для имиджа России), потому что даже “нейтральность” автора была уже чем-то выдающимся на фоне западной предвзятости и институциональной русофобии. У Узбекова загорелись глаза — он сразу вызвался стать спонсором.
Более того, предложил “Русскому Часу” снять фильм о “болезнях роста” беспилотника “Альтаир”, разрабатываемого в России при участии партнёров Ильдара Узбекова. Ещё за три года до начала СВО (!) к “Русскому Часу” пришла тема проблем в нашей индустрии военных беспилотников, за которую студия с интересом взялась — с учётом её понимания реалий “неизвестной войны”, шедшей на Донбассе уже седьмой год, это была их тема! Но, наученный опытом невероятно запутанного проекта, познакомившего его с Ильдаром Узбековым, продюсер не хотел бы опять невольно стать “инструментом” в чужой игре и предложил обозначить эту проблему в художественном фильме, а не документальном. А такой “Русский Час” как раз и планировал к производству в Донецке. Сын Александра Коробко, Алексей, студент ВГИКа, искал дебютную тему, и у Александра появилась идея снять “оммаж” одному из его любимых фильмов, “ТАСС уполномочен заявить”, но только на донбасском материале.
Это был первый независимый кинопроект в ДНР, второй фильм на Донбассе после луганской “Ополченочки”. В “Русском Часе” решили назвать его “Альфа-Р” — с аллюзией к названию “революционного российского беспилотника” — “Альтаир”, о котором спонсоры рассказали будущим авторам. Ильдар Узбеков согласился, и то, что сначала показалось Коробко “встречей на Глиникском мосту” превратилось во “встречу на Эльбе”. Согласие финансировать “донбасский” фильм (когда ещё в Москве от донбасской темы многие просто шарахались) в глазах команды “Русского Часа” полностью реабилитировало Узбекова. Как же они ошибались!
Весной 20-го года в “Русском Часе” получили первый транш, от жены партнёра Ильдара Узбекова. Продюсерам объяснили, что так было удобнее. А “завтра” случилась пандемия коронавируса, и съёмочная группа “Русского Часа” оказалась “взаперти” в ДНР из-за закрытия границ и коронавирусных ограничений. По телефону “спонсор” заверил Коробко в том, что как только закончится пандемия, “Русскому Часу” всё заплатят. Главное — закончить фильм и… показать президенту! Ведь, как сказали соавтору первой части книги Криса Хатчинса “Путин”, это станет “оперативным донесением” президенту в формате кинофильма. “Вы в меня верите?” — с вызовом и обидой спросили Александра Коробко на том конце провода, и он решил поверить. Тем более, что других вариантов и не оставалось. Разве что бросить фильм о родном Донбассе (и всю группу) “на переправе” — об этом Коробко и думать не хотел. Переданный аванс, уверенность в голосе визави и благодарность Александра за то, что кто-то (в кои-то веки — тогда!) не побоялся помочь фильму о Донбассе — всё это перевесило его сомнения. “Русский Час” … вынужден был начать занимать деньги. И немалые.
Договорились, что “Русский Час” доснимет фильм своими и дружескими силами, на месте, а потом ему “гарантированно помогут” со всеми рассчитаться. И вот, “благотворителями” фильма и его “спонсора” Ильдара Узбекова, стали те, кто сами тогда были гораздо более логичными объектами помощи: батальон “Спарта”, ОДДР, Донецкий Драмтеатр, Администрация Главы ДНР. Правда, “Спарте” “спонсор” фильма тоже заранее передал скромную “благотворительную помощь”, чтобы они стали военными консультантами фильма, а потом бы его ещё и помогли продвинуть. Но “Спарте” “спонсор” ещё пообещал помочь дополнительно, и уже в “серьёзном объёме” — когда “приедет лично пожать руки”. Но даже за свой скромный аванс Ильдар Узбеков получил личную благодарность — грамоту от Вохи, командира “Спарты” Владимира Жоги. Через три года Воха посмертно получит звание первого Героя России среди военных из ДНР. Теперь “спонсор” может лишь приехать к нему на могилу. Найдёт ли духа?
“Рыба” фильма была снята и смонтирована. Но к этому моменту у “Русского Часа” уже закончились все деньги (и у его группы поддержки на месте тоже). На съёмку недостающих экшн-сцен, компьютерную графику и дубляж средства взять уже было неоткуда. А “спонсор” продолжал обещать и ссылался на козни врагов, суды и так далее.
Прошёл месяц, другой, полгода, год. Теперь уже три года. Первый триллер, снятый в ДНР во время пандемии, всё ещё ждёт завершения. А те, кто ему помогли, возврата своих средств. Как и Коробко, вложивший в него весь свой “НЗ”. А ведь “Альфа-Р” — это ещё и уникальный кинодокумент эпохи, показывающий войну, шедшую в Донбассе задолго до начала СВО… В фильме снялся и сам Воха, его кино-портрет в подвале разрушенного донецкого аэропорта — это настоящая операторская удача! И не единственная в первом художественном фильме в ДНР, о котором знаменитый Гоблин (Пучков), увидевший потенциал даже в незаконченной, сырой версии, написал так: “Когда-то это должно было произойти. На обломках советского кино, сквозь садо/мазо-самобичевание, кино-обезьянничанье “под Америчку” и карго-культа поклоняющихся Нетфликсу и Apple TV, должно было прорасти что-то свежее и наше. С “ДНК” таких фильмов как “Семнадцать мгновений весны”, “ТАСС уполномочен заявить” или “Тегеран 43”. Фильм “Альфа Р”, снятый студией “Русский Час” в Донбассе в период пандемии — это такой первый росток. Главные в нём — наши разведчики, которые изображены на самом деле безусловными героями, без оговорок и без стеснения”.
Может быть, последнее и не понравилось “спонсору”, когда он получил “просмотровку” фильма “Русского Часа” вместе с очередным напоминанием о данном им слове? Но ведь он так бил себя в грудь, что “свой”! Или… это с самого начала была провокация, “стратагема”, ставившая целью подставить и разорить “Русский Час” в отместку за изначальное расследование “дела Узбекова”? А что, если… в нём журналистам сказали правду? Все эти вопросы остаются без ответа. Получить их — уже в Лондоне — будет пытаться партнёр “Русского Часа”, швейцарец Паскаль Наджади, который должен был заняться международной дистрибьюцией фильма, как только бы его закончили. Паскаль уже почти десять лет знаком с “Шерлоками” из Скотланд-Ярда, которые помогли найти убийц его отца в Малайзии. Паскаль убеждён, что даже в атмосфере нынешней русофобии, в “его” Британии “Шерлок Холмс” разберётся с “Мориарти”, даже если тот работал бы… на СБУ или даже на МИ-6. Или, как положено какому-нибудь киношному злодею из “СПЕКТРА”, синдиката с которым сражался Джеймс Бонд, сам использовал бы “гнилые яблоки” из таких структур? “Имей в виду”, — сказал как-то Александру Коробко партнёр Узбекова, — “у него есть свои люди даже у вас в МВД”. Ну, вряд ли это люди типа Глеба Жеглова, Володи Шарапова или Магомеда Нурбагандова…
Когда Коробко в итоге нашёл пропавшего Узбекова и попытался его усовестить, тот сказал, что… якобы уже давно передал все деньги своему партнёру и его жене, а те, мол, обманули “Русский Час”, присвоив всё себе. Партнёр эти обвинения убедительно отвергает.
Мы обнаружили интервью (датированное тем временем, когда… Узбеков ещё позиционировал себя как русофила) — в нём он называет Александра Коробко (явно имея в виду его “угольный” фильм) не меньше, чем участником “скоординированной атаки” (!) на его семью, связывает Коробко с другими акциями, ставившими целью расследовать его (Узбекова) “деятельность”, переплетая “бузину в огороде и “дядьку в Киеве” в паутине самозащиты и самопиара. В заключение Узбеков подобострастно советует российской контрразведке (?!) “заинтересоваться” фильмом Александра Коробко. А тем временем через своего юриста обращается в NUJ, в профсоюз журналистов Великобритании, через который “Русский Час”, выходивший в Британии много лет, хотел призвать его к ответственности. Юрист пишет, что Коробко, дескать, “работает на Кремль”. В остальной части своего письма, ставящего целью очернить Коробко и “Русский Час” перед британским профсоюзом журналистов, юрист Узбекова использует все клише матёрого русофоба. Неужели это письмо от юриста того самого человека, который ранее вызвался спонсировать книгу о первом лице в Кремле и фильм о Донбассе? Или это письмо от тех, кто использует Узбекова или… от того, кого он сам использует? Как говорят киношники — “полный сюр”.
На суде в Англии Узбеков, безусловно, вёл бы себя в стиле “я не я, и хата не моя”, и сказал бы, что, мол, его позиция — “нет войне” и “путинское” кино он не спонсирует. Только вот с грамотой, высланной ему Вохой за скромную спонсорскую помощь “Спарте”, не поспоришь. Хоть “спонсор” эту грамоту и не вполне заслужил. А первый транш выслал, чтобы в него поверили? “Мориарти” или “Мата Хари” в мужском обличии? Или заблудшая душа, в которой ещё оставалась “крупица русского чувства”, но победила жадность?
Невольно задаёшься вопросом: а что, если изначальный “заказчик” расследования про Ильдара Узбекова был… сам Узбеков? Ведь как у его юристов ещё до эфира оказалась копия “угольного” фильма (“Русский Час” её через блогера передавал только “шахтёрам” в Кузбасс)? И команда британских активистов, которая вышла на “Русский Час” с предложением показать фильм в Парламенте (Узбеков в интервью утверждал, что “Русский Час” был с ними “одной командой”)… Не использовали ли их в провокации, чтобы повесить на “Кремль” или на Россию очередную “атаку на добропорядочного эмигранта, мистера Узбекова”? Ведь Коробко — продюсер фильма-расследования о нём, соавтор книги Криса Хатчинса “Путин”, автор фильма “Глазами Шерлока Холмса”, в котором (независимый!) тест на детекторе лжи показал невиновность Андрея Лугового, составитель сборника “Russia’s DNA” (“ДНК России”), автор фильма “Нью-Йорк — Донецк и обратно”, единственного позитивного фильма о современном Донбассе, показанного в Великобритании и США. В общем, с чьей-то точки зрения — идеальный объект для сложной многоходовки-провокации. Когда за месяц до начала спецоперации, Александр вылетел в Лондон в командировку, его прямо на выходе из самолёта “Аэрофлота” задержали сотрудники местной полиции. Сказали, что хотят задать ряд вопросов и, как гражданину России, предложили вызвать российского консула. Подумав, что, возможно, его подталкивают к некому “громкому” инциденту, Коробко до прояснения ситуации отказался и предпочёл поговорить. У них были вопросы к нему, а он как журналист решил задать острые вопросы своим визави. Разговор в комнатке для допросов в аэропорту “Хитроу” длился несколько часов и вначале “был ни о чём”. Никаких конкретных обвинений ему не предъявляли, спрашивали о политике, об Украине, о его родном Донбассе. А он спрашивал их о Шотландии и тоже об Украине, о том почему официальный Лондон закрывал глаза на то, как новые киевские власти вели в конфликте на Донбассе, почему “не замечал” гибель мирных людей, гуманитарный кризис? Почти джентльменский не то спор, не то разговор. И, вдруг, уже на шестой час “беседы” — к концу максимального срока задержания без предъявления обвинений, его спросили знает ли он Ильдара Узбекова и участвовал ли “в кампании против него”. Коробко объяснил, что “угольный” фильм “Русского Часа” — это просто фильм, а не что-то другое, а сам подумал, что, возможно, всё изначально было затеяно самим “Мориарти”. Затеяно, чтобы выставить себя жертвой “Кремля”, перевести ситуацию из экономической плоскости, где ему могло бы грозить расследование, в политическую, где статус “жертвы” и эксплуатация трений между Москвой и Лондоном даёт огромные возможности. А блогера, который вышел на Коробко в Донецке, и активистов в Лондоне (и даже полицию, в которую на Коробко явно выслали кляузу) использовали “втёмную”? Так ничего и не добившись в своём “интервью” (ведь никакого “двойного дна” в фильме не было), полицейские, которые это поняли, журналиста отпустили. Не так давно ему пришла в голову мысль проверить версию о заказе Узбековым расследования… “самого себя”, и Коробко попросил партнёра, Узбекова который продолжал быть на связи всё это время, дать “Русскому Часу” материалы, свидетельствовавшие о “заказе” со стороны конкурентов-олигархов, о которых Узбеков в своё время говорил и Коробко, и в интервью российской “Ленте”. Но оказалось, что Узбеков “кинул” и партнёра, попутно обвинив его в присвоении денег на книгу и фильм, и… никаких свидетельств заказа “против него”, о которых он трубил направо и налево, просто… нет. “Пропали” как тот самый Евгений Лазаревич, о котором был снят первый во всей этой истории “угольный” фильм. Круг замкнулся.
Осталось только понять? зачем было Ильдару Узбекову “спонсировать” продолжение книги “Путин” и “донбасский” художественный фильм про беспилотник? И всё же почему вдруг “спонсорство” свернулось под предлогом сложностей, вызванных пандемией, и так и не возобновилось. Не понравился “художественный” поворот, при котором, в отличие от документального фильма, “Русский Час” нельзя было сделать ретрансляторами чужих идей? Или такой важный для Донбасса проект хотели подцепить на “спонсорство”, а потом нейтрализовать под чисто “коммерческим” предлогом? То есть, не дать состояться, запустив стратагему “троянского” спонсора? Наказать единственную в России независимую медиакомпанию, занимающуюся и вещанием за рубежом, разорить? Личная неприязнь из-за первого “угольного” фильма? Но ведь стороны же пожали друг-другу руки после первой встречи (целью которой для “Русского Часа” было разобраться, включить в фильм и комментарий “объекта” расследования). Получается, что всё это было со стороны Ильдара Узбекова шахматной комбинацией, достойной самого “Мориарти”?
Выяснить это теперь смог бы только Шерлок Холмс или… генерал Константинов из “ТАСС уполномочен заявить”, которого в фильме играл Вячеслав Тихонов.
Справедливости ради надо отметить, что на помощь “Русскому Часу”, чтобы он мог закончить и показать картину, у нас тоже никто не спешит. Впрочем, как и, вообще, заниматься по-настоящему темой Донбасса в нашем кинематографе, по-прежнему сидящему в раздумьях на заборе: “быть или не быть”, и если быть — то, с кем? И так далее…
В фильме “Русского Часа” такого же генерала как в “ТАССе” сыграл выдающийся актёр Сергей Лупильцев, заслуженный артист Украины и народный артист ДНР. Актёр ушёл из жизни в октябре 21-го года, за четыре месяца до признания ДНР. Он мечтал, чтобы первый художественный фильм в истории ДНР, в котором он сыграл главную роль, увидела вся Россия. Фильм, который без поддержки “Русскому Часу” самому не закончить.