Российская власть должна держать свой народ в состоянии постоянного изумления.
М.Е.Салтыков-Щедрин
Именно такой эффект произвела запоздалая, но при этом совершенно неожиданная даже для посвящённых отставка Правительства Медведева. Тот факт, что кабинет министров не справляется с возложенными на него задачами, был очевиден для всех. Население всё туже затягивало пояса, доходы домохозяйств упали ниже критического уровня. При этом состояние миллиардеров всё увеличивалось, социальное неравенство зашкаливало. Национальные проекты пробуксовывали, а экономический рост вот уже десять лет колебался, несмотря на все хитроумные усилия Росстата, в районе одного процента в год.
Но изумление отставкой не завершилось. Оказалось, что все не справившиеся со своими задачами министры получили высокую оценку своей работы из уст президента и благополучно пересели на новые стулья, сменив, в частности, посты министров на должности в президентской администрации. Либеральная колода в очередной раз перетасована. Спрашивается: и что дальше? Зазвучит ли в исполнении нового кабинета новая музыка или возникшие было надежды напрасны, и мы услышим всё те же «старые песни о главном»? Надо признать, что нынешняя «рокировочка» все-таки отличается от предыдущих появлением нескольких новых неизвестных фигур, но как справедливо заметил В.Катасонов, «наши новые молодые министры, уже прошедшие процедуру «промывки мозгов» в учреждениях типа ВШЭ, вряд ли чем-то приятно удивят. У них просто нет суверенного экономического мышления».
Но главным гарантом исполнения старых либеральных песен выступает, несомненно, Центральный банк во главе с Эльвирой Набиуллиной, политика которого вызывает едва ли не больше критики, чем политика ушедшего в отставку правительства Медведева. Главная претензия к ЦБ — это стоимость денег в экономике, определяемая ключевой ставкой. От её размера зависит доходность ОФЗ, депозитов и процентные ставки по кредитам. Именно высокие кредитные ставки (в несколько раз превышающие рентабельность предприятий) не позволяют производителям активно брать кредиты и расширять производство. А банкам, вместо того, чтобы связываться с кредитованием предприятий, гораздо проще вкладываться в безрисковые ОФЗ. «Высасывателем денег из экономики» назвал ЦБ Сергей Глазьев. Неоднократно критиковали политику ЦБ и нынешний первый вице-премьер Андрей Белоусов, и нынешний помощник Президента по экономике Максим Орешкин и такие представители крупного бизнеса как Олег Дерипаска, Андрей Костин, Олег Тиньков. Поддерживая крайне низкую эффективность рублёвых инвестиций в экономику РФ, ЦБ вынуждает владельцев рублей тратить их на валютные спекуляции, поддерживая тем самым ликвидность мировой долларовой системы. При этом уровень монетизации национальной экономики составляет около 40%, что в два с лишним раза меньше среднемирового уровня. В той же пропорции темпы роста российской экономики относятся к среднемировым.
Ещё в 2013 г., едва придя в Центробанк, Эльвира Сахипзадовна заявила, что ЦБ не будет заниматься защитой российского рубля и обеспечением его стабильности (что он обязан делать в соответствии со ст. 75 Конституции РФ), а будет заниматься таргетированием инфляции. Заметим, что даже сам термин взят без перевода из документов вашингтонского консенсуса. Но и с этой задачей ЦБ де-факто не справляется. Фактический уровень инфляции как минимум вдвое превышает провозглашаемый чиновниками.
Г-жа Набиуллина несёт прямую ответственность за бегство капитала из страны. Сегодня среди всех стран БРИКС Россия — единственное государство, отменившее любые ограничения на вывоз капитала за границу. Судя по всему, руководство ЦБ, провозгласившее (вопреки Конституции!) независимость Банка от государства, видит себя представителями мировой долларовой системы, чьи интересы и ставит во главу угла. Не удивительно, что усилия Эльвиры Сахипзадовны не остались незамеченными. В 2015 г., когда в рейтинге устойчивости мировых валют Россия заняла последнее(!) место (напомним, что по Конституции ЦБ отвечает за устойчивость национальной валюты) председатель ЦБ Набиуллина получила титул «лучший председатель ЦБ». Видимо как раз за обеспечение оттока капитала из нашей страны и поддержку тем самым мировой долларовой системы!
У Счётной палаты РФ деятельность ЦБ, однако, восторга не вызвала. При анализе развития финансового рынка в 2016-2018 гг. аудиторы Счётной палаты отметили, что 8 из 13 целевых показателей эффективности программы Банка России по развитию финансового рынка РФ — не достигнуты, а из 7 показателей развития секторов финансового рынка достигнут только один — по величине активов страховых организаций. По стабильности финансовой системы Россия занимает 120-е место в мире, а по масштабу финрынка находится на 77-м месте, что не соответствует позициям России по номинальному ВВП (11-е место) и по паритету покупательной способности (6-е место). Отмечены и другие серьёзные просчёты.
Но у Эльвиры Сахипзадовны — надёжные тылы, и можно быть уверенным, что ей лично никакие западные санкции уж точно не грозят. Ей аплодируют чиновники МВФ, рейтинговые агентства, западные банкиры, ведущие финансовые издания. Не далее как 30 января газета Financial Times, имеющая тираж 750 тыс. экземпляров, устами шефа её московского бюро Генри Фоя нахваливала крепость находящейся под санкциями российской экономики, обеспеченную «мудрой политикой либералов». Отдельно в статье отмечены и усилия ЦБ по таргетированию инфляции. В ситуации вызванного политикой ЦБ затяжного падения инвестиций и доходов населения с ущербом более 25 трлн. рублей рупор западных финансовых кругов нахваливает наших либералов за эффективное разрушение российской экономики, многократно усугубившее последствия санкций. Как тут не вспомнить известное высказывание Августа Бебеля «Если тебя хвалит враг, подумай, какую глупость ты совершил»…
Очень хотелось бы изумиться неожиданному кадровому решению Президента и увидеть во главе нашего мегарегулятора высокого профессионала без американского образования, озабоченного не таргетированием инфляции, а задачами, прописанными в Конституции.