Мультимодальные перевозки получили новый импульс после изобретения и внедрения новых транспортных единиц для перевозки жидких или газообразных грузов — танк-контейнеров. Первый прототип создан еще в 1964 году, но серийно их начали производить только после 1968 года, когда контейнеры стандартизировали по ISO. Объем первых танков не превышал 1850 литров, а полная масса — 20,3 тонны. В 1990-х годах разработали новый European Standard, по которому классификация танк контейнеров проводится до настоящего времени. Но значительная часть тары строится по стандартам ISO, особенно в странах Северной Америки.
Особенности конструкции танк-контейнеров
Основа конструкции — стальная рама по размерам 20 или 40-футового морского контейнера. Внутри рамы находится резервуар из алюминия, нержавеющей стали или других сплавов, оборудованный:
- люком-лазом для осмотра, внутренней очистки;
- системой слива;
- устройства подогрева для вязких продуктов и веществ, требующих особых условий перевозки;
- система охлаждения для рефрижераторных цистерн;
- клапаны безопасности.
Ряд моделей оснащаются перегородками внутреннего объема, позволяющими перевозить разнородные жидкости без их смешивания. В целом, все виды танк контейнеров представляют собой герметичные емкости, которые можно перегружать с одного вида транспорта на другой без слива содержимого, перевозить на одном корабле или поезде с сухогрузными морскими контейнерами.
Виды танк-контейнеров в зависимости от их назначения
Есть несколько разновидностей танк-контейнеров, специально предназначенных для перевозки различных жидкостей и газов:
- Для нефтепродуктов. Эти контейнеры комплектуют специальными резервуарами для перевозки нефти, бензина, дизельного топлива, других нефтепродуктов. Оснащены соответствующей изоляцией и системами безопасности для обработки горючих материалов, исключения испарения, воспламенения.
- Для химических веществ (IMO 1и IMO 3). Предназначены для перевозки кислот, щелочей, растворителей, агрессивных химических соединений. Имеют особую конструкцию с внутренним покрытием, чтобы обеспечить сопротивление коррозии, предотвратить взаимодействие с грузом.
- Для пищевых продуктов (IMO 0) — соков, масла, вина, молоко, других жидкостей, предназначенных для потребления людьми. Они должны соответствовать определенным стандартам безопасности и гигиены.
- Для сжиженных газов и легковоспламенимых жидкостей (IMO 5) — используются для перевозки пропана, бутана, аммиака, азота, других технических газов. Оборудованы специальными системами безопасности, клапанами для контроля давления и предотвращения утечек.
- Для жидкостей высокой плотности — растворов солей, нефтепродуктов с повышенной вязкостью (масел, мазута), других густых веществ. Оборудуются дополнительными устройствами для обеспечения правильной перевозки груза и его слива, например, системами подогрева.
Кроме класса IMO на контейнере изображены различные символы безопасности, указывающие на особые опасности или предупреждающие об определенных мерах предосторожности. Наряду с контейнерами ISO используют тару стандарта SWAP BODY, отличающуюся большей вместительностью, повышенным удобством при использовании в автотранспортных или железнодорожных перевозках.
Преимущества транспортировки жидких и газообразных грузов в танк-контейнерах
При правильном типе танк-контейнера, пользователь получает ряд весомых плюсов, по сравнению с транспортировкой в стандартных цистернах или других видах емкостей. Главные из них:
- безопасность — усиленная конструкция, способная выдерживать давление, предотвращать утечки, датчики уровня и давления, клапаны безопасности, системы пожаротушения;
- защита груза от воздействий, погодных условий, вибрации, ударов, термоизоляция;
- эффективность перевозки - стандартные размеры позволяют легко интегрировать их в различные виды транспорта, облегчают перегрузку, упрощая, ускоряя логистические процессы.
- экономическая эффективность - благодаря многократному использованию, что уменьшает необходимость покупки одноразовой упаковки и снижает расходы на обратную логистику.
Танк-контейнеры могут использоваться для перевозки разных типов жидкостей или газов, включая опасные грузы и пищевые продукты. Они адаптируются под требования груза, например, с помощью насосных систем, терморегулирующего оборудования или специалньых систем безопасности.