Учиться можно не только за партой, но и в обстоятельствах, приближенных к реальным вызовам. Страйкбол — это стрельба маленькими пластиковыми шариками на расстояние 30–60 и более метров из "игрушек" стиля серьёзной имитации стрелкового оружия. Также это развитие навыков сборки-разборки сложных устройств и работы со средствами связи, использования различной экипировки, выносливости во время суточных игр в разные сезоны года, скрытного передвижения в дневное и ночное время, ориентации на местности, маскировки и выслеживания замаскированного противника. Несколько лет увлечения страйкболом в режиме двух-трёх пар выходных ежемесячно зримо повышают шансы на выживание в зоне СВО, реально спасают жизнь.
Существуют три системы имитации стрелкового боя, одна из которых — страйкбол. Самым распространённым из подобных развлечений является пейнтбол, когда стреляют шариками с краской на расстояние до 10–20 метров (прямо или "навесом"). Результат попадания нагляден, но дистанция стрельбы очень небольшая, а "поляны" игр обычно ограничиваются сотней метров. Среди силовиков больше популярен лазертаг, использующий инфракрасный импульс и светодиоды на камуфляже, с оптимальным расстоянием 50–150 метров и точностью фиксации попадания. Однако в солнечный день и на больших расстояниях инфракрасный импульс теряет свою силу и фиксируется не всегда. Страйкбол имеет дальность стрельбы как лазертаг (зримо дальше пейнтбола), но фиксация попадания — исключительно на честности игроков (хотя и без неудобств солнечного дня).
Многие ошибочно сводят страйкбол или лазертаг исключительно к развлечению. Такому взгляду способствуют городские условия наиболее частых игр в промках в закрытых помещениях, с предоставлением оборудования игрокам организаторами игр, короткие и крайне упрощённые сценарии. Очевидными минусами страйкбола являются почти безразмерность "магазина" по сравнению с реальным оружием, а также несерьёзное отношение к результатам попадания какими-то маленькими шариками. Именно эти недостатки вызывают пренебрежение к страйкболу у людей с реальным опытом боевых действий, и профильные силовые ведомства не сильно настаивают на его необходимости для подготовки молодёжи.
Альтернативы страйкболу с обучением работе с реальным оружием также неидеальны. Реальные пистолет или автомат можно использовать только на специально оборудованных стрельбищах или в тирах, обычно в статичном положении стрелка и буквально со считанным числом выстрелов из-за их дороговизны. Многие помнят из своей юности стрельбы по полрожка один раз на НВП в старших классах и один раз на срочной службе на присягу, никак даже не десяток рожков и подходов, необходимых хотя бы для минимального понимания автомата.
Реальные тактические действия на 99,9% по времени и усилиям состоят отнюдь не в стрельбе, а именно в тех компонентах, которые вынесены во вводный абзац этой статьи и которые не выработать в тире, но можно с успехом развить в серьёзном страйкболе. В реальности патронов бывает не просто мало, а очень мало, даже если несколько магазинов на разгрузке или в связке изолентой, даже если удлинённые. Если действовать бездумно, то остаться без патронов можно за несколько минут, а боевое задание может длиться сутки или несколько суток.
Возвращаясь к деталям преимуществ тактической подготовки через страйкбол, сначала следует описать условия такой подготовки. Это никак не ангар городской промки на пару часов, даже не заброшка по типу каширской больницы на полдня. Серьёзные страйкбольные игры проводятся на бывших и действующих военных полигонах — пространствах со сторонами в 10–20 и более километров, с разнообразным природным ландшафтом и рукотворными строениями. Игры могут длиться сутки или даже двое, в них могут участвовать от нескольких десятков до нескольких сотен человек.
В таких условиях "противника" ещё надо обнаружить, причём до того, как он обнаружит тебя. "Цена" промашки — это пешее путешествие на границу полигона километров на 5–10 для получения новой "жизни". Конечно, ни в какое сравнение с ценой в реальности, но всё же побуждает в такой игре к внимательности.
Подготовка к каждой игре обязательно включает изучение полигона, точнее, поиск, распечатку и ламинирование карт. Полигоны обычно располагаются далеко от населённых пунктов, соответственно, на них нет сотовой связи или таковая очень плохого качества. Изучаются просёлки, ЛЭП, крупные прогалины леса, небольшие пруды или овраги как заметные ориентиры. Это в заброшке каширской больницы можно сориентироваться за несколько минут, а на серьёзном полигоне отсутствие личной топографии означает блуждание и растрату ресурсов своего организма.
Нужно уметь слушать лес и самому передвигаться тихо, нужно уметь в "зелёнке" или снегу обнаруживать пробелы камуфляжа "противника" и не сильно "светить" себя. Каждый условный раунд игры — отнюдь не персоналка на пару минут, а коллективное многочасовое действие, а иногда и грамотное бездействие (с маскировкой в нужном месте, в ожидании "противника").
Особенно полезна отработка действий ночью, ведь игры официально длятся сутки или даже двое, а каждая сторона вольна выбирать время своих активных действий. Именно на одной из таких игр автору этих строк довелось познакомиться с "ночником" и "теплаком", с помощью которых очень круто отработал "противник". Именно после той игры впервые задумались в складчину купить по одному такому, а также купить одного "лешего" (камуфляж снайпера с "лохмотьями", чтобы не был виден в "теплак").
Сутки-двое накладывают особые требования к выносливости и слаженности. Обычный городской житель проводит на ногах в лучшем случае несколько часов в сутки. Здесь же часов на ногах значительно больше, так ещё и по пересечённой местности да с хорошим "пригрузом". Многие использовали страйкбол как способ похудеть, когда летом каждые выходные "работаешь" на минус несколько дырок ремня. Также нужно учиться отдыхать: спать по очереди, делать это в разных по условиям местах и иногда при неидеальной погоде.
На большом полигоне важны рассредоточение и бесшумность действий, навыки использования рации. Орать или свистеть товарищам за сотню метров не будешь, поскольку это привлечёт "противника". Особенно если малая группа товарищей обнаружила многочисленного "противника" за километр и нуждается в подкреплении. Предметное знакомство с "Баофенгами", с гарнитурой, со сменой частот произошло именно на играх, со спецификой работы этих раций в оврагах и на холмах, с помехами от ЛЭП, с запасными аккумуляторами.
С особенностями современной экипировки также знакомились именно на таких играх, ценой более тяжёлого ранца или даже простуды. В зависимости от погоды и времени года что лучше: берцы, тактические ботинки или кроссовки, нужны ли гамаши при грязи? Быстро передвигаешься — "закипаешь", сидишь или лежишь в ожидании — подмерзаешь: надо не забыть дополнительное термобельё и стельки, "пенку", сидушку, наколенники и налокотники. В часы условного отдыха во время игр было много дискуссий и обмена опытом: в каких армиях что используется и что лучше прикупить самим (страйкболисты через зарубежные маркетплейсы закупали много реальной военной экипировки разных стран).
Стандартное "оружие" для страйкбола, именуемое привод, совсем не столь надёжно, как автомат Калашникова, и это развивало навыки "рукоделия". Дешёвые образцы выходят из строя за полтора года, особенно при частой эксплуатации в зимнее время. Начинающий игрок должен уметь собирать и разбирать привод, чистить его и смазывать, подкручивать винты. Продвинутый игрок обычно имеет навыки тюнинга для повышения дальности стрельбы в два-три раза путём замены пружины на более мощную и внутреннего стволика на более качественный. Важен навык перепаять разъёмы аккумуляторов, даже перебрать гирбокс (коробка с шестернями для пневматики стрельбы).
На многих играх организаторы устанавливали ограничения на тюнинг, проверяя приводы перед началом игры. Бывало, игры специально разрешали без этих ограничений, как-то раз даже со стальными или керамическими шариками вместо пластиковых. Разрешали редко именно для повышения личных ощущений от попадания, особенно в незащищённые части тела. Стальной шарик с трёх десятков метров, конечно, не пулевое ранение, но очень-очень запоминается, внешне похож на укус шершня.
В страйкболе глаза защищаются специальными очками, на теле камуфляж, упрощённый броник и разгрузка, а вот руки, шея или лодыжки "защищены" лишь несколькими слоями ткани. Использование тактических очков кажется простым: надел, снял — и всё. Однако при невысоких температурах или зимой неверно подобранные очки банально запотевают, и именно на таких играх вырабатывались навыки правильного подбора очков и специальных спреев. Точность действий в тактических очках у неопытного игрока значимо снижается, и к очкам банально надо привыкнуть.
Столь длинное перечисление развиваемых страйкболом навыков следует подкрепить недавним опытом. В один из новых российских регионов довелось попасть спустя примерно десять лет после многолетнего увлечения страйкболом. Однако подсознание и тело быстро вспомнили перечисленные навыки, гораздо быстрее восстановления этих навыков у сослуживцев аналогичного возраста, но имевших за плечами только срочную службу.
Приходилось самому распечатывать и ламинировать фрагменты карты местности из "Гугла", отдельные сервисы которого дают высокое разрешение в 3D вплоть до конкретных частных домов, труб, опор ЛЭП. Как-то на новой позиции новый старший неверно указал направление на противника, а таковой был с двух сторон в силу выдвинутости нашей позиции вперёд — пришлось быстро и доказательно его поправлять.
Как-то среди ночи в движении оказалось, что пара рукотворных высот сильно сзади на восток от нас (должны были быть на юг), и даже местные "проводники" не сообразили, куда мы реально попали.
Доводилось описывать новичкам тропу на пару километров до ротного опорника, перечисляя малоприметные развилки и якобы просто валявшиеся коряги, чтобы на обратном пути точно не заблудились, — а эти навыки ориентации именно с полигонов страйкбольных игр.
Как-то в начале осени неделю в окопе было ночью плюс два, а днём плюс 15 градусов, без зимнего обмундирования, поскольку для этого региона и месяца погода выдалась необычной, — и сразу вспомнились навыки "выживальщика" осенних суточных игр страйкбола с похожими температурными перепадами.
Передвижение и наблюдение в сумерках и тем более в безлунную ночь требуют особых навыков зрения, чтобы не наступить на что не надо или не прозевать кого не надо, чтобы не испугаться светящихся глаз кошки или рыскающих через битое стекло собак.
Следует ещё раз подчеркнуть, что перечисленные навыки и примеры — не про скоротечный стрелковый бой, в котором способность стрелять шариками страйкбола неприменима, а про другие 99,9% времени действий, работающих на выживание и выполнение задачи. Перечисленные навыки точно не развить в классах или тирах, для них нужны реальные многодневные выезды на сборы на природу.
Для сомневающихся в пользе серьёзного страйкбола чиновников от образования министерского, регионального или районного уровня, для директоров школ вполне можно организовать выходные на природе. За такую организацию легко возьмутся любой из десятков страйкбольных клубов и любая команда в каждом регионе просто для продвижения этой полезной игры.
В программах ОБЖ-НВП школ, военных кафедр высших учебных заведений сборы предусмотрены. Необходимо просто детализировать условия проведения этих сборов, с включением в них серьёзных страйкбольных игр.