Сообщество «Советская Атлантида» 02:13 14 января 2021

Тайна Крючкова

какую странную и страшную роль играла Госбезопасность в судьбе Советского Союза
31

С Владимиром Александровичем Крючковым, председателем Комитета государственной безопасности, мы впервые столкнулись заочно — в самый разгар перестройки, когда я опубликовал свою статью "Трагедия централизма". В этой статье я, как многие говорят, пророчески, предрекал крах Советского Союза со всеми вытекающими из этого последствиями: распадом территории, уничтожением промышленности, армии, культуры, с хаотизацией всех русских пространств, всего русского исторического времени. Мне передавали, что эта статья в "Литературной России" лежала на столе у Крючкова, и тот цветными фломастерами подчёркивал различные её абзацы и тезисы. 

Второй раз я встретился и уже познакомился с Владимиром Александровичем на митинге, который проходил, как мне помнится, в 1990 году на Манежной площади — в туманном дождливом пространстве с мучнистым, белым Манежем. Вся площадь была заполнена народом. Тяжеловесные, угрюмые, суровые мужчины стояли плечом к плечу до самого горизонта, и я, прежде чем подняться на трибуну, сколоченную перед гостиницей "Москва", был представлен Крючкову — невысокому, худенькому, с круглой головой, чем-то напоминавшему китайскую фарфоровую статуэтку. Мы пожали друг другу руки, я взгромоздился на трибуну, произнёс речь, после чего митинг был завершён, и вся эта огромная толпа мгновенно растворилась и исчезла, как будто превратилась в пар, в дым. Мне сказали, что всё это были офицеры московских военных академий и училищ, переодетые в гражданское. Они исчезли так же быстро, как исчезла потом вся великая советская армия. 

Следующая наша встреча с Крючковым случилась после того, как гэкачеписты были выпущены из тюрьмы, и газета "День" ликующе встретила их освобождение, пригласила на вечер. Это был потрясающий вечер, когда люди славили гэкачепистов: все они стояли на сцене — изумлённые, ошарашенные, прошедшие через казематы, и среди них — Владимир Александрович Крючков. Многократно мы встречались с Крючковым в той или иной компании, часто за столом с обилием вина и закусок. Он никогда не отказывался посещать наши сборища, сидел, посматривая по сторонам своими весёлыми умными глазами, по-прежнему удивительно похожий на китайскую статуэтку. 

Мы сблизились с Крючковым настолько, что он часто приглашал меня к своему дому неподалеку от Арбата, и мы, опасаясь прослушки, опасаясь "жучков", которые, по мнению Крючкова, находились в его квартире, прогуливались вокруг его дома, часами вели беседы: политические, культурные, чисто человеческие, и я, чувствуя всю щекотливость темы ГКЧП, не досаждал Крючкову вопросами. 

Затем не раз с Владимиром Александровичем мы встречались у Кургиняна, с которым у того были очень доверительные разговоры, и Сергей Ервандович, человек пытливый, исследователь, по-видимому, выспрашивал Крючкова о работе госбезопасности, об устройстве этой великой загадочной, таинственной структуры. Но я не присутствовал при этих разговорах. 

Последний раз я слышал голос Крючкова незадолго до его кончины. Тогда он находился в больнице, а в Москве случилась перестрелка между различными подразделениями госбезопасности. Тогда сошлись в нешуточной схватке те подразделения ФСБ, которые контролировали бизнес "Трёх китов", и офицеры службы Наркоконтроля. Эта распря двух подразделений Госбезопасности была очень тревожна, потому что она сулила разрастание конфликта и переход его в конфликт элит в целом, а далее — в расшатывание государства. Мы с Кургиняном решили опубликовать письмо за подписью виднейших представителей Госбезопасности, урезонивающих, укрощающих назревающую распрю. Я позвонил в больницу Крючкову, меня соединили с ним, и он своим уже заплетающимся, невнятным, слабо различимым голосом дал согласие на свою подпись под этим опубликованным затем мной документом. 

Теперь, когда Владимира Александровича Крючкова уже нет на земле, я то и дело возвращаюсь мыслями к его роли — той загадочной роли, которую играл КГБ в перестроечные времена. Я убеждён, что сама перестройка проходила под контролем и кураторством Госбезопасности. Впервые проблема перестройки, а быть может, и проблема распада Советского Союза была поставлена Юрием Андроповым — сначала председателем КГБ, а потом и генеральным секретарём ЦК КПСС. Тогда Андропов собирал вокруг себя узкую референтную группу, которая рассматривала рентабельность СССР, дискутировала вопрос о распаде империи, о расчленении её на фрагменты с отделением от основной — коренной — России азиатских и других республик. В дальнейшем этот план был осуществлён Горбачёвым и Ельциным, причём Горбачёв был ставленником Андропова, его любимой креатурой. 

Во время перестройки Народные фронты в Прибалтике, в республиках Средней Азии, в Москве создавались с помощью Госбезопасности. Это объяснялось тем, что необходимо было привести в движение косные, застывшие народные массы. Госбезопасность участвовала в том удивительном процессе создания многопартийной структуры, где Крючков, как он сам говорил мне, находился у истоков строительства Либерально-демократической партии Жириновского. 

Когда с Олегом Дмитриевичем Баклановым мы были в Германии, то через Бранденбургские ворота уходили в Западный Берлин и смотрели, как ликующие толпы соединяют и сшивают две Германии — Восточную и Западную. У нас были встречи со службой безопасности Восточной Германии — Штази. Офицеры Штази жаловались на то, что кураторы в КГБ принуждают их разоружиться и не мешать сближению, а потом и воссоединению Германии. Воссоединение Германии проходило под контролем Госбезопасности: проект объединения Германии рождался на Лубянке. 

И роспуск Варшавского договора, и объединение Германии не могли быть стихийными спонтанными процессами — эти процессы были управляемыми. Эти грандиозные проекты были под силу советской госбезопасности. Есть предположение, что супруги Чаушеску были расстреляны румынскими агентами советского КГБ как последние восточноевропейские лидеры, мешавшие реализации того грандиозного проекта. 

ГКЧП — явление по сей день не разгаданное, запутанное, зашифрованное множеством поверхностных суждений. ГКЧП в действительности был заключающим аккордом горбачёвской перестройки, той спецоперации, которая завершала многолетнюю, долговременную кампанию по уничтожению и истреблению всех советских ценностей. 

Разбирая всю хронику событий тех последних, завершающих советских дней — дней ГКЧП, я всё больше и больше прихожу к убеждению, что в центре проекта ГКЧП стоял Крючков. На него члены ГКЧП возложили основную задачу — интернирование Ельцина и полутора десятков близких к Ельцину политиков. Горбачёв знал об этом проекте, благословлял его, хотел, чтобы накопившиеся ужасные противоречия перестройки были ликвидированы с помощью ГКЧП, а он после этой грязной работы вернулся бы из Фороса в Москву и занял свой прежний кремлёвский пост. 

Крючков должен был арестовать Ельцина, возвращавшегося из Киргизии в Москву. На дороге из аэропорта в засаде сидела группа Карпухина, который ждал от Крючкова приказа на арест. Этот приказ не последовал. Ельцин проехал в Москву и залез на танк, объявив ГКЧП вне закона. 

Не дождавшись ареста Ельцина, напуганные члены ГКЧП отправились в Форос к Горбачёву, убеждая его вернуться в Кремль, и были изгнаны Горбачёвым, выброшены через ров на растерзание толпе. Последние советские руководители были ликвидированы, власть перешла к Ельцину, а Крючков, не отдавший тот приказ, был главным шарниром, вокруг которого вращалась эта трагедия. 

Есть информация о том, что после крушения ГКЧП Крючков не был арестован, а жил на даче, лишь изредка приезжая в Москву к следователям давать показания. 

Многие тайны унесли с собой гэкачеписты. Когда я подступал к ним с расспросами, все они говорили: "Не время, не время". А время съедало их одного за другим. Александр Иванович Тизяков, которому гэкачеписты сулили пост премьер-министра, сказал мне, что списки гэкачепистов утверждал сам Горбачёв, он вносил в эти списки новые имена, в том числе это он внёс в те списки Стародубцева. 

Что было в действительности? Как разворачивался этот грандиозный страшный проект Госбезопасности по сокрушению Советского Союза? Об этом, наверное, узнают историки через много лет, вскрывая тайные архивы. Теперь же, вспоминая Крючкова, вспоминая его миловидное стариковское, с моргающими глазками, лицо китайской статуэтки, я думаю: какую странную и страшную роль играла Госбезопасность в судьбе Советского Союза! Какая кровавая, драматическая, стальная и огненная нить протянулась от Дзержинского, Менжинского, через Ягоду, Берию, Семичастного, Андропова, Чебрикова к Владимиру Александровичу Крючкову. Мне мимолётно и бессознательно довелось прикоснуться к этой огненной нити. И я до сих пор чувствую ожог от этого прикосновения. 

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Cообщество
«Советская Атлантида»
10
Комментарии Написать свой комментарий
14 января 2021 в 02:37

Ув. Александр Андреевич!
Так жизнь сложилась, что я была связана с этой конторой. Многих знала.
Пришла к выводу, что Комитет был конторой с двойным, если не с тройным дном.
К сожалению, нынче любят сотрудников ФСБ называть чекистами. Увы, к последним наши нынешние не имеют ни малейшего отношения.

Спасибо за Ваши воспоминания.

14 января 2021 в 09:10

Во время угара перестройки, звонил с проходной дежурному по республиканскому КГБ с просьбой выделить автобус на похороны пенсионера, бывшего сотрудника, и мне ответила дама(!): “Исключено”. Я думаю, что все другие (не дамы) КГБисты смотрели на происходящее теми же глазами, что и мы. Автобус выделили, без лишних разговоров, на заводе.

14 января 2021 в 09:27

Примерно в то же время, у нас по школам, ходил полковник госбезопасности, агитировал пацанов поступать в школу КГБ. Можете себе такое представить во времена чуть более ранние?

14 января 2021 в 03:48

Дзержинский был одним из апостолов Ленина. А чьим апостолом был Крючков? Типков вроде Жириновского и близко не было в окружении ленинских комиссаров. Там были образованные люди, воодушевлённые и ведомые энергией космической романтики. Что, Жириновского можно сравнить с Троцким? Что , можно сравнить масштабы полумистического Дзержинского и полудурка Жириновского? Если Крючков участвовал в создании этой идиотической ЛДПР, то он и есть враг и Советов и народа. Понятно, что жириновские нужны Путину, который наверное таким и представляет лидирующих интеллектуалов ему выгодной России. Да и по одному присутствию в думе таких интеллектуалов можно всё понимать насчёт сути всей этой власти целиком. Ведь Жириновский - это просто другой Чубайс, другой Греф, другая Набиуллина и т.д. А где нормальные люди-то там, во власти? Когда они там появятся?

14 января 2021 в 22:38

Жириновский был на крючке у КГБ за некоторые шалости,в рунете много снимков Жирика с молодыми людьми.Видя его харизматичность помогли ему создать ЛДПР как таран против коммунистов ,для увода маргинальной части населения.

14 января 2021 в 03:49

Александр Андреевич! Мы понимаем какую ношу вы взяли своими очерками ХХ века. Это даже не ноша, это миссия, послание, где каждое слово несет смысл и имеет вес. А потому пишите, пишите. Не оглядываясь на то, что скажут и не испытывая страха перед сильными мира сего, конторой, страха ради иудейски. Бог даст, мы вернем страну в нормальное русло и это Евангелие от Александра станет не наставлением по применению в дело оружия, а пособием - как избежать ошибок при строительстве нашего дома.

14 января 2021 в 03:51

Страна вошла в кризис.В самой передовой отрасли теплоэнергетике это было более чем наглядно. Общество накрыла чёрная плесень. Сегодня в эту полосу вступили демократические США. Как они будут выходить из кризиса так и мы будем жить. Если проглотят Иран всё равно будет мало подпитки. Им нужен Китай против России.

14 января 2021 в 04:24

Виктор, а мы ведь тоже в кризисе, более страшном чем в США. Там элиты договорятся, будьте уверочки, а здесь страна расколота и трещина углубляется. Ни одно противоречие за тридцать лет не устранено, социальные институты разрушены, экономика колониальна, культура - времен упадка римской империи: секс, пороки, насилие.

Китай наша последняя надежда, как естественный союзник. Но будем без иллюзий. конечно они предложат Китаю передел мира за счет России и такая угроза более чем вероятна. Но Амеров это не более чем тактическая уловка, и Китай это прекрасно понимает.

А то, что А.А. создает свои миниатюры такой силы ( как эта) и дает возможность к рефлексии. Например, почему ЦРУ, как цепной пес государства, а здесь Контрреволюционный переворот 91\93 по большому счеты был заговором преторинцев? Ведь сегодня это ни для кого уже не секрет.

14 января 2021 в 07:30

Если казахские националисты борзеют,а всё почему? Значит чуют шакалы слабость.

14 января 2021 в 07:49

Виктор, с казахским национализмом еще надо разобраться, ибо все двусмысленно. Что мы имеем? Не так много - провокационное заявление этого вьюноши Никонова, не понятно с какой целью сказанного - может по детскому недомыслию, а может с чужого голоса. И как следствие неадекватную, эксплозивную реакцию казахского национализма. Именно неадекватную, использующую промах.

Но с казахским национализмом большие подвижки. Еще в 14 году, когда были события "Крымнаш", я наблюдал в Усть-Каменогорске не просто уныние, а страх - Придут русские и припомнят нам все, что мы тут творили. как помню и тот подъем русских в русской провинции Казахстане, которые ликовали больше нас и говорили - Скоро возвращение домой.

А сейчас реакция иная. А вот почему и следует понять!

14 января 2021 в 08:39

А не было никакого Крючкова, пустышка это, правильно Праханов назвал его - китайская фарфоровая статуэтка, таким он и был и гэбни не было, труха была. Ничего они не организовывали, управление было потеряно, была стизийность, во всём и памятник Феликсу не по команде снесли, прятались они все.

А сегодняшняя гэбня вообще коммерческая структура и работает только под заказ. Их спецоперацию под названием "Трусы" мы видели. Четыре года они следили за "подопечным" что б постирать ему трусы, все до одного были раскрыты, поимённо, ну смех.

14 января 2021 в 08:51

Смеяться над собой, или плакать, будете после попытки “раскрыть” домашний адрес своего участкового, не врача естественно.

14 января 2021 в 08:54

)))) Вот Вы и раскрылись," Алекс" ! Только гэбисты употребляют слово "трусЫ". А мы, домоткано -посконные ,говОрим -"Труселя " ! )))

14 января 2021 в 09:33

Наверное, Крючков и доживал спокойно на даче, что не отдал тогда приказ об аресте Ельцина.

14 января 2021 в 10:33

Свидетельство Фалина:

"Крючков докладывал генсеку о подозрительной деятельности ближайшего горбачёвского сподвижника Александра Яковлева. Глава КГБ тогда прямо заявил о том, что Яковлев работает на американцев и что его вербовка произошла ещё в далёком 1959 году, когда он стажировался в США.

Ответ Горбачёва просто шокировал главу КГБ: «Яковлев полезный для перестройки человек? Если полезный, то простим его. У кого из нас в молодости не было грехов."

Ответ Горбачева Крючкова шокировал и что дальше? Видимо, пребывал в шоке все оставшиеся в должности годы.

Если же по данным КГБ вербовка произошла в 1959 г, то кто положил это дело под сукно? И обеспечивал, чтобы оно там находилось пока Яковлева исправно продвигали по номенклатурной лестнице? Думается, без участия высокопоставленных сотрудников КГБ еще периода Семичастного тут не обошлось.

14 января 2021 в 11:11

Сильно похоже на сказку. Горбачёв не мог полностью и безнаказанно игнорировать правила. Обвинение не в измене жене, а Родине.

15 января 2021 в 01:44

Да, корни идут глубже 67 года...

14 января 2021 в 12:10

Интересна роль Крючкова в опустошении магазинных полок, из-за введения специальных накладных расходов в 350% на конечную продукцию заводов оборонной промышленности.
По заводам ездила группа очевидных негодяев, убеждавших (заставлявших!) директоров вводить у себя эти накладные расходы. И стержнем в этих группах всегда были представители КГБ.
См. Как накладные расходы опустошили полки магазинов в СССР http://zavtra.ru/blogs/kak_nakladnie_rashodi_opustoshili_polki_magazinov_v_sssr

14 января 2021 в 12:15

И именно Крючков, вставший в последний момент на сторону Горбачева, в борьбе Горбачева с Лигачевым, привел Горбачева к власти.

14 января 2021 в 12:16

Здо'рово все сказали! Особенно Ужакин!
Только Громов отрицал, но неужели он знает больше А.А.Проханова?

Роль КГБ ясна, но это из-за умышленных действий Андропова.
Кое-что знаю. До 1967г в СССР была отличная обстановка, рождаемость более трёх детей. Потом Андропов стал председателем КГБ. Стал влиять и на милицию и на суды.
Приняли закон против мужчин "Усиление ответственности за хулиганство".
Изменения появились в стране:
Уныние, пьянство, разводы, рождаемость уменьшилась...

Читали, что КГБ увеличилось в 2 раза! Под благовидным предлогом. Создали 5й отдел в районных отделениях.
Сексоты везде, очевидно он набирал своих. 250 тысяч.

???
Потом после Горбачёва кто-то рассказывал (может и Путин), что попытались управлять страной, но ничего не получается. Центр управления находился в Восточном отделе (КГБ или разведки - так Андропов сделал).

14 января 2021 в 17:18

"Как разворачивался этот грандиозный страшный проект Госбезопасности по сокрушению Советского Союза?"
---------------------------------------------------------------------------------------------------
Если, как пишет А. Проханов, "Горбачёв знал об этом проекте, благословлял его, хотел, чтобы накопившиеся ужасные противоречия перестройки были ликвидированы с помощью ГКЧП", значит он, но не Крючков, был главным организатором ГКЧП? Не к Крючкову же оправились, не дождавшись ареста Ельцина, напуганные члены ГКЧП, а в Форос к Горбачёву убеждая его вернуться в Кремль, и были изгнаны Горбачёвым.

Вывод: репутация органов госбезопасности, оскверненная слабостью или подлостью Крючкова, может быть восстановлена современными представителями этих органов: если они озаботятся объединением России и русскоязычных граждан Украины и Белоруссии (пока преобладающих там по численности) в одном государстве.

15 января 2021 в 01:48

Некому озаботиться. Семь шкур сняли с тех пор. И уже в 91-м некому было.

14 января 2021 в 20:11

Воспоминания, впечатления, разговоры – кто-то что- то сказал. За разрушение СССР отвечает государственная власть, КПСС, осуществлявшая эту власть на всех уровнях, а также государственные органы подчинённые власти и КПСС. Общенародный загул, с расслабухой, пьянством и воровством на всех уровнях начался с приходом во власть Брежнева. Андропов попытался навести порядок в стране твёрдо и решительно – все быстренько протрезвели, вспомнили про работу, но не надолго. После Андропова загул продолжился. Видимо, партия решила, что ей и народу пора расслабиться, пожить. Комсомол ответил – есть, народ не возражал. Ну а кто был шпионом, а кто разведчиком станет, может быть, известно через положенное по закону о гостайне время. Главное в том, как организована жизнь сейчас, обеспечена-ли госбезопасность. Отвечает за безопасность России Президент, с подчинёнными ему структурами и контролирующие власть органы государственной системы власти – Дума, судебная система и общественные структуры, партийные, медийные, религиозные и прочие. И президент и все системы власти,и общественные образования, кроме маргинальных, в рабочем состоянии, обеспечивают безопасность, несмотря на серьёзные проблемы и угрозы, которые достались стране по-наследству от СССР и КПСС.

14 января 2021 в 22:42

Гончар,общественные процессы не линейны.У вас же получается все ровным как полет стрелы.

14 января 2021 в 23:28

В.Гончар, вам только что рассказали о страшной роли КГБ в перестройке, организации революций в соц странах. Даже убийстве Чаушеску.
КГБ, переорганизованной именно Андроповым. А вы опять о своём, не верите очевидцу.

15 января 2021 в 01:52

Александр, вижу просвет. Вам осталось разглядеть ниточку между Андроповым и Путиным, которая никогда не рвалась.

15 января 2021 в 04:21

За более, чем 20 лет, ТАм так всё "подчистили", что комар носа не подточит. НИКОГДА и НИКТО НИЧЕГО не узнает, пока не пройдёт лет 150. А там уж..."Узнавайте", мол. Как если бы вернуться мысленнов Россию в год рождения Владимира Ильича Ленина (Ульянова).
Флекенштейн своё дело сделал, болезный. Чего от них ещё, кроме гадостей, ждать?

15 января 2021 в 16:17

ГКЧП — явление по сей день не разгаданное, запутанное, зашифрованное множеством поверхностных суждений. ГКЧП в действительности был заключающим аккордом горбачёвской перестройки, той спецоперации, которая завершала многолетнюю, долговременную кампанию по уничтожению и истреблению всех советских ценностей.
+++++
Это же сравнивали ГКЧП с Корниловским наступлением на Питер.
Нужен последний толчок, провокация!
Для передачи власти от Керенскому к Троцкому. И от Горбачёва к Ельцину. Они одинаковые для США. Цветная революция.

18 января 2021 в 00:40

Да, Александр Андреевич, Крючков — очень мутная фигура. Внимательно и с уважением относясь к личности Д. Т. Язова (светлая ему память...) и изучив все его книги, его интервью (но больше — книги), примерно те же гипотезы и понимание произошедшего проскальзывали. Но члены ГКЧП — законно созданный комитет, и они искренне верили в то, что действуют правильно: встали на защиту Родины. Но правильно донести до народа все быстро, точно и результативно ни не смогли и не успели.
Отец моего мужа, генерал КГБ, возглавляющий аппарат в Орловской области, Ререкин А. Н. с должности был снят именно Крючковым. А его знали и уважали в области люди как честнейшего, преданного Отечеству, человека. Во время ГКЧП он чуть не заработал инфаркт, собираясь в Москву, — был готов к событиям, к тому, что страна станет на защиту страны. Но этого не случилось. Многие, как сейчас говорят, тогда мало что поняли. И случилось то, что случилось...

18 января 2021 в 21:28

Думаю,что вся суть вопроса,поднятого автором,находится в руках гаранта,поэтому все домыслы,пустое занятие и трата времени на поиски чёрной кошки в тёмной комнате!!!

18 января 2021 в 23:52

Суть вопроса, поднятого автором А.А. заключается в роли Андроповского КГБ в развале СССР, революциях в восточно-европейских странах!

1.0x