Не перестаю удивляться: как маленький коллектив Института русской цивилизации, приютившийся в нескольких комнатках на Большом Предтеченском переулке, умудряется уже столько лет готовить и выпускать уникальнейшие издания по истории русского народа, по русскому искусству, русской философии? Уже вышли 12 томов из 30-томной "Энциклопедии русского народа", вышли более 80 книг русских национальных философов, публицистов, политиков. Еще недавно я восхищался чудесным двухтомным изданием "Русская икона и религиозная живопись", впервые в мире объединившим все сведения о русской иконе, содержащим более 1000 статей и свыше 3000 великолепных цветных иллюстраций, отпечатанном в одной из лучших типографий Италии. И вот, к началу 15-й национальной книжной выставки-ярмарки "Книги России", проходившей в середине марта, как всегда, в просторном 57-м павильоне ВВЦ, Институт русской цивилизации вновь порадовал всех участников выставки, всех посетителей, да и весь народ русский, новым уникальным изданием, монографией— альбомом "Русская цивилизация в памятниках архитектуры и градостроительства", подготовленным известнейшим специалистом по древнерусской архитектуре и по истории старой Москвы, заведующим отделом древнерусской архитектуры и градостроительства Центрального музея им. А. Рублева, Геннадием Яковлевичем Мокеевым, учеником знаменитого подвижника-реставратора Петра Дмитриевича Барановского. Альбом также отпечатан в Италии, содержит многие сотни иллюстраций, карт, схем, чертежей, объясняющих особенности развития русской архитектуры, русского градостроительства. Геннадий Мокеев убедительно доказывает самобытность русского зодчества, резко отличающегося от архитектуры других цивилизаций.
Подобно самой природе русского человека, его вере, наше национальное зодчество тоже устремляется ввысь, к Богу. И поэтому альбом о памятниках архитектуры и градостроительства становится еще одной ценнейшей книгой о величии всей русской цивилизации. Поэтому соавтором этого уникального альбома я по праву считаю русского подвижника Олега Анатольевича Платонова, неуклонно претворяющего все свои грандиозные книгоиздательские замыслы в жизнь.
Мокеевым было выдвинуто предположение, что Московский Кремль был комбинированным, каменно-деревянным. По его мнению, каменными были только стены с приступной стороны и тыловые стены от Боровицкой до Свибловой башни (ее поновлял камнем Ермолин в 1462 г.). Обе эти стены продолжались до речных берегов Неглинной и Москвы и прикрывали подол и пристани. Стены же вдоль рек были деревянными, и только башни или даже только устои башен были каменными. В пользу этого предположения приводятся известия летописи под 1451 г. о том, что татары Мазовши штурмовали его там, где "несть крепости каменныя", а также известие А. Контарини 1474 г. о деревянном Кремле в Москве. М.Н. Тихомиров в своей книге "Средневековая Москва" предполагал, что Кремль Донского просто не был достроен. И потому известия об итальянском авторстве Московского Кремля сильно преувеличены. Итальянские мастера лишь достраивали и обновляли старый Кремль.
14 марта состоялась презентация этого уникального альбома, презентация всего Института русского цивилизации. Конечно, на представление такой книги пришли замечательные русские архитекторы, историки русского искусства, московские краеведы и ценители старины. Наряду с ними, восхищающимися прекрасными иллюстрациями, уникальными сведениями о русской архитектуре, пришли и крупнейшие русские писатели, художники, артисты, все те, кто понимает исключительную важность замыслов Олега Платонова и его сотрудников.
На презентации выступили главный редактор журнала "Наш современник" Станислав Куняев, известный писатель Владимир Крупин, народный артист России Николай Бурляев, русский мыслитель и борец за русскую идею Владимир Осипов, отсидевший немало лет за пропаганду русской идеологии еще в советские годы и ныне вновь преследуемый по 282-й статье за всё ту же приверженность к нашим национальным устоям, главный редактор "Русского вестника" Александр Сенин. От газеты "Завтра" выступил я, рассказал о нашем глубоком уважении к замыслам Института русской цивилизации, о нашей всемерной поддержке. Да, мы с Олегом Платоновым и его Институтом русской цивилизации — заединщики в борьбе за национальную Великую Россию.
На эту встречу — презентацию книги Геннадия Мокеева — пришли и его старые друзья-соратники, когда-то, полвека назад, организовавшие Общество по охране памятников, из которого и развилось всё русское патриотическое движение. Первыми духовными возглавителями русского движения стали: историк, академик Б. А. Рыбаков, переводчик С. Г. Котенко, художник И. С. Глазунов, архитекторы-реставраторы В. А. Виноградов, О. И. Журин... От имени этих старых русских патриотов на встрече выступил архитектор Олег Игоревич Журин, усилиями которого сохранено немало памятников русской старины.
Зал, где проходила презентация монографии альбома, был переполнен. Книга охотно раскупалась. Тираж её ограничен. Поэтому советую всем ценителям русского национального искусства и русской архитектуры поторопиться с её приобретением. Обращайтесь в Институт русской цивилизации, Москва. Большой Предтеченский пер. д 27/29. Тел.: (495) 605-25-35.
Владимир БОНДАРЕНКО
"Я верю в Страшный Суд Господень"
Царь Иван IV Грозный
В центре Москвы находятся рядом два примечательных памятника древнерусской архитектуры, составляющие контрастный тандем маленького простейшего объекта и объекта несоразмерно крупного, сложного по формам и красивейшего. Это — Лобное место и храм св. Василия Блаженного.
Памятники чрезвычайно знамениты. Ежедневно вокруг своеобразного тандема кружат тысячи людей, восторгаясь особенно чудесным храмом. Есть стандартные описания памятников, рассказы о причинах возникновения, об историях их создания... И все же символическое содержание тандема до сих пор полностью не раскрыто, и люди кружат, не зная его главной тайны. Скажем о тайне сразу, чтобы не играть в прятки. А затем уже разберемся во всем детальнее.
"Лобное место" — это русский перевод названия горы возле древнего Иерусалима — "Голгофа" (по-еврейски: череп, чело, лоб). Внутри лобастой горы был якобы похоронен Адам. Голгофа с черепом и костями Адама стала поэтому символом Первочеловека.
Храм св. Василия Блаженного получил расхожее название от имени знаменитого московского юродивого, после того, как его мощи были подзахоронены к собору Святой Троицы на Рву. Собор был построен в виде сказочного Небесного Града как символ Второго Пришествия Христа, Страшного Суда и Конца Света, то есть, физического исчезновения, гибели всех народившихся на земле людей.
Оба памятника: Лобное место и храм св. Василия Блаженного, выступают, следовательно, символическим тандемом былого начала и будущего конца человечества, его альфой и омегой.
Московское Лобное место не походит на гору Голгофу, а имеет форму Вечевой Степени-трибуны. В действительности оно от нее и возникло. Существуют два изображения московской Вечевой Степени XV века, причём, находилась она тогда на Соборной площади в центре Кремля.
В Британском музее хранится русский экземпляр лицевого "Сказания о Мамаевом побоище" XVII века — копии с лицевого оригинала XV века (по атрибуции Д.С. Лихачева). Там имеются два изображения Успенского собора Кремля XIV века. На одном князь Дмитрий и его двоюродный брат Владимир молятся образу Спаса перед походом на Куликово поле. На другом изображении братья молятся святителю митрополиту Петру у его гроба. На обоих рисунках с юга от Успенского собора показаны круглая в плане каменная Вечевая Степень, а за ней Большой Городовой (Вечевой) колокол под деревянным навесом. По форме московская Вечевая Степень точно такая же, как недавно раскопанная археологом В.Д. Белецким Вечевая Степень на Вечевой площади Пскова.
В 1547 году во время страшного московского пожара произошел бунт москвичей с убийством бояр правительства. К 1549 году "буйная" Степень-трибуна по приказу царя Ивана была вынесена вон из Кремля на большую толкучку перед Фроловскими (позднее Спасскими) воротами. Поначалу ее назвали Царской Степенью. Но чтобы выветрилась память о народном вече, ее назвали "Лобным местом" в подражание Иерусалиму, переведя стрелку на величайшую христианскую святыню.
Историк Москвы Иван Снегирев еще в середине XIX века указал на множество сложившихся функций Лобного места: гражданских, воинских, культовых, чем оно тоже отличалось от иерусалимской Голгофы.
Это Царево Место (трон Царя) и Высший Судебный Трибунал; место объявления царских указов; своеобразная еврейская Гаввафа или Римский Лифо- стратон — вымощенное камнем возвышение, с которого объявлялись приговоры обвиняемым преступникам; место торжественных встреч Государей из походов, их избрания на Царство, наконец городской Амвон, с которого совершались общенародные молебствия в главные христианские праздники.
Снегирев особенно отмечал и подчеркивал, что на Лобном месте никогда не производилось казней — для этого рядом возводился деревянный сруб — эшафот. Лобное место было священным.
В XVIII веке на московском Лобном месте намеревались поставить огромный резной Крест с распятым Христом, где был изображен также праздник Входа в Иерусалим (Шумаевский крест), а наверху в образе Небесного Града был представлен Кремль. Но этот символ Христа (как Нового Адама) не был установлен в натуре, и московское Лобное место фактически осталось символическим памятником Первочеловеку Ветхому Адаму.
Храм Святой Троицы на Рву
Храм был сооружен в 1555-1561 гг. рядом с Лобным местом. В 1561 году церковь "священа бысть... Макарием митрополитом.., иже построена бысть мудремудро и дивно разные церкви на едином основании надо рвом блиско Фроловских ворот... Бысть же на освящении сам царь и великий князь и царица его и царевичи Иоанн и Федор и множество синклита и народа безчисленно" (ПСРЛ, 31, с. 137).
Собор Святой Троицы на Рву строил "с таварищи" гениальный русский зодчий Постник Яковлев по прозванию "Барма". 25 глав и главок собора были покрыты сначала белым железом, потом, в начале XVII века, главы приделов сделаны фигурными медными, затем все 25 глав и главок — позолоченными. Лишь в конце XVII века, после пожаров, мелкие главки убрали, а крупные главы — покрасили.
Иностранцы сообщали, что храм именовали еще "Иерусалимом".
Всюду речь шла не о земном Иерусалиме — собор выступал символом Иерусалима Небесного. Придел на входе в градонебесный собор назывался "Входом в Иерусалим". 25 верхов-глав с крестами символизировали Христа и 24 небесных старцев-Судей. А 25 символических кокошников, подкрепляя символ 25 глав-крестов, подпирали 5 столпообразных приделов собора, расположенных в плане по диагональному кресту относительно центрального Покровского придела. Собор строился как символ будущего Второго Пришествия Христова, грядущего Страшного Суда и Конца Света.
Чудесный собор "на Рву" назван церковью Святой Троицы не только в летописях, но и в экспликациях почти всех планов Москвы конца XVI-XVII вв. И это верно, поскольку главный восточный его придел-алтарь посвящен Святой Троице. Мало того, площадь вокруг храма именовалась "Троицкой" (ПСРЛ, 31. c.192, под 1682 годом; "Красной" площадь тогда еще не называлась!).
Павел Алеппский назвал собор "церковью Святой Троицы и Вербного Воскресения". Во втором названии он прямо указывал на главную сокровенную культово-символическую причину ее появления. Оказывается, церковь была рассчитана на наружное, внешнее богослужение перед ней.
Столпообразный храм не имел единого огромного помещения — все его приделы были малы и тесны. Народ в великие праздники не мог в них молиться, да и не молился. С появлением этой необычной постройки снаружи нее возник другой особый Вышний храм под открытым небом для массовых молитв всего народа столицы.
Сама церковь в этом "поднебесном" всегородном храме стала символически "Святым престолом Москвы", получив облик огромной градоподобной Напрестольной Сени "Иерусалима-Сиона" над главным престолом Святой Троицы. Лобное место в этом Вышнем храме превратилось в Амвон. Пространством для молящихся москвичей служила ритуальная Троицкая площадь (южная половина нынешней Красной площади). А святыми Царскими вратами стали Фроловские ворота Кремля, названные "Иерусалимскими".
Перед всеобщими массовыми молебнами народа сюда из Успенского собора крестным ходом приносятся наиболее чтимые иконы и "пришед на Лобное место ставятся с образы на два лика как на крылосе" (РИБ, III. С. 142).
Храмовый праздник Вербного Воскресения —Шествие на Осляти
1571 г.: "На этой площади под Кремлем стояла круглая церковь с переходами: постройка была красива изнутри и над первым переходом расписана золотом, многочисленными изображениями, изукрашенными золотом и драгоценными камнями, жемчугом и серебром. Митрополичий выезд со всеми епископами на Вербную Субботу происходил именно к этому храму".
1611 г. Смутное время. Кремль и Китай-город оккупированы польско-литовским войском Гонсевского, впущенным в Москву предательским семибоярским правительством. В такой ситуации москвичи намеревались провести традиционное ежегодное празднование Вербного Воскресения. Но крестный ход и патриарх Гермоген шли сквозь строй — шеренги польско-литовских солдат, что вызвало возмущение многочисленного народа, затем стычки московлян с католиками. Поляки ответили избиением мирного населения и пожаром. Мартын Стадницкий писал: "Тотчас над городом взвился ужасный пожар, охвативший все дома, церкви и монастыри... Гонсевский еще усилил гибель и смерть врага, направив дула орудий в бегущую толпу. Под беспрерывную стрельбу из них польские солдаты стали умерщвлять "народ мечом и выстрелами из мушкетов. Они рассекали, рубили, кололи всех без различия пола и возраста. В башнях и склепах были также стены склада пороха: несчастная Москва осветилась словно фейерверк, поднялся такой грохот, какого не могли запомнить старейшие из солдат. Этот столичный город воистину уподобился Трое. Слезы, крики жертв, возгласы убивающих солдат, беспрестанный бой из орудий приводили всех в отчаяние. Поляки никого не щадили. Тогда погибли более 150 тысяч народу; погиб Голицын, ... погиб и сам Патриарх, которого выволокли наружу и разрубили на части" (Гибель Гермогена, — вероятно была записана по слухам, его уморили голодом. — Г.М.)
1659 г.: "Царь, сопровождаемый всеми боярами и дворянами... отправляется в церковь, называемую "Иерусалимом". Неподалеку от церкви царь восходит на одно плоское возвышение (Лобное место) и молится. Потом вступает в церковь и через час возвращается оттуда, держа в правой руке поводья патриаршего коня... Патриарх сидит боком на коне, держа в руке богатый крест, и благословляет народ. Бояре и дьяки несут вербы. Большой отряд войска лежит, распростершись лицами к земле... Между тем все оглушены гудящими колоколами, потому что здесь колокола самые большие на свете" (Самуил Коллинс. ЧОИДР, I, 1846, январь, ч. III. c. 6).
О чем молились целый час у престола Святой Троицы вселенского христианского православного храма его создатели царь Иван Грозный и святой митрополит Макарий — можно пока только гадать.