Авторский блог Людмила Кокорева 19:06 1 июля 2014

Святое место

Российский национальный оркестр во главе с художественным руководителем и главным дирижером Михаилом Плетнёвым осуществили уникальный проект: Первый фестиваль Сергея Рахманинова в Музее-усадьбе «Ивановка».

Российский национальный оркестр во главе с художественным руководителем и главным дирижером Михаилом Плетнёвым осуществили уникальный проект: Первый фестиваль Сергея Рахманинова в Музее-усадьбе «Ивановка». Событие года!!!

«… Наш приезд в Ивановку,- сказал Плетнёв, – нечто совершенно новое и особенное, потому что впервые мы проведем фестиваль в священном для любого музыканта месте – там, где были созданы Рахманиновым лучшие сочинения».

Это святое место, Ивановка, находится на юге Тамбовской области. Дворянская усадьба до революции принадлежала семье Сатиных (тётке Рахманинова), затем была куплена самим композитором. С этим местом была связана его юность и молодость, многие события творческой и личной жизни. Там он проводил многие месяцы весной, летом и осенью. В Ивановке он женился на своей двоюродной сестре Наталье Сатиной и там родились его две дочери Ирина и Татьяна.

Разрушенная полностью во время революции и во время Гражданской войны усадьба постепенно восстанавливалась на протяжении 1970-90-х годов благодаря энтузиазму, неутомимой и целенаправленной деятельности Александра Ивановича Ермакова. Уже восстановлены барский дом и флигель, где находился кабинет Рахманинова (самая маленькая и скромная комната во всем доме с роялем, на котором играл Рахманинов), беседки, качели, дворовая изба, иными словами, вся усадьба с изумительным по красоте парком с кустами сирени именно тех сортов и в тех местах, где они росли при Рахманинове. Поэтичная, пересеченная местность парка, с прудами, водоемами, лужайками и двумя фруктовыми садами, украшенная многочисленными клумбами разнообразных цветов, оставляет у посетителей неизгладимое впечатление. А когда этот парк наполняется звуками музыки, то ощущение, которое охватывает вас, передать просто невозможно.

Благодаря особой просветительской концепции Музея-усадьбы, которую отстаивает и осуществляет А.И. Ермаков, здесь действительно всегда звучит музыка. Постоянно организуются камерные концерты в самом особняке или на открытых площадках. Здесь выступали многие пианисты старшего и молодого поколений: М. Плетнёв, Н.Луганский, Н. Петров, А. Покидченко, А. Коробейников, Г. Громов, К. Лапшин и многие другие. А.И. Ермаков опекает молодежь всех близлежащих музыкальных колледжей и училищ. Им предоставлено право играть на любом рояле (а их на территории усадьбы не менее шести) в любое время дня и ночи. В разных уголках парка можно слышать и пение, и скрипку, и флейту, и любой другой инструмент. Усадьба всегда наполнена звуками. Удивительный музей! Кто хотя бы раз побывал там, будет всегда стремиться возвратиться в Ивановку. А что касается Рахманинова, всем известны его слова: «В Ивановку я всегда стремился. Положа руку на сердце, должен сказать, что и доныне туда стремлюсь».

Но Фестиваль с участием большого симфонического оркестра и хора – начинание грандиозное.

«Его с нетерпением ждали все, кто увлечен музыкальным искусством, сказал А.И. Ермаков, – кому не безразличны пути его развития, кто получает удовольствие от встречи с прекрасной музыкой и талантливыми исполнителями…».

Проект Фестиваля потребовал от его вдохновителя (М. Плетнёва), организаторов (А.Ермакова и целой команды Музея), музыкантов-исполнителей настоящего энтузиазма. Нужно было соорудить на открытом воздухе сцену под навесом, защищенную от ветра и дождя, в саду организовать «зал», рассчитанный, по меньшей мере, человек на 500. Непростые условия предлагались оркестрантам: утренним поездом приехав в Тамбов, они после вечернего концерта должны были сразу сесть в поезд, преодолев дорогу в 150 км на автобусе от Ивановки до Тамбова. Не просто! К тому же этот путь им нужно было проделать дважды – для открытия и закрытия фестиваля.

С 15 по 21 июня усадьба была заполнена многочисленной публикой, не побоявшейся ни долгой дороги, ни дождя, ни ветра. Гости приезжали и утром, и в ночь накануне концерта, приезжали с семьями, с детьми, на автобусах, на машинах.

Все четыре концерта Фестиваля прошли при полном аншлаге. Значит, публика нашей российской глубинки жаждет настоящего искусства, оно ей просто необходимо. Российский национальный и М. Плетнев подарили слушателями незабываемый праздник музыки!

Программы четырех концертов были разнообразны и очень насыщены. На открытии Фестиваля прозвучала Тарантелла Рахманинова (из Второй сюиты для фортепиано) в обработке и в оркестровке пианиста В.Вартаняна и Второй фортепианный концерт в его же весьма своеобразном исполнении. За дирижерским пультом Российского национального оркестра встал Михаил Плетнёв. А во втором отделении – опера Рахманинова Алеко в концертном исполнении с участием Хора Академии хорового искусства им. В. Попова. Солистами выступили Д. Орлов (Алеко), А. Кикоть (Земфира), И. Морозов (Молодой цыган), О. Диденко (Старик). Концертное исполнение опер – один из любимых исполнительских жанров М. Плетнёва, который всегда пользуется большим успехом. Восторгу публики Ивановки не было границ.

Второй концерт (камерной музыки) включал Элегическое трио и Пять пьес для скрипки и фортепиано Andante из Сонаты для виолончели и фортепиано Рахманинова, Трио «Памяти великого художника» Чайковского в исполнении солистов РНО: А. Бруни, А. Готгельфа и Л. Огринчука. Третий концерт был посвящен русским романсам – Римского-Корсакова, Танеева, Рахманинова в исполнении У. Алексюк и А. Гришаева.

Кульминацией Фестиваля стал его финал. В программе – Третий фортепианный концерт и Вторая симфония Рахманинова. За фортепиано – народный артист России Н. Луганский, за дирижерским пультом – М. Плетнёв.

Надо сказать, что Ивановка находится вдали от ж/д вокзалов и автобусных маршрутов и добираться туда не просто. Впечатляющим был приезд Михаила Васильевича, точнее, не приезд, а прилет… на вертолете, которым он сам управлял! Впечатляющей была репетиция – под проливным дождем и при пронзительном ветре. Казалось, что концерт может сорваться из-за непогоды, но небо смиловалось, и к началу концерта в 17 ч. засияло солнце и парковый «зал» до отказа заполнился слушателями.

Эта земля специально создана для того, чтобы на ней звучала музыка. Поразительная акустика в парке давала возможность слышать концерт едва ли не в любой его точке.

Исполнение Н.Луганского Третьего фортепианного концерта было на этот раз особенно вдохновенным. Думаю, сам факт, что этот концерт был целиком создан Рахманиновым в Ивановке не мог не вдохновить солиста. Рояль фирмы Kaway (который специально для пианиста прибыл из Москвы) звучал превосходно: четко, ясно. Все прослушивалось до мельчайших деталей. Можно было забыть, что концерт на открытом воздухе. Оркестр под управлением Плетнёва чутко сопровождал солиста, полностью подчиняясь интерпретации Н. Луганского, может быть, даже слишком оставаясь в тени. Контрапунктом накладывалось лишь пение птиц и легкий шелест деревьев. Кстати, это нисколько не мешало слушателям, даже, напротив, создавало особую атмосферу – ту, в которой Рахманинов сочинял, гуляя по парку.

Вторая симфония. Здесь оркестр развернулся в полную силу. Зазвучала сама природа тамбовского края, его безграничные степи, холмы перелески, окруженные лентами рек. Сразу вспомнились слова, сказанные некогда Плетнёвым: «Чтобы по-настоящему понять Рахманинова, необходимо побывать в Ивановке».

Можно себе представить, с какой отдачей дирижировал маэстро, проект которого осуществился, с каким необыкновенным энтузиазмом подчинялись ему оркестранты. Меня поразила удивительная прозрачность, ясность фактуры оркестра, словно наполненного воздухом этого края, рельефность всех линий, вдохновенные соло, будь то английский рожок, скрипка, флейта или любой другой инструмент. И еще, конечно – визитная карточка оркестра – полная свобода в агогике и неправдоподобная слитность звучания, словно «на оркестре играл» один музыкант.

Стремительная легкость «конной скачки» в Скерцо, таинственная магия заснувшей природы в его тихих разделах, а также вдохновенные певучие линии струнных Adagio забыть нельзя.

И какие прекрасные слушатели в тамбовской области! Просвещенные и тонкие ценители прекрасного. Их благодарности просто не было границ, что продемонстрировали бурные аплодисменты.

***

Мне посчастливилось побывать и на Первым международным музыкальном фестивалем Сергея Рахманинова в Одессе. Он проходил с 13 по 18 июня. И в финальном концерте этого праздника музыки также участвовал М. Плетнёв, кстати, с той же программой (Третий концерт и Вторая симфония). Так совпало!

Одесский концерт заслуживает специального разговора, для которого здесь уже нет места. Лишь отмечу гражданский жест М.Плетнёва, продемонстрировавшего простую истину: у искусства нет границ и нет вражды! В Одессе прекрасный симфонический оркестр, руководимый маэстро Хобартом Эрлом, который с неприкрытой радостью принимал у себя русского коллегу. Плетнёв же с неприкрытой радостью отдавался музыке, чувствуя полный контакт с украинскими музыкантами и полный контакт с пианистом Константином Лапшиным, выпускником Московской консерватории, прибывшим из Лондона на этот концерт.

Одесситы, несмотря на сложность ситуации на их Родине, на бесконечные жертвы вокруг, верят во всепобеждающую силу искусства, понимают необходимость через искусство наводить мосты. Нет нужды говорить о том, с каким восторгом публика принимала российских посланников.

1.0x