1. Враги и защитники России
Ход русской истории совершается по воле Божьей и богатырями духа, посланными Вседержителем на русскую землю для её спасения. Велика череда этих богатырей [1]. В XX веке к ним надо отнести, прежде всего, Иосифа Сталина (Джугашвили) и Святителя Луку (Войно-Ясенецкого). Эти два титана духа стали мощными опорами в разрушаемом сатанинскими силами земном доме Царицы Небесной Девы Марии в первой половине XX века. Русь Святая как носительница истинной христианской веры стала главным объектом нападения объединившихся пяти сатанинских сил. Целенаправленное действие этих сил привело к государственному крушению Российской империи в 1917 году. К этим силам относились: 1) организовавшая ряд заговоров разветвлённая сеть масонских организаций, куда входили более 50 процентов членов императорского двора, не менее трети высших чинов генштаба царской армии, руководство политических партий (кадетов, трудовиков, октябристов, прогрессистского блока и др.); 2) Австро-Германский блок, проводивший серию тайных операций на территории России, включая реализацию плана Парвуса (Гельфанда) по разрушению России путём революций 1905 и 1917 гг.; 3) левые российские партии – эсеры, большевики, меньшевики, анархисты, бундовцы и др.; 4) сеть международных сионистских организаций, которые через Витте ещё в 1904 году грозили царю Николаю II революцией; 5) Ватикан. Как выяснилось в настоящее время, эти силы действовали скоординировано, используя все легальные и нелегальные методы разрушения власти, о чём с откровенным цинизмом пишет в своих мемуарах А.Ф. Керенский, раскрывая серию заговоров в 1914 – 1917 гг.: «Естественно, детали подготовки заговоров были известны лишь тем, кто в нём непосредственно участвовал, в конце концов, главное правило любого заговора заключалось в том, что ни один из заговорщиков не должен знать более того, что ему лично положено знать по плану заговора. Лидеры прогрессивного блока знали лишь, что подготовка к осуществлению заговора идёт своим чередом и соответственно готовились к нему со своей стороны. Знали о заговорах и мы, руководители масонской организации, хоть и не были в курсе всех деталей и тоже готовились к решающему моменту. Эта подготовка завершилась учреждением информационного центра левых партий с тем, чтобы иметь возможность шаг за шагом сообщать народу о результатах переворота, добиваясь либо его поддержки, либо, на худой конец, отказа от противодействия ему» [2].
Все пять сил были беспощадные и лютые враги не только традиционной российской власти, но и русских национальных традиций, православия и религиозного народного самосознания. Многие земские и политические деятели, представители интеллигенции, армии и двора стали участниками одной из пяти указанных выше сил. Земский врач Ясенецкий-Войно, как глубоко верующий и истинно православный человек, естественно, выбрал путь защиты православия, путь защиты и духовного и физического исцеления русского народа. Именно в этом его историческое бессмертие. Именно в защите Матери-Церкви от сатанинских сил всех мастей и состоит смысл жизни гения земской медицины, ставшего по воле Бога святителем русского народа в самые трудные годы из всей истории Русской Православной Церкви.
2. Как относился архиепископ Лука к Иосифу Сталину?
Сталин (Джугашвили) И.В. родился в г. Гори 18 декабря 1878 г. (по официальной версии 21.12.1879 г.) на 1,5 года позже В.Ф. Ясенецкого-Войно и получил отличное духовное образование. Он по настоянию матери Екатерины Георгиевны Геладзе поступил в октябре 1888 года в Горийское духовное училище, которое окончил по первому разряду в июне 1894 года [3]. Он писал стихи, которые вошли в «Сборник лучших образцов грузинской словесности» (1907 г.). В сентябре 1894 года он поступил в Тифлисскую духовную семинарию, из которой был исключён 29 мая 1899 года за пропаганду марксизма. Таким образом, И.В. Сталин в течение 11 лет готовил себя к священнической деятельности, глубоко изучая богословие, русскую и всемирную историю и литературу, русский, старославянский, грузинский, латинский и греческий языки, естествознание и другие общенаучные предметы. Такое солидное образование по праву выдвинуло И.В. Джугашвили в элиту левой российской интеллигенции, о которой Святитель Лука писал: «И не в том ли кризис образованного человека, что у него «ум с сердцем не в ладу»? Не эта ли односторонняя «умственность» разъединила в России интеллигенцию и народ? [4].
В то же время Св. Лука очень высоко ценил И. Сталина.
В одной из проповедей он говорил:
«Русский народ еще на заре своей истории создал свой идеал богатыря, отображенный в былинном эпосе. Илья Муромец — это синтез беззаветной любви к Родине, мужества, волевого пафоса, мудрости, беспощадного отношения к врагам и сердечной мягкости к своим.
Прошлое России богато историческими личностями — вождями и полководцами своего народа, — воплощавшими в себе эти качества и в трудные годины русской истории в своих блестящих боевых подвигах подымавшими на высоту славу русского государства. Таковы вечною славою овеянные Александр Невский, Дмитрий Донской, князь Пожарский, генералиссимус Суворов, фельдмаршал Кутузов.
В минуты опасности для Родины эти русские богатыри становились во главе русского воинства. Имена этих военных вождей для русских людей были символом несомненных побед. Эти патриоты Родины объединяли вокруг своего имени русских людей без различия положения, возраста, убеждений, И Россия не падала на колени перед врагом. Россия побеждала!
В неувядаемую, бессмертную славу облекались имена победоносного русского воинства.
Вся страна, как один человек, до предела напрягает усилия для скорейшего разгрома фашистских разбойничьих орд, а наша доблестная Красная Армия мощными ударами — одним за другим — бьет гитлеровскую военную машину и уничтожает живую силу и технику врага. Блестящими победами под Москвой, под Сталинградом, на Северном Кавказе, у Орла, Белгорода, Харькова, Полтавы, Таганрога, Смоленска, под Ленинградом обессмертили себя русские воины. И наш народ, с неистощимым мужеством вынося все тяготы, связанные с войной, вместе с нашими воинами-богатырями ни на минуту не ослабевал и не ослабеет в своей крепчайшей уверенности в конечной победе, потому что армию ведет в бой на врага Иосиф Виссарионович Сталин — любимейший вождь нашего народа, гениальный Верховный Главнокомандующий нашего воинства, Богом поставленный на подвиг служения нашей Родине в эту годину испытаний. Все наши победы организованы и осуществлены его военным гением.
Вся напряженная работа страны в тылу для дела скорейшей победы имеет источником своего воодушевления дорогое каждому советскому человеку имя вождя страны и армии.
Глава русской Православной Церкви митрополит Сергий в телеграмме на имя И. В. Сталина ко дню 25-летия советского государства (7.11.1942) был выразителем чувств всех православных русских людей, когда сказал: "Сердечно и молитвенно приветствую в Вашем лице богоизбранного вождя наших воинских и культурных сил, ведущего нас к победе над варварским нашествием, к мирному процветанию нашей страны и к светлому будущему ее народов".
Русские верующие видят в лице верховного вождя нашей страны Богом ей данного отца своего народа, и горячи их молитвы Господу Богу о его здравии на долгие годы.
В нашем вожде верующие вместе со всей страной знают величайшего из людей, каких рождала наша страна, соединившего в своем лице все качества упомянутых выше наших русских богатырей и великих полководцев прошлого; видят воплощение всего лучшего и светлого, что составляет священное духовное наследство русского народа, завещанное предками: в нем неразрывно сочетались в единый образ пламенная любовь к Родине и народу, глубочайшая мудрость, сила мужественного, непоколебимого духа и отеческое сердце. Как в военном вожде, в нем слилось гениальное военное мастерство с крепчайшей волей к победе.
С начала войны во всех своих обращениях к народу Иосиф Виссарионович не перестает звать к твердой уверенности к победе. Вся страна, как один, верует его верой, а русская Православная Церковь молитвенно благословляет подвиг, какой он несет во имя блага и счастья нашей Родины, и молит Бога о помощи нашему вождю в его великом историческом призвании — отстоять честь, свободу и славу родной страны.
В дни всенародного патриотического подъема в нашей стране, в конце 1942 года и в начале 1943-го, когда могучим потоком лились пожертвования советских людей на дело разгрома фашистского зверя, в этот поток с энтузиазмом вливали свои лепты духовенство и верующие русской Церкви. И, посылая свою жертву в фонд обороны, верующие патриоты спешили выразить в своих телеграммах верховному вождю нашего воинства чувства своей ему преданности, своего благоговения перед его подвигами, веру в его гений».
3. Отношение к религии
Сталина соблазнил Сатана, и он ушёл с выбранного пути священничества и стал профессиональным революционером с главной целью – построение коммунистического рая на земле. Однако он, в отличие от В.И. Ульянова (Ленина) никогда не призывал к разрушению Русской Православной Церкви.
Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий Валентин Феликсович) родился 27 апреля 1877 года в г. Керчи, в юности сформулировал жизненное кредо: я должен заниматься тем, что нужно страдающим людям, а не тем, что мне нравится. 20 лет был мужицким врачом. С мая 1946 года до конца жизни - архиепископ Симферопольский и Крымский. С 1919 г. по 1943 г. прошёл аресты, тюрьмы, лагеря. И он свидетельствует, что Сталин никогда не боролся с церковью: «Сталин боролся за величие России и фактически сохранил Церковь Христову от погрома, проводившегося троцкистами, в большинстве своем ненавидевшими и Церковь, и Россию, и русский народ с его историей. Сталин сохранил Россию, показал, что она значит для мира. Поэтому я, как православный христианин и русский патриот низко кланяюсь Сталину» [5]. При Сталине государство не вмешивалось в дела церкви, церковь была свободной. Домыслы критиков Сталина о конъюнктурной сути решения о восстановлении патриархии в годы Великой Отечественной войны опровергаются тем, что Сталин отменил в 1939 г. Указание В.И. Ленина от 1.05.1919 г. о борьбе с религией:
«По отношению к религии, служителям русской православной церкви и православноверующим ЦК постановляет: 1) Признать нецелесообразной впредь практику органов НКВД СССР в части арестов служителей русской православной церкви, преследования верующих. 2) Указание товарища Ульянова (Ленина) от 1 мая 1919 года за N13666 – 2 «О борьбе с попами и религией», адресованное пред. ВЧК товарищу Дзержинскому, и все соответствующие инструкции ВЧК – ОГПУ – НКВД, касающиеся преследования служителей русской православной церкви и православноверующих, – отменить». ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА N98 ЗАСЕДАНИЯ ПОЛИТБЮРО ЦК ОТ 11.11.1939 г. [6].
4. Любовь к русскому народу
И Сталин, и Св. Лука отдали себя без остатка делу служения страдающему русскому и другим народам России. И в этом служении видели смысл своей жизни. Оба любили и защищали русский народ.
После исключения из духовной семинарии Иосиф Сталин с мая 1899 г. по 1917 г. уходит в подпольную революционную работу: организует забастовки, боевые группы, достаёт оружие, создаёт типографии, пишет статьи и прокламации, борется с меньшевиками и эсерами. Рябой и Коба — клички И.Джугашвили в жандармских донесениях. За 16 дореволюционных лет в его активе — 6 арестов, 5 побегов из ссылок. Годы, проведённые в ссылках, дали возможность Иосифу Джугашвили понять душу русского народа, увидеть и полюбить Россию. «Я не знаю ни одного грузина, который бы настолько забыл свои национальные черты и настолько сильно бы полюбил всё русское,— писала дочь Сталина С.Аллилуева. — Ещё в Сибири отец полюбил Россию по-настоящему: и людей, и язык, и природу...» [7]
12 декабря 1930 года И. Сталин пишет письмо популярному тогда писателю Демьяну Бедному: «Вместо того, чтобы осмыслить этот величайший в истории революции процесс и подняться на высоту задач певца передового пролетариата, Вы ушли куда-то в лощину и, запутавшись между скучнейшими цитатами из сочинений Карамзина и не менее скучными изречениями из "Домостроя", стали возглашать на весь мир, что Россия в прошлом представляла сосуд мерзости и запустения, что нынешняя Россия представляет сплошную "Перерву", что "лень" и стремление "сидеть на печке" является чуть ли не национальной чертой русских вообще, а значит и - русских рабочих, которые, проделав Октябрьскую революцию, конечно, не перестали быть русскими. И это называется у Вас большевистской критикой! Нет, высокочтимый т. Демьян, это не большевистская критика, а клевета на наш народ, развенчание СССР, развенчание пролетариата СССР, развенчание русского пролетариата» [8].
Валентин Ясенецкий-Войно после окончания медицинского факультета Киевского университета в 1904 г. добровольцем едет на Русско-японскую войну, где с полной отдачей сил на хирургическом столе спасает жизни тысячам простых мужиков, переодетых в солдатские шинели. Кровавый хирургический конвейер не только делает из него профессионального хирурга, но наводит на мысль о кредо хирурга.
«Перед Вами нет медицинских случаев, а есть живой страдающий человек», - обращается он к своим коллегам в книге «Очерки гнойной хирургии» [9]. Этому кредо врача он следовал неукоснительно на протяжении долгих лет работы земским врачом в Курской, Саратовской, Симбирской и Ярославской губерниях, а также в Туркестанском крае, Северном крае, Туруханском крае и в других регионах необъятной России, куда заносила его трудная судьбина.
5. Отношение к революции
В 1917 году И. Сталин возвращается из туруханской ссылки в Петроград, руководит подготовкой и осуществлением Октябрьской революции. В советском правительстве он получает пост наркома национальностей. В гражданскую войну руководит обороной Царицына (впоследствии Сталинграда), осенью 1918 г. – укрепляет Восточный фронт; в мае 1919 – руководит обороной Петрограда, в июле – укрепляет Западный фронт, а осенью – уже на фронте борьбы с Врангелем. В те же годы руководит трудовой армией на Украине, комиссией по снабжению труда и обороны, выступает на съездах и пленумах партии.
В 1922 году Сталин избирается генеральным секретарём ЦК РКП (б) по предложению В.И. Ленина. После избрания Генсеком ЦК РКП (б) о ссылкой на решения ХII съезда РКП(б) Сталин издал 16 августа 1923 года циркулярное письмо № 30 «Об отношении к религиозным организациям» всем губернским комитетам РКП(б) с требованием запретить закрытие церквей «по мотивам неисполнения административных распоряжений о регистрации», а также за неуплату налогов, аресты «религиозного характера», если они не имеют связи с контрреволюционными деяниями. В циркуляре имели место предостережения от гонений на верующих, поскольку «гонения только укрепляют религиозные предрассудки».[28] На посту Генсека он в течение 30 лет строит мощное советское государство. Итоговую оценку этого строительства коротко и чётко сформулировал заклятый враг России У. Черчилль: «Сталин принял Россию с сохой, а передал – с атомным оружием и ракетами». У. Черчилль считал Сталина величайшим руководителем в истории человечества.
14 ноября 1936 года постановлением Комитета по делам искусств за глумление над Крещением Руси была запрещена пьеса Демьяна Бедного «Богатыри», поставленная в московском Камерном театре режиссёром Александром Таировым. В пьесе былинные богатыри выступали в роли жандармской охранки; Владимир Святой к концу спектакля принимал образ царя-держиморды. О том, что эта пьеса была запрещена не без указания Сталина, свидетельствует тот факт, что за несколько лет до этого (12 декабря 1930) в письме Демьяну Бедному Сталин подверг критике его уничижительные высказывания о русском народе. Сталин обращал внимание на то, что Бедный фактически изображает Россию как «сосуд мерзости и запустения», представляет «лень и стремление сидеть на печке, как национальную черту русских». Сталин назвал подобные высказывания Демьяна Бедного «клеветой на наш народ».[8]
Революция 1917 года застала Св. Луку в Ташкенте, где он работал главным хирургом Туркестана и возглавлял Ташкентскую городскую больницу. «Революция поразила меня жестокостью своих методов», - пишет он в своих мемуарах [10]. Св. Лука и Сталин оказались по разные стороны баррикад. В.И. Ленин и вся его гвардия – Троцкий (Бронштейн), Зиновьев (Апфельбаум), Каменев (Розенфельд), Ярославский (Губельман) и другие рьяно взялись за разрушение Русской Православной Церкви, за разрушение духовных основ российского общества. Был запущен механизм уничтожения изнутри святоотеческой церкви, возглавляемой Патриархом Тихоном, который предал анафеме Советскую власть. ВЧК-ОГПУ организовала обновленческую церковь, а сторонников Патриарха Тихона расстреливала. Всего в 1922 – 1923 годах было расстреляно более 40 тысяч священников, монахов и диаконов, более 100 тысяч верующих – членов церковных общин. Так большевики выполнили секретное решение большевистского съезда о том, что «… изъятие ценностей, в особенности самых богатых лавр, монастырей и церквей, должно быть проведено с беспощадной решительностью, безусловно, ни перед чем не останавливаясь, и в самые кратчайшие сроки. Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам расстрелять, тем лучше». Под этим каннибальским документом стоит подпись В. Ульянова (Ленина) от 19 марта 1922 года. В этих условиях на защиту матери церкви встал В.Ф. Ясенецкий-Войно, уже известный к этому времени учёный и выдающийся хирург.
Гонения на русскую Православную Церковь Валентин Феликсович воспринял как мучительный позор, набрасывающий, по его понятию, мрак неверия на русский народ, чьи физические недуги он исцелял, как хирург, и на горячо любимую Родину-мать, которой он верно служил всю жизнь, как величайшую катастрофу, изуродовавшую саму душу народа, его историческую сущность. В своих воспоминаниях он прямо свидетельствует: «... при виде кощунственных карнавалов и издевательств над Господом нашим Иисусом Христом, мое сердце громко кричало: «Не могу молчать! И я чувствовал, что мой долг - защищать проповедью оскорбляемого Спасителя и восхвалять безмерное милосердие к роду человеческому» [11]. Защитить Господа Бога от хулы атеистов, вернуть народу веру, что было, как ему казалось, так непоправимо утрачено, вернуть всеми средствами, не останавливаясь ни перед чем, если нужно все принося в жертву, стало своего рода целью жизни, главной психологической установкой, определившей в сущности весь его жизненный путь.
Принятие Валентином Феликсовичем ниспосланного свыше духовного сана – священника в 1921 году и епископа в 1923 году – это мужественный протест против массовых расстрелов священников и верующих, уничтожения церквей и храмов, насильственной атеистической пропаганды в 20-х годах в нашей стране.
Что можно было противопоставить государственному террору, организованному сатаной Ульяновым-Лениным? Что мог сделать пастырь Божий епископ Лука? Он сам дает ответ в одной из своих проповедей. Обращаясь к апостолу Павлу, Св. Лука разворачивает план борьбы: «Обязательно всеоружие Божие, чтобы Вам можно было стать против козней дьявольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных». Кого апостол называет начальствами, властями, мироправителями века сего? Бесов, аггелов сатаны. Подобно тому, как в светлом лике Ангелов есть девять членов, так и у сатаны есть начальства, мироправители, духи злобы поднебесные. И наша борьба - это борьба против них. Это цель нашей жизни. «Для сего примите всеоружие Божие, дабы вы могли противостоять в день злый, и все преодолевши, устоять».
Как воины, идущие на войну, облачитесь во всеоружие Божие. «И так, станьте, препоясовши чресла ваши истиною, и облачитесь в броню праведности». Только этой броней защититесь вы от стрел лукавого и осуждения ближних ваших. «И обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего, возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого». Щитом веры, горячей, пламенной веры, вы можете угасить эти стрелы лукавого. И шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие. Этим мечом будете вы посекать всех духов злобы поднебесных. И если будете всегда вооружены так, как говорит св. ап. Павел, если будете воинами Христовыми, пламенными защитниками веры, то все разожженные стрелы лукавого отскочат от вас, как от каменной стены. Итак, воины Христовы, вперед, вперед на борьбу с лукавым, с кознями дьявольскими, с духами поднебесными! Аминь!» [20]
Арх. Лука сам пошел на борьбу с сатанинским режимом, вооружившись так, как заповедывал св. ап. Павел. И в этой борьбе арх. Лука победил как сатану Улянова-Ленина, так и всех его большевистских бесов. Победил и в 20-е годы, победил и в 30-е годы, победил и в 40-е годы, победил и в 50-е годы. 22 ноября 1995 года его причислили к лику местночтимых крымских Святых Русской Православной Церкви, а в 2000 г. он был причислен к лику Святых всей Великой Русской Православной Церкви.
10 июня 1923 года епископ Лука был во второй раз после 1919 г. арестован и посажен в тюремный изолятор ОГПУ. 16 июля 1923 года он пишет из тюремной камеры завещание своей пастве, в котором прямо указывает на то, что советская власть дана народам России как наказание: «Против власти, поставленной нам Богом по грехам нашим, никак нимало не восставать и во всём ей смиренно повиноваться» [17]. После войны арх. Лука переосмыслил своё отношение к власти.
В августе 1943 г. Красноярск Валентину Феликсовичу пришла телеграмма от Всеславянского комитета, в которой содержалась просьба рассказать заграничным читателям о своей научной и церковной деятельности. Войно-Ясенецкий с радостью откликнулся на просьбу и написал статью, в которой были и такие строки: «В многолетней революционной борьбе, в великом всенародном порыве к строительству государственной, общественной и экономической жизни, на новых беспримерных в истории основаниях, неизбежно должна была ослабеть религиозность народов СССР. И это случилось. В напряженном строительстве царства земного померк свет Царства Небесного во многих душах. Но это, конечно, не всегда и не для всех. Не может гаснуть свет Христов, не может прекратить свое существование Церковь христианская... С такими мыслями и задачами я принял относительно недавно назначение на Красноярскую кафедру. Самое важное мы имеем: полную свободу проповеди Евангелия, чистой Христовой истины, совершения таинств и богослужений». Далее архиепископ писал: «В Великой Революции, в социализме и коммунизме народы СССР познали новые принципы нравственности, основанной на долге перед Родиной и государством, на товариществе в работе и жизни, во взаимном уважении... Безмерно велико совершенное революцией уничтожение экономических основ зла общественного и зла индивидуального. Но столь же велика задача искоренения источников зла в сердце человеческом, которую исполняет Церковь Христова по завету Своего Учителя и Главы. Проповедь любви и братства должна стать великим дополнением проповеди долга и товарищества».
6. Титанический труд на благо народа
В 1927 году на XV съезде ВКП (б) И. Сталин заявил: «Капиталистические страны прошли индустриализацию за 50 – 100 лет; или мы пробежим этот путь за 10 лет, или нас сомнут» [18]. В этом же году была принята первая советская пятилетка. И. Сталин организовал её выполнение за четыре года (1929—33 гг.). Были построены Днепрогэс, Кузнецкий и Магнитогорский металлургические комбинаты, крупнейшие угольные шахты в Кузбассе и Караганде, Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, Московский и Горьковский автозаводы... И ещё 1500 (!) крупных промышленных предприятий. Таких темпов роста экономики мир не знал ни до, ни после. Причём по распоряжению Сталина гиганты тяжёлой индустрии на случай войны возводились в глубине страны, в уральских и сибирских городах, они-то и приняли на себя основную тяжесть обеспечения фронта в Великую Отечественную.
В течение длительной работы в земских больницах В.Ф. Ясенецкому-Войно удалось найти новые методы анестезии, которые были им опубликованы в книге «Регионарная анестезия» в 1915 году. Эти методы спасли жизнь тысячам больных, так как общий наркоз «при плохих помощниках», как писал Св. Лука, часто приводил к летальным исходам. 30 августа 1930 года Св. Лука из тюрьмы пишет письмо Председателю Правительства А.И. Рыкову:
«На долгой земской службе исключительно своими силами (я не прошел клинического курса) я выдвинулся в первые ряды русских хирургов, об этом свидетельствует проф. Мельников в статье, в которой он ставит мое имя рядом с самым выдающимся русским хирургом, мою хирургическую технику считают исключительной. С первых же шагов земской работы я направил большую часть своей энергии на разработку вопросов гнойной хирургии, т. к. увидел, что это важнейший в практическом отношении для рабочих людей отдел хирургии. В университете я получил самую недостаточную (или почти никакой) подготовку в очень трудной и ответственной диагностике и терапии гнойных заболеваний, т. к. гнойные больные в клиники не принимаются, в учебниках и журналах я находил очень мало ответов на возникавшие у меня вопросы, т. к. и в литературе гнойной хирургии уделяется гораздо меньше внимания, чем другим отделам хирургии. Поэтому я самостоятельно стал в неблагоприятных условиях земской службы разрабатывать диагностику и терапию гнойных заболеваний на основе топографической анатомии, профессором которой я стал впоследствии. Результатом моих 20-летних работ в этом направлении явилась книга “Очерки гнойной хирургии” (около 450 стр.), законченная 2 года т. н. и ныне принятая к изданию Госмедиздатом. О ней даны ГУСом и проф. Оппелем высокоодобрительные отзывы (имеющиеся в Госмедиздате). Кроме этой книги, у меня еще 40 научных работ, в том числе диссертация “Регионарная анестезия”, за которую я получил одну из крупнейших премий» [19].
В этом письме владыка Лука упоминает также о своих 15 медицинских изобретениях. Это свидетельство его научной скромности, т.к. акад. Ю.Л. Шевченко обнаружил в трудах В.Ф. Ясенецкого-Войно 56 изобретений. С 1923 по 1926 гг. Святитель Лука находился в той же Туруханской ссылке, где был И. Сталин до 1917 года.
7. Репрессии и политическое кредо
2 июля 1937 г. политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение о регистрирации с помощью НКВД кулаков и уголовников – «врагов народа» - как инициаторов многочисленных преступлений и диверсий. «Врагов народа» первой категории ожидал расстрел, а второй — ссылка. Решать вопрос жизни или смерти должны были внесудебные органы—тройки. Нарком НКВД Н. Ежов предложил рассматривать «врагов народа» в связке с коллегами, родственниками и вышестоящим руководством. В архивах КГБ найдены около 500 партийных «расстрельных списков» на 43000 человек. Больше всех подписал списки В.М. Молотов (более 420 списков). На втором месте подписи Л. Кагановича (больше 380 списков). Подпись Сталина стоит под 321 списком. 1937 – 1938 гг. названы годами «Большого террора», хотя масштабы ленинских расстрелов 1918 – 1923 гг. были в десятки раз больше.
Волна «Большого террора» накрыла ещё раз и Русскую Православную Церковь: «В 1937 году начался страшный для Святой Церкви период – период власти Ежова как начальника Московского ГПУ. Начались массовые аресты духовенства и всех, кого подозревали во вражде к советской власти. Конечно, был арестован и я. Ежовский режим был поистине страшен» - писал Святитель Лука в автобиографии [11, c. 227]. Следует отметить неоднозначность оценок в литературе «Большого террора». Безусловно, внесудебные расправы в массовых масштабах – явление сатанинское. Однако историки их инициатором называют В.И. Ленина (1918 г.). Вместе с тем, недруг советской власти перебежчик и писатель В. Суворов (Резун) отмечает объективную необходимость для Сталина проведения такой масштабной чистки в условиях надвигающейся войны. В своей книге «Очищение» он утверждает, что если бы Сталин не очистился до войны от враждебных элементов, то он проиграл бы войну. По мнению Геббельса, Гитлер не провёл вовремя чистку нацистской партии и армии, поэтому проиграл войну.
Попал под каток ежовских репрессий и Св. Лука. После пыток в подвалах НКВД он написал своё политическое кредо:
«Прошу принять во внимание следующее изложение моего политического кредо... Признать себя контрреволюционером я могу лишь в той мере, в какой это вытекает из факта проповеди Евангелия, активным же контрреволюционером и участником дурацкой поповской контрреволюции я никогда не был, и до крайности оскорбительна мне роль блохи на теле Колосса - Советской власти, приписываемая мне следствием и ложными показаниями моих оговорщиков. Все 20 лет Советской власти я был всецело поглощен научной работой по хирургии и честным служением Церкви, очень далеким от всякой антисоветской агитации. Совершенно неприемлемо для меня только отношение Советской власти к религии и церкви, но и здесь я далек от активной враждебности. Полное расхождение между подписанным мною протоколом от 5 декабря 1937 года и полным отрицанием своей вины при допросе в январе 1938 года, протокола которого в деле нет, и в протоколе допроса 27 февраля 1939 года объясняется мучением «непрерывки», т.е. допроса без сна. При сидении на стуле в течении трех недель, я был доведен до состояния тяжелейшей психической депрессии, до потери ориентации во времени и пространстве, до галлюцинаций, до паралича задних шейных мышц и огромных отеков на ногах. Мучение было так невыносимо, что я неудачно пытался избавиться от него (без цели самоубийства) перерезкой крупной артерии. В конце «непрерывки» я предложил следователю написать признание, в котором все будет сплошной ложью. На мой вопрос, ищет ли НКВД правды, или нужна и ложь, следователь ответил: «Чего же, пишите, может быть нам чего-нибудь и пригодится». Такой же точно ответ я получил от начальника 2-го отделения Лациса, которого следователь позвал вместо наркома... Я предупредил, что никаких дальнейших показаний о составе и деятельности неизвестной мне контрреволюционной организации я, конечно, дать не могу. Тем не менее, на следующее утро следователи НКВД потребовали этих показаний и составили акт о моем отказе от дальнейших показаний. Я немедленно начал третью голодовку с целью получить возможность в заявлении о ней, сообщить наркому о происшедшем. Голодовка продолжалась семь дней и заявления моего о ней в деле нет...» - писал в застенках НКВД Св. Лука [20].
Пройдя все круги адовой круговерти пытками конвейером в застенках НКВД, Св. Лука не ожесточился сердцем. Он понимал, что гонения на церковь – это политика старой ленинской гвардии большевиков, о чём он однозначно выразился в 40-х годах. Именно сатанист Ульянов-Ленин выдвинул главный богоборческий лозунг – «религия – опиум для народа». Но практика построения коммунизма в СССР в 20-е – 30-е годы показала, что не всякая религия является опиумом. Для большевиков опиум – это главным образом, православие и мусульманство. Поэтому закрывались и разрушались в первую очередь православные храмы и монастыри, мусульманские мечети и медресе. Зато в 1934 году в Марьиной Роще в Москве, в Малаховке Московской области, в Ленинграде и других городах СССР были построены десятки новых синагог. На практике оказалось также, что не для всякого народа религия является опиумом. Для правящей в 20-е – 30-е годы нации в СССР иудаизм был не опиумом, а реальной идеологией реальных властителей в СССР. Это убедительно доказал в своём фундаментальном труде Н. Ставров [21].
8. Война и религиозность Сталина
О роли Сталина в Великой Отечественной войне чётко написал маршал СССР А. Василевский: «Сталин, особенно со второй половины войны, являлся самой сильной и колоритной фигурой стратегического командования». В первый же день Великой Отечественной войны, 22 июня 1941 года, местоблюститель патриаршего престола Сергий составил и разослал по приходам воззвание «Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», что не осталось незамеченным Сталиным. В выступлении по радио 3 июля 1941 года Сталин использовал принятое в православии обращение «братья и сёстры», обращаясь к духовным основам русского патриотизма.
Руководить борьбой такого гигантского масштаба и сложности раньше не приходилось ни одному полководцу. За шесть месяцев 1941 года в восточные районы было перебазировано 1523 предприятия, работавших на оборону. И они сразу же начали давать продукцию! И это тоже в высшей степени показатель конкретного руководства всей военной промышленностью, взаимодействия фронта и тыла. В годы войны Сталин регулярно отвечал на телеграммы религиозных деятелей разных конфессий, рапортовавших ему о пожертвованиях в Фонд обороны. Эти телеграммы широко публиковались в газетах. Одна из таких телеграмм пришла в Тамбовскую епархию, которой руководит в 1944 – 1946 годах Св. Лука. Сталин лично принял 4 сентября 1943 года руководство Московской Патриархии.
Много лжи и клеветы на И. Сталина обрушили так называемые либеральные историки типа Волкогонова, Курляндского и др. К примеру, И. Курляндский, аргументируя сталинские гонения на церковь, выдумал вымышленный факт о запрете архиепископу Крымскому и Симферопольскому Луке (Войно-Ясенецкому) читать проповеди после 1948 года. В Интернете есть его интервью, где он цитирует свою же книгу «Сталин. Власть. Религия» (М., 2011 г.): «С августа 1948 года …. Известный святитель Лука был лишён права проповедовать» [21]. Это ложь. На самом деле Св. Лука проповедовал с 1943 года практически до своей кончины в 1961 году. Об этом известно всем, кто знаком с его биографией. Чемпионом таких вымыслов и домыслов в отношении Св. Луки является М. Поповский, который в первом издании своей выполненной по заказу ИМКА Пресс антисоветской пропагандистской книге о В.Ф. Войно-Ясенецком вылил ушаты грязи и на Св. Луку, и на Патриархов, и на РПЦ в целом. Это классический приём перевода вины на стрелочника. Красный террор и геноцид русского народа теоретически обосновали и сделали государственной политикой с 1917 до 1938 года антихристы, лютые ненавистники русского народа, пришедшие к власти в 1917 году. А их соплеменники во 2-й половине XX в. переложили вину со своей нации на умершего Сталина. И концы в воду. В их трудах Сталин выставлялся как растерянный человек, не принимавший никого в течение первых двух недель войны. И эта ложь растиражирована в миллионах экземпляров. Ознакомьтесь с архивным документом, опровергающим эту ложь.
Это фрагмент записей секретаря И. Сталина в журнале регистрации лиц, принятых И.В. Сталиным в рабочем кабинете Кремля 22 июня 1941 г. [13] Подлинник хранится в РГАСПИ. Как говорится, комментарии излишни.
9. Был ли Сталин верующим человеком
Ещё одна тема для спекуляций либеральных историков – был ли Сталин верующим человеком. В газете «Социал-демократ» № 39, 12 (25) января 1913 г. И.В. Сталин Писал: «Партия за свободу вероисповеданий, за право людей исповедовать любую религию» [14]. Та же мысль подчёркивается в его основательной работе «Марксизм и национальный вопрос»: «В программе социал-демократов имеется вопрос о свободе вероисповедания. По этому пункту любая группа лиц имеет право исповедовать любую религию: католицизм, православие и т.д. Социал-демократия будет бороться против всяких религиозных репрессий, против гонений на православных, католиков и протестантов» [15]. Эта работа И.В. Сталина была впервые опубликована в журнале «Просвещение» в № 3 - № 5 в мае 1913 года.
В статье православного историка Сергея Фомина «Война, Церковь, Сталин и митрополит Илия» содержатся следующие сведения:
Наконец, есть известие, что зимой 1941 г. «изрядно смутившийся Сталин [...] призвал к себе в Кремль духовенство для молебна о даровании победы; тогда же, продолжает легенда, чудотворная Тихвинская икона Богоматери из Тихвинской в Алексеевском церкви была на самолете обнесена кругом Москвы и Москву от врага спасла. А 9 декабря после первого успешного контрнаступления, предшествовавшего московскому, был освобожден г. Тихвин». |
(в этом же источнике говорится также о том, что «в 1942-м самолет с Казанской иконой Пресвятой Богородицы облетел Сталинград — факт, который подтвердил в беседе с писателем Юрием Бондаревым маршал Г. К. Жуков»)[18].
Авторы фильма «История России. XX век»[19] упоминают также блокадный Ленинград: «Молебны были. Это зафиксировано. Был и облёт Сталинграда с Казанской иконой. Это также подтверждено. И это позволяет обоснованно предположить, что воздушные крестные ходы также состоялись и в Ленинграде, и в Москве».
В статье «О дискуссии» в 1923 году И. Сталин писал: «Страшен сон, да милостив Бог». Такой аргумент в обсуждении позиции коммуниста Рафаила вряд ли смог привести безбожник (т. 5, с. 377).
Сталин оставался тайно верующим человеком. Это рассказал Артём Сергеев, воспитывавшийся в доме Сталина [26]. По воспоминаниям телохранителя Сталина Юрия Соловьёва, Сталин молился в церкви в Кремле, которая находилась по пути в кинозал. Сам Юрий Соловьёв оставался вне церкви, но мог видеть Сталина через окно [27]. По свидетельству внука Сталина А. В. Бурдонского, Сталин исповедовался. «Священника трясли при Хрущёве со страшной силой, но он ничего не сказал», — утверждает Бурдонский [25]. В некоторых источниках называется и имя священнослужителя, по легенде, исповедовавшего Сталина, — митрополит Николай (Ярушевич). Православная газета «Вечный зов» приводит свидетельство бывшего секретаря Боржомского райкома партии Д. Ломошвили, который сообщил о разговоре Сталина с матерью, в котором он по её требованию поклялся в том, что «не убивал царя» и перекрестился[26].
В статье «Октябрьская революция и вопрос о средних слоях» в 1923 году И. Сталин писал: «Если раньше христианство считалось среди угнетённых и задавленных рабов обширнейшей Римской империи якорем спасения, то теперь дело идёт к тому, что социализм может послужить (и уже начинает служить!) для многомиллионных масс обширнейших колониальных государств империализма знаменем освобождения» [т. 5, с. 347]. Отсюда следует, что И. Сталин признавал христианство «как якорь спасения», надеясь при этом, что эта спасительная функция начинает переходить к социализму.
4 сентября 1943 года Сталин (присутствовали также Карпов и В. М. Молотов) принял митрополитов Сергия (Страгородского), Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича); в ходе беседы было принято решение об избрании Патриарха, открытии духовных учебных заведений; согласовано решение о создании органа для взаимодействия РПЦ с правительством — Совета по делам Русской православной церкви при СНК. В ответ на поднятую митрополитом Сергием тему о преследовании духовенства, о необходимости увеличения числа приходов, об освобождении архиереев и священников, находившихся в ссылках, тюрьмах, лагерях и о предоставлении возможности беспрепятственного совершения богослужений, свободного передвижения по стране и прописки в городах — Сталин немедленно предложил Сергию подготовить списки священников, находящихся в заточении. 27 октября 1943 года Патриарх Сергий представил список из 26 имён (24 епископа, 1 архимандрит и 1 протоиерей). В качестве резиденции Патриарху было предоставлено здание бывшей резиденции послов Германии в СССР (Чистый переулок, д. 5).
Митрополит Сергий после встречи со Сталиным на вопрос своего келейника архимандрита Иоанна (Разумова) как прошла встреча, ответил:
— Какой он добрый!.. Какой он добрый!.. Архимандрит Иоанн переспросил:
— Ведь он же неверующий?
Седовласый мудрый старец, митрополит Сергий произнес:
— А знаешь, Иоанн, что я думаю: кто добрый, у того в душе живет Бог!
Ведь, если посмотреть в Новом Завете третье послание Апостола Иоанна Богослова, то там прямо написано: «Кто делает добро, тот от Бога, а делаюпдий зло не видел Бога» (Ин. 3-1Х
4 сентября 1943 года во всех центральных газетах СССР было опубликовано письмо трех митрополитов И. Сталину:
«Дорогой Иосиф Виссарионович!
Исторический день свидания нашего с великим для всей Русской земли Вождем нашего народа, ведущим Родину к славе и процветанию, навсегда останется в глубине сердца нас, служителей церкви. Мы чувствовали в каждом слове, в каждом обращении, в каждом предложении сердце, горящее отеческой любовью ко всем своим детям. Русской Православной Церкви особенно дорого то, что Вы своим сердцем почувствовали, что она действительно живет вместе со всем русским народом общей волей к победе и священной готовностью ко всякой жертве ради спасения Родины.
Русская Церковь никогда не забудет того, что признанный всем миром Вождь — не только Сталинской Конституцией, но и личным участием в судьбах Церкви поднял дух всех церковных людей к еще более успешной работе на благо дорогого Отечества.
От лица Русской Церкви приносим Вам великую благодарность.
Да сохранит Вас Бог на многие лета, дорогой Иосиф Виссарионович!
Сергий, Патриарший Местоблюститель,
Митрополит Московский и Коломенский;
Алексий, Митрополит Ленинградский;
Николай, Митрополит Киевский и Галицкий».
Об этой встрече в Кремле 5 сентября написали на первой полосе все центральные газеты.
9 сентября собравшийся в Москве Собор Русской Православной Церкви единодушно избрал митрополита Сергия Старогородского Патриархом Всея Руси. В газетах также было помещено обращение Собора к Правительству СССР с благодарностью за внимание к нуждам Православной Церкви. Архиепископ Лука тоже участвовал в этом Поместном Соборе. Тогда же был избран Священный Синод из шести человек.
Об этом Валентин Феликсович с восторгом писал домой: «Две мои статьи переданы Всеславянским комитетом по радио в "Нью-Йорк Тайме". Во время заседания Собора для выбора Патриарха и вчера во время торжественного богослужения нас без конца фотографировали, были члены дипломатического корпуса. Я состою членом Синода, и сегодня было первое заседание… В чрезвычайной государственной комиссии зашел разговор обо мне, и академик Тарле сказал, что московские хирурги считают меня крупнейшим хирургом СССР. На Соборе я тоже был на первом месте после двух митрополитов».
Если бы И. Сталин был безбожником, то его структура сознания и мыслительный процесс были бы несовместимы с образом всемогущего и справедливейшего Бога, которого все боятся и которого должно бояться. Это подтверждает его аргументация против коммуниста Ингулова в статье, опубликованной в 1923 году «Чем дальше в лес…»: «И это называется определением организационной роли партийной печати. Побойтесь Бога, Ингулов» [т.5, с. 289].
В своей статье в «Журнале Московской Патриархии» Св. Лука писал: «Велики во всех отношениях достижения советских народов за двадцать шесть лет. Но самое важное — это то, что разрушены все преграды к товарищескому труду, и это товарищеское единение многих миллионов людей и отдельных народов, входящих в состав СССР, впервые достигнутое в истории человечества, имеет огромное нравственное значение; ибо искреннее и глубокое товарищество в труде и жизни приближает людей к христианскому идеалу братства и любви» [ ].
За пять последующих лет после встречи И. Сталина с митрополитами (1944—1948) на территории СССР, где к началу Второй мировой войны оставалось, по разным данным, от 150 до 400 действующих приходов, были открыты сотни храмов и даже один монастырь —Троице-Сергиева лавра. Были зарегистрированы как «фактически действующие» и тысячи храмов, открытых самими верующими на оккупированных территориях; количество православных общин (включая «воссоединившиеся» униатские) дошло, по некоторым сведениям, до 22 тысяч. Подавляющая часть находившегося в лагерях духовенства, которой посчастливилось не быть расстрелянной в 1937—1938 годах, была освобождена из заключения. Был распущен «Союз воинствующих безбожников», возглавлявшийся Губельманом. Государство фактически ликвидировало обновленческие структуры, к 1946 году.
Эти тяжкие впечатления способствовали тому, что Войно-Ясенецким была быстро написана статья «Возмездие свершилось»:
«Неслыханные злодеяния захватчиков-фашистов не могут ни в коем случае оставаться безнаказанными. Абсолютно необходимое наказание их решено. В харьковском процессе о немецких злодеяниях участь палачей решена высшим судьёй — коллективной волей всего народа. А на Тегеранской конференции глав трёх великих держав такое решение получило ещё высшую санкцию — в волеизъявлении всех демократических государств о суде над виновниками мировой войны и над всеми исполнителями их бесчеловечных приказов.
Совесть народа не терпит и в своей среде нарушений нравственных требований, имеющих всеобщее значение, и настоятельно требует смерти злодеев. Всеобщность тягчайших преступлений против безусловных норм человеческого общежития, не говоря уже о высшей норме христианской любви, ставших законом в фашистских армиях, не только не уменьшает их значения, но, напротив, в самой крайней степени увеличивает его. Ибо, если отдельные исключительные злодеяния в мирное время грозят разрушением правовых и этических основ общества и государства и настоятельно требуют смертной казни преступников, то те же злодеяния, умноженные в миллионы раз немцами и их союзниками во время войны, неизбежно приведут ко всеобщему одичанию человечества и перманентной войне всех против всех, если останутся безнаказанными.
Это инстинктивно понимают народы СССР и всех оккупированных немцами стран, и потому так велик и страшен их гнев против извергов-фашистов, потому так единодушно аплодировали тысячи зрителей повешению краснодарских и харьковских палачей. А казнь обер-фюрера орды палачей и его ближайших сообщников-нацистов будет великим праздником для попранного нравственного чувства всей той части человечества, в которой живёт закон правды, а не закон насилия.
И Церковь Христова, высшая носительница закона правды, не останется в стороне от этого праздника, ибо это будет победа над силами ада, возмутившими всё человечество, наказание антихристов, поправших закон братства и любви; и вместе с тем это будет праздник освобождения немецкого народа от власти правительства, поставившего своей целью уничтожение совести в своём народе. Это ли не великий праздник для Церкви!
Смертная казнь узаконена в боговдохновенном законе Моисеевом и широко применялась над всеми преступниками, деяния которых грозили духовной и религиозной целостности израильского народа, его нравственной чистоте, обязательной для избранного народа Божия. Весь народ побивал камнями хулителей закона и отступников от него, нарушителей чистоты брака, распущенных и развращённых сыновей, оскорбителей своих родителей.
Поступок Финееса, казнившего блудодействовавших еврея и моавитянку и тем положившего конец растлению еврейского народа в смешении с язычниками-моавитянами, превозносится в Священном Писании как великий и святой подвиг. Так же оценивается казнь пророком Илией четырёхсот языческих жрецов. Сам Бог посылал страшные казни на ассирийцев, угнетавших и истреблявших народ израильский, и на Дафана и Авирона с их сообщниками.
Но, может быть, кого-либо смущают слова Божий: "Мне отмщение, Аз воздам". (Втор. 32-35)- Можно ли понимать эти великие слова в абсолютном смысле, как полное отрицание человеческого права судить и наказывать преступников? Конечно, нет.
Уже самым фактом узаконения смертной казни в Ветхом завете исключается такое понимание. Моисей был судьёй народа израильского, сперва единоличным, а позже при содействии поставленных им начальников, которых он уполномочил производить суд. После Иисуса Навина во главе народа стояли судьи, самое название которых показывает, что судебные функции были основной их прерогативой.
Эти факты показывают, что судебные и карательные функции не считались противоречащими слову пророческому: "Мне отмщение, Аз воздам". Подлинный смысл этого заявления о высших правах Божьих объясняют нам слова Павловы. "Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: "Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь" (Римл. 12,19).
Жаждущий мести человек часто несправедлив в оценке действий и чувств своего врага, и месть должен предоставить всеведущему Богу. Но личная месть совсем не то, что казнь преступника по приговору суда, свободного от страсти и личных побуждений. Не за себя мстит суд, а охраняет общество и государство от потрясений важнейшей основы единства и силы государства права и законов. Без этой, чрезвычайно важной, функции суда не может обходиться никакая государственная и общественная власть, ибо иначе неизбежно погружение в тёмную область анархии.
Карательной функции судьи апостол Павел придаёт даже значение служения Богу: "Ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся: ибо он не напрасно носит меч; он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое" (Римл. 13,4).
Господь Иисус Христос отклонил от себя санкцию смертной казни в известной истории с приведённой к нему женщиной, уличённой в прелюбодеянии (Инн. 8). Да, Он не подтвердил обязательности побиения её камнями по закону Моисееву, а ответил глубочайшими и святейшими словами: «Кто из вас без греха, первый брось в неё камень». Над суровостью ветхозаветного закона восторжествовал свет нового закона милости, превозносящейся над судом.
Мог ли сердцеведец Христос признать правду казни слабой женщины за грех, в котором были повинны и её судьи — законники? Сопоставьте столь обыкновенную вину этой несчастной женщины с сатанинскими преступлениями немцев, закапывающими живыми и бросающими в огонь крошечных детей, и станет очевидным, что нельзя святой ответ Сына Божия о женщине, взятой в прелюбодеянии, приводить как аргумент против казни палачей, истребляющих тысячи невинных людей в своих дьявольских «душегубках».
Можно ли, говоря об извергах-немцах, вспоминать о святой заповеди Христовой «любите врагов ваших»? Нет, нет, ни в коем случае нельзя! Нельзя потому, что любить их совершенно и абсолютно невозможно не только для людей, но и для ангелов, и для самого Бога Любви. Ибо и Бог ненавидит зло и истребляет злодеев. Изверги-немцы не только наши, но Божьи враги, и кто же может, кто смеет юморить о любви к врагам Божьим!
Я назвал немецких оккупантов антихристами. По праву ли, по справедливости? Это право дал мне святой апостол Иоанн Богослов, вот что сказавший: "Дети Божий и дети диавола узнаются так: всякий не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего» (I Инн. 3,10)."
В этой статье Войно-Ясенецкий в резких тонах критиковал Папу римбкого Пия XII за его обращение к международному трибуналу с просьбой о помиловании фашистских преступников. "Страшные люди, поставившие себе целью истребить евреев, уморить голодом, задушить в "душегубках" миллионы поляков, украинцев, белорусов, а всех остальных обратить в рабство, неужели научатся правде, если будут помилованы?" — вопрошал он.
Но сам народ немецкий, понесший позорное поражение и тяжелые потери, Валентин Феликсович все же жалел: «По праведному суду Божию тяжелое горе постигло развращённый нацистами германский народ, и страшная казнь — виновников этого развращения».
После великой победы Русского народа над фашизмом архиепископ Лука дал оценку роли Сталина: «Сталин сохранил Россию, показал, что она значит для мира. Поэтому я, как православный христианин и русский патриот, низко кланяюсь Сталину».... [5]
10. Служение Святителя Луки и Иосифа Сталина как подвиг
Святитель Лука считал И. Сталина православным верующим, поэтому в день его кончины он выступил со специальной проповедью, где дал И.В. Сталину очень высокую оценку.
Церковь тоже глубоко скорбела о кончине великого человека. В печати опубликовали Речь Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия перед панихидой по Иосифу Виссарионовичу Сталину, сказанную им в Патриаршем соборе 9-03-1953 г. в день его похорон:
«Великого Вождя нашего народа, Иосифа Виссарионовича Сталина, не стало.
Упразднилась сила великая, нравственная, общественная: сила, в которой народ наш ощущал собственную силу, которою он руководился в своих созидательных трудах и предприятиях, которою он утешался в течение многих лет.
Нет области, куда бы не проникал глубокий взор великого Вождя. Люди науки изумлялись его глубокой научной осведомленности в самых разнообразных областях, его гениальным научным обобщениям; военные — его военному гению; люди самого различного труда неизменно получали от него мощную поддержку и ценные указания.
Как человек гениальный, он в каждом деле открывал то, что было невидимо и недоступно для обыкновенного ума.
Об его напряженных заботах и подвигах во время Великой Отечественной войны, об его гениальном руководстве военными действиями, давшими нам победу над сильным врагом и вообще над фашизмом; об его многогранных необъятных повседневных трудах по управлению, по руководству государственными делами — пространно и убедительно говорили и в печати, и, особенно, при последнем прощании сегодня, в день его похорон, его ближайшие соработники.
Его имя, как поборника мира во всем мире, и его славные деяния будут жить в веках.
Мы же, собравшись для молитвы о нем, не можем пройти молчанием его всегда благожелательного, участливого отношения к нашим церковным нуждам. Ни один вопрос, с которым бы мы к нему ни обращались, не был им отвергнут; он удовлетворял все наши просьбы. И много доброго и полезного, благодаря его высокому авторитету, сделано для нашей Церкви нашим Правительством.
Память о нем для нас незабвенна, и наша Русская Православная Церковь, оплакивая его уход от нас, провожает его в последний путь, «в путь всея земли», горячей молитвой.
В эти печальные для нас дни со всех сторон нашего Отечества от архиереев, духовенства и верующих, и из-за границы от Глав и представителей Церквей, как православных, так и инослав-ных, я получаю множество телеграмм, в которых сообщается о молитвах о нем и выражается нам соболезнование по случаю этой печальной для нас утраты.
Мы молились о нем, когда пришла весть об его тяжкой болезни. И теперь, когда его не стало, мы молимся о мире его бессмертной души.
Вчера наша особая делегация в составе Высокопреосвященного митрополита Николая; представителя епископата, духовенства и верующих Сибири архиепископа Палладия; представителя епископата, духовенства и верующих Украины архиепископа Никона и протопресвитера о. Николая, возложила венок к его гробу и поклонилась от лица Русской Православной Церкви его дорогому праху.
Молитва, преисполненная любви христианской, доходит до Бога. Мы веруем, что и наша молитва о почившем будет услышана Господом. И нашему возлюбленному и незабвенному Иосифу Виссарионовичу мы молитвенно, с глубокой, горячей любовью возглашаем вечную память».
Во всех православных храмах пропели пропели Вождю народов «вечную память».
Патриарх Алексий направил членам правительства телеграмму:
«От лица Русской Православной Церкви и своего выражаю глубокое и искреннее соболезнование по случаю кончины незабвенного Иосифа Виссарионовича Сталина, великого строителя народного счастья.
Кончина его является тяжким горем для нашего Отечества, для всех народов, населяющих его. Его кончину с глубокой скорбью переживает вся Русская Православная Церковь, которая никогда не забудет его благожелательного отношения к нуждам церковным.
Светлая память о нем будет неизгладимо жить в сердцах наших. С особым чувством не перестающей любви Церковь наша возглашает ему вечную память».
После кончины И. Сталина и церковные иерархи, включая архиепископа Луку, и священники во всех храмах и монастырях отпевали его как православного. Уже в наши дни в Рыбинской иконописной мастерской была написана парсуна-икона Богоматери «Державная», на которой изображена Богородица, посылающая на землю потоки света фаворского, в лучах которого пребывает генералиссимус Сталин в окружении полководцев победы. По этому поводу писатель А. Проханов справедливо пишет в газете «Завтра» (№ 25 от июня 2015 года):
«На Сталине лежит ответственность за церковные гонения, за разрушения храмов в предвоенные годы и за избиения священнослужителей. Однако в период войны, когда протекала битва света и тьмы, Сталин возглавил страну и армию, повёл их на штурм адских крепостей. И тогда — о, отцы! — церковь молилась о Сталине. Молились приходы и монастыри. Молился патриарх, которого Сталин после долгого перерыва вернул на патриарший престол. Эти молитвы, отцы, нельзя отозвать обратно. Сегодняшняя попытка отозвать эти молитвы есть духовная слабость, созвучная со слабостью апостола Петра, который трижды отрёкся от Христа и потом горько об этом плакал.
Сегодня больше половины русского народа считает Сталина великим вождём, победителем, строителем могущественного космического государства. Нынешнее государство российское, которое, не сомневаюсь, является незыблемой ценностью для мирян-патриотов и священнослужителей, — это наше государство нуждается в идеологии Победы, в религии Победы, исповедование которой есть исповедование Христова учения. Церковь, пережившая столько мук и унижений, сохранённая для русских людей самим Спасителем, является сегодня для нас величайшей ценностью, тем покровом Богородицы, который заслоняет нас от чудовищных атак со стороны русофобов и врагов государства российского».
Именно И. Сталин организовал и мобилизовал через партийные и государственные структуры и СМИ народы СССР на создание мощной промышленности и сельского хозяйства, армии, авиации и флота. Именно он поднял страну огромную на смертный бой. С его именем фронтовой подвиг «Молодой гвардии», Николая Гастелло, Александра Матросова, Виктора Талалихина, Зои Космодемьянской, Дмитрия Карбышева, 28 гвардейцев панфиловцев и сотен тысяч других героев сохранил Россию в той великой войне. Именно поэтому великая Победа всегда ассоциирует в сознании русского народа с именем Сталина, поскольку священная Победа смертью 30 млн. граждан СССР попрала вселенскую тьму фашизма, спасла Европу и мир от сатанинских сил.
Владыка Лука – хирург мирового масштаба, награждённый правительственными наградами, чья жизнь была лучшей проповедью христианства. Четыре ареста, одиннадцать лет тюрем, лагерей и ссылок – двадцать лет страданий за имя Христово не сломили, не пошатнули архиерея Божия. Его жизнь – подвиг пастырского служения и служения врачом. На Русско-японской войне, в Великую Отечественную, в Сибири, в Туркестане… - «там, где народу жить труднее», тысячи спасённых жизней, тысячи душ, приведенных ко Христу. «Нельзя никогда умолкать нам, напоминающим о Господе. Не буду умолкать и я, пока жив», - говорил Архипастырь. Путь Святителя Луки – поистине подвиг, и подвиг, длиною в жизнь.
11. Сталин – защитник и собиратель земель русских
В то время как В.И. Ленин (Ульянов-Бланк) раздавал налево и направо земли Российской империи (Финляндия, Польша, Украина, часть Армении и др.), И.В. Сталин был собирателем земель русских (Карелия, Сахалин, Курилы, Закарпатье и др.). Покажем это на примере защиты Крыма. В конце XIX века Всемирный сионистский конгресс принял решение о необходимости воссоздания самостоятельного еврейского государства. Для реализации этой цели были два альтернативных варианта. Первый: воссоздание государства Израиль на исторической родине евреев – на землях Палестины, которая находилась под протекторатом Англии. Второй: на территории какого-либо государства на другом континенте, где евреи составляют заметную долю в составе населения этого государства, например, в России. Спланированная операции по разрушению российской монархии в феврале 1917 года и захват власти в России евреями-большевиками после октябрьского 1917 г. переворота, сделали второй вариант более предпочтительным и реальным. После гражданской войны и укрепления советской власти международные сионистские организации и их структуры в США и Европе разработали через своих лоббистов в советском правительстве и стали продвигать проект «Крымская Калифорния». По этому проекту на землях Причерноморья, Приазовья, в Крыму и на Кавказе должна быть создана еврейская социалистическая республика, т.е. фактически речь шла о возрождении древней Хазарии. Об этом пишет Дмитрий Верхотуров в своей книге «Сталин и евреи» [33], где он выставляет английские спецслужбы в качестве ликвидаторов будущих лидеров еврейского государства – С. Михоэлса, И. Фефера и др. Проект «Крымская Калифорния» в той или иной мере упоминают в своих работах М. Полторанин, Р. Ибрагимов, М. Валентинов, В. Елисеев и др. В США этот проект получил большую поддержку. Были выпущены акции и облигации, которые приобрели богатые и знаменитые еврейские семьи США, включая президентов Ф. Гувера и Ф. Рузвельта, Рокфеллера, Маршалла, Макартура, Гарримана и др., для финансирования необходимых работ в Крыму. В то же время в СССР этот проект нашёл поддержку в самых верхах партийных руководителей. Так, В. Елисеев пишет: «Конечно, поддерживали создание этого государства многие-многие евреи, находящиеся в управлении госучреждений и в аппарате ЦК Компартии, Верховного Совета, ВЦСПС и в различных общественных организациях, например, среди них, Троцкий, Свердлов, Дзержинский, Бухарин, Луначарский, Лурье и другие госслужащие. Главным организатором и вдохновителем создания еврейского государства в СССР была Жемчужина – министр рыбной промышленности СССР. Она же – жена Первого заместителя Сталина и министра иностранных дел СССР В.М. Молотова… Усердно поддерживал создание еврейского государства в СССР М.И. Калинин – председатель Президиума Верховного Совета Советского Союза» [34, с. 4-5].
Проект «Крымская Калифорния» имел многоцелевой характер:
1) реализовалась тысячелетняя мечта евреев о возрождении своего национального государства,
2) закрепление американского влияния на правящую верхушку СССР с постановкой её под полный контроль евреев,
3) усиление геополитических позиций США на стыке Европы и Азии, о чём прямо писал американский миллионер Д. Розенберг: «Крым интересует нас не только как евреев, но и как американцев, поскольку Крым – это Чёрное море, Балканы и Турция».
Практическая реализация проекта «Крымская Калифорния» заключалась в массовом переселении еврейских семей из США, Польши, Румынии, различных регионов СССР и других стран в Крым. В течение 20-х годов было переселено несколько тысяч человек, для которых было построено в северных районах Крыма более 80 деревень-колхозов. Даже был создан новый Фрайдорфский район.
Руководство проектом осуществляла специальная компания «Агроджойнт», которую возглавлял Розен. Компания организовала массовые поставки сельхозтехники – трактора, сеялки, комбайны, автомобили, плуги и др. Для их ремонта в г. Джанкой был псотроен специальный ремонтный завод «Агроджойнт».
Вторжение Гитлера в СССР и оккупация Крыма разрушили созданное еврейское государство «Крымская Калифорния» в связи с поддержкой крымскими татарами фашистских оккупантов и массовым бегством евреев из Крыма. Тем не менее, в военные годы руководство антигитлеровской коалиции и лично президент Ф. Рузвельт оказывали беспрецедентное давление на И. Сталина. «Ф. Рузвельт ещё на Тегеранской конференции в 1943 году настаивал, чтобы в Крыму было в ближайшие годы создано еврейское государство с включением земель Северной Таври, Таманского полуострова до Абхазии с последующим упразднением Севастополя как военно-морской базы. С этим же предложением Ф. Рузвельт выступил и на Крымской конференции в феврале 1945 г., связывая создание еврейского государства с активизацией военных действий в Европе и оказанием различной экономической помощи Советскому Союзу. Но следует иметь в виду, что эти требования предъявлялись СССР ещё в 1942 году в самое тяжёлое для СССР время борьбы с Германией. Повторяю, что эти требования были многочисленными и настойчивыми, в том числе в СССР прекратили отправлять закупленные за советские деньги военные грузы, были и другие недобрые дела» [34, с. 45].
При этом руководство США и Англии стимулировало одновременные действия и мощного лобби этого проекта в Правительстве СССР. Одним из многочисленных свидетельств этому является подготовка и зачистка территорий будущей еврейской республики «Крымская Калифорния» от местных жителей. Такая зачистка проводилась на этих территориях под видом переселения в 1944 – 1945 гг. малых народов, проживавших в Крыму, Карачаево-Черкесии, Ингушетии и Чечне, и запятнавших себя сотрудничеством с фашистами. К примеру, о переселении крымских татар пишет В.Ф. Елисеев:
«Немало татар знают, что в Крыму не раз предпринималась попытка создать еврейское государство. Последняя попытка была предпринята в 1944 году. Для его создания первоначально нужно было очистить Крым от других народов и, прежде всего, от татар, которые тоже готовились создать свое крымско-татарское государство, не считаясь с другими народами, населявшими Крым. Татары и евреи публично не критикуют друг друга за попытку создать свои государства, не считаясь с другими народами, проживающими в Крыму с античных времен.
Переселение в 1944 году тщательно и заранее готовилось с 1941 по 1944 г. для образования еврейского государства в Крыму, Причерноморье, Приазовье, на Кавказе. Организаторами этой акции были Л. Каганович и П. Жемчужина, и др. А сионисты утверждают, что это дело рук Сталина, который мечтал создать еврейское государство в Палестине с просоветской ориентацией, слал туда секретарей обкома ВКП(б). Тогда евреи не захотели строить социализм в Израиле» [34, ].
Переселение крымских татар было проведено войсками НКВД. В течение двух дней было выселено в Узбекистан около 190 тысяч человек. Всем высланным татарам была предоставлена компенсация для обустройства на новом месте жительства. Вместе с татарами были выселены из Крыма греки, болгары, немцы и другие малые народы.
Аналогичные операции по зачистке территорий войсками НКВД были проведены на Северном Кавказе.
Практически синхронно с подготовкой Ялтинской конференции было подготовлено обращение Президиума Еврейского антифашистского комитета СССР на имя Первого заместителя председателя Совета Народных Комиссаров СССР В.М. Молотова. 15 февраля 1944 года обращение было вручено В.М. Молотову. Подписавшие обращение С. Михоэлс, Ш. Эпштейн и И. Фефер предлагали «раз и навсегда по-большевистски решить вопрос о государственно-правовом положении еврейского народа» путём создания Еврейской Советской Республики в Крыму. Естественно, лидерами новой республики они видели себя. Очевидно, что эти люди были куклами-исполнителями замыслов заокеанских кукловодов. Приведём текст этого обращения.
«В ходе Отечественной войны возник ряд вопросов, связанных с жизнью и устройством еврейских масс Советского Союза. До войны в СССР было до 5 миллионов евреев, в том числе приблизительно полтора млн. евреев из западных областей Украины и Белоруссии, Прибалтики, Бессарабии и Буковины, а также из Польши. Во временно захваченных фашистами советских районах, надо полагать, истреблено не менее 1,5 млн. евреев.
В своё время была создана Еврейская автономная область в Биробиджане с перспективой превращения ее в Еврейскую Советскую Республику, чтобы таким образом разрешить государственно-правовую проблему и для еврейского народа. Необходимо признать, что опыт Биробиджана вследствие ряда причин, в первую очередь вследствие недостаточной мобилизованности всех возможностей, а также ввиду крайней его отдаленности от места нахождения основных еврейских трудовых масс, не дал должного эффекта. Но невзирая на все трудности, еврейская автономная область стала одной из самых передовых областей в Дальневосточном крае, что доказывает способность еврейских масс строить свою советскую государственность. Еще более эта способность проявлена в развитии созданных еврейских национальных районов в Крыму.
В силу всего вышеизложенного мы бы считали целесообразным создание еврейской советской республики в одной из областей, где это по политическим соображениям возможно. Нам кажется, что одной из наиболее подходящих областей явилась бы территория Крыма, которая в наибольшей степени соответствует требованиям как в отношении вместительности для переселения, так и вследствие успешного опыта развития там еврейских национальных районов.
Создание еврейской советской республики раз навсегда разрешило бы по-большевистски, в духе ленинско-сталинской национальной политики проблему государственно-правового положения еврейского народа и дальнейшего развития его вековой культуры. Эту проблему никто не в состоянии был разрешить на протяжении многих столетий, и она может быть разрешена только в нашей Великой социалистической стране. Идея создания Еврейской Советской республики пользуется исключительной популярностью среди широчайших еврейских масс Советского союза и лучших представителей братских народов.
В строительстве Еврейской Советской республики оказали бы нам существенную помощь и еврейские народные массы всех стран мира, где бы они ни находились. Исходя из вышеизложенного, мы предлагаем:
Создать еврейскую советскую социалистическую республику на территории Крыма. Заблаговременно, до освобождения Крыма, назначить правительственную комиссию с целью разработки этого вопроса.
Мы надеемся, что Вы уделите должное внимание нашему предложению, от осуществления которого зависит судьба целого народа».
Группу лоббистов проекта создания в Крыму Еврейской Советской республики возглавляла П. Жемчужина, жена второго лица СССР В.М. Молотова, через которого она получала информацию о всех важнейших вопросах, решаемых и обсуждаемых в Политбюро ВКП(б). Эта информация немедленно по спецканалам передавалась спецслужбам США. В.М. Молотов исполнял роль крота в Политбюро на протяжении двух десятков лет. Непонятно, почему И. Сталин терпел и держал в своём ближайшем окружении В.М. Молотова. И только 16 октября 1952 года на Пленуме партии после XIX съезда И. Сталин резко критиковал В.М. Молотова:
« ... А чего стоит предложение товарища Молотова передать Крым евреям? Это грубая ошибка товарища Молотова. Для чего это ему потребовалось?
Как это можно было допустить? На каком основании товарищ Молотов высказал такое предложение? У нас есть еврейская автономия. Разве этого недостаточно? Пусть развивается эта республика. А товарищу Молотову не стоит быть адвокатом незаконных еврейских претензий на наш Советский Крым. Это вторая политическая ошибка товарища Молотова. Товарищ Молотов неправильно ведет себя как член Политбюро. И мы категорически отклоняем это надуманное предложение.
Товарищ Молотов так сильно уважает свою супругу, что не успеем мы принять решение Политбюро по тому или иному важному политическому решению, как это быстро становится известно товарищу Жемчужиной.
Получается, будто какая-то невидимая нить соединяет Политбюро с супругой Молотова Жемчужиной и ее друзьями. А ее окружают друзья, которым нельзя доверять. Ясно, что такое поведение члена Политбюро недопустимо...». Сталин имел в виду Голду Меир - Чрезвычайного посла Израиля в СССР. Голда Меир в молодости - 6ывшая инструктор Киевского райисполкома (в Киеве).
«Сталин в победе над Троцким и его сторонниками удержал историческую Россию. Это было обусловлено настроем масс в России. То, что предлагал Троцкий, шло против национального течения. Истинные причины происходящего коренятся именно здесь. Троцкий навязывал неестественный для России путь развития, неестественную для России роль. Россия никогда на протяжении многих веков не делала то, что хотел заставить ее делать Троцкий — завоевывать мир, разжигать вселенский пожар. Это противно существу русского народа и той религии, которую он исповедовал. Конечно же, нельзя не учитывать частные обстоятельства, связанные с тем, что Сталин оказался как политик на голову выше Троцкого и, если говорить прямо, то, надо сказать, хитрее и ловчее Троцкого. Ему удалось это и в другом случае, связанном с Великой Отечественной войной. Нужно и здесь отдать должное Сталину. Он сумел сосредоточиться, собрать свои силы, и в конечном счете много сделал для победы над врагом. А враг был страшный. Он стремился не просто к победе и возобладанию, а к победе, связанной с уничтожением России и русского народа.
Победа СССР, России над Германией означала второе спасение России, в котором выдающуюся роль сыграл Иосиф Сталин» [5].
В результате скоординированных действий указанных в первом параграфе пяти сатанинских сил была разрушена великая Российская империя, основанием которой была православная религия и Русская Православная Церковь. Для её восстановления необходим был приход богатырей духа, которые восстановили бы российскую государственность и её духовную основу – православие. Такими богатырями духа стали Иосиф Сталин (Джугашвили) и архиепископ Лука (В.Ф. Войно-Ясенецкий). Их служение русскому народу, Родине и Богу воистину было подвигом. Именно поэтому подавляющее большинство населения России назвало Сталина самой значительной фигурой в русской истории.
Литература
1. В.А. Лисичкин. Земский путь Святителя Луки. Изд. Псалтирь. М., 7513 г.
2. А.Ф. Керенский. Воспоминания. М., 1996 г.
3. И.В. Сталин. Сочинения. Т. 1, ОГИЗ, М., 1946 г., с. 415 – 416.
4. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Наука и религия. Изд. «Троицкое слово», М., 2001 г., с. 5.
5. Святитель Лука. Интернет-ресурс.
6. И.В. Сталин. Выписка из Протокола № 98 заседания Политбюро ЦК ВКП (б) от 11.11.1939 г.
7. С. Аллилуева. Письма к другу. Цит. по «И. Сталин. Календарь 2014 г.»
8. И.В. Сталин. Тов. Демьяну Бедному. Сочинения. Т. 13, с. 25.
9. В.Ф. Войно-Ясенецкий. Очерки гнойной хирургии. 5-е издание. М., 2000 г.
10. В.А. Лисичкин. Лука, врач возлюбленный. М.: Издательство Московской Патриархии, 2009 г., с. 98, с. 123.
11. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Я полюбил страдание. Автобиография. М., 1955.
12. И.С. Сталин. Речь на XV съезде РКП (б), Соч., т. 10, с. 267.
13. Парламентская газета. Июнь 2015 г.
14. И.В. Сталин. Сочинения. Т. 2, ОГИЗ, М., 1946 г., с. 286.
15. И.В. Сталин. Сочинения. Т. 2, ОГИЗ, М., 1946 г., с. 355.
16. А. Проханов. Победа без Сталина, православие без Христа. Газета «Завтра», июнь, 2015 г., № 25 (1126).
17. Епископ Лука. Завещание. Из. кн. В.А. Лисичкин. Лука, врач возлюбленный. М.: Издательство Московской Патриархии, 2009.
18. И. Сталин. Соч., Т. 7, ОГИЗ, М., 1946.
19. Епископ Лука. Письмо Н.И. Рыкову из кн. В.А. Лисичкин. Лука, врач возлюбленный. М.: Издательство Московской Патриархии, 2009.
20. В.А. Лисичкин. Святой Лука. М., 1999.
21. И.А. Курляндский. Сталин, власть, религия. М., 2011.
22. М.В. Шкаровский. РПЦ и советское государство. СПб., 1995. С. 116.
23. Э. Радзинский. Сталин. М., 2005.
24. Г. Якунин. В служении культу. На пути к свободе совести. М.: Прогресс, 1989.
25. В.М. Ерёмина. Новейшая история РПЦ. М.: Российский Православный Университет, 2002.
26. А. Сергеев. Найдите старого акына. Завтра, № 17, от 26.04.2006.
27. Е. Светлова. Нержавеющий Сталин. Московский комсомолец. 16.03.2010.
28. Неизвестный Сталин. Газета «Вечный зов», № 9, сентябрь 2008.
29. E. Friedler, N. Kasperovich, A. Pimanov. Der Kreml, Im Herzen Russlands. NDR, 2005.
30. Архивы Кремля. Российская политическая энциклопедия. 1997. С. 414 - 418.
31. Н. Ставров. Вторая Мировая - Великая Отечественная. Изд. Август-Принт. М., 2006. т.т. 1-3.
32. Акрами И. Крест и скальпель. Ташкент, 2015.
33. Дмитрий Верхотуров. Сталин и евреи. М., 2015.
34. Василий Елисеев. Крымская Калифорния. Севастополь, 2017.
35. Кравченко П.П. Созыв Конституционного собрания в России как механизм восстановления легитимности правопреемства современной Россией многовекового наследия Святой Древней Руси. М., ГД ФС РФ, 2017.
36. Андрей Сидорчик Вечный Лазарь. История о том, как бедный еврей стал всемогущим Кагановичем. http://www.aif.ru/society/history/vechnyy_lazar_istoriya_o_tom_kak_bednyy_evrey_stal_vsemoguschim_kaganovichem
37. https://sovtime.ru/bio/kaganovich
38. http://rushist.com/index.php/russia/3420-kaganovich-lazar-moiseevich-interesnye-fakty-tsitaty
39. http://www.peoples.ru/state/statesmen/kaganovich/
40. http://www.hrono.ru/biograf/bio_k/kaganovich_lm.php
41. Павел Пряников. Роза Каганович-Сталина: тайный правитель СССР (https://svpressa.ru/blogs/article/26612/)
42. http://www.ote4estvo.ru/lichnosti-xx/1654-kaganovich-lazar-moiseevich.html
43. Уфаркин Николай Васильевич. Каганович Лазарь Моисеевич (http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=8994)
44. Эмануил ИОФФЕ. НЕИЗВЕСТНЫЙ ЛАЗАРЬ КАГАНОВИЧ (http://mishpoha.org/n29/29a21.php)
45. В. Ушкуйнин. Каган и его бек. 1979.
46. Великий князь Александр Михайлович. Мемуары. Париж, 1928.
47. А.Ф. Керенский. Воспоминания. М., 1996 г. [47]
48. Е. Каткова. Воспоминания. 1928
49. Аронсон Г. Фальшивка о Сталине // Новое русское слово. 1956. 20 мая.
50. БСЭ. Т. 19. М., 1953.
51. А. Кестлер. Тринадцатое колено. Крушение империи хазар и её наследие. СПб.: Евразия, 2001.
52. И. Сталин. Выступление на Пленуме ЦК КПСС 16 октября 1952 года.
53. В. Никонов. Молотов. М., «Молодая Гварди», 2017.