2022 год – год 145-летия со дня рождения Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого (св. Лука)
20 лет назад – 28 июня 2002 года – на территории госпиталя им. А.А. Вишневского основана церковь в честь святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Крымского
Архиепископ Лука (Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, 27 апреля 1877 (Керчь) – 11 июня 1961 (Симферополь): врач, лечивший обычных людей, многие из которых живы и сейчас; профессор, читавший лекции обычным студентам, ныне практикующим врачам. Политзаключённый, прошедший ссылки, тюрьмы, пытки и ставший лауреатом Сталинской премии (1946). Хирург, спасший от слепоты сотни людей и сам потерявший зрение в конце жизни. Гениальный врач и талантливый проповедник, христианин огромной силы воли, честности и безбоязненной веры. Реальный человек. Пастырь. Учёный. Святой…
Определением Синода Украинской православной церкви Московского патриархата от 22 ноября 1995 года архиепископ Симферопольский и Крымский Лука причислен к лику местночтимых святых, в 1999 году — к лику святых Красноярской епархии, в 2000-м — к лику святых священноисповедников Русской православной церкви.
Наследие епископа – 17 томов
Научно-исследовательским центром (НИЦ) по изучению наследия святителя Луки готовится к изданию академическое собрание сочинений нашего современника – легендарного хирурга, архиепископа, богослова. О том, почему это делается именно сейчас, о неизвестных ранее страницах истории успешного хирурга, уважаемого отца семейства, ставшего неожиданно для всех священником и монахом во времена гонений на Русскую Православную Церковь (РПЦ), о том, почему его не расстреляли в 1937 году, и многом другом беседуем с руководителем НИЦ, биографом, внучатым племянником св. Луки Владимиром Александровичем Лисичкиным.
Напомним, Владимир Александрович Лисичкин – известный учёный и государственный деятель, кандидат философских и доктор экономических наук, профессор, действительный член четырёх российских и пяти международных академий наук, педагог с 30-летним стажем. Подготовил 23 доктора наук и 54 кандидата наук, основоположник новой научной дисциплины "Прогностика".
В. А. Лисичкин – внучатый племянник святителя Луки (Войно-Ясенецкого), автор ряда книг о своём прославленном предке. Он долгое время жил с семьёй сына владыки Луки – Валентином Валентиновичем. В течение более 40 лет Владимир Александрович проделал огромную работу по сбору и изучению архивных документов о святителе, результат которой – десятки изданных книг. Он – первый и единственный из потомков святителя, кто публикует о нём книги не только в России, но и в других странах, его работы переведены и изданы на 18 языках. В. А. Лисичкин является первым заместителем председателя главной редакционной коллегии – главным редактором готовящегося издания.
– Владимир Александрович, с чем связано решение об издании академического собрания сочинений святителя Луки и почему оно принято именно сейчас, а не 10 или 30, 60 лет назад?
– Если говорить о шести десятках лет назад, то святитель Лука тогда был в историческом забвении, и принципиально сделать такое издание было невозможно. Единственным источником открытой информации о нём в то время была публикация журналиста-писателя Марка Поповского. Это был заказной антисоветский опус периода «холодной» войны. Автор сегодня известен тем, что присвоил письма св. Луки, а ранее – украл из библиотеки дневники выдающегося отечественного генетика Николая Ивановича Вавилова. Против него было возбуждено уголовное дело, правда, уже после того, как он опубликовал биографию учёного. До этого он объехал родственников святителя Луки и попросил для ознакомления его труды. Родственники не противились и даже были рады тому, что кто-то хочет воскресить память о епископе, которого после смерти чтили в достаточно узком кругу.
Об опусе я узнал совершенно случайно, когда в 1979 году меня вызвал в Комитет госбезопасности (КГБ) на беседу полковник Б. Ноткин. Он спросил тогда, каким образом письма святителя Луки попали за границу, почему их цитируют вражеские радиостанции, слышал ли я о труде Поповского. Дал мне его почитать.
Книга "Архиепископ-хирург" вышла тогда на русском языке в Парижском издательстве YMCA-Press» В ней автор порочит русских первоиерархов и большинство архиепископов, кощунственно пишет о святителе Луке. По мнению автора, архиепископ Лука, якобы, приложил руку к репрессиям 1937 года. Буквально цитирую его: «Но теперь мы знаем: епископы тоже приложили руку к массовым репрессиям. И среди них Лука Красноярский». Однако, изучая семейные архивы, Поповский не мог не знать, что в 1937 году святителя посадили, и в течение трёх лет на нём испытывали новые пытки, в том числе такой жестокий метод, как «конвейер» – допросы без сна, без отдыха, без еды, давали только питьё.
Полковник Ноткин спросил, смогу ли я представить опровержение на этот опус. Я сказал, что мне необходимо посоветоваться с детьми Луки. Наша дружба с сыновьями и дочерью Войно-Ясенецкого не прекращалась до последнего. Ближе всех мы были с младшим сыном – Валентином Валентиновичем. Ему я и позвонил первому. Он сказал, что решение примем после общения со старшими. Кстати, судьба у них была очень тяжёлой. От них требовали отречься от отца – попа. Для среднего сына это закончилось психбольницей. Дети очень осторожно относились ко всему, что было связано с паблисити своего отца.
Посоветовавшись, мы решили сделать книгу о медицинском наследии святителя Луки, с проповедями и главой, разоблачающей инсинуации Поповского. Я написал план-проспект, согласовал с детьми епископа и принёс в КГБ Б.Ноткину. Он дал добро и позвонил в издательский отдел Московской Патриархии. Его тогда возглавлял Митрополит Питирим. Питирим меня принял, но сказал, что их редакционный портфель очень перегружен, поэтому, к сожалению, издательство не сможет принять наше предложение, но, возможно, позднее вернётся к этой теме.
С 1980 по 1985 годы я обращался в издательства "Мысль", "Наука", "Прогресс" с просьбой опубликовать материал, и везде получил отказ. Но я продолжал собирать информацию о Луке.
В это время стали уходить из жизни дети святителя. Когда наступила перестройка, и уже можно было писать о св. Луке, остался в живых только младший сын Валентин. Он был уже настолько слаб, что закончить эту книгу попросил меня. Но отмечу, именно сыновья были первыми свидетелями всех событий, которые происходили со святителем Лукой в дореволюционные годы. Я с ними беседовал, помню, как они многие события описывали, но чтобы сделать стройную книгу, этого было не достаточно. Поэтому пришлось заниматься архивами. Переработал больше тридцати тысяч единиц хранения. Поднял архивы, практически, во всех областях, краях, республиках, где когда-либо служил или сидел в лагерях и ссылках св. Лука. Набрал очень много материала и стал публиковать книги о нём.
Кстати, будучи физиком, я никогда не мыслил быть писателем. История с подготовкой книги (реакции родственников св. Луки) на опус Поповского положила начало моей новой деятельности.
После причисления архиепископа Луки к лику святых в 2000 году интерес к его личности и наследию возрос. Десятки исследователей опубликовали свои работы. Появилось много разрозненного материала. Созрела общественная потребность в фундаментальном труде. В академическом собрании сочинений будет максимально собран и обобщён весь материал, связанный с наследием архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого).
Главная редакционная коллегия по подготовке и изданию полного собрания сочинений святителя Луки Крымского состоит из более трёх десятков представителей духовенства и учёных разных научных направлений: медицины, биологии, педагогики, истории, теологии, богословия и др. Председательствует в редакционной коллегии Митрополит Волоколамский Иларион – руководитель отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, президент Научно-образовательной теологической ассоциации.
– В чём уникальность готовящегося собрания сочинений?
– На мой взгляд, святитель Лука является самым любимым святым из всего сонма новомученников священноисповедников. Поэтому потребность в материалах о нём сейчас колоссальная. У архиепископа Луки богатое и очень многогранное наследие. К сожалению, многие авторы пишут только о двух аспектах – медицинском и духовном. Считаю, такой взгляд обедняет образ святителя – последнего русского энциклопедиста (после В. И. Вернадского), который достиг высот во многих областях науки. Его наследие можно разделить на 11 крупных отраслей знаний, некоторые из которых ещё не исследованы.
Он был выдающимся проповедником. Его духовное наследие – уникальное явление в истории. Кроме того, он оставил ещё и колоссальное философское наследие. Святитель открыл новые страницы в гносеологии – в теории познания. Он доказал, например, что органом познания является не мозг, а сердце. У него совершенно уникальная теория - "Сердце как орган познания". Св. Лука внёс большой вклад в философскую онтологию, блестяще доказывая, что Библия – это описание реальных событий, а не свод сказаний и легенд. У святителя Луки богатое эстетическое наследие, которое базируется на православном мировоззрении.
Это была уникальная личность – не только уникальный иерарх РПЦ, но и феномен русской культуры. И то, что его причислили к лику святых как исповедника, – это лишь малая толика реальной оценки его значимости в истории не только Русской православной церкви, но и в истории мировой культуры.
– Как идёт работа над изданием, что готово на сегодняшний день и когда планируется выпустить в свет полное собрание?
– Полное собрание сочинений – это 17 томов. Они структурированы в хронологическом порядке. Работа идёт параллельно над несколькими томами. Это не статьи отдельных авторов, посвящённые какому-то аспекту творчества или служения святителя Луки. Сначала в каждом томе идут труды святителя, потом – комментарии исследователей по этому периоду, начиная от родовых корней и до прославления Луки.
На сегодняшний день готовы к печати 4 тома и заканчиваем пятый: это два тома его духовного наследия (проповеди Тамбовского периода), два тома Переславского периода. На выходе у нас Красноярский период о деятельности св. Луки в качестве главного хирурга эвакуационного госпиталя. Собраны материалы об участии святителя Луки в качестве военно-полевого хирурга в Русско-Японской, Гражданской и Великой Отечественной войнах.
Планируем выпустить в свет многотомник в 2025 году. Надеюсь, с Божьей помощью, это удастся сделать на год раньше.
– Ваша любимая часть работы в этом проекте?
– Самая интересная и самая любимая для меня работа – изучение архивных документов. Там находишь такие алмазы и бриллианты, ведущие к пониманию ситуаций, поступков, открывающие новые аспекты, новые черты характера святителя.
Архивы сейчас доступны самые разные: областные, краевые, республиканские, государственные. Мне удалось получить доступ к архивным материалам КГБ. Как председатель Комитета по труду и социальной политике в Государственной думе я в числе других руководителей был обязан присутствовать на заседаниях Правительства. В 1999 году, когда В. В. Путин стал Председателем Правительства, я к нему обратился: «Владимир Владимирович, вы знаете, это совершеннейшая несправедливость и парадокс, что святой Русской Православной Церкви до сих пор считается уголовником». Он спросил: «Как так?». Отвечаю: «Да, до сих пор не реабилитировали святителя Луку. Меня не допускают к архивам, а это необходимо для написания книг, в которых я должен ссылаться на конкретные уголовные дела». В. В. Путин попросил написать ему об этом. Я написал. И он дал распоряжение главной военной прокуратуре и руководителю ФСБ допустить меня к архивам. С тех пор удалось найти очень много документов о святителе.
Мы все (члены редакционной коллегии полного собрания сочинений святителя Луки Крымского) работаем, в первую очередь, с архивными документами, а потом в комментариях даём их анализ и интерпретацию.
В Государственном архиве Российской Федерации в фондах бывшего Комитета по делам РПЦ я нашёл очень много новых фактов, о которых до сих пор никто не знает. Например, был совершенно шокирован, прочитав в личном деле святителя Луки ответ на 25 вопрос анкеты в 1944 году, которую он заполнял, переехав в Тамбов. Вопрос звучал так: «Принимали ли вы участие в революционном движении и были ли репрессированы до 1917 года?». Лука написал: «Был арестован и провёл три недели в Киевской тюрьме в 1897 году».
Об этом аресте никто никогда не знал и не слышал. Благодаря этому факту я сделал маленькое открытие. Говорю об этом впервые. Меня тогда осенило: в этом же году Валентин Феликсович писал письмо Толстому, чтобы тот написал его матери, и она позволила ему приехать к Льву Николаевичу и пожить у него полгода. В письме была такая фраза: «И объясните ей, что я же ничего опасного не замышляю». Здесь я, наконец, понял, почему фразой «ничего опасного не замышляю» он просит Толстого объяснить матери так, чтобы та дала согласие на приезд. У Валентина Феликсовича была сестра Ольга, которая увлеклась революционными идеями, хождением в народ. После того, как на Ходынском поле в мае 1896 года во время массовых народных гуляний по случаю коронации Николая II погибли более тысячи человек, она выбросилась из окна третьего этажа. Мать святителя боялась, что и он увлечением толстовцами пойдёт по тому же пути, что и Ольга. И вот эту фразу «ничего опасного не замышляю» я, наконец, понял: святитель, оказывается, в это время сидел три недели в тюрьме за организацию студенческих волнений в 1897 году в Киевском университете. Это очень яркий пример пользы от продолжения работы с архивами.
В этом же личном деле я увидел, написанное рукой Луки, а я хорошо знаю его почерк: «Был изгнан из Фатежского уезда в 1908 году». Изгнание – это остракизм. Выходит, что он терпел его не 11 лет, как он пишет сам, а гораздо дольше. Он лидер глубинного русского народа. Поэтому у него остракизм проявился и в студенческие годы, и в земском служении. Об этом тоже абсолютно никто не знает.
Это открытие заставило меня написать книгу "Остракизм или Хождение по мукам святителя Луки". В ней пишу о всех случаях ареста святителя. Раньше было известно о трёх, теперь о девяти.
Или вот ещё один пример открытий при работе с архивами. Партия кадетов (конституционно-демократическая партия в России начала XX века) была запрещена в 1918 году, а кадеты объявлены врагами народа. Святитель Лука на допросе в 1937 году, когда его спросили о политических взглядах, открыто сказал: «Я придерживаюсь взглядов конституционных демократов» и объяснил почему. Это характеризует Луку, как человека глубоких убеждений не только в вере в Бога. Он был очень цельным и кристально чистым человеком. Из этого допроса мы узнали о политическом кредо святителя. Но о том, что св. Лука был членом кадетской партии, я не знал и никто не знал. Только недавно нашёл данные по теме: полицейский Фатежского уезда написал рапорт своему начальству о том, кто из Фатежских земских служащих вступили в кадетскую партию. Там было и имя Ясенецкого-Войно. Этот факт тоже ещё нигде мною не был опубликован.
– Ответит ли многотомник на вопрос, которым задаётся каждый, кто хоть немного знаком с личностью св. Луки – нашего современника, учёного с мировым именем, проповедника, философа, сильного духом человека, прошедшего через ссылки и тюрьмы: почему его не расстреляли после показаний на допросах зимой 1937 года, когда св. Лука признаётся в том, что он идейный непримиримый враг Советской власти, что отрицательно и враждебно отнёсся к Октябрьской революции и так далее. На этот счёт существует много версий и домыслов…
– Могу добавить два собственных варианта. В трудах и в автобиографии святителя Луки вы найдете высказывания о том, что многие жизненные решения ему были подсказаны свыше Господом Богом и многие даже во сне. Я не знаю, по наследству ли это, но в моей жизни так тоже происходит. Начиная со студенческих лет, мне снились вещие сны. Их было более ста. Практически все они реализовались, в том числе и о том, что я – физик – буду писать книги о святителе Луке.
В одном из снов, это было где-то в 80–90-е годы, мне приснилось, что я встречаюсь с Лукой и спрашиваю: «Правда ли говорят, что вы были духовником у Сталина?». Он отвечает: «Да. Сталин ко мне прилетал. И я был у него на приёме. Он исповедался».
С тех пор пытаюсь найти в архивах подтверждение этому. Охрана тщательно фиксировала все визиты и встречи Сталина: кто и когда пришёл, во сколько ушёл. Кстати, то, что говорят, что первую неделю войны Сталин был в полном шоке и никого не принимал, – не правда. Есть журнал посещений. Я его тщательно изучаю. Так вот с 22 июня у Сталина было очень много посетителей. Это запротоколировано. Он работал по 18-20 часов в сутки. К сожалению, мне пока не удалось добраться до всех журналов сталинской охраны.
У меня самого было внутреннее предположение, что раз Луке присуждена Государственная премия, была переписка, то версия вмешательства Сталина в судьбу святителя вполне вероятна. Но документального доказательства у меня пока нет. Это остаётся гипотезой.
Если говорить аргументированно, то во время террора расстреливали только тех, кто сам подписал признательные показания. После прихода в руководство НКВД Л.П. Берии всех чекистов обязали заканчивать уголовные дела только признательными показаниями. Без этого материалы запрещалось представлять начальству и не разрешалось пускать дальше в «особое совещание». Было много оговоров. Все оговорщики подписали свои показания и расстреляны, а Лука нет. Следователи тыкали в лицо святителю этими подписями. Лука отвечал, что это оговор под пытками.
Действительно, машинописный протокол допроса 1937 года был. Но он незаконченный, потому что следователи обманули Луку во время пыток «конвейером», сказав, что «на сегодня хватит, завтра продолжим». К этому протоколу есть возражения святителя, что его обманули, допрос не продолжали, с обвинениями он не согласился. Он ещё писал о галлюцинациях, которые у него были во время этих допросов.
– Если не секрет, на какие средства будет издано собрание сочинений? Можно ли обычным людям принять участие в финансировании?
– Была идея обратиться в Министерство здравоохранения, защитить проект и получить грант. Но издание, скорее всего, подходит под научный грант или грант Президентских программ. Но и здесь, понимая, что собрание сочинений носит религиозный оттенок, на государственную поддержку рассчитывать не приходится. Больше надежда на людей неравнодушных и на бизнес.
Печать одного тома оценивается примерно в 1,7 млн. рублей. Я договорился с издательством Московской Патриархии, они готовы сделать подписку на издание. Но это будет возможным, когда мы сдадим в печать половину томов.
По примеру жены Ф. М. Достоевского можно объявить подписку среди частных лиц. Она так издавала полное собрание его сочинений.
Когда будет ясность, мы обязательно проинформируем о способах участия в финансировании издания читателей.
– Несколько лет назад вы говорили о работе над книгой "Сказы дедушки Луки". Мы увидим святителя Луку вашими глазами, глазами ребёнка, впитавшего главные уроки своего великого деда?
– Часть книги написана. Но работу над ней я сейчас отложил. В приоритете сегодня 17 томов полного собрания – самое важное дело в моей жизни. Возраст таков, что надо успеть сделать главное. Господь даст – закончу и эту книгу.