Авторский блог Дмитрий Канаков 13:28 31 декабря 2020

Священная и святая

метафизика Победы 1945 года
4

Как постичь сущность такого планетарного явления, как Великая Победа 1945 года? Наши предки уже осмыслили войну, а значит, и Победу сквозь призму категории сакральности, что в русском языке можно прекрасно объединить в семантике слов "священность" и "святость". И, как Ветхий Завет (в смысле — древний, от праотцов), передали это нам, своим потомкам, которые в последние годы в победной поступи "Бессмертного полка" устремляются в едином порыве к "горним смыслам". 

Уже в песне "Священная война" противник метафорический сравнивается с "нечистью", "силой чёрной", то есть инфернальными силами. В истории религии (и мировой литературы) существует прекрасный образ (почти платоновский "правдоподобный миф"), закреплённый в ближневосточных культах и рукописях, исторически предшествующих христианству, который благодаря феноменологическому методу способен нам прояснить сакральный смысл Победы. Не нужно обращаться к социально-экономическому или социально-политическому анализу причин войны, об этом сказано достаточно, надо только ещё раз напомнить о провидческой работе В.И. Вернадского, в которой перелом в войне и успехи РККА понимаются как утверждение принципа жизни и вступление планеты на новый виток эволюции биосферы — ноосферы. 

Таким образом, противостояние в великой войне — это не только противостояние РККА и немецко-фашистских захватчиков, советской и нацистской идеологий, о чём обычно говорят (это только видимая часть великого противостояния). Речь идёт о глубинном (в онтологическом смысле) противоборстве, которое, на наш взгляд, не прекращается до сих пор, сынов света (РККА) и сынов тьмы (немецко-фашистских захватчиков), сил света, добра и сил зла. Неслучайно Лебедев-Кумач употребляет по отношению к захватчикам эпитет "чёрный", и самая "удачная" эсэсовская форма, пошитая фирмой "Хьюго Босс", была чёрного цвета, символа инфернальных сил, обрушившихся из преисподней на землю и готовых уничтожить всё живое. Но на пути тёмных сил, как некогда в мифические времена кумранских рукописей, восстали сыны света (доблестные воины РККА) и остановили, обратили их в бегство, сломали хребет фашистской нечисти. И утвердили на долгие четыре десятилетия мир в Европе и баланс сил во всём мире, построенном на верных априорных принципах — советских. 

Такой подход побуждает по-новому взглянуть на историю Великой Отечественной и Второй мировой войны. Есть такая страшная цифра в статистике — 97%. Столько родившихся в 1922 году, то есть тех, кому в июне 1941 года было 18-19 лет, своими костьми легли на священный алтарь Победы. Когда "чёрная чума" пробудилась и за двадцать лет постепенно охватила всю Европу, то словно по божественному провидению на землю с небес спустилось красное воинство, вставшее на пути "чёрной нечисти" в её движении "на восток", и своею (97%!) "смертию смерть поправ", красное воинство ушло в вечность. А миру это небесное воинство явило чудо, которое мы ещё не осознали и не осмыслили: ведь если Бог существует, и если он как всемогущий (παντο-κράτως) явил себя миру в чуде Боговоплощения — Иисуса Христа, то неужели он не мог явить чудо коллективного Боговоплощения и воплотиться в целом поколении советских людей, дабы предотвратить падение мира (космоса) в бездну (хаос)? Таким образом, теологически становится понятен смысл русской революции и Великого Октября: это была подготовка к предстоящей мировой битве двух противоположных космических сил — добра и зла, света и тьмы. И совершенно по-новому предстаёт образ провозвестника и пророка русской революции, чей 150-летний юбилей так предательски (по отношению к собственной и мировой истории) избегает отмечать действующая российская власть или, как они себя называют, "элита". 

Этот образ символизируется образом "учителя праведности", и неслучайно образ и жизнь В.И. Ленина, его служение делу революции, его труд стали для целых поколений советских людей идеалом для подражания и в мирное время грандиозных строек эпохи индустриализации, и в трудное военное время на фронте и в тылу, и в послевоенное время, и в период освоения космоса. Везде и всегда, от мала до велика, всю жизнь советского человека сопровождал образ Ленина. Именно этот образ "учителя праведности" (который призывал "учиться, учиться и ещё раз учиться") был примером для подражания тех 97%, других бойцов РККА, тружеников тыла — всего "небесного воинства", был духовным поводырём в их битве с силами зла. 

И главным оружием в этой смертельной битве добра со злом были не танки Т-34, не легендарные "катюши" — это внешние проявления, материализация духовной силы, — а феномены, явленные нам на уровне чувственного восприятия, которые скрывают открывающийся только пытливому разуму подлинный источник русской победы над злом. Источник этот — истина, учение В.И. Ленина, которое, как вертикальная ось, связало землю и небо, поскольку своими глубинными основаниями упирается в веру в лучшие качества человечества и ориентирует человека к лучшему. Горизонтальную же ось образовали 27 млн. наших погибших соотечественников, лучших из людей, небесное наше воинство, божественная жертва. Соединяясь, эти две оси, вертикальная и горизонтальная, образуют символический крест (вспомним о философии символических форм). Русский Крест, который наш народ несёт и который станет трамплином грядущего Воскресения и Царства Божьего на земле. Известен ленинский афоризм о "всесильности учения Маркса, потому что оно верно", то есть критерием силы у Ленина выступает истина, правда, а не грубый американский утилитаризм. Вспомним, что упомянутое παντοκράτως можно перевести с древнегреческого дословно как "всесильный", то есть опять в нашем феноменологическом анализе нам помогает "философия символических форм". 

Так полюбившаяся ещё с "лихих девяностых" фраза из балабановского фильма — "в чём сила, брат?.. сила — в правде" — отнюдь не оригинальна. Она, по сути, является парафразой ленинской мысли, но раскрывает глубинные, онтологические основания русской Победы. Наша сила, сила сынов света, была не столько в оружии. Оружием — самым современным! — были оснащены и сыны зла, на которых работали к моменту вторжения в СССР вся европейская промышленность и промышленность США. Нет, наша сила была в истине, правде, которую на нашу землю принёс "учитель праведности", по которому было построено советское государство — самое справедливое и народное государство на земле и в человеческой истории. 

Таким образом, феноменологический анализ трансцендентальных оснований чуда Победы раскрывает его глубинный трансцендентный смысл, влекущий и взывающий к вечности, в котором вековое противоборство сил зла было преодолено атеистической верой в грядущее царство жизни, по мысли протестантского теолога Дитриха Бонхёффера о том, что сегодня "верить надо атеистически". 

И тот импульс, который Победа дала всему послевоенному развитию человечества в русле гуманизма и веры в лучшее в человеке, сияет как путеводная звезда. Эта звезда, наглядно призывая к высшим (горним) смыслам существования погрязшее в удовольствии потребления современное хищническое общество, призывая к чуду трансцендирования, которое оказалось по силам человеческим в великой войне именно нашим предкам, которое в качестве примера и идеала реализуется нами в акции "Бессмертного полка", которое совершается вновь и вновь по модели "вечного возвращения", устремляет человека к духовному преобразованию своей "слишком человеческой" и животной природы. 

Другими словами, трансцендентальный анализ раскрывает смысл нашей Победы — в преодолении себя, трансцендировании, выходе в духовно-нравственном совершенствовании на путях истины и правды за пределы человеческие. 

Благодаря этому духовному акту наши предки обрели качества сынов света и победили в великой войне. А после Победы проявили своё подлинно русское милосердие к поверженному противнику, не уничтожив его, а включив в свою цивилизационную русскую орбиту как в модель общественного развития и духовно-нравственного совершенствования человека. 

И сейчас именно эта модель — модель, когда миром управляют наши люди, вооружённые учением В.И. Ленина, наиболее актуальна и востребована во всём мире в эпоху пандемии, мирового экономического кризиса и непрекращающихся локальных, тлеющих конфликтов, готовых ввергнуть человечество в огонь мирового пожара. 

Ради принципа жизни, ради сохранения жизни как космического, а не только планетарного явления, ради грядущей ноосферы, расширяющего царства разума, добра и справедливости, жизненно (экзистенциально) необходимо обратиться к нашим духовным истокам, так наглядно продемонстрированным нам и всему миру 75 лет назад. Вот какой смысл нам сегодня явила Победа. Однако уроки феноменологии Победы ещё не закончены, и нас ожидают новые откровения великого и глубинного смысла её. 

 

Автор — доцент кафедры философии и культурологии Российского университета транспорта 

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Комментарии Написать свой комментарий
31 декабря 2020 в 16:45

Хотелось бы знать - почерпнул ли кто-нибудь каплю смысла в этой болтологии?

1 января 2021 в 04:13

Ермошин, когда пьёшь водку - маску надо снимать. А то может и не перепасть ни капли.)
Конечно эта Победа была следствием, произведением высочайшего напряжения, почти что трансцендентного, всех сил общества. Вот только непонятно, а честно сказав, понятно - почему замазываются, скрываются, затеняются всё те же обстоятельства Победы в Гражданской войне. Разве это были разные армии, и разные народы, и разное руководство, разная правде, в которой сила? Трудно им там в Кремле. Конечно можно замазывать, заштукатуривать разные фрески о собственной истории,демифологизировать былые нравственные достижения, особенно - если от этого зависят власть и деньги. Но тогда зачем давить на такие термины - как "правда", "справедливость", "воля народа" и т.д.? Там же не складываются пазлы. Они что, никогда уже не признают величие и подвиг народа в Гражданской войне? Так и получат себе на седалище обратно такую же войну. Правда-то ведь "всегда одна"- как пел когда-то Бутусов.

1 января 2021 в 12:29

Кирилл, у вас КО МНЕ какие-нибудь КОНКРЕТНЫЕ вопросы есть?
Кстати, водку я не пил уже давно.

1 января 2021 в 21:57

Складно написано с акцентом на дух воинства, дышавшего новизной мира.
Почему то отодвинуто значение создателей отечественного оружия,
в частности, Танка Т-34
Надобы знать, что родившиеся в 1922 -м не познали убийственного
действия алкоголя(сухой закон отменён в 24-м, а это крайне важно
для рождения нового поколения).
Так что философия - одно, а тщательный учёт всего и вся - другое
необходимое к той же философии.
Крайне важно поставить вопрос об искуплении жертв во тысячи Христовых.
К сему мои рассуждения.

Прошу простить, но у меня новый взгляд на Великую Победу,
Связано это с намерениями Западло отнять у нас последнюю опору в жизни.
Считаю, что по величию и абсолютной уникальности сотворённого
тем Советским народом эта Победа для всех нас обязана стать
Библией, как у верующих, Это наше Всё! И в этом ключе должна обновляться вся жизнь.
Большие и малые дела должны поверяться Победой. Надо быть достойными памяти павших.
Статью на эту тему я разослал по Российским и районным газетам Саратовской обл.
День Победы должен не праздноваться по старому, а переживаться
подлинно и глубоко. Поэтому своим соратникам я пишу, что рад мысленно с ними
сопереживать это великое событие. Так же и Вам, дорогие мои: будем сопереживать вместе.
Думать, вспоминать, петь подходящие песни и что то ещё хорошее. БП онлайн.
Статью пришлю позже. Всем пожелание переживания Дня Великой Победы!
Будьте здоровыми и успешными в служении.

А жертвы страшные во тысячи Христовых
чем искупить народу моему?
Носители русофобии всего мира не на шутку вознамерились вырвать у нашего народа его последнюю бесценную духовную опору – Великую Победу в Великой Отечественной войне против немецко-фашистских захватчиков. В ход идут самые изощрённые в своей подлости технологии оболванивания масс. Мошенническим уравниванием режимов Гитлера и Сталина ,обнуляется великая освободительная миссия Советского народа, спасшего Европу от коричневой чумы фашизма и гаснет огонь беспримерного подвига Советского солдата-освободителя.
Этому безумному натиску политических мародёров крайне необходимо дать сокрушительный отпор, не ограничиваясь дипломатическим арсеналом воздействия . Таковые не для гиеноподобных особей из европейских парламентов.
Так вот, вопрос заключается в том, что Советский воин отдавал жизнь не только за освобождение Европы от фашизма. Он умирал за Родину, за самый справедливый уклад жизни на Земле, свободный от изощрённых оков эксплуатации, жизнь под знаком равенства и братства народов. Неугасимый подвиг миллионов придал бытию народа, рождённого Великим Октябрём , статус истинного, подлинного, озарённого светом первородства. И это своё первородство Советский народ в конце xx века променял на буржуазный жизненный уклад с циничной эксплуатацией человека капиталом. Такое вопиющее предательство той жизни, за которую погибли миллионы, требует искупления вины каждым из нас, чтобы вернуть себе высокое звание Человека, а народу нашему снова стать достойным его великой Истории. Ясно, что без искупления Великую Победу не удержать. А чтобы удержать, нужен духовный подвиг искупления. Бескровный, но по историческому значению вполне равнозначный воинскому подвигу в борьбе с абсолютным злом фашизма . Только вот одолеть врага придётся в себе самом.
Здесь мы должны заметить, что из миллионов погибших за Родину тысячи и тысячи совершали подвиги, сознательно идя на верную гибель. Часто это была мученическая смерть.
Мы посчитали актуальным сопоставить тысячи и тысячи жертв героев на поле брани и в фашистских застенках с жертвой Иисуса Христа на кресте. Христос жертвовал собой во имя и благо всех людей на Земле. Его мученическая смерть и последующее Воскресение явились истоком христианской веры, принесшей революцию в этике. В результате определённая, но меньшая часть людей,- носителей христианской веры- живёт в миру и с Богом в душе.
А если десятки тысяч геройски погибших за Советскую Родину взывают к нынешнему народу об искуплении его – народа – отступничества от той жизни и тех идеалов свободы, равенства и братства? Как тогда? И ведь если наш народ не искупит свою вину перед павшими, он лишится своей Великой Победы, потому что не будет её достоин. Дело это предельной остроты и трудности. Но вспомним, какова была война? Она была безумно огромной и чудовищно ожесточённой. Уходят последние фронтовики ветераны, состарились, а то и ушли в мир иной, их дети, а там и внуки уйдут и правнуки. Поэтому надо сотворить духовную революцию, не дожидаясь критической удалённости во времени Великого народного Подвига.
Если кратко, то нужна возгонка Духа памятью о павших. Это не игрушки. Нужна последовательная, настойчивая и неустанная работа сознания и души, которые будут рождать и далее возгонять и укреплять Дух. Души нашему народу не занимать, с сознанием хуже, а Духом надо будет обзавестись в борьбе, а значит в деле, о котором ниже.
Рождение движения «Бессмертный Полк» - первая ласточка больших дел, способных изменить лицо нашего народа, страшно изуродованного безумными реформами. Другим делом послужит возведение величественной «Дороги памяти» - Храма и огромной галереи с миллионами ликов и писем погибших и оставшихся в живых фронтовиков. Все условия для этого созданы.
И это далеко не всё, что предстоит сделать нашим гражданам для придания Великой Победе статусов сакральности и неприкосновенности. Надо научиться каждому дорожить в себе чувством Родины и соскабливать с себя коросту мещанства, погубившего социализм. Этому служит Волонтёрское движение, Трезвенное движение, овладение сокровищами мировой культуры и многое другое.
Христос, как известно, был окружён учениками .Ближайшие из них носили звание апостолов. Являя в себе духовное средоточие наставлений Учителя, апостолы обеспечили жизнеспособность новой Христовой этики, которая и внесла в мир новое измерение Человека. Создание института апостолов Победы не только логично, оно обеспечивает ту меру накалённости метафизики величайшего явления в истории, но является гарантом его сакральности и неприкосновенности.
Кроме института Апостолов Победы, предполагается изменение формата и духа семейного собрания, посвящённого Дню Победы, в сторону освобождения не только от алкоголя, но и от поглощения пищи. В этом последнем шаге значится отказ от псевдо-ритуального застолья. Алкоголь нарушает подлинность, глубину и полноту переживания великого события всечеловеческой ценности. Его не должно быть категорически! И никаких соков и вод с ритуальной посудой. Не это требуется, а осуществление такого сценария семейного или какого другого собрания, чтобы без алкогольной мути в голове почтить всех, даровавших нам жизнь. Для этого пережить глубоко и полно, чем была та бесконечно ожесточённая война и как добывалась Победа. В семье или группе должны найтись пионеры этого «военного» дела, которое будет являть маленькую по масштабам, но огромную по глубине и последствиям социальную революцию. Теперь понятно, почему тут не угодно принятие пищи и даже чая. Это диктуется высоким уровнем переживания, похожего на молитвенное .
Считаем, что для постановки вопроса изложенного вполне достаточно. Можно, конечно , добавить и процедуру внесения в Конституцию РФ законодательной нормы, обеспечивающей неприкосновенность Великой Победы, но последнее слово за живым творчеством масс, которым самым серьёзным образом и с самой высокой трибуны будет объяснена суть дела и намечены его контуры.
Так получилось, что именно Великая Победа Советского народа с его неисчислимыми жертвами бросила России исторический вызов, ответом на который видится преображение Человека, способного противостоять наползающему мировому злу нацизма; Человека, одолевшего безумие потребительства и сбросившего коросту мещанской тщеты и выросшего в Человеческом измерении. Только тогда мы победим окончательно. Именно в этом видится бескровный ,но по-своему беспримерный, подвиг искупления великих,- во тысячу Христовых,- жертв Светского народа в Великой Отечественной войне.
20.04.2020 г. Лев Козленко, кандидат медицинских наук, г. Саратов

1.0x