Авторский блог Дмитрий Канаков 13:28 31 декабря 2020

Священная и святая

метафизика Победы 1945 года

Как постичь сущность такого планетарного явления, как Великая Победа 1945 года? Наши предки уже осмыслили войну, а значит, и Победу сквозь призму категории сакральности, что в русском языке можно прекрасно объединить в семантике слов "священность" и "святость". И, как Ветхий Завет (в смысле — древний, от праотцов), передали это нам, своим потомкам, которые в последние годы в победной поступи "Бессмертного полка" устремляются в едином порыве к "горним смыслам".

Уже в песне "Священная война" противник метафорический сравнивается с "нечистью", "силой чёрной", то есть инфернальными силами. В истории религии (и мировой литературы) существует прекрасный образ (почти платоновский "правдоподобный миф"), закреплённый в ближневосточных культах и рукописях, исторически предшествующих христианству, который благодаря феноменологическому методу способен нам прояснить сакральный смысл Победы. Не нужно обращаться к социально-экономическому или социально-политическому анализу причин войны, об этом сказано достаточно, надо только ещё раз напомнить о провидческой работе В.И. Вернадского, в которой перелом в войне и успехи РККА понимаются как утверждение принципа жизни и вступление планеты на новый виток эволюции биосферы — ноосферы.

Таким образом, противостояние в великой войне — это не только противостояние РККА и немецко-фашистских захватчиков, советской и нацистской идеологий, о чём обычно говорят (это только видимая часть великого противостояния). Речь идёт о глубинном (в онтологическом смысле) противоборстве, которое, на наш взгляд, не прекращается до сих пор, сынов света (РККА) и сынов тьмы (немецко-фашистских захватчиков), сил света, добра и сил зла. Неслучайно Лебедев-Кумач употребляет по отношению к захватчикам эпитет "чёрный", и самая "удачная" эсэсовская форма, пошитая фирмой "Хьюго Босс", была чёрного цвета, символа инфернальных сил, обрушившихся из преисподней на землю и готовых уничтожить всё живое. Но на пути тёмных сил, как некогда в мифические времена кумранских рукописей, восстали сыны света (доблестные воины РККА) и остановили, обратили их в бегство, сломали хребет фашистской нечисти. И утвердили на долгие четыре десятилетия мир в Европе и баланс сил во всём мире, построенном на верных априорных принципах — советских.

Такой подход побуждает по-новому взглянуть на историю Великой Отечественной и Второй мировой войны. Есть такая страшная цифра в статистике — 97%. Столько родившихся в 1922 году, то есть тех, кому в июне 1941 года было 18-19 лет, своими костьми легли на священный алтарь Победы. Когда "чёрная чума" пробудилась и за двадцать лет постепенно охватила всю Европу, то словно по божественному провидению на землю с небес спустилось красное воинство, вставшее на пути "чёрной нечисти" в её движении "на восток", и своею (97%!) "смертию смерть поправ", красное воинство ушло в вечность. А миру это небесное воинство явило чудо, которое мы ещё не осознали и не осмыслили: ведь если Бог существует, и если он как всемогущий (παντο-κράτως) явил себя миру в чуде Боговоплощения — Иисуса Христа, то неужели он не мог явить чудо коллективного Боговоплощения и воплотиться в целом поколении советских людей, дабы предотвратить падение мира (космоса) в бездну (хаос)? Таким образом, теологически становится понятен смысл русской революции и Великого Октября: это была подготовка к предстоящей мировой битве двух противоположных космических сил — добра и зла, света и тьмы. И совершенно по-новому предстаёт образ провозвестника и пророка русской революции, чей 150-летний юбилей так предательски (по отношению к собственной и мировой истории) избегает отмечать действующая российская власть или, как они себя называют, "элита".

Этот образ символизируется образом "учителя праведности", и неслучайно образ и жизнь В.И. Ленина, его служение делу революции, его труд стали для целых поколений советских людей идеалом для подражания и в мирное время грандиозных строек эпохи индустриализации, и в трудное военное время на фронте и в тылу, и в послевоенное время, и в период освоения космоса. Везде и всегда, от мала до велика, всю жизнь советского человека сопровождал образ Ленина. Именно этот образ "учителя праведности" (который призывал "учиться, учиться и ещё раз учиться") был примером для подражания тех 97%, других бойцов РККА, тружеников тыла — всего "небесного воинства", был духовным поводырём в их битве с силами зла.

И главным оружием в этой смертельной битве добра со злом были не танки Т-34, не легендарные "катюши" — это внешние проявления, материализация духовной силы, — а феномены, явленные нам на уровне чувственного восприятия, которые скрывают открывающийся только пытливому разуму подлинный источник русской победы над злом. Источник этот — истина, учение В.И. Ленина, которое, как вертикальная ось, связало землю и небо, поскольку своими глубинными основаниями упирается в веру в лучшие качества человечества и ориентирует человека к лучшему. Горизонтальную же ось образовали 27 млн. наших погибших соотечественников, лучших из людей, небесное наше воинство, божественная жертва. Соединяясь, эти две оси, вертикальная и горизонтальная, образуют символический крест (вспомним о философии символических форм). Русский Крест, который наш народ несёт и который станет трамплином грядущего Воскресения и Царства Божьего на земле. Известен ленинский афоризм о "всесильности учения Маркса, потому что оно верно", то есть критерием силы у Ленина выступает истина, правда, а не грубый американский утилитаризм. Вспомним, что упомянутое παντοκράτως можно перевести с древнегреческого дословно как "всесильный", то есть опять в нашем феноменологическом анализе нам помогает "философия символических форм".

Так полюбившаяся ещё с "лихих девяностых" фраза из балабановского фильма — "в чём сила, брат?.. сила — в правде" — отнюдь не оригинальна. Она, по сути, является парафразой ленинской мысли, но раскрывает глубинные, онтологические основания русской Победы. Наша сила, сила сынов света, была не столько в оружии. Оружием — самым современным! — были оснащены и сыны зла, на которых работали к моменту вторжения в СССР вся европейская промышленность и промышленность США. Нет, наша сила была в истине, правде, которую на нашу землю принёс "учитель праведности", по которому было построено советское государство — самое справедливое и народное государство на земле и в человеческой истории.

Таким образом, феноменологический анализ трансцендентальных оснований чуда Победы раскрывает его глубинный трансцендентный смысл, влекущий и взывающий к вечности, в котором вековое противоборство сил зла было преодолено атеистической верой в грядущее царство жизни, по мысли протестантского теолога Дитриха Бонхёффера о том, что сегодня "верить надо атеистически".

И тот импульс, который Победа дала всему послевоенному развитию человечества в русле гуманизма и веры в лучшее в человеке, сияет как путеводная звезда. Эта звезда, наглядно призывая к высшим (горним) смыслам существования погрязшее в удовольствии потребления современное хищническое общество, призывая к чуду трансцендирования, которое оказалось по силам человеческим в великой войне именно нашим предкам, которое в качестве примера и идеала реализуется нами в акции "Бессмертного полка", которое совершается вновь и вновь по модели "вечного возвращения", устремляет человека к духовному преобразованию своей "слишком человеческой" и животной природы.

Другими словами, трансцендентальный анализ раскрывает смысл нашей Победы — в преодолении себя, трансцендировании, выходе в духовно-нравственном совершенствовании на путях истины и правды за пределы человеческие.

Благодаря этому духовному акту наши предки обрели качества сынов света и победили в великой войне. А после Победы проявили своё подлинно русское милосердие к поверженному противнику, не уничтожив его, а включив в свою цивилизационную русскую орбиту как в модель общественного развития и духовно-нравственного совершенствования человека.

И сейчас именно эта модель — модель, когда миром управляют наши люди, вооружённые учением В.И. Ленина, наиболее актуальна и востребована во всём мире в эпоху пандемии, мирового экономического кризиса и непрекращающихся локальных, тлеющих конфликтов, готовых ввергнуть человечество в огонь мирового пожара.

Ради принципа жизни, ради сохранения жизни как космического, а не только планетарного явления, ради грядущей ноосферы, расширяющего царства разума, добра и справедливости, жизненно (экзистенциально) необходимо обратиться к нашим духовным истокам, так наглядно продемонстрированным нам и всему миру 75 лет назад. Вот какой смысл нам сегодня явила Победа. Однако уроки феноменологии Победы ещё не закончены, и нас ожидают новые откровения великого и глубинного смысла её.

Автор — доцент кафедры философии и культурологии Российского университета транспорта

1.0x