Встреча с природой, с творением Божиим, удивительной мощи, красоты, экзотичности может многое изменить в жизни молодого человека. Это, пожалуй, одна из составляющих невыдуманного, не спущенного сверху патриотизма.
Россия – это полифония. Но, увы, молодёжь всё меньше и меньше знает о своей стране, плохо представляет её территориальные и исторические особенности. Поэтому фильм, над которым сегодня работает съёмочная группа Краснодарской киностудии под руководством режиссёра Валерия Тимощенко, так и называется – «Неизвестная Родина». Проект реализовывается при поддержке Союзе кинематографистов России и Фонда поддержки регионального кинематографа.
Это особенное кино, когда кинематографисты снимают человека, который при этом сам снимает дикую природу. Такой человек, по определению, должен обладать исключительными физическими возможностями. Герою фильма молодому учёному и кинооператору Александру Перевозову ведь надо очень много ходить по огромному высокогорному заповеднику, а это, мягко говоря, очень пересечённая местность. Да, там есть тропы, но на них часто падают вековые деревья, они быстро зарастают. Словом, путь нелёгкий. К тому же животные, в том числе и хищные, ходят не по человеческим тропам, а по своим звериным. Нужно как-то за ними успевать, для этого необходимо быть физически крепким.

Режиссёр этого фильма и руководитель проекта когда-то очень много ходил по заповеднику, серьезно занимался альпинизмом, бывал на вершинах четвёртой «б» категории сложности как участник, руководил восхождениями третьей категории сложности, а на спасработах бывал и на «пятёрке» – это высшая категория сложности в альпинизме.
Через несколько недель Валерию Тимощенко – 66 лет, он многое ещё успевает, может пересечь заповедник верхом, где-то пройтись и с рюкзаком, но угнаться за героем этого фильма Александром Перевозовым не так-то просто. К счастью, в команде проекта есть молодые люди, одному из которых двадцать с небольшим, другому – тридцать. Вот они и отправились с Александром вроде бы в рядовую для него экспедицию, но оказалось, что даже для молодых, как будто спортивных, это очень тяжело.
В советские времена люди даже покупали путёвки и шли в буферной зоне Кавказского заповедника по этим тропам, это тогда называлось «плановый туризм». Помнится, один знакомый на вопрос о том, что ему больше всего запомнилось, ответил, что так устал что единственное что запомнил – это зад впереди идущего в мельчайших подробностях.
Но в киноэкспедиции надо ведь не просто пыхтеть, с трудом поспевая за героем, но ещё и снимать его. И – хочешь не хочешь – молодые кинематографисты, сами, падая от усталости, забегали вперёд и снимали героя. Они не ожидали, что будет настолько тяжело. Но если говорить серьёзно, это конечно, редкое счастье увидеть потрясающую, нетронутую красоту заповедника, висячие ледники, пихты высотой в два девятиэтажных дома, редких животных, зубров, медведей, благородных кавказских оленей в их естественной среде, в нетронутой дикой природе. Это стоит того, чтобы и попотеть, и помучиться. Сложнее всего команде было снимать, когда Александр отправился к гнёздам и присадам грифов и белоголовых сипов, группе надо было пройти по скалам – непростой переход.
Но они всё равно снимали то, как Александр снимает грифов, оленей. Он – орнитолог по своей научной специализации, и иногда ему приходится сутками выжидать, чтобы снять ту или иную редкую птицу. И «киношникам» приходилось смиренно и терпеливо ожидать рядом с ним, неважно холодно или жарко, чтобы снять пичугу, когда она прилетит покормить птенцов.
Конечно, в этом кино уникальные редкие кадры собственно дикой природы, поведения животных должны занимать большое, если не основное место. Для этого съёмки фильма, по сути, начались гораздо раньше. Командой проекта был заключён договор с героем, и он снимал этих животных, студия сделала это на свой страх и риск, ещё не зная, будет ли эта работа поддержана государством. Александр снимал во все времена года самых разных животных. Кавказских туров, к примеру, которые живут и размножаются на недоступных скалах и на очень серьёзной высоте. Зритель, по замыслу команды проекта должен быть поражён, восхищён, удивлён красотой своей неизвестной Родины.
Наверное мы, современные взрослые люди, разучились радоваться этой красоте как когда-то в детстве. И создатели фильма подумали, что хорошо бы, чтобы дети были с героем. Вы спросите, какие могут быть в заповеднике дети, когда взрослые здесь падают от усталости? И оказалось, что такие дети есть – это дети Александра. И он и правда отправился в одну из экспедиций со своими детьми, снял, как они вместе с ним наблюдают животных, оленей, зубров. Как видят охотящуюся лисицу совсем рядом, она в заповеднике практически не боится людей. Эти дети тоже – герои фильма, их реакция на этот заповедный мир напоминает и нам, взрослым, как надо относиться к природе. «Будьте как дети».
Фильм этот снимается для самого широкого зрителя и в стране, и в мире, сегодня человек в природе – это самая востребованная зрителем тема. Недаром самые большие кинотеатральные просмотры именно у фильмов о дикой природе. Видимо, человек устал жить в бетонном и пластиковом мире, в коробках квартир, радоваться кошечке, видеть из окна кусочек неба.
Но, разумеется, такое кино необходимо в первую очередь самим жителям юга России, которые находясь в 150 километрах от Зоны абсолютной заповедности, могут всю жизнь прожить и так и не увидеть этой потрясающей красоты. Да и жителям всей России. Ведь если сегодня спросить прохожего, где живут самые крупные животные Евразии, не факт, что он ответит. А самые крупные животные Евразии – зубры – живут здесь, в Кавказском заповеднике. А где живут птицы с размахом крыльев почти три метра? Здесь, в Краснодарском крае. Грифы, бородачи-ягнятники. И самые высокие деревья Евразии растут не в Сибири, а в Краснодарском крае. Пихты здесь достигают высоты 60 метров (напомним, что девятиэтажный дом – всего 25 метров).
Сегодня в заповеднике есть даже переднеазиатские леопарды, десяток этих животных запустили не так давно. А ещё лет восемьдесят назад их здесь было настолько много, что колхозники обращались за помощью, леопарды задрали коз, собаку утащили. Местные газеты об этом в тридцатые годы прошлого века писали не раз.
Перед переменой погоды, когда воздух прозрачен даже из Краснодара видны белые снежные плато и отвесные скалистые вершины.
Когда съёмочная группа собиралась в экспедицию, конечно, ребята намекнули режиссеру, что не хотелось бы встретиться с леопардом. Но, конечно, в заповеднике леопард не нападёт на человека, это очень осторожное животное. Его вряд ли удастся даже увидеть.
Задача этого фильма ещё и в том, чтобы помочь соотечественникам понять, что весь этот удивительный мир рядом, всё не так далеко, своя страна не так далеко – и высокие горы, и камышовые джунгли в дельте, и тёплое Черное море.
Оно тоже в 150-ти километрах от Краснодара со своим удивительным подводным миром. И сейчас многие из нас, к сожалению, узнали из новостей о катастрофе танкеров в Керченском проливе и нефтяном загрязнении моря. Отчётливо для нас стало ясно, как уязвим и хрупок мир дикой природы. А до этого разве мы задумывались о том, что происходит с птицами Чёрного и Азовского моря, с дельфинами. Чёрное мое – одно на всех россиян, оно ведь не только для того, чтобы лежать на его берегу на солнцепёке, плотненько, как шпроты в банке...
Если поговорить с местными жителями, не полениться пройтись вдоль его берегов, то в определённое время можно увидеть, как дельфины охотятся на кефаль, как они, уже сытые, просто играют с ней, загоняют её вместе на мелководье и там легко берут эту рыбу.
И ещё... Одна из задач фильма – рассказать о том, что особо охраняемым природным территориям сегодня реально нужны волонтёры, экологические «трудники», ведь многие хорошие, совестливые люди думают о спасении планеты вообще, не очень представляя при этом, что какому-то реальному её уголку совсем рядом с ними грозит опасность. Живая Кубань – Живая Россия – Живая планета, в такой последовательности, а не наоборот.
Фотографии предоставлены Краснодарской киностудией
Автор фотографий Александр Перевозов