Авторский блог Татьяна Белозёрова 11:03 29 апреля 2017

Свободным может быть только падение

Любимые мои ученики

Более десяти последних лет я, как член Союза журналистов РФ, победитель многих творческих конкурсов, награжденная серебряной медалью ВДНХ в области журналистики, руководила школой «Репортёр» при редакции городской газеты «Орская хроника». По крайней мере, сто моих выпускников работают сегодня журналистами на первом и других каналах ТВ, в пресс – группах силовых структур, стали писателями. Главное - пишут. Иногда приезжают ко мне, и начинаются весёлые воспоминания. Наверное, я их люблю.

Свободным может быть только падение.

Существует ироничное высказывание: о прошлом можно узнать, на будущее воздействовать, лишь о настоящем ничего не известно. Но нам, команде журналистов, которых собрал под одной крышей Его Величество Случай ( многие - с демократическим привкусом свердловской журналистики) было понятно: нация, которая беседу сама с собой – вот что такое хорошая газета. И нация вела этот диалог - нашими перьями, нашим языком, который иногда чешется, потому что хорошо подвешен. Позади были девяностые. Неужели было непонятно, когда все шагают в ногу, мост обрушивается? Начало третьего столетия! Невыносимая тяжесть бытия! Но как зачеркнуть то, что было, невероятные подвиги народа? Как быть с теми, кто продолжал пахать, сеять, строить? Свежие силы, где они? И мы объявили о наборе старшеклассников в школу, которая учила бы творчеству, шагая вслед за реформами с отрытыми глазами. Но можно ли научить ему? Пришли школьники. На теории зевали. И я поняла, теория без практики – горох об стену. И пошла вместе с ними « в люди». Натаскивала их, как котят: учитесь задавать нужные вопросы, многие герои в ответ - или да, или нет. А если мы узнаём о его хобби, например. Смотрите, заулыбался, теперь – то его не остановить, теперь он и на наши непростые вопросы ответит, ведь мы стали ближе. Роднее, что ли. Пришли вчетвером к участнику войны. Трое моих ребят сидят на диване. Я с героем за столом. И вдруг он стал показывать, как его ранило в руку, когда он перелезал через проволоку заминированного поля. Он бросается на ковровую дорожку и ползет к невидимой колючке. Я, естественно, за ним с диктофоном в руке. Ползём. Оборачиваюсь: мои ребята безмолвно хохочут на диване, дрыгая ногами. Смешно? А я и не понимала до сих пор, что со стороны наша профессия еще иногда и смешна.
Получили первые крещения. А теперь сами - к героям! Одна группа не успела встретиться, фронтовика похоронили. Репортёры набирают «мой» номер, перепутав всего одну цифру. Надо же, никогда не верила в совпадения. А тут…На другом конце им отвечает…тоже Татьяна Александровна. Они к ней без обиняков. «Он умер, нам что, другого искать?» Надо же, опять совпадение - у моей тезки неделю назад умер муж. А ребята не успокаиваются. Звонят и звонят. Женщина не выдерживает, рыдая: кто вы такие? «Школа «Репортёр». Она звонит в редакцию. Есть такая школа? Есть. Руководитель Татьяна Александровна, и вот её номер телефона. Всего одна цифра! А мне пришлось извиняться через газету. Первые строки…До сих пор храню эти наивные, лёгкие штампы. «Я люблю свою школу, потому что она хорошая». «Потрошу» мальчишку: а что такое хорошая? А чем же отличается от другой? Долго переписывал, ведь если б он написал сочинение на эту тему, ему поставили 5. А я ставлю двойку. И вдруг, однажды, как откровение: «Выхожу из школы, смотрю на окна. Кажется, что там мелькают тени – призраки бывших учителей, которых уже нет в живых». Ну, уже что - то. Другой пишет о фронтовике - служил на Балтике, корабль атаковал немецкий эсминец. Скучно написал. Расспроси о первых впечатлениях! И тогда мальчишка пишет: « Море был красным от крови. И по нему плавали стаи белых корабликов - бескозырки». Ксюше Назаровой ( нынче она главный редактор первого телеканала в Саратове) дала задание, жители дома, стоящего возле трамвайной линии, негодуют по поводу строительства на первом этаже еще одного магазина. Полы ходуном ходят от проходящих рядом трамваев, уже шкафы падают, строители рушат несущие балки ради магазинов. Опубликовала газета этот материал. На следующий день нас с ней вызывает советник мэра города. Советник начал на высоких тонах:

-Все жители отказались от подписей и письма. Но мы настояли на том, чтобы предприниматель сделал новые полы, чтобы шкафы не качались. Запретили и несущие балки удалять.

Ещё Гёте говорил, что между противоположными мнениями лежит не истина, а проблема. Какой урок преподнесли девчонке – выпускнице! Ей уже и без того доставалось: написала о беспорядках во дворе школы, пришлось в другую переводиться! И снова пошли к жителям дома:

- Никто от своих слов не отказался, хотя к нам приходили из мэрии.
И мы с ней вздохнули глубоко и спокойно – люди нас не подвели. Игры чиновников…
На 8 марта мои ребята решили меня поздравить. Живу на третьем этаже. Они прихватили с собой новогодние костюмы. Стали переодеваться внизу:

-Вот Татьяна Александровна удивится, увидев Деда Мороза, Снегурочку, Снеговика. Посмеемся!
В этот момент входила в подъезд бабушка с четвертого этажа, она увидела «театр», и всё поняла. Поднялась на третий этаж и стучит в дверь:
-К тебе сейчас Дед Мороз придет и Снегурочка. Встречай.

Какое Новогодье, мимозы продают! Надо, думаю, сказать её внучке, что с бабушкой совсем плохо, что – то с головой. Стук в дверь – и мои ряженые на пороге.

-Гады вы, - говорю им ласково, - я тут чуть бабульку в дурдом не отправила.

Хохочут!

Говорили с ними о свободе слова. Мы, журналисты, бороздящие мир, купающиеся в нём, как в море, не видя крутых берегов, отыскивающие свободу слова и действия, каждый день выходящие на тропу любви к читателю, усвоили истину: по - настоящему свободным может быть только падение. А свобода печати…В России не сложилось сил, заинтересованных в ней, многочисленные партии рассматривают СМИ, как элемент сохранения и приумножения своего влияния, хотя Президент В. Путин подчёркивает: «Мы не допустим ограничения свободы слова. Свободные СМИ – главная гарантия развития демократии». Свобода слова – это право журналиста взять любую информацию, кроме государственной и коммерческой тайн, разумеется. Это право любого органа СМИ, будь то газета или журнал, выходить в свет. И, наконец, самая главная свобода: право читателя получать достоверные факты и возможность высказаться.

1.0x