Авторский блог Виктор  Власов 16:31 17 февраля 2020

Свинья грязи найдёт

Я тоже учился в школе, но учителей не обсуждал

Я тоже учился в школе, но учителей не обсуждал. Интернет работал тогда не быстро, через модем, наверное, поэтому я не посещал злачные места и не оставлял злобные комментарии в социальной сети? «Отравить» пространство бранью и досадить этим ближнему мне, как школьнику, было не интересно чисто механически. Технология заговора не привлекала меня и тем более восторга не вызывала. Помню, когда одна недовольная ученица в старших классах начала собирать подписи против учительницы русского языка и литературы – никто её склоки не поддержал. Мы, ученики десятого класса, покрутили около виска и сказали, мол, дождёшься…

Она бегала по классу, плакала (делала вид, что плачет), закатывала истерику демонстративно, привлекала внимание к листу бумаги, где нужно было расписаться. Она говорила, что учителя нужно убрать из-за того, что он оценивает работу необъективно. А кого учитель оценил и что поставил, я не помню. И не знал тогда, мне было это не интересно.

С развитием интернета и социальных сетей свобода слова стала выглядеть вызывающей, не находите, читатели? Мы говорим, что думаем и не боимся кого-то обидеть. Вместо того чтобы пройти мимо и не затронуть ничьи чувства, мы пишем что вздумается, что придёт на воспалённый ум, как будто в состоянии аффекта. Этим страдают повсеместно, и это прослеживается у одних и тех же людей, пользователей сети.

Чем руководствуется школьник, когда заходит «Вконтакте» в группу «Подслушано: школа…» и оставляет гневное сообщение? Эмоциями. Ничего кроме мести, например, его не волнует. А если и не волнует месть? Тогда зачем туда заходить и писать «гадость» на того или иного человека. Зачем поддерживать чьи-то потуги к бесполезному времяпрепровождению? Ко времени, за которое потом будет стыдно, грустно и даже могут сделать замечание, привлечь к ответственности. Мне, как учителю, писателю и журналисту, это ясно. Заходят дети в подобные группы ради забавы, почитать «жареное», узнать о другом человеке, вооружиться сплетнями и россказнями. Многие дети, сами того не осознавая, участвуют в травле и тиражировании бесполезной и гадкой информации. Теория заговора работает на полную катушку?..

Разговаривая со знакомым инспектором ПДН, мой коллега, заслуженный учитель РФ, предлагает вывешивать лист с фамилиями детей, которые были замечены в злачных группах и публичных страницах «Вконтакте». Если вы комментируете что-либо в таких местах, наряду с матерщиной и неприличными картинками, значит, вы и сами поддерживаете существующий там расклад. Отговорки, мол, я ж маты не писал и ничего плохого не выложил, также не должны считаться. Вы сообщник этого микро-общества, вы создаёте ему коэффициент полезного действия.

– София Бариевна, почему школьники предпочитают поддерживать именно эти сообщества, где кого-то обсуждают в разных ракурсах? – спрашиваю у штатного психолога в нашей школе. София Бариевна – умнейший человек и уважаемый специалист в своей области.

– Говоря проще, времени у школьников много и тратить его на ерунду легче, нежели на что-то полезное и затратное для ума и других качеств личности, Виктор Витальевич. Эти сообщества наглядно показывают, кто там находится. Кому эти «средства» нужны? Ведь мы не увидим там воспитанных и умных людей. Не все там постоянно обитают. Заходя, скажем, в «Подслушано о школах», мы замечаем там одних и тех же людей. Причём, оставляет отзывы в подобных группах возраст определённый, бунтующий. Там не сидят морально взрослые люди. Там нет людей эрудированных, им просто это не нужно – они займут своё время более полезными вещами.

– Ваня, ты ж качок?! – спрашиваю коллегу по спортивному цеху. – Ты лазишь в «подслушках вк» всяких?

– Нет, нафига, лучше лишний раз мышцы качнуть, – пожимает он плечами.

Ваня – тупой качок, по крайней мере, так может показаться издалека, однако узнавая его ближе, я понимаю, что Ваня – хороший человек и не стоит про него думать нелестно.

Возникает какая-то ситуация в той же школе, когда одни дети выступают против других или пуще того – против учителей, против администрации. Подключаются родители и начинают «отписывать» гадости в группе «Подслушано», поддерживая распри и хуже того – призывают расправиться с человеком. Ситуация утихает, дети и родители успокаиваются. Но остаётся неприятный осадок и теперь все знают, кто и кого на что подталкивал.

– Разок оштрафуют родителей на круглую сумму, поставят на учёт ребёнка, – сетует учитель истории Валентина Владимировна. – Чтобы в следующий раз люди знали…

Парадоксально звучит новость о том, когда дети в школе травят учителей. Представляется, что это школа для детей, тяжёлых в психическом плане, социально-неблагополучных. Однако выясняя обстоятельства дальше, становится известно: это дети обыкновенных родителей, которые мало ими занимаются. Работают много и почти не уделяют внимания своим чадам. И мало того, их родители – офицеры полиции. Парадоксально звучит, право же.

– Не стоит опускаться ниже плинтуса, – советует педагог дополнительного образования Антон Николаевич. – Нельзя вступать в дискуссию с детьми. Потом сам же будешь виноват. Он ко мне подошёл… Планка учителя очень высока, а планки ребёнка почти нет, спрос с дитяти никакой в прямом и переносном смысле. За него отвечают родители.

Роясь в группах категории «подслушано», приходит на ум известная фраза:

– «Свинья грязи найдёт».

Только свинья – это животное и довольно чистоплотное, а в грязь садится, чтобы решить проблемы, связанные с кожным покровом. Куда хуже обстоят дела у человека, который нарочито опускается в «грязь», чтобы оказаться там, словно в блеске…

– Батюшка, почему люди лезут в грязь? – спрашиваю у православного священнослужителя – о. Вячеслава – из храма в честь Иконы Божией Матери «Скоропослушница». Он служит в храме неподалёку от школы, где я работаю учителем английского и немецкого языка.

– Грех не чужд всему людскому, Виктор, – добродушно объясняет батюшка. – В Библии сказано, что мы должны максимально обезопасить себя от воздействия греха. Ведь если мы допускаем мелкую провинность и не следим за собой, потом мы допустим ещё большую и тогда мы пострадаем сильней. Нельзя думать, что нас никто не спросит в итоге. Вот сделал ты плохо ближнему – ты плохо сделал в первую очередь себе! Если сначала никто тебя не видит, как тебе кажется, то потом обязательно все покажут пальцем именно на тебя. Ты ж был первый или последний… С отрицательной стороны лучше не светиться нигде и никогда. Только с положительной. Но если не получилось, и всё-таки показали пальцем, значит, надо сказать, что ваш пример плохой и пусть послужит уроком всем.

Жду вас в своём Клубе молодого писателя

1.0x