пнвтсрчтптсбвс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
Сегодня 03 июля 2025
Авторский блог Василий Шахов 14:10 1 ноября 2015

Светская этика и светская духовность

Страницы нового факультатива...

СВЕТСКАЯ ЭТИКА И СВЕТСКАЯ ДУХОВНОСТЬ:

культурологический тезариус

Абсолютизм этический (от лат. absolutum) – методологический принцип истолкования природы нравственности, лежащий в основе многих этических теорий. Понимание добра и зла, нравственные принципы и законы сторонники абсолютизма истолковывают как вечные и неизменные, абсолютные начала (законы вселенной, космоса, априорные истины или божественные заповеди).

Автономная этика ( от греч. cлова autos – сам и nomos – закон) – нормативная этика, которая выводит моральные принципы из внутренних, собственных законов нравственности.

Авториторизм моральный (от лат. auctoriutas – власть, приказание) – одна из форм догматизма в морали, проявляющаяся в способе обоснования нравственных требований

(авторитет).

Авторитет (от лат. Auctoritas – власть, влияние) – форма дисциплины, способ регулирования и направления человеческой деятельности посредством влияния, которые оказывают на их убеждения и поведение отдельные лица, группы лиц, организации

(так называемые носители авторитета; их иногда называют «авторитетами»).

Аксиология этическая (от греч. axio - ценность и logos – учение) – теория, рассматривающая философские вопросы моральных ценностей.

Активность общественная (от лат. activus – деятельный) – деятельное отношение людей к жизни общества.

Альтруизм ( фр. altruisme - от лат. alter - другой) – моральный принцип, требующий от человека подавление собственного эгоизма, бескорыстное служение ближнему, готовность пожертвовать своими интересами в интересах другого.

Аморализм ( от греч. отрицательной частицы а и лат. moralis – нравственный) – моральный принцип, в основе которого – нигилистическое отношение к общечеловеческим нормам морали.

Аскетизм (от греч. askeo – упражняюсь, asketos – отшельник) – моральный принцип

самоотречения, отказа от мирских благ и наслаждений, подавления чувственных стремлений во имя нравственного самосовершенствования.

Благо – понятие для обозначения положительной ценности предметов материальной и духовной культуры.

Благодеяние, благодарность, благородство – моральные качества, действия, характеризующие поступки человека с позиций возвышенных мотивов (самоотверженность, верность высоким идеалам, великодушие, мужество, следование «разумному, доброму, вечному»).

Брак и семья (нравственные основы) – важнейшая сфера действия морали.

Вежливость, великодушие, верность, взаимопомощь – положительные моральные качества.

Вероломство – отрицательное моральное качество.

Вина, виновность – положение (состояние), противоположное п р а в о т е.

Воздаяние - вознаграждение или наказание за содеянное.

Волюнтаризм (от лат. voluntas – воля) – субъективистский принцип понимания нравственной деятельности человека.

Воспитание нравственное - составная часть единого процесса общественного воспитания (наряду с религиозным, политическим, идеологическим, трудовым, бытовым, эстетическим).

Всестороннее развитие личности – целостное, гармоническое развитие человека.

Выбор моральный – акт духовной деятельности личности (намерение, интерес, убежденность, совестливость, ответственность).

Выдержка – моральное качетво (самообладание, настойчивость, стойкость, упорство).

Высокомерие – отрицательное моральное качество.

Гедонизм (от греч. hedone - наслаждение) - способ обоснования морали, содержание которого – получать наслаждение и избегать страдание.

Героизм - особая форма человеческого поведения, подвиг.

Гордость – форма проявления самосознания индивидуальности, общественное и моральное чувство.

Грех – понятие, обозначающее специфическое религиозное понимание вины человека.

Грубость - отрицательное моральное качество.

Гуманизм (от лат. humanus - человечный) – принцип мировоззрения.

«Гуманистическая этика» - направление философской мысли.

Демагогия (от греч. demos – народ и agogos – ведущий; demagogos – политикан) – лицемерие в политике.

Деонтология (от греч. deon – должное и logos – учение; наука о должном) – раздел этики.

Деяние – действие, рассматриваемое с позиции его практического содержания и достигнутого результата.

Деятельность моральная – категория этики, осмысливающая деяния, побуждения, интересы, привычки, склонности, долг, идеал, осуществление целей.

Дисциплина (от лат. disciplina – учение) – общественные отношения, определяющие формы поведения в обществе, обеспечивающие согласованность действий внутри коллектива.

Добро – одно из ведущих понятий морального сознания, важнейшая категория этики,

противоположность злу.

Добродетель - понятие нравственного сознания, противоположное понятию порока.

Доверие – отношение к действиям другого лица, основанное на правоте, верности, добросовестности, честности.

Догматизм (от греч. dogma – учение, мнение) - принцип, характеризующий отношение человека к нравственному учению. Частные проявления догматизма – формализм, фанатизм, фетишизм.

Долг – одна из главных категорий этики; отношение личности к обществу (обязанность, ответственность, самосознание, совесть, мотив).

Достоинство – понятие морального сознания, в основе которого – представление о ценности человека как нравственной личности.

Дружба – форма взаимоотношений людей, близкая к товариществу; возникает на основе близкого общения, совместной деятельности, общности идеалов, интересов, убеждеий, склонностей, мироощущения.

Зависть – враждебное, неприязненное чувство по отношению к успехам другого.

Зазнайство – отрицательное моральное качество, связанное с самолюбием, тщеславием, самомнением, чванством.

Заповедь – норма поведения, завет, пожелание.

Зло – морально-этическая категория, обозначающая человеконенавистничество, обман, вероломство, малодушие, низость; противоположность добру, благу.

Злодеяние – противоположность благодеянию, добродеянию.

«Золотое правило» - библейская заповедь: «Во всем, как хотите, чтобы другие поступали с вами, поступайте и вы с ними».

Идеал (от греч. idea – представление, идея) нравственный, идеал общественный, идеал эстетический – понятия морального сознания; представление о «прекрасном человеке»,

гармоническом человеческом общежитии, социальном устройстве.

Идейность - убеждённость.

Измена – нарушение верности общему делу, узам любви, дружбы, товарищества.

Индивидуализм (от лат. individuum - неделимое, особь) – принцип обоснования нравственности и выбора линии поведения. Проявляется в эгоизме, честолюбии, тщеславии, высокомерии.

Инициатива (от лат. initiare – начинать) – самодеятельное участие человека в социальной деятельности.

Интерес – целеустремленное отношение человека (класса, общества в целом)

к чему-либо.

Интернационализм – международное единство.

Интуитивизм (от лат. intueri – пристально, внимательно смотреть) в этике – направление, сторонники которого утверждали, что моральные понятия обосновываются не посредством опыта и разума, а интуитивно (как «самоочевидные» истины).

Иррационализм этический (от лат. i – отрицательная частица и rationalis – разумный, обоснованный) – методологический принцип истолкования природы нравственности.

Искренность – моральное качество, противоположное лицемерию.

Искупление – снятие с себя вины (частичное или полное) за совершенные ранее поступки через полное признание своей вины.

Истина и нравственность - одна из важнейших философско-этических проблем.

Карьеризм (от ит. carriera – бег) – отрицательное моральное качество, связанное с честолюбием, эгоизмом.

Категории этики ( греч. kategoria – суждение, определение) – основные понятия этики, морали, нравственности.

«Категорический императив» - ведущая категория этики И.Канта. «Нравственный закон» гласит: «поступай так, чтобы максима твоей воли (правило, которому ты следуешь) могла быть вместе с тем основой всеобщего морального законодательства (то есть, чтобы все люди могли ему следовать).

Качества моральные - наиболее типичные, характерные с моральной точки зрения черты поведения человека.

Клевета - вид вероломства.

Кодекс моральный ( от лат. codex – книга) – свод нравственных норм.

Коллективизм (лат collectivus, от colligere – собирать вместе) – один из ведущих принципов нравственности.

Корыстолюбие отрицательное моральное качество, связанное с эгоизмом.

Критерии нравственности (от греч. criterion – мерило для оценки) – важнейшая проблема этики.

Критика и самокритика (от греч. kritike – разбор) – один из способов выражения общественного и личного мнения.

Культ личности – преклонение перед отдельным лицом.

Культура поведения - совокупность форм повседневного поведения людей.

Лицемерие - отрицательное моральное качество, противоположное прямоте, честности, искренности.

Личность моральная – субъект нравственной деятельности, связанной с понятиями долга, ответственности, самосознания, совести, самооценки, достоинства, убеждения).

Любовь – чувство, связанное с общностью и близостью между людьми.

Малодушие – отрицательное моральное качество, характеризующее слабость

индивидуальности.

Манеры ( фр. мaniere – приём, образ действия) – способ держать себя, форма поведения, общения с людьми.

Месть – расплата за причинённое в прошлом зло.

Мечта - чувственно-психологическое проявление идеала.

Мещанство – понятие, близкое к пошлости, трусости, ханжеству.

Мнение общественное – средство духовного воздействия на поведение людей.

Морализирование – нравственная оценка тех или иных явлений, связанная с абстрактными идеалами.

Мораль (от лат. moralis – нравственный; mores – нравы) – предмет изучения этики.

Важны для понимания проблемы: мораль и религия; мораль и искусство, мораль и наука; мораль и политика; мораль и право; теория моральной доброты).

Мотив - субъективное отношение человека к поступку.

Мужество – моральное качество, связанное со смелостью, стойкостью, выдержкой самообладанием, самоотверженностью.

Навыки – способы действий, усвоенные человеком.

Ненависть – моральное чувство, связанное со взаимной враждой.

Нигилизм (от лат. nihil – ничто) – моральный принцип, отрицающий общие для всех

нравственные ценности.

Норма моральная (лат. norma – правило, образец) – норма поведения, следование правилам, заповедям.

Нормативная этика – этика, решающая проблемы смысла жизни, назначения человека, сущности добра и зла, нравственного долга индивидуума.

Нравы – обычаи, имеющие нравственное значение.

«Общественный договор» - теория, которая давала возможность некоторым мыслителям прошлого объяснять происхождение государства, права и морали.

Общечеловеческое в нравственности - формы морального сознания, нормы человеческого общежития, оценки, идеалы, важнейшие из которых: гуманизм, справедливость, равенство, достоинство личности.

Обычай – вид общественной дисциплины, форма действий, повторяющихся в определённых однотипных обстоятельствах, связанных с традициями, преемственностью.

Обязанность моральная – нравственное требование, выступающее как долг человека; существуют семейные, общественные, трудовые обязанности.

Обязательство – добровольное возложение человеком на себя обязанности перед обществом или отдельными гражданами.

Оптимизм (от лат. optimus – наилучший) - позитивное, положительное воззрение на общий ход развития человечества.

Ответственность – категория этики, выражающая соответствие моральной деятельности личности её долгу. Ответственность, в частности, проявляется в отношении к женщине, отношении к собственности, отношении к труду, в моральных отношениях, долге, достоинстве, самоконтроле.

Оценка моральная – одобрение или осуждение моральным сознанием различных явлений, коллизий социальной реальности.

Патриотизм (от греч. patris – родина) – общественный и нравственный принцип,

определяющий отношение человека в Отечеству.

Пережитки моральные – оставшиеся от прошлого устаревшие остатки привычек, нравов, взглядов (среди них – тунеядство, хулиганство, карьеризм, чванство, демагогия, а также лицемерие, ханжество, «двойное» существование).

Пессимизм (от лат. pessimus – наихудший) - воззрение, противоположное оптимизму.

Побуждение - чувственная форма проявления мотива, намерения к совершению какого-либо поступка.

Поведение моральное – совокупность человеческих поступков, действий, имеющих нравственное значение.

Подвиг – акт героизма.

Полезность - проявление общественного значения моральных действий, имеющих предметом общую пользу.

Поощрение и наказание в морали - нравственно-воспитательные функции, обусловленные духовным воздействием общества на личность.

Почин – одна из форм инициативы.

Прагматизм в этике (от греч. pragma – действие, практика) – направление в философии морали.

Предательство – нарушение верности общему делу, измена.

Преступление – понятие морального сознания, объясняющее проступок с точки зрения меры, в какой он нарушает требования нравственности.

Привычки – закрепившиеся в психике человека способы поведения.

Пример моральный - одна из форм инициативы.

Принципиальность (от лат. principium – основа, первоначало) – положительное нравственное качество, означающее верность определённой идее.

Принципы моральные – обобщенные нормы, требования.

Причинность в морали – историческая обусловленность действий, характеров, коллизий.

Профессиональная этика - специфические, своеобразные требования нравственности, обусловленные особенностями тех или иных профессий.

Пуританство (англ. рuritan лат. purus – чистый) – образ жизни, характеризующийся крайней строгостью нравов, аскетическим ограничением потребностей, сугубо патриархальным отношением к проблемам семьи, брака, личных взаимоотношений.

Равенство в морали – существенный принцип нравственности, провозглашающий и реализующий моральное требование в равной мере распространять требования и обязанности на всех людей, независимо от их общественного положения , условий быта и бытия.

Раскаяние – признание собственной вины и осуждение своих былых проступков.

Ревность - враждебно-неприязненное чувство по отношению к успеху, популярности, достоянию другого.

Религиозная мораль (от лат. religio – религия) – исповедуемая религией система нравственных представлений, заповедей, норм.

Релятивизм этический (от лат. relativus – относительный) - принцип, придающий понятиям и представлениям относительный, изменчивый характер.

Репутация (от лат. reputation – обдумывание, размышление) – сложившееся суждение о нравственном облике человека (коллектива).

Ригоризм (от лат. rigor – строгость) – разновидность формализма в морали, связанная с фанатизмом, аскетизмом, ханжеством, фарисейством.

Ритуал (от лат. ritualis – обрядовый) – разновидность традиции или обычая.

Самовоспитание - составная часть самоконтроля.

Самолюбие – моральное чувство, выражающее уважение человека к себе как личности, индивидуальности.

Самообладание – одна из форм самоконтроля.

Самоотверженность – добровольное принесение себя в жертву во имя дорогих идеалов.

Самооценка – нравственная оценка своих собственных поступков, убеждений, мотивов.

Самосознание – осознание человеком себя как личности и своего места в коллективе.

Санкция моральная (от лат. sanctio – постановлять) – подтверждение нравственных требований.

Свобода воли – философская категория; означает, что, совершая поступок, человек осуществляет моральный выбор между добром и злом, нравственным и безнравственным.

Свобода нравственная – категория этики, обозначающая способность личности быть самостоятельной, самодостаточной, самодеятельной, творческой индивидуальностью.

Скептицизм моральный, этический (от греч. skepsis - рассмотрение, изучение) – воззрение на человека и природу моральных представлений, отрицающее их объективную значимость и познавательный характер.

Склонности нравственные – одна из граней духовного облика моральной личности

(наряду с убеждениями, чувствами, привычками).

Скромность – моральное качество; форма осознания личностью своих обязанностей перед окружающими.

Скупость – моральное качество.

Смелость – моральное качество.

Смирение – моральное качество.

Совесть – категория этики, характеризующая способность индивидуальности осуществлять моральный самоконтроль.

Сознательность – в самом широком (философском) значении слова совпадает с

понятием-дефиницией свободы воли.

Солидарность (фр. solidaire от лат. solidus – прочный) – единство убеждений и действий, взаимная поддержка и помощь.

«Социальная этика» (от лат. socialis – общественный) – нравственно-философское учение.

Сочувствие – одна из форм проявления человеколюбия, гуманизма.

Справедливость - понятие морального сознания, связанное со всесторонним развитием личности, благородством, человеколюбием, добротолюбием.

Стоицизм – философско-этическое учение, своеобразно трактовавшее понятия добродетели, самовоспитания, греха, фатализма, терпимости, смирения, общественной активности.

Стойкость – выдержка.

Страх – чувство, эмоция, вызванные явной или мнимой опасностью.

Стыд – одно из проявлений нравственного самосознания личности, моральное чувство, в которых индивидуум выражает осуждение, критику, неприятие некоторых своих действий, мотивов, моральных качеств.

Счастье – понятие морального сознания, в основе которого – высшая внутренняя удовлетворённость условиями быта и бытия.

«Телеологическая этика» (от греч. telos - цель, logos - учение) - философская теория, в основе которой утверждение существования некой мировой цели и целесообразность любого явления природы.

Теодицея – (от греч. theos – Бог и dike право) – оправдание Всевышнего в отношении допускаемого им зла на земле.

«Теономная этика» (от греч. theos – Бог и nomos – область) – этическое учение, рассматривающее нравственность исключительно как область взаимоотношения человека с Богом в отличие от «мирской» морали служения обществу и людям.

Терпимость – моральное качество, обозначающее отношение к убеждениям, интересам, верованиям, привычкам, поведению других людей.

Товарищество – отношения, основанные на общности человеческих интересов, связанные со взаимопомощью, солидарностью, уважением, доверием, доброжелательностью, симпатиями.

Традиции, преемственные связи (от лат. tradition – передача) – передаваемые из поколения в поколение идеалы, уклад жизни, нормы поведения и моральные принципы.

Требовательность – предъявление высоких моральных требований к личности и признание ответственности человека за выполнение этих требований.

Труд, нравственность труда, трудовое воспитание, трудолюбие - основные моральные качества личности; важнейшая сфера действия морали.

Трусость – малодушие.

Тунеядство – отрицательное моральное качество, связанное с праздностью, отвращением и пренебрежением к общественно полезному труду.

Тщеславие – проявление индивидуализма, эгоизма, ложного самолюбия.

Убеждение и принуждение – формы поддержания общественной дисциплины.

Уважение к людям – качество характера, связанное с признанием достоинства личности, справедливостью, равенством прав, чуткостью.

Утилитаризм (от лат. utilitas – польза) – этическая теория, признающая источник нравственности не в социально-исторических законах, а в «природе человека» как такового.

Фанатизм (от лат. fanaticus – исступленный) – слепая, некритическая приверженность исповедуемой идее.

Фарисейство – разновидность лицемерия и ханжества, одно из конкретных выражений формализма.

Фатализм (от лат. fatum – судьба, рок; fatalis – роковой, неотвратимый) – воззрение на историю и жизнь человека как на нечто заранее предопределённое.

«Фелицитология» ( от лат. felicia - счастье) – учение о достижении счастья.

Фетишизм в морали (фр. fetichisme - волшебство) – совокупность ложных представлений о природе нравственных ценностей.

Формализм (от лат. forma – наружный вид, внешнее очертание) моральный, формализм этический – разновидность догматизма.

Ханжество – одна из разновидностей морального формализма и лицемерия.

Цель, цели и средства – заранее предполагаемый (мыслимый, желаемый, проектируемый) результат действия или деятельности человека, и пути достижения этого результата.

Ценности моральные – одна из форм проявления моральных отношений общества.

Цинизм (от греч. kunosarges – название места, где происходило обучение философии) –

презрительное отношение к культуре общества, к его нравственно-духовным ценностям.

Чванство – высокомерное отношение к человеку.

Человеколюбие - гуманизм.

Человеконенавистничество – аморализм.

Человечность - принцип гуманизма.

Честность – правдивость, принципиальность, верность принятым обязательствам, искренность.

Честолюбие – одно из проявлений тщеславия.

Честь – одно из проявлений достоинства.

Чувства моральные - эмоциональная сторона духовной деятельности человека, связанная с проявлением любви, ненависти, доверия, сочувствия, сострадания, ревности, зависти, гордости, достоинства, стыда.

Чувство нового – положительное моральное качество, противоположное косности.

Чуткость – забота о нуждах, запросах и желаниях людей; связана с уважением к человеку, великодушием, скромностью, сочувствием, благодарностью, доверием.

Эвдемонизм (от греч. eudaimonia – счастье) – учение, полагающее исходным принципом нравственности понятие счастья.

Эволюционная этика (от лат. evolution –развёртывание) – учение, трактующее происхождение, природу и назначение нравственности с позиций биологического эволюционизма.

Эгоизм ( от лат. ego – я) – оказание предпочтения при выборе линии поведения собственным интересам перед интересами общества и окружающих людей; проявление индивидуализма.

Экзистенциализм в этике (от лат. existentia – существование) – разновидность этического иррационализма, определяющего положение личности в современном мире.

Эмоции моральные (от лат. emovere – возбуждать, волновать) – аффективная форма проявления моральных чувств.

Эпикуреизм – направление, в основе которого – полагание высшим благом состояние блаженства.

Эсхатология (или эшатология) (греч. eshhaton - последний и logos – учение) – религиозное учение о конечной судьбе вселенной.

Этика (лат. - ethica, от греч. ethos – обычай) – философская наука, объектом изучения которой является мораль.

Этикет (фр. etiquette, от греч. ethos – обычай) - совокупность правил поведения.

Язык моральный - логический аппарат рассуждений; совокупность суждений, терминов, понятий, дефиниций для обоснования этических требований, нравственных норм, моральных оценок.

1.0x