СВЕТСКАЯ ЭТИКА И СВЕТСКАЯ ДУХОВНОСТЬ:
культурологический тезариус
Абсолютизм этический (от лат. absolutum) – методологический принцип истолкования природы нравственности, лежащий в основе многих этических теорий. Понимание добра и зла, нравственные принципы и законы сторонники абсолютизма истолковывают как вечные и неизменные, абсолютные начала (законы вселенной, космоса, априорные истины или божественные заповеди).
Автономная этика ( от греч. cлова autos – сам и nomos – закон) – нормативная этика, которая выводит моральные принципы из внутренних, собственных законов нравственности.
Авториторизм моральный (от лат. auctoriutas – власть, приказание) – одна из форм догматизма в морали, проявляющаяся в способе обоснования нравственных требований
(авторитет).
Авторитет (от лат. Auctoritas – власть, влияние) – форма дисциплины, способ регулирования и направления человеческой деятельности посредством влияния, которые оказывают на их убеждения и поведение отдельные лица, группы лиц, организации
(так называемые носители авторитета; их иногда называют «авторитетами»).
Аксиология этическая (от греч. axio - ценность и logos – учение) – теория, рассматривающая философские вопросы моральных ценностей.
Активность общественная (от лат. activus – деятельный) – деятельное отношение людей к жизни общества.
Альтруизм ( фр. altruisme - от лат. alter - другой) – моральный принцип, требующий от человека подавление собственного эгоизма, бескорыстное служение ближнему, готовность пожертвовать своими интересами в интересах другого.
Аморализм ( от греч. отрицательной частицы а и лат. moralis – нравственный) – моральный принцип, в основе которого – нигилистическое отношение к общечеловеческим нормам морали.
Аскетизм (от греч. askeo – упражняюсь, asketos – отшельник) – моральный принцип
самоотречения, отказа от мирских благ и наслаждений, подавления чувственных стремлений во имя нравственного самосовершенствования.
Благо – понятие для обозначения положительной ценности предметов материальной и духовной культуры.
Благодеяние, благодарность, благородство – моральные качества, действия, характеризующие поступки человека с позиций возвышенных мотивов (самоотверженность, верность высоким идеалам, великодушие, мужество, следование «разумному, доброму, вечному»).
Брак и семья (нравственные основы) – важнейшая сфера действия морали.
Вежливость, великодушие, верность, взаимопомощь – положительные моральные качества.
Вероломство – отрицательное моральное качество.
Вина, виновность – положение (состояние), противоположное п р а в о т е.
Воздаяние - вознаграждение или наказание за содеянное.
Волюнтаризм (от лат. voluntas – воля) – субъективистский принцип понимания нравственной деятельности человека.
Воспитание нравственное - составная часть единого процесса общественного воспитания (наряду с религиозным, политическим, идеологическим, трудовым, бытовым, эстетическим).
Всестороннее развитие личности – целостное, гармоническое развитие человека.
Выбор моральный – акт духовной деятельности личности (намерение, интерес, убежденность, совестливость, ответственность).
Выдержка – моральное качетво (самообладание, настойчивость, стойкость, упорство).
Высокомерие – отрицательное моральное качество.
Гедонизм (от греч. hedone - наслаждение) - способ обоснования морали, содержание которого – получать наслаждение и избегать страдание.
Героизм - особая форма человеческого поведения, подвиг.
Гордость – форма проявления самосознания индивидуальности, общественное и моральное чувство.
Грех – понятие, обозначающее специфическое религиозное понимание вины человека.
Грубость - отрицательное моральное качество.
Гуманизм (от лат. humanus - человечный) – принцип мировоззрения.
«Гуманистическая этика» - направление философской мысли.
Демагогия (от греч. demos – народ и agogos – ведущий; demagogos – политикан) – лицемерие в политике.
Деонтология (от греч. deon – должное и logos – учение; наука о должном) – раздел этики.
Деяние – действие, рассматриваемое с позиции его практического содержания и достигнутого результата.
Деятельность моральная – категория этики, осмысливающая деяния, побуждения, интересы, привычки, склонности, долг, идеал, осуществление целей.
Дисциплина (от лат. disciplina – учение) – общественные отношения, определяющие формы поведения в обществе, обеспечивающие согласованность действий внутри коллектива.
Добро – одно из ведущих понятий морального сознания, важнейшая категория этики,
противоположность злу.
Добродетель - понятие нравственного сознания, противоположное понятию порока.
Доверие – отношение к действиям другого лица, основанное на правоте, верности, добросовестности, честности.
Догматизм (от греч. dogma – учение, мнение) - принцип, характеризующий отношение человека к нравственному учению. Частные проявления догматизма – формализм, фанатизм, фетишизм.
Долг – одна из главных категорий этики; отношение личности к обществу (обязанность, ответственность, самосознание, совесть, мотив).
Достоинство – понятие морального сознания, в основе которого – представление о ценности человека как нравственной личности.
Дружба – форма взаимоотношений людей, близкая к товариществу; возникает на основе близкого общения, совместной деятельности, общности идеалов, интересов, убеждеий, склонностей, мироощущения.
Зависть – враждебное, неприязненное чувство по отношению к успехам другого.
Зазнайство – отрицательное моральное качество, связанное с самолюбием, тщеславием, самомнением, чванством.
Заповедь – норма поведения, завет, пожелание.
Зло – морально-этическая категория, обозначающая человеконенавистничество, обман, вероломство, малодушие, низость; противоположность добру, благу.
Злодеяние – противоположность благодеянию, добродеянию.
«Золотое правило» - библейская заповедь: «Во всем, как хотите, чтобы другие поступали с вами, поступайте и вы с ними».
Идеал (от греч. idea – представление, идея) нравственный, идеал общественный, идеал эстетический – понятия морального сознания; представление о «прекрасном человеке»,
гармоническом человеческом общежитии, социальном устройстве.
Идейность - убеждённость.
Измена – нарушение верности общему делу, узам любви, дружбы, товарищества.
Индивидуализм (от лат. individuum - неделимое, особь) – принцип обоснования нравственности и выбора линии поведения. Проявляется в эгоизме, честолюбии, тщеславии, высокомерии.
Инициатива (от лат. initiare – начинать) – самодеятельное участие человека в социальной деятельности.
Интерес – целеустремленное отношение человека (класса, общества в целом)
к чему-либо.
Интернационализм – международное единство.
Интуитивизм (от лат. intueri – пристально, внимательно смотреть) в этике – направление, сторонники которого утверждали, что моральные понятия обосновываются не посредством опыта и разума, а интуитивно (как «самоочевидные» истины).
Иррационализм этический (от лат. i – отрицательная частица и rationalis – разумный, обоснованный) – методологический принцип истолкования природы нравственности.
Искренность – моральное качество, противоположное лицемерию.
Искупление – снятие с себя вины (частичное или полное) за совершенные ранее поступки через полное признание своей вины.
Истина и нравственность - одна из важнейших философско-этических проблем.
Карьеризм (от ит. carriera – бег) – отрицательное моральное качество, связанное с честолюбием, эгоизмом.
Категории этики ( греч. kategoria – суждение, определение) – основные понятия этики, морали, нравственности.
«Категорический императив» - ведущая категория этики И.Канта. «Нравственный закон» гласит: «поступай так, чтобы максима твоей воли (правило, которому ты следуешь) могла быть вместе с тем основой всеобщего морального законодательства (то есть, чтобы все люди могли ему следовать).
Качества моральные - наиболее типичные, характерные с моральной точки зрения черты поведения человека.
Клевета - вид вероломства.
Кодекс моральный ( от лат. codex – книга) – свод нравственных норм.
Коллективизм (лат collectivus, от colligere – собирать вместе) – один из ведущих принципов нравственности.
Корыстолюбие отрицательное моральное качество, связанное с эгоизмом.
Критерии нравственности (от греч. criterion – мерило для оценки) – важнейшая проблема этики.
Критика и самокритика (от греч. kritike – разбор) – один из способов выражения общественного и личного мнения.
Культ личности – преклонение перед отдельным лицом.
Культура поведения - совокупность форм повседневного поведения людей.
Лицемерие - отрицательное моральное качество, противоположное прямоте, честности, искренности.
Личность моральная – субъект нравственной деятельности, связанной с понятиями долга, ответственности, самосознания, совести, самооценки, достоинства, убеждения).
Любовь – чувство, связанное с общностью и близостью между людьми.
Малодушие – отрицательное моральное качество, характеризующее слабость
индивидуальности.
Манеры ( фр. мaniere – приём, образ действия) – способ держать себя, форма поведения, общения с людьми.
Месть – расплата за причинённое в прошлом зло.
Мечта - чувственно-психологическое проявление идеала.
Мещанство – понятие, близкое к пошлости, трусости, ханжеству.
Мнение общественное – средство духовного воздействия на поведение людей.
Морализирование – нравственная оценка тех или иных явлений, связанная с абстрактными идеалами.
Мораль (от лат. moralis – нравственный; mores – нравы) – предмет изучения этики.
Важны для понимания проблемы: мораль и религия; мораль и искусство, мораль и наука; мораль и политика; мораль и право; теория моральной доброты).
Мотив - субъективное отношение человека к поступку.
Мужество – моральное качество, связанное со смелостью, стойкостью, выдержкой самообладанием, самоотверженностью.
Навыки – способы действий, усвоенные человеком.
Ненависть – моральное чувство, связанное со взаимной враждой.
Нигилизм (от лат. nihil – ничто) – моральный принцип, отрицающий общие для всех
нравственные ценности.
Норма моральная (лат. norma – правило, образец) – норма поведения, следование правилам, заповедям.
Нормативная этика – этика, решающая проблемы смысла жизни, назначения человека, сущности добра и зла, нравственного долга индивидуума.
Нравы – обычаи, имеющие нравственное значение.
«Общественный договор» - теория, которая давала возможность некоторым мыслителям прошлого объяснять происхождение государства, права и морали.
Общечеловеческое в нравственности - формы морального сознания, нормы человеческого общежития, оценки, идеалы, важнейшие из которых: гуманизм, справедливость, равенство, достоинство личности.
Обычай – вид общественной дисциплины, форма действий, повторяющихся в определённых однотипных обстоятельствах, связанных с традициями, преемственностью.
Обязанность моральная – нравственное требование, выступающее как долг человека; существуют семейные, общественные, трудовые обязанности.
Обязательство – добровольное возложение человеком на себя обязанности перед обществом или отдельными гражданами.
Оптимизм (от лат. optimus – наилучший) - позитивное, положительное воззрение на общий ход развития человечества.
Ответственность – категория этики, выражающая соответствие моральной деятельности личности её долгу. Ответственность, в частности, проявляется в отношении к женщине, отношении к собственности, отношении к труду, в моральных отношениях, долге, достоинстве, самоконтроле.
Оценка моральная – одобрение или осуждение моральным сознанием различных явлений, коллизий социальной реальности.
Патриотизм (от греч. patris – родина) – общественный и нравственный принцип,
определяющий отношение человека в Отечеству.
Пережитки моральные – оставшиеся от прошлого устаревшие остатки привычек, нравов, взглядов (среди них – тунеядство, хулиганство, карьеризм, чванство, демагогия, а также лицемерие, ханжество, «двойное» существование).
Пессимизм (от лат. pessimus – наихудший) - воззрение, противоположное оптимизму.
Побуждение - чувственная форма проявления мотива, намерения к совершению какого-либо поступка.
Поведение моральное – совокупность человеческих поступков, действий, имеющих нравственное значение.
Подвиг – акт героизма.
Полезность - проявление общественного значения моральных действий, имеющих предметом общую пользу.
Поощрение и наказание в морали - нравственно-воспитательные функции, обусловленные духовным воздействием общества на личность.
Почин – одна из форм инициативы.
Прагматизм в этике (от греч. pragma – действие, практика) – направление в философии морали.
Предательство – нарушение верности общему делу, измена.
Преступление – понятие морального сознания, объясняющее проступок с точки зрения меры, в какой он нарушает требования нравственности.
Привычки – закрепившиеся в психике человека способы поведения.
Пример моральный - одна из форм инициативы.
Принципиальность (от лат. principium – основа, первоначало) – положительное нравственное качество, означающее верность определённой идее.
Принципы моральные – обобщенные нормы, требования.
Причинность в морали – историческая обусловленность действий, характеров, коллизий.
Профессиональная этика - специфические, своеобразные требования нравственности, обусловленные особенностями тех или иных профессий.
Пуританство (англ. рuritan лат. purus – чистый) – образ жизни, характеризующийся крайней строгостью нравов, аскетическим ограничением потребностей, сугубо патриархальным отношением к проблемам семьи, брака, личных взаимоотношений.
Равенство в морали – существенный принцип нравственности, провозглашающий и реализующий моральное требование в равной мере распространять требования и обязанности на всех людей, независимо от их общественного положения , условий быта и бытия.
Раскаяние – признание собственной вины и осуждение своих былых проступков.
Ревность - враждебно-неприязненное чувство по отношению к успеху, популярности, достоянию другого.
Религиозная мораль (от лат. religio – религия) – исповедуемая религией система нравственных представлений, заповедей, норм.
Релятивизм этический (от лат. relativus – относительный) - принцип, придающий понятиям и представлениям относительный, изменчивый характер.
Репутация (от лат. reputation – обдумывание, размышление) – сложившееся суждение о нравственном облике человека (коллектива).
Ригоризм (от лат. rigor – строгость) – разновидность формализма в морали, связанная с фанатизмом, аскетизмом, ханжеством, фарисейством.
Ритуал (от лат. ritualis – обрядовый) – разновидность традиции или обычая.
Самовоспитание - составная часть самоконтроля.
Самолюбие – моральное чувство, выражающее уважение человека к себе как личности, индивидуальности.
Самообладание – одна из форм самоконтроля.
Самоотверженность – добровольное принесение себя в жертву во имя дорогих идеалов.
Самооценка – нравственная оценка своих собственных поступков, убеждений, мотивов.
Самосознание – осознание человеком себя как личности и своего места в коллективе.
Санкция моральная (от лат. sanctio – постановлять) – подтверждение нравственных требований.
Свобода воли – философская категория; означает, что, совершая поступок, человек осуществляет моральный выбор между добром и злом, нравственным и безнравственным.
Свобода нравственная – категория этики, обозначающая способность личности быть самостоятельной, самодостаточной, самодеятельной, творческой индивидуальностью.
Скептицизм моральный, этический (от греч. skepsis - рассмотрение, изучение) – воззрение на человека и природу моральных представлений, отрицающее их объективную значимость и познавательный характер.
Склонности нравственные – одна из граней духовного облика моральной личности
(наряду с убеждениями, чувствами, привычками).
Скромность – моральное качество; форма осознания личностью своих обязанностей перед окружающими.
Скупость – моральное качество.
Смелость – моральное качество.
Смирение – моральное качество.
Совесть – категория этики, характеризующая способность индивидуальности осуществлять моральный самоконтроль.
Сознательность – в самом широком (философском) значении слова совпадает с
понятием-дефиницией свободы воли.
Солидарность (фр. solidaire от лат. solidus – прочный) – единство убеждений и действий, взаимная поддержка и помощь.
«Социальная этика» (от лат. socialis – общественный) – нравственно-философское учение.
Сочувствие – одна из форм проявления человеколюбия, гуманизма.
Справедливость - понятие морального сознания, связанное со всесторонним развитием личности, благородством, человеколюбием, добротолюбием.
Стоицизм – философско-этическое учение, своеобразно трактовавшее понятия добродетели, самовоспитания, греха, фатализма, терпимости, смирения, общественной активности.
Стойкость – выдержка.
Страх – чувство, эмоция, вызванные явной или мнимой опасностью.
Стыд – одно из проявлений нравственного самосознания личности, моральное чувство, в которых индивидуум выражает осуждение, критику, неприятие некоторых своих действий, мотивов, моральных качеств.
Счастье – понятие морального сознания, в основе которого – высшая внутренняя удовлетворённость условиями быта и бытия.
«Телеологическая этика» (от греч. telos - цель, logos - учение) - философская теория, в основе которой утверждение существования некой мировой цели и целесообразность любого явления природы.
Теодицея – (от греч. theos – Бог и dike право) – оправдание Всевышнего в отношении допускаемого им зла на земле.
«Теономная этика» (от греч. theos – Бог и nomos – область) – этическое учение, рассматривающее нравственность исключительно как область взаимоотношения человека с Богом в отличие от «мирской» морали служения обществу и людям.
Терпимость – моральное качество, обозначающее отношение к убеждениям, интересам, верованиям, привычкам, поведению других людей.
Товарищество – отношения, основанные на общности человеческих интересов, связанные со взаимопомощью, солидарностью, уважением, доверием, доброжелательностью, симпатиями.
Традиции, преемственные связи (от лат. tradition – передача) – передаваемые из поколения в поколение идеалы, уклад жизни, нормы поведения и моральные принципы.
Требовательность – предъявление высоких моральных требований к личности и признание ответственности человека за выполнение этих требований.
Труд, нравственность труда, трудовое воспитание, трудолюбие - основные моральные качества личности; важнейшая сфера действия морали.
Трусость – малодушие.
Тунеядство – отрицательное моральное качество, связанное с праздностью, отвращением и пренебрежением к общественно полезному труду.
Тщеславие – проявление индивидуализма, эгоизма, ложного самолюбия.
Убеждение и принуждение – формы поддержания общественной дисциплины.
Уважение к людям – качество характера, связанное с признанием достоинства личности, справедливостью, равенством прав, чуткостью.
Утилитаризм (от лат. utilitas – польза) – этическая теория, признающая источник нравственности не в социально-исторических законах, а в «природе человека» как такового.
Фанатизм (от лат. fanaticus – исступленный) – слепая, некритическая приверженность исповедуемой идее.
Фарисейство – разновидность лицемерия и ханжества, одно из конкретных выражений формализма.
Фатализм (от лат. fatum – судьба, рок; fatalis – роковой, неотвратимый) – воззрение на историю и жизнь человека как на нечто заранее предопределённое.
«Фелицитология» ( от лат. felicia - счастье) – учение о достижении счастья.
Фетишизм в морали (фр. fetichisme - волшебство) – совокупность ложных представлений о природе нравственных ценностей.
Формализм (от лат. forma – наружный вид, внешнее очертание) моральный, формализм этический – разновидность догматизма.
Ханжество – одна из разновидностей морального формализма и лицемерия.
Цель, цели и средства – заранее предполагаемый (мыслимый, желаемый, проектируемый) результат действия или деятельности человека, и пути достижения этого результата.
Ценности моральные – одна из форм проявления моральных отношений общества.
Цинизм (от греч. kunosarges – название места, где происходило обучение философии) –
презрительное отношение к культуре общества, к его нравственно-духовным ценностям.
Чванство – высокомерное отношение к человеку.
Человеколюбие - гуманизм.
Человеконенавистничество – аморализм.
Человечность - принцип гуманизма.
Честность – правдивость, принципиальность, верность принятым обязательствам, искренность.
Честолюбие – одно из проявлений тщеславия.
Честь – одно из проявлений достоинства.
Чувства моральные - эмоциональная сторона духовной деятельности человека, связанная с проявлением любви, ненависти, доверия, сочувствия, сострадания, ревности, зависти, гордости, достоинства, стыда.
Чувство нового – положительное моральное качество, противоположное косности.
Чуткость – забота о нуждах, запросах и желаниях людей; связана с уважением к человеку, великодушием, скромностью, сочувствием, благодарностью, доверием.
Эвдемонизм (от греч. eudaimonia – счастье) – учение, полагающее исходным принципом нравственности понятие счастья.
Эволюционная этика (от лат. evolution –развёртывание) – учение, трактующее происхождение, природу и назначение нравственности с позиций биологического эволюционизма.
Эгоизм ( от лат. ego – я) – оказание предпочтения при выборе линии поведения собственным интересам перед интересами общества и окружающих людей; проявление индивидуализма.
Экзистенциализм в этике (от лат. existentia – существование) – разновидность этического иррационализма, определяющего положение личности в современном мире.
Эмоции моральные (от лат. emovere – возбуждать, волновать) – аффективная форма проявления моральных чувств.
Эпикуреизм – направление, в основе которого – полагание высшим благом состояние блаженства.
Эсхатология (или эшатология) (греч. eshhaton - последний и logos – учение) – религиозное учение о конечной судьбе вселенной.
Этика (лат. - ethica, от греч. ethos – обычай) – философская наука, объектом изучения которой является мораль.
Этикет (фр. etiquette, от греч. ethos – обычай) - совокупность правил поведения.
Язык моральный - логический аппарат рассуждений; совокупность суждений, терминов, понятий, дефиниций для обоснования этических требований, нравственных норм, моральных оценок.