Происходящие в данный исторический момент события далеко выходят за рамки принятых и проработанных научных и мировоззренческих концепций и их осмысление и хотя бы самое «пристрелочное» прогнозирование требует значительного их расширения и включения таких способов оценки и познания реальности, которые, в данный момент, обычно связывают со сферой религиозности и мистицизма.
Исторический период, в котором нам с вами выпало жить характеризуется высокой интенсивностью многих ключевых процессов, определяющих направление развития Человечества.
Совокупность этих процессов можно назвать «войной за реальность», этого термина я и буду придерживаться в дальнейшем.
«Война за реальность» идёт на самых разных направлениях и уровнях. Одно из ключевых направлений - воздействия на морально-психологическое и эмоциональное состояние общество, формирование выгодных той, или иной стороне реакций и моделей поведения.
Воздействие происходит на самых разных уровнях, от противоборства философских школ, до поп-культуры, и большой вопрос, какая «дуэль» важнее.
Особое место в этом противостоянии отведено России - и географически, и исторически, и цивилизационно. Дело в том, что происходящие в последние годы события можно считать сломом, или глубоким переформатированием существовавших цивилизационных проектов, и считать, что речь идёт об условных «западном» и «восточном» проекте, как минимум, недальновидно. Архетипические представления об «энергичном Западе» и «недвижном самоуглубленном Востоке» безнадежно устарели, а к России их в чистом виде некогда нельзя было отнести в исторической перспективе. Скорее, можно говорить о противостоянии условной северного, опирающегося на архетипы целых народов и их общностей, цивилизационного проекта зародившемуся примерно в начале XIX века и достаточно чётко оформившемуся сейчас вненациональному проекту «корпоративной цивилизации».
Если же сосредоточиться именно на поп-культуре, тот тут можно увидеть, скорее, не «борьбу архетипов», а «борьбу с архетипами» - противостояние основных, назовём их «героями корпораций» традиционным архетипам.
Происходит не просто противостояние экономических и политических систем. Активизируется вроде бы закончившееся с распадом СССР противостояние образов будущего, вариантов реальности. Или, если угодно, цивилизационных проектов. А ни один цивилизационный проект нельзя осуществить, если нет понимания его основы, если непонятно, что мы строим.
В основе условного «корпоративного» проекта лежит как раз пестуемый не только поп-культурой, но и вполне серьезными философами и идеологами образ сверхчеловека, или группы избранных. Уместно вспомнить наиболее известных представителей этого «поп-проекта» - Супермен, Бэтмен, капитан Америка, Нео (мистер Андерсон) - герой фильма "Матрица".
Что может находиться в основе нового цивилизационного проекта, который, судя по всему, пробует выстроить Россия - сердце «северной цивилизации»? Каким должен быть этот проект? Какие ошибки в противостоянии «корпоративной цивилизации» уже были совершены, чего необходимо избежать?
Попробуем разобраться и наметить хотя бы самые общие черты возможных решению
Супермены - краткое досье
Прежде всего, давайте попробуем определить основные общие черты наиболее популярных героев комиксов, образы, если угодно, новые архетипы, которых лежат в основе огромного количества изделий поп-культуры, от самих комиксов до фильмов, книг и компьютерных игр.
Прежде всего, это идея избранности, отделённости от остального человечества, мессианства. Супермен существует исключительно для того, чтобы выполнять некую миссию. Как правило, она формулируется достаточно общо, на первый взгляд, это борьба с неким злом.
Но в этой миссии, этом противостоянии, почти всегда есть очень интересный момент - это личное противостояние, зло всегда приобретает чётко выраженное лицо антигероя, который, как оказывается, противостоит, либо мстит, не столько человечеству, сколько самому герою, будь то супермен, бэтмен или кто-то ещё.
Ещё одна очень яркая черта того мира, в котором действует супергерой - аморфность и бессилие человечества. По сути, человечества и нет, вся цивилизация является лишь фоном для личного противостояния двух фигур - супергероя и суперзлодея. Максимум, что разрешено супергерою - верный помощник на вторых ролях, прямой наследник оруженосца эпохи феодализма.
Следующий важный момент - все силы супергероя нацелены вовне. На отражение атакующего лично его зла. Формально, на защиту. Супергерой никогда ничего не создаёт. Максимум - пытается как-то уменьшить наносимый ущерб. Супергерой не самостоятелен, он существует лишь, как отражение «суперзлодея» (кстати, это частенько подчеркивается, вспомните расхожую фразу злодея почти любого боевика в финальном диалоге с героем - мы с тобой одинаковые, ты такой же, как я).
Также, крайне важным моментом, в принципе, определяющим реальность «супергеройского» бытия, точнее, бытия человечества в этом мире, является его неизменность. В мире Бэтмена, или Супермена победить зло невозможно, можно лишь временно преодолеть его конкретное проявление. Это мир, который постоянно функционирует в режиме "Рагнарёк". Он зациклен, не предполагает развития, это Уроборос, непрерывно пожирающий сам себя.
И, наконец, по сути, супергерой - не человек. Либо он нечеловек изначально, как тот же Супермен, либо для того, чтобы стать супергероем, он должен преодолеть «человеческое, слишком человеческое» в себе, как это делает герой "Матрицы". Для того, чтобы обрести свои способности, он должен, фактически, снова стать частью мира машины, а символически, вернуться в лоно, к истокам, к своей нечеловеческой иллюзорной жизни.
Надо ли говорить, что человеку и человечеству в этих версиях реальности отведена, в лучшем случае, роль помощника, а, как правило, просто жертвы где-то на фоне происходящих событий?
Сила богатырская
Архетипы, которые могли бы лечь в основу «традиционного» или, если угодно «северного» (в отличие от запада и востока) цивилизационного проекта должны быть принципиально иными. Не противоположными, о вреде «отзеркаливания» поговорим чуть позже, а иными.
По сути, они уже есть, они заложены в сам фундамент, и этот проект, по сути, уже действует, но им требуется соответствующее проявление, оформлении, пригодное для настоящего дня, механизмы их развертывания в будущее.
Прежде всего, это активная созидательная роль обычного человека в создаваемом им мире. Наиболее ярко эта мысль выражена в трудах Н.Н. Фёдорова, посвященных идее Общего дела и возвращению в реальную явную, проЯВленную жизнь всего человечества, во всей его совокупности, включая умерших, ряда других русских космистов, а также великого русского ученого и философа Ивана Антоновича Ефремова.
Они яркий пример принципиального иного подхода к идее развития цивилизации. Если угодно, один полюс - идея Супермена, которого исторгает из себя Человечество, после чего остается лишь серой массой, погруженной в пучину безнадежного наблюдения нескончаемой битвы супергероя и суперзлодея, другой - Сверхчеловечество, непрерывно совершенствующее свои творческие силы, духовный и физический потенциал, живущее в непрерывно развивающемся, все более обширной реальности.
Кстати, это ещё однокоренное отличие «северной реальности» - её постоянное развитие и, с другой стороны, конечность противостояния добра и зла, победа добра. Помните самый первый, самый архетипический образ мирной жизни и долгого счастья? Да, финал русских сказок.
Это краткая и ёмкая формула конечности зла и развития мира.
Надо сказать, что такой финал характерен далеко не только для русских сказок, читателям предлагаю самостоятельно ознакомиться с немецкими, итальянскими, или китайскими сказками. Отдельного упоминания заслуживают финские и карельские сказки - это целый волшебный мир простого трудолюбивого человека.
Отдельный пласт архетипов, которые уложены в фундамент традиционного цивилизационного проекта (снова напомню, речь не только о русском эпосе, архетип гораздо шире), это в русском варианте богатырские былины.
Если присмотреться внимательнее, то можно увидеть, что образ богатыря не противоположен, но кардинально отличен от образа супергероя-супермена.
Прежде всего, богатырь - человек, и действует в человеческом мире, богатырь - часть этого мира, реальность, Явь не является для него лишь фоном, на котором происходит его личная битва с суперзлодеем.
Да, старшее поколение богатырей русского эпоса можно считать не совсем людьми, но именно в этих былинах четко прослеживается мотив развития, обновления мира, его непрерывная разворачиваемость - старшие богатыри уходят, давая дорогу следующему поколению защитников земли русской. При этом старшие богатыри являются по сути примерами, к которым стремится следующее поколение богатырей.
Здесь, кстати, есть ещё одно отличие богатырского образа от образа супергероя. Супергерой не только несамостоятелен, не может существовать без своего антагониста, но он ещё и неизменен. Образ супергероя статичен, он как бы застыл в наивысшей точке своего развития.
Богатыри меняются, развиваются, в буквальном смысле, набираются опыта. Достаточно вспомнить Илью Муромца под конец своего земного пути уходящего в монастырь, дабы подготовить себя к дальнейшему «пути небесному».
И как раз эти архетипические установки заложены и развиты в творчестве Ивана Ефремова, который разворачивает перед читателем картину непрерывно развивающегося человечества, лучшие представители которого служат примером для стремления остальных.
В целом, в творчестве Ивана Ефремова очень чётко прослеживается мысль о необходимости непрерывного развития, одним из следствий которого является постепенное увеличение, повышение уровня нормы в обществе. Касается оно и физической, и моральной, и умственной средней нормы, что очень важно. По сути, Ефремов излагает план непрерывного оздоровления общества, превращения его в суперчеловечество по современным меркам, в противоположность размытию и, как следствие, снижению нормы нормальности, которую мы видим в наше время за счёт размытия норм, как психологических, так и чисто медицинских.
Опасность отзеркаливания
На пути создания собственного цивилизационного проекта силы, которые можно условно назвать «традиционалистски-патриотическими» подстерегает опасность, ловушка, в которую российская поп-культура, даже, патриотически настроенная, искренне стремящаяся к развитию отечественной культуры, уже угодила.
Это попытки «зеркалить», то есть, создавать нечто свое, опираясь на западные лекала. На Западе популярны супергерои - давайте создавать своих. Так, например, появился майор Гром, по комиксам о похождении которого уже успели снять фильм, целиком и полностью состоящий из голливудских штампов.
Такие попытки, по моему глубокому убеждению, обречены на провал. И даже не потому, что это «подражание западу».
Надо очень четко понять, что противостояние проходит не по линии «восток-запад». Идёт противостояние традиционных, глубоко укоренившихся традиционных архетипов новым моделям, новым нормам, которые подчинены целям и задачам «корпоративного» цивилизационного проекта.
На пути построения такого проекта его авторов могут подстерегать несколько серьезных ловушек, в каждую из которых человечество уже успешно проваливалось, выбираясь каждый раз со все более серьезными потерями.
Первую я уже упомянул – это попытки отзеркаливания успешных условно «корпоративно-цивилизационных» методов, от культурных проектов, до модных стилей.
Отчего-то авторы таких инициатив считают, что если сменить некоторые декоративные элементы при сохранении базовых элементов воздействия на психику потребителя, то на выходе получится другой результат.
Нет, не получится.
Поскольку, все подобные «корпоративные культурные проекты» очень чётко рассчитаны на определенный результат, они должны вызывать строго определенные изменения в обществе, служить целям их выгодоприобретателей. Более того, являются частью более обширных процессов, запущенных с определенными целями.
И цели эти далеки от тех, на которые должен быть ориентирован российский и, шире «северный» цивилизационный проект.
Основополагающими целями, на взгляд автора, можно считать:
- построение гражданского общества, нацеленного на позитивное развитие, раскрытие творческого потенциала Человечества;
- постепенное моральное и физическое оздоровление общества через «подъём нормы»
- поиск магистральных путей позитивного развития человечества.
Безусловно, и приоритеты, и сами формулировки задач и целей должны стать предметом широкого обсуждения и неоднократной доработки. Однако, в любом случае, требуются хотя бы первоначальные рабочие определения, которые я, в меру понимания ситуации, и пробую дать.
Ни одну из вышеперечисленных целей нельзя достичь, используя прямые, или отзеркаленные методы «корпоративного проекта» просто потому, что они противоречат его целям и задачам.
Ответ должен быть, как сейчас модно говорить, совершенно асимметричным.
Интересно, что попытки такого асимметричного ответа хорошо организованным и законспирированным «западным» а, по сути, корпоративным структурам в отечественной поп-культуре уже была. Ей пробовал изложить в своей серии книг об Ордене Полярного Орла трагически рано ушедший из жизни русский писатель Олег Маркеев.
Вот как он описывал структуру и суть Ордена Полярного Орла: «Мы никого не зовём, но нашедших нас не прогоняем прочь. Принимая присягу на верность, мы оставляем за вступившим в наш Орден право выбора. Право выбора - это Закон. Мы не боимся предательства, изменить нам - значит изменить самому себе. А это - смерть. У нас нет наград и привилегий. У нас нет приказов, начальников, подчиненных. Нет устава, иерархии и бюрократии. По сути - нас нет. Возможно, только поэтому мы ещё существуем. Мы открываем Знания, дарующие силу, а Знания обязывают к действию. Но каждый з нас действует исходя из своей сути. У всех она разная, поэтому ни просчитать, ни упредить действия Ордена невозможно».
Конечно, в данном случаем перед нами художественно обработанное описание, но сам принцип кардинально иных методов организации взаимодействия, распространения идей описан весьма понятно и даже может быть частично использован на практике.
Другая крайне опасная западня – отсутствие у условно «традиционно-патриотических»сил внятного образа будущего, зацикленность на узко-идеологических задачах, погружённость в прошлое.
Ярким примером тому может служить «крик души» генерал-лейтенанта Службы внешней разведки Российской Федерации (в отставке), кандидата исторических наук Леонида Решетникова. Вот, что он пишет в своем Telegram-канале: «Ну вот и дождались! В "освобождённом" Геническе восстановили памятник Ленину. Слова В. Путина -- не нужна нам "Украина имени Ленина" - просто похерены, и суета с красными знаменами превращается в почитание разрушителя единой и неделимой России. Даёшь УССР 2.0! Скоро и другие упыри появятся на площадях освобожденных городов. Уверен, все эти безобразия выйдут нам, России, боком».
Человек, который называет себя патриотом России, даже не понимает, что красный флаг давно уже ассоциируется не с коммунистической идеологией, Флаг Победы слился с архетипом Русской Победы, с образом развевающегося за плечами Русского Князя алого плаща. К архетипам того же плана можно отнести и стремительно завоевавший популярность образ «бабушки с флагом», значение которого для народного восприятия понял даже воспитанный на иной культуре китайский художник. Он создал прекрасную трёхуровневую композицию, где древко знамени Победы пожилой женщине помогает держать молодая воительница в форме Красной Армии, с автоматом времен Великой Отечественной, а над ними вздымает грозный меч Родина-мать с Мамаева кургана.
И в этой точке уместно вернуться к тому тезису, который был озвучен в начале статьи – для формирования нового цивилизационного проекта «новой северной цивилизации», объединяющей и трансформирующей лучший традиционный опыт и Востока, и Запада, как это уже не раз осуществляла Россия, необходим анализ архетипов, являющихся основой традиционного общества, их осмысление, очищение от наносов постмодернизма.
Необходим анализ и выработка методов, с помощью которых эти архетипы можно было бы снова «активизировать», «вернуть в обиход», причем, делать это также необходимо на всех уровнях, вплоть до поп-культуры.
Подобные попытки уже есть, это и уже упоминавшиеся книги Олега Маркеева, и творчество Сергея Алексеева, и основанные на глубоко архаичных пластах славянской мифологии книжные сериалы Юрия Никитина, и, отчасти, многотомные циклы Василия Головачёва.
Мы наш, мы новый мир. Построим?
Надо сказать, что в той, или иной мере поиски национальной идеи, основы цивилизационного проекта ведутся. Но практически все они страдают от двух недостатков. Первый – несамостоятельность, «синдром Супермена» в явном виде. Они не могут существовать без внешнего давления, внешнего врага.
Но цивилизационный проект, хоть в какой-то мере нацеленный на развитие, не может опираться на оборонительную идеологию. Это всегда «игра вторым номером», зависимость супергероя от суперзлодея.
Кроме того, оборонительная идеология, «окопный патриотизм» хороши для цементирования общества только на относительно коротком историческом этапе и крайне зависимы от непрерывных сиюминутных побед и улучшений. Яркий пример – русско-японская война начала ХХ века и Первая Мировая.
Второй, не менее серьёзный недостаток, нацеленность в прошлое. Все известные мне проекты апеллируют к различным историческим эпизодам и символам «славного прошлого», при этом совершенно игнорируя необходимость экстраполяции, протяженности этих символов в настоящее и будущее. Имперский двуглавый орёл, «иду на вы», «Не Москва ль за нами?», красное знамя Победы, Юрий Гагарин, Буран и мирный атом – вехи прошлого, ступени лестницы, которые до сих пор держат вставших на них потомков.
Но нужны новые ступени, новые лозунги, устремленные в будущее, и создающие это будущее.
Русскому миру же необходим полностью самодостаточный, наступательный, а, точнее, осваивающий окружающую реальность, формирующий ее, проект.
Но его конструирование возможно только при глубоком изучении смыслов и архетипов, лежащих в основе уже реализованных проектов, в том числе, явно враждебных.