Владимир Анищенков. Александр Суворов. Воспитание солдата. М., Держава, 2021 - 64 с.
В издательстве "Держава" вышла книга, подготовленная Синодальным отделом по взаимодействию с Вооружёнными Силами России. В предисловии епископ Бронницкий Савватий пишет: «Воспитать воина это значит воспитать в его характере перспективные пути, по которым придёт его завтрашняя победа. Евангельская цитата «Победа победившая мир – Вера наша!» станет понятна если знать, что под «миром» Евангелие понимает – «похоть плоти, похоть очес и гордость житейскую» которые становятся препятствием на пути к достижению всякой цели». В своём размышлении о внутренней силе России владыка Савватий отмечает: «Западной цивилизации свойственно искать «образ будущего» потому, что в прошлое смотреть порой стыдно. Восточная опирается на прошлое потому, что не видит определенности в будущем. Русская цивилизация – это не Запад и не Восток. Россия всегда опиралась на вечное. И если Россия сегодня и в будущем не будет искать вечного, она перестанет быть собой».
Академик Академии военных наук, генерал-полковник Валерий Петрович Баранов в своём предисловии к книге пишет: «За 55 лет военной службы он принял участие почти в семидесяти крупных сражениях и боях и благодаря своей собственной подготовке, и созданной им военной системе не проиграл не одного. Его "Наука побеждать" и сегодня является основой, фундаментом наших уставов, наставлений, учебников по тактике, оперативному искусству и стратегии».
Владимир Анищенков указывает на то, что суворовская система воспитания уже два с половиной столетия прокладывает путь к достижению вершин воинского искусства. Полководцы, овладевшие этим сложнейшим искусством, являются его учениками, независимо от времени их разделяющего. Армия, пропитанная Суворовским духом, способна одерживать победу в любых обстоятельствах. Судьба самого Александра Васильевича есть наглядный пример воплощения в жизнь его идей ведущих к победе. При этом важно отметить, что собственный путь солдата он начинал с самовоспитания, с книг, прочитанных в детстве, со службы в казарме.
Казарменная жизнь сблизила молодого Суворова с простыми солдатами. Позволила понять их мировоззрение, чаяния – понять душу русского солдата. Это позволило ему в дальнейшем быть единодушным со своими подчинёнными. Помогало доносить свои намерения до самого сердца солдатского. Что в свою очередь делало солдата и офицера сподвижником своего командира. Это внутреннее единство удесятеряло силы суворовских полков.
В дальнейшем, создавая свою собственную систему воспитания, Суворов старался сочетать творческое отношение к военному делу с точным исполнением своих обязанностей. Хорошо известен случай, в котором он проявил себя образцовым службистом. Однажды, когда он стоял на посту возле императорского дворца, по саду прогуливалась Елизавета Петровна. Она приметила солдата, который лихо отдал честь, приветствуя императрицу. Узнав, что он сын генерал-аншефа Суворова, она достала серебряный рубль и предложила принять в подарок. «Не могу, - ответил часовой, - на посту запрещено принимать деньги». «Молодец, - ответила императрица, - службу знаешь». Положив монету на землю, она добавила: «Возьми, когда сменишься».
Все обретённые знания Суворову нужны были не сами по себе, а для боевой жизни. Уже первые суворовские победы были одержаны при численном превосходстве противника. Но умелый манёвр, стремительность исполнения и упорство при достижении цели позволяли ему побеждать не числом, а умением.
После Семилетней войны, в которой молодой офицер проявил себя настоящим храбрецом, Александр Васильевич был назначен командиром Суздальского пехотного полка. За несколько лет его подчинённые превратились в настоящих чудо-богатырей. Тогда же начала складываться суворовская теория воинского искусства, призванная сделать его войска всепобеждающими.
Суворовская методика основывалась на понимание души (психологии) русского солдата. Она развивала его сильные качества и нацеливала на искоренение недостатков.
Сильными сторонами русского солдата Суворов считал стойкость, способность переносить самые тяжёлые испытания. Они были выработаны в народном характере веками упорного труда при неблагоприятных климатических условиях. Взаимовыручка происходила из общинного уклада жизни. Природная сметливость развивалась необходимостью находить правильные решения в меняющейся обстановке при помощи подручных средств.
Великий русский полководец А.В.Суворов прекрасно понимал силу самосознания и воодушевлял своих воинов: «Мы – русские, и потому победим. Мы – русские. Какой восторг!»
Со временем выработанные при подготовке войск методики были собраны в уставное собрание "Полковое (Суздальское) учреждение".
Особенно ярко проявились воинские навыки русского войска, руководимого Суворовым в противоборстве с армией Османской империи, которая в то время была одной из крупнейших мировых Держав, раскинувшейся на три континента: Европу, Азию и Африку.
Победы, одержанные суворовскими чудо-богатырями над османами при Козлудже, Кинбурне, Рымнике, Фокшанах и взятии неприступной крепости Измаил вошли в анналы самых выдающихся побед мировой военной истории.
Дважды, возглавляемые им войска успокаивали волнения в Польше, входившей в то время в состав Российской империи.
Окончательный вид книга, которую мы называем "Наука побеждать" приняла в 1795 году в Тульчине, когда Суворов был главнокомандующим армии юга России. Этот военный катехизис, собравший весь опыт великого полководца в простых и ясных формулировках, сохранил свою актуальность до сегодняшнего дня. Книга состоит из двух частей: "Вахт-парад" и "Разговор с солдатами их языком".
Александр Васильевич хорошо понимал, что солдату необходимо давать только те знания, которые помогают действовать в боевой обстановке. И добивался, чтобы они были усвоены прочно. При этом поощрялось развитие сметки и находчивости, развивалась уверенность в себе. При встрече с непредвиденными обстоятельствами в бою это помогало принимать нужное решение собственным разумом и опытом. Суворовского солдата не пугали никакие неожиданности, поскольку он был к ним заранее подготовлен. Полководец стремился к тому, чтобы каждый солдат знал свой манёвр, умел действовать в любых обстоятельствах. Опытный воевода наставлял: «Солдату надлежит быть здорову, храбру, твёрду, решиму, правдиву, благочестиву».
Суворов был убеждён в том, что «безверное войско учить, что перегорелое железо точить». Для поднятия боевого духа он призывал молиться: «Молись Богу – от Него победа».
Венцом полководческого гения Суворова стали Итальянский и Швейцарский походы против революционной армии Франции. За несколько месяцев была освобождена вся северная Италия. Указом Сардинского короля Карла IV главнокомандующий союзной русско-австрийской армией Александр Васильевич Суворов-Рымникский был возведён в княжеское достоинство с титулом «Кузен короля». Император Павел Петрович написал по этому поводу Суворову: «Через сие вы и мне войдёте в родство, быв единожды приняты в одну царскую фамилию, потому что владетельные особы между собою все почитаются роднёю». И возвёл Александра Васильевича Суворова «в знак признательности перед целым светом» в достоинство князя Российской империи с титулом «Италийского».
Представить себе каким образом русская армия смогла пройти через Швейцарские Альпы, ведя непрерывные бои с армией противника невозможно. Но это была реальность. Реальность похожая на фантастику.
Стальной характер, колоссальный военный опыт, знание солдата, способность воодушевить войска на совершение невозможного и беззаветная вера самих войск в своего предводителя стали залогом славной победы. Это было проявление высочайшего воинского искусства, высших возможностей человека.
За беспримерный по трудности и героизму поход император Павел Первый присвоил Александру Васильевичу Суворову высшее воинское звание - Генералиссимус всех Российских войск. «Ставя вас на высшую степень почестей, - писал в рескрипте император, - уверен, что возвожу на неё первого полководца нашего и всех веков». В беседе с Растопчиным император добавил: «Другому этой награды было бы много. Суворову – мало. Ему быть ангелом».
В деревеньке Пенью Паникс, где закончился беспримерный поход, установлено множество памятных досок повествующих о русском фельдмаршале А.В.Суворове. Местные жители почитают раба Божия Александра покровителем здешней церкви.
Великому триумфатору готовился в Санкт-Петербурге подобающий приём. Однако за время пути до столицы отношение к нему резко изменилось. Внятного объяснения этой перемене нет до сих пор. Ясно одно – такая личность как Суворов имела значение не только чисто военное, но и геополитическое. Вероятно, Александр Васильевич стал жертвой идеологической войны, которая велась уже тогда. Великий русский полководец, победивший во всех сражениях и завоевавший сердца большинства европейцев, стал живой легендой прославляющей Россию. Как и Юрий Гагарин в XX веке. Для антироссийской пропаганды он был крайне нежелателен. В бою Суворова пуля не брала, его убила интрига. И без того подорванное здоровье стало стремительно ухудшаться. Суворов исполнил последний долг христианина и простился со всеми. Его мысли теперь были обращены к Богу: «Долго гонялся я за славой – всё мечта. Покой души у Престола Всевышнего». 6 мая 1800 года земные дни великого полководца окончились.
Погребальную процессию сопровождало всё население Петербурга, от мала до велика. Император Павел с приближением гроба снял шляпу. Из его глаз капали слёзы. На кладбище Александро-Невской лавры надгробного слова сказано не было, но когда зазвучал псалом "Живый в помощи Вышнего" многие зарыдали. Отдавая воинские почести великому полководцу, зазвучали залпы из орудий и ружей. Родина прощалась со своим великим сыном.
На надгробной плите были выгравированы имя и даты жизни. Оказалось, что день рождения был записан с ошибкой, и тогда оставили простую надпись «Здесь лежит Суворов». Этого достаточно чтобы, прочитав эти слова, затрепетало каждое русское сердце.
***
В науке побеждать Суворов призывал, прежде всего, преодолевать свои немощи, и воспитывать Дух Победителя. Ещё до сражения суворовский солдат уже побеждал в сердце своём. Оставалось только воплотить эту уверенность в реальной битве. Этот нравственный закон у суворовцев срабатывал всегда.
Полководческий талант суворовского уровня - редкое явление в истории. Но генералиссимус А.В.Суворов оставил своим потомкам учение, которое способно утроить силы солдата и воспитать неистребимый Дух Воина-Победителя!