Детский сад. Рисование. Воспитательница помогает двум-трем усердным ребятишкам, которые увлечены этим видом деятельности – остальные заняты смешиванием всех красок в стаканчике с водой, пожиранием кисточек и рисованием клякс. Никто ведь не просит всех быть Микеланджело!..
Несколько лет спустя… Школа. Перегруппированный да не выгруппированный, объединенный да не переобъединенный класс в количестве тридцати учеников, из которых благодаря удачному стечению генома несколько товарищей без особых усилий учатся хорошо и даже отлично. Головы остальных детей предназначены не для просвещения, а исключительно для испытания прочности классной утвари, такой как книги, доски, указки…
Еще пару лет спустя… ВУЗ – жесткое и иррациональное разделение людей на технарей и гуманитариев. Принцип обучения отличается от школьного только тем, что все студенты предоставлены сами себе. Стимулировать успеваемость расщеплением указки об голову больше никто не будет, что снова делит микро общество на парочку ботаников и огромную группу разгильдяев.
Ну, в общем, вы поняли – трудовая сфера… Кто-то в науке (та самая пара ботаников), а кто-то полы подметает (должность менеджера и прочие бестолковые профессии, не служащие человечеству, мало чем отличаются от должности уборщика, то есть, даже бесполезнее).
Тенденция ясна – в мире идет разделение человечества на способных и неспособных, талантливых и бездарных. Вопрос в следующем – это разделение, правда, существует, или оно создано людьми искусственно? Можно переформулировать – Бог создал кого-либо на должность уборщика?
Чудо света
Мозг – это загадка. Он хранит в себе бессознательное – кусочек “черной материи”, скрывающей тайну бытия каждого человека. Мозг имеет ультра сложное строение. Каждая его область в ответе за обработку конкретного вида информации (слуховой, зрительной…). Принято считать, что правое полушарие мозга в целом отвечает за невербальные коммуникации. Оно воспринимает все вещи одновременно и в единстве, из-за чего его часто называют образным мышлением. Левое полушарие обрабатывает словесно-логические элементы речи и больше использует сознательный анализ информации. Оно ответственно за абстрактное вербальное аналитическое мышление и логику – за последовательное восприятие вещей. Впрочем, существование исключений, например, женщины, проживающей, буквально, с половиной мозга, сосредотачивает внимание не на областях мозга, как общей модели, а, скорее, на функциях мозга, необходимых для здорового развития человека.
Большинство детей не любит читать. Почему? Как эта проблема объясняется несведущими? – “лентяи и бездари”, верно?! А ведь этот симптом перекрывает дальнейший доступ к знаниям, поэтому крайне важно знать, почему некоторые дети отвергают чтение.
Ответ на поверхности – дети не воспринимают прочитанного. Это к вопросу о том, нужен ли “Герой нашего времени”, или, не знаю, “100 лет одиночества” Маркеса и прочее в 13-15 лет, когда подросток, не почувствовав никакой внутренней связи с прочитанным, скорее всего еще больше возненавидит книги. Часто проблема кроется даже не в нахождении причинно-следственной связи, которая помогает уловить сначала суть предложения, затем всего текста, а в нарушении какой-либо или нескольких функций поступления и обработки сигналов (символьных, слуховых). Например, может быть повреждена зрительная зона коры головного мозга. Об обнаружении какой логики можно говорить, если строка символов воспринимается ребенком полоской черных иероглифов. А все, что не отображает смысл, становится скучным. Чтение становится скучным. По такой же схеме становится скучным все образование. Ребенок сидит на уроке и совершает бесконечные колебания вокруг своей оси. Что говорит преподаватель? – отвлекается, не хочет учиться и так далее. А что происходит на самом деле? На этот раз затруднение с обработкой слуховой информации, включающей в себя типичные быстро произносимые сочетания согласных и гласных. Дети не могут их расслышать, соответственно точно воспроизвести и осознать. Опять-таки, все, что воспринимается каким-то фоновым шумом, никак не может заинтересовать. Таким образом, все обучение превращается в какое-то блуждание в тумане, потому что неудовлетворительная способность различать элементы языка становится причиной проблем с выполнением всех языковых задач: проблем со словарным запасом, пониманием, речью, чтением и письмом. От 5 до 10 процентов детей дошкольного возраста имеют речевые затруднения, которые, внимание – можно и крайне необходимо устранить! Социум не будет этим заниматься. Ему нравится играть в “скотный двор”, где все люди априори делятся на коров и ковбоев, которые организованно подготавливают скот к бойне. Бойня начинается уже в школе, когда она в очередной раз ставит на кого-либо из учеников клеймо “двоечника”…
На самом деле проблема двоечника – медленная активация нейронов слуховой, зрительной, или любой другой зоны коры головного мозга, например лобной (сердце логики), вследствие чего нарушается обработка информации, и последующая не способность принятия решения (кстати сказать, нерешительность – это не черта характера, это нарушение мозговой деятельности).
Предмет, вызывающий трудности, наверное, процентов у 70ти людей всего мира – математика. Поэтому инженеры считаются, чуть ли, не святыми, которые умеют ходить по воде. Так-то оно так, умеют, но... Очевидно, что нарушение с логикой, а математика – язык логики, будет как раз у тех детей, у которых наблюдается затруднение с обработкой потока информации, ибо логика требует не ее простого воспроизведения, что еще возможно с некоторыми нарушениями, но, например, при наличии хорошей памяти, но операций связи между внутренними элементами... Это заставляет нимб над головой инженеров несколько померкнуть, ведь, получается, что нет никакой заслуги или дара конкретного человека в том, что он с легкостью схватывает язык логики – это всего лишь случай удачной комбинации функций мозга.
Это означает, что природа не делит людей на гуманитариев и технарей. Просто детей не развивают должным образом, а с каждым годом обучения граница специализации все больше заставляет подростков использовать свой мозг локально, прекращая обращение к, и без того, слабо развитым отделам мозга.
Проблема множится еще тем, что система своей софистикой заставляет маленького человека с детства чувствовать собственную ущербность, что ведет к ослаблению даже имеющегося потенциала, потому что начинается невротическая реакция, которую каждый человек будет решать по-своему…
Отладка мозга
Вот почему так важно решать проблемы мозга в зародыше (почти буквально), до того, как ребенок проникнется мыслью, что он глупый. При обнаружении проблем функциональности, следует разработать индивидуальную программу по усилению соответствующих зон коры головного мозга в детские годы, когда его пластичность еще высока.
В Москве и других крупных городах страны существуют клиники лечения ЗПРР, ДЦП, научно-исследовательские психоневрологические институты, институты коррекционной педагогики и прочее, чьи методики приближены к западным разработкам. При обнаружении отставания в развитии предоставляется три основных метода лечения:
— воздействие электроимпульсами на необходимые зоны коры головного мозга, чтобы возбудить активность нейронов или создать недостающие связи между ними;
— работа с логопедом;
— психологическая помощь;
— медикаментозное лечение (ноотропы, стимулирующие нейроны).
Также в последние годы возбуждена активность различных фондов, которые оплачивают и курируют лечение детей.
Но вот в чем проблема – в фонды, клиники и реабилитационные центры родители обращаются либо поздно, либо при тяжелых формах отклонения от нормы. Игнорирование чтения, трудности в математике, невнимательность, неусидчивость и прочее – это тревожные звонки, на которые, судя по всему, мало кто обращает внимание, объясняя их приоритетом врожденных способностей, а не симптомами, присущими ЗПРР, которые необходимо было устранить еще в глубоком детстве.
В нашей стране такое положение вещей помимо общего невежества объясняется концентрацией невротической прослойки общества. Для большинства граждан России мнение системного лица является, чуть ли, не истиной в последней инстанции. Поэтому, когда, например, педагог своим ограниченным аппаратом мышления выносит ребенку приговор бездарности, клеймо того самого пресловутого двоечника, или когда врач ставит роковой диагноз, родители почему-то соглашаются с посторонним человеком, а не с собственным сердцем и верой в собственное творение.
Ввиду всех перечисленных проблем даже имеющаяся деятельность по лечению и реабилитации становится малоэффективной (врачи берутся излечить без последствий ребенка области четырех лет, ДЦП в нашей стране пока рисуется безапелляционным приговором). Получается, что расширяется область работы для центров реабилитации и фондов, чье попечение множится людьми, в чьих картах стоит, по сути, пожизненная инвалидность.
В идеале требуется поставить на конвейер проверку мозговой активности у новорожденных. Фиксировать каждое отклонение. Тогда в дальнейшем не понадобятся специализированные реабилитационные центры или фонды. А деньги, которые сейчас там собирают, направились бы на размножение инновационных центров, которые занялись бы потоком детей, нуждающихся в индивидуальных программах, таких например, как Fast forWord.
Fast ForWord – компьютерная программа коррекции слухового восприятия речи, по развитию и коррекции фонематического слуха, направлена на развитие концентрации внимания и когнитивных функций. Эта программа помогает тренировать любую основную функцию мозга, связанную с языком, начиная с расшифровки звуков и заканчивая пониманием – своего рода перекрестное мозговое обучение. 7 упражнений для мозга. Программа способствует улучшению в обработке визуальной информации и в процессе ее психического восприятия. Программа Fast ForWord разработана группой американских специалистов-докторов, сотрудниками компании Scintific Learning, являющихся ведущими мировыми учеными в данной области. С 2005 года «Логопрогноз» (Санкт-Петербург) является официальным представителем компании Scintific Learning в России и СНГ.
Границ нет!
Таким образом, границ не существует! Не существует и глупости. Это порождение самого человека – выдумка ленивого мозга. Границы – это неоткомпиллированные функции мозга, – которые необходимо стереть, чтобы, наконец, понять, что никто и никогда не был создан для страдания, а только для неизбежного всепоглощающего счастья познания.
Приложение
Мне хотелось бы обратиться ко всем родителям, у которых дети, так скажем, проблемные, как им кажется, особенно после того, как об этом обмолвилась учительница или еще кто... – Верьте в свое творение! Никто лучше вас, его не знает и не сможет позаботиться. Всем плевать. Дело системников – поставить клеймо. Это все, на что у них самих хватает мозгов. Но все эти диагнозы – ложь! – кроме, пожалуй, таких, как синдром Дауна и ему подобных. И то, уверена, этот вопрос в будущем решится – человечество только на пороге открытий. Все только начинается, а наука уже постулирует и эмпирически подтверждает, что даже аутизм и ДЦП – не приговор. Поэтому я советую всем вникнуть в нейрологию, психологию и, конечно, в собственных детей с самого их рождения.
Кратко о процессах в мозгу при аутизме и ДЦП и способах разворота ситуации на 180 градусов
(примеры чудес представлены в книге Н. Дойджа “Пластичность мозга”)
Нейронные сети того, кому поставлен диагноз аутизм, сверхактивны. При некоторых сигналах извне у детей активируется не одна зона обработки поступающей информации, а половина головы, что приводит к неадекватной реакции на этот поток, будь он вербальным или же чувственным. По сути, наблюдаются такие же симптомы затруднения в обработке информации, как и при дислексии, только увеличенные в разы, поэтому заболевание ведет к расстройству, как умственного развития, так и эмоциональной сфер жизни человека. В тяжелых случаях аутисты воспринимают людей как неодушевленные объекты.
Число случаев аутизма растет с ужасающей скоростью, что не может объясняться исключительно генетикой. Поэтому важно разобраться, что происходит в рефлекторных дугах таких детей. Для этого необходимо знать, какой путь внутри организма совершает внешний поток информации.
Например, когда кто-то или что-то касается руки человека, в спинной мозг поступает электрический сигнал. Далее этот сигнал проходит в головной мозг, в те зоны коры, которые позволяют руке почувствовать это прикосновение. То же самое происходит со всеми остальными видами информации, различие в приемниках и областях мозга. В зонах коры движение сигнала происходит строго упорядоченно от одного нейрона к другому, тем самым образуя цепочку, сеть или карту, как ее называют, слуховую, визуальную, сенситивную и так далее в зависимости от типа информации. Каждая такая карта или цепочка соответствует только одному определенному ощущению, которое мозг (память) предоставляет человеку для осознания. Все эти карты, нейронные сети, формируются внутри новорожденного последовательно в процессе обучения или столкновения с новыми сигналами. Важным фактором в формировании и закреплении нейронных сетей является нейротрофический фактор мозга – BDNF. Если в новорожденного проникает определенный сигнал, нейроны необходимые для его обработки выделяют BDNF, который укрепляет их связь в одной цепи и создает карту восприятия именно этого сигнала. В случае детей с аутизмом что-то идет не так… какие-то сигналы одновременно возбуждают большое количество нейронов, мешая формированию дифференцированных карт. То есть, к примеру, слыша звук определенной частоты, активируется вся слуховая кора, а не определенная ее цепь, словно в одном звуке скрыты все мыслимые частоты. Также с областями, соответствующими другим органам чувств. Аутист словно электрический шарик – всегда под напряжением.
Причина перевозбуждения нейронов – фактор окружающей среды. Дома расположенные рядом с аэропортами, дорогами и так далее. Сейчас в комнате не бывает тихо даже в отсутствие пролегающей за окнами дороги – непрестанно работают по несколько компьютеров, шумит кондиционер и прочие бытовые приборы. Поэтому идет увеличение случаев диагностики.
Такой взгляд на аутизм уже не повергает в шок своей катастрофой. Болезнь превращается в задачу, решение которой – в дифференцировании карт мозга повторным его возбуждением различными отдельными простейшими сигналами, чему удовлетворяет та же программа Fast forWord. При лечении детей с помощью программы у них произошел скачек от тяжелых речевых нарушений к нормальному уровню владения речью. Им стало проще общаться, они стали замечать людей вокруг них и начали ощущать, что в мире существуют другие люди, достойные внимания.
Детский церебральный паралич (ДЦП) – патология в коре, подкорковых областях, в капсулах или стволе головного мозга, что приводит к статическому комплексу двигательных нарушений, сопровождающемуся нарушением интеллекта. Одним из радикальных методов лечения можно считать принцип принудительного использования, разработанного неврологом Эдвардом Таубом. Основой лечения принудительным использованием является психология человека – в безвыходной ситуации человек способен воспользоваться даже поврежденными участками мозга (например, на поле боя привести в движение раненые конечности). При лечении по методу Тауба бандажом блокируются здоровые конечности, чтобы искусственно привести в движение поврежденные. Кстати сказать, компания SPORLASTIC разработала широкий ассортимент ортопедических изделий для подобного лечения. В клинике Тауба разработана целая программа для больных ДЦП. В книге “Пластичность мозга” приведена история о мальчике, перенесшем обширный инсульт в утробе матери. Болезнь поразила всю левую сторону тела – его рука и нога почти не функционировали, он не мог выговаривать звуки или слова из-за частичного паралича языка. МРТ показало, что четверть мозга мальчика мертва. Когда мальчику исполнилось полтора года, его мать услышала о клинике Тауба. В клинике он появился в 4 года. Через 19 дней терапии у левой руки, которая была словно пришита к груди, появился хватательный навык. Сегодня мальчику 12 лет, и он не считает себя инвалидом. Он принял участие в отборочных соревнованиях для поступления в обычную бейсбольную команду – а не ту, где играют дети с ограниченными возможностями – и прошел. В 2002 году человек, четверть мозга которого когда-то была мертва, а левая часть тела полностью обездвижена, принял участие в пяти матчах команд сильнейших, показав прекрасные результаты и выиграв чемпионат с победным показателем RBI.