Французская газета «Юманите» – одна из старейших в мире. Она выходила в свет с начала прошлого века, а тираж в лучшие времена достигал 300 тыс. экземпляров в день. И вот из Франции пришла новость о том, что издание закроется со дня на день по экономическим причинам, т.е. денег на выпуск газеты просто нет, а долги стали запредельными.
Как подчеркивается в газете Коммерсантъ, вместе с «Юманите» уходит целая эпоха. Директор издания, коммунист и евродепутат Патрик Ле Ярик, сообщил, что против газеты заведено судебное дело в связи с невозможностью выполнять свои финансовые обязательства. Не выплачивается зарплата журналистам, под угрозой выход новых печатных номеров. В апреле этого года «Юманите» исполнилось бы 115 лет. Появившись как орган социалистической партии, издание стало коммунистическим, одним из самых массовых и влиятельных в западном мире. По единственной французской ежедневной газете, продававшейся на территории СССР, советские школьники учили язык. Существование газеты, как, впрочем, и всей Коммунистической партии Франции, во многом зависело, как известно, от финансовой поддержки КПСС. С 1920-х годов и до последних дней СССР «Юманите» колебалась вместе с линией партии. Мировой кризис социализма тяжело отразился на финансовом положении редакции, компартия обеднела.
Газета «Юманите» никогда не была рыночной, она выполняла функции коллективного пропагандиста и агитатора и финансировалась из партийных бюджетов. Партийные бюджеты иссякли, иссякла и жизненная сила печатного СМИ. Хотя бюджетов в нашем мире очень много, видимо, руководители газеты не смогли найти для себя новое финансирование. Они также не смогли обеспечить себе финансовую поддержку читателей, т.е. не смогли продавать свой информационный товар на рынке, отсюда и печальный итог. И таких примеров на сегодняшний день, к сожалению, очень много.
В настоящее время в России зарегистрировано 47 тыс. печатных СМИ, две трети из которых существуют на средства налогоплательщиков, т.е. финансируются из бюджетов субъектов РФ. Для изданий, выпускаемых для ветеранов, инвалидов, пенсионеров, детей и др. бюджетное финансирование оправдано, а вот для всех остальных СМИ – проблематично. Денег в стране все меньше, значит, надо меняться и больше зарабатывать на продвижении своего информационного товара в печатных и электронных версиях и на всех возможных носителях.
Мне понравилась информация из Псковской области, где взят курс на реформирование муниципальных газет. Член местной Общественной палаты Алексей Иванов на днях сказал по этому поводу, что предстоящая реорганизация позволит выйти печатным СМИ на новый уровень, расширить объем публикуемой информации как по качеству, так и по наполняемости, дополнить местные новости региональной и федеральной повесткой, стать более содержательными. Газета, к примеру, «Великолукская Правда Новости», дает возможность узнавать новости без привязки к компьютерам и гаджетам, а также позволяет читателю составлять картинку недели не по интернетным, порою «кричащим» заголовкам, а по серьезным аналитическим материалам, очеркам, публицистике.
Кризис бюджетных СМИ председатель комиссии Общественной палаты РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Александр Малькевич связывает с тем, что большая часть из них сидит на государственной «игле»: «Учредитель вынуждает их печатать кучу всякого мусора, что снижает интерес к газете. Так как они на финансировании, у них нет желания развиваться».
Реорганизация печатных СМИ в направлении большей эксклюзивности и аналитики является принципиальным условием востребованности издания на рынке. Очень важно также обеспечить эффективное взаимодействие с интернетом, опираясь на симбиоз «бумаги» и «цифры». Иначе никакое бюджетное финансирование не спасет в условиях усыхания бюджетов.
Была бы моя воля – я бы сохранил газету «Юманите» как памятник хорошей журналистики. Но для этого нужно менять ее концепцию. Думаю, что нынешнее руководство издания к этому не готово. Остается надеяться, что другие печатные СМИ смогут на примере «Юманите» сделать для себя правильные выводы и не допустить закрытия своей газеты или журнала.