Авторский блог Валерий Ковалев 09:07 1 июля 2013

Субтеррина-Боевой крот

Испытания первого подземного крейсера, получившего название «Боевой крот», прошли осенью 1964 года и показали небывалые результаты. Подземная лодка, внедрившись в грунт, прошла за час «как по маслу», пятнадцать километров скальных пород и разрушила подземный бетонный бункер условного противника. Необходимая энергия вырабатывалась ядерным реактором.

В 1945году специальное подразделение «СМЕРШ» захватило на территории Германии совершенно секретные документы – описание и чертежи неведомого дотоле оружия, над созданием которого ученые Третьего Рейха работали, начиная с тридцатых годов.
Это была так называемая «подземная лодка», предназначавшаяся для нанесения ударов по стратегическим объектам противника на его территории из земных недр.
О необычном трофее безотлагательно доложили начальнику ГУКР «СМЕРШ» В.С. Абакумову, который сразу же приказал доставить его в Москву.
Историческая справка: Абакумов Виктор Семенович, один из руководителей органов государственной безопасности, комиссар государственной безопасности 2-го ранга (4.2.1943), генерал-полковник (9.7.1945). Сын истопника. Образование получил в 4-классном городском училище (1921). В 1921-23 служил санитаром во 2-й Московской бригаде частей особого назначения (ЧОН). С 1924 - рабочий; в 1925-27 г. упаковщик Московского союза промысловой кооперации, в 1927-28 г. стрелок 1-го отряда военно-промышленной охраны ВСНХ СССР, в 1928-30 г. упаковщик складов Центросоюза. В 1930 г. вступил в ВКП(б). В январе-сентябре 1930 г. Абакумов был зам. нач. административного отдела торгово-посылочной конторы Наркомата торговли РСФСР, а в 1932 г.перешел на комсомольскую работу и был назначен секретарем ячейки ВЛКСМ на штамповочном заводе "Пресс". В 1931-32г. заведующий военным отделом Замоскворецкого райкома комсомола.
В 1932 г. в числе других комсомольских работников переведен в ОГПУ "для усиления", во время постоянных чисток органов сделал быструю карьеру: в 1932-33 г. практикант экономического отдела полномочного представительства ОГПУ по Московской области, в 1933-34 г. оперуполномоченный 3-го отдела экономического управления ОГПУ (с 1934 г. - НКВД СССР). В 1934 г. его перевели в Главное управление исправительно-трудовых лагерей и трудовых поселений, где он работал, должности уполномоченного и оперуполномоченного 3-го отделения Оперативного отдела. В 1937-38 г. оперуполномоченный 4-го (секретно-политического) отдела ГУГБ НКВД СССР. С 1938 нач. отделения 4-го (секретно-политического) отдела 1-го управления НКВД, 2-го отделения 2-го (секретно-политического отдела) отдела ГУГБ. После прихода в НКВД Л.П. Берии Абакумов с 5.12.1938 г. стал исполнять обязанности нач. управления НКВД по Ростовской области. С 25.2.1941 г. зам. наркома внутренних дел СССР и одновременно с 19.7.1941 г. нач. Управления особых отделов.
Возглавляемое Абакумовым управление осуществляло руководство деятельностью органов государственной безопасности в Советской армии и флоте, а также внутри вообще всех вооруженных формирований (милиция, внутренние войска, пограничные войска). 19.4.1943 г. особые отделы были выведены из НКВД СССР и под началом Абакумова создано Главное управление контрразведки СМЕРШ, одновременно Абакумов стал зам. наркома обороны СССР, перейдя, таким образом, в непосредственное подчинение И.В. Сталина. СМЕРШ, расшифровывавшийся как "Смерть шпионам", руководил контрразведкой в армии и флоте. В янв.-июле 1945 г. был одновременно уполномоченный НКВД по 3-му Белорусскому фронту.
В 1946 г. избран депутатом Верховного Совета СССР. 4.5.1946 г. сменил В.Н. Меркулова на посту министра государственной безопасности СССР, а СМЕРШ вошел в состав министерства в качестве 3-го управления. В 1946-51 г. был также членом Комиссии Политбюро ЦК ВКП(б) по судебным делам.
12.7.1951 арестован по обвинению в сокрытии "сионистского заговора" в МГБ СССР, непосредственным поводом для чего послужил донос М.Д. Рюмина о том, что Абакумов не проявил достаточной активности в развертывании т.н. "дела врачей". Для проверки его деятельности была сформирована комиссия, в состав которой вошли его враги Г.М. Маленков, Берия, М.Ф. Шкирятов, С.Д. Игнатьев.
Во время следствия к Абакумову активно применялись пытки и избиения, и вскоре он превратился в полного инвалида. После смерти Сталина и ареста Берии Абакумов так и не был освобожден. На выездном заседании Военной коллегии Верховного суда СССР в Ленинграде 12-19 дек. 1954 Абакумов был обвинен в фабрикации судебных дел, в т.ч. "Ленинградского дела", и других должностных преступлениях, назван "членом банды Берии". Виновным себя не признал, заявив: "Сталин давал указания, я их исполнял".
Суд признал Абакумова виновным в измене Родине, вредительстве, совершении терактов, участии в контрреволюционной организации и приговорил к смертной казни. Абакумова судили в Ленинграде 19 декабря 1954 г. Сразу же после суда Генеральный прокурор СССР Руденко сообщил Хрущеву по телефону в Москву «о выполнении задания и спросил, можно ли закругляться». Получив утвердительный ответ, Руденко не стал мешкать. Абакумова расстреляли в тот же день.
Едва ли он унизился бы до ходатайства о помиловании, но то, что его лишили этой возможности установленный факт.
В 1994 г. Военной коллегией Верховного суда СССР Абакумов был частично реабилитирован: с него снято обвинение в измене Родине. За заслуги перед страной и народом Абакумов был награжден орденами Красного Знамени, Суворова 1 и II степени, Кутузова I степени, Красной Звезды, медалями за оборону Москвы, Сталинграда, Кавказа.

Ознакомившись с документами, генерал понял, что перед ним разработка сверхмощного оружия нового поколения и приказал изучить ее группе отечественных специалистов.
А заодно дал указание контрразведке проверить, нет ли в стране ученых, занимавшихся чем-либо подобным. И такого человека нашли.
Им оказался советский инженер Либеревский из Одессы, еще до войны высказывавший фантастическую идею о создании «подземной лодки», которая могла бы проникать в глубины Земли для ее исследований.
По замыслу Либеревского «субтерина», как он ее окрестил, должна была одинаково успешно двигаться как в воде, так и под землей по принципу штопора, прожигая ее на глубине за счет высоких температур, вырабатываемых во внешней оболочке крейсера.
Идея настолько увлекла его, что именем «Субтерина» он назвал свою дочь. Однако она была признана «крамольной» и одним из областных управлений НКВД расчеты и чертежи ученого по «субтерине», в 1933 году у него были изъяты, засекречены и помещены в архив, где пролежали до 1945 года. А отечественному «самородку» приказали молчать, дабы чего не вышло.
Тем не менее, своими мыслями опальный инженер поделился с близким другом – писателем-фантастом Григорием Адамовым, опубликовавшим впоследствии знаменитый роман «Тайна двух океанов». В нем советская подводная лодка, попавшая в ледовую западню, освобождается из плена, прожигая гигантский айсберг за счет повышения температуры прочного корпуса.
Доставленные фельдъегерской связью в Москву эти документы были сопоставлены с трофейными и выяснилось невероятное. Чертежи Либеревского и чертежи немецких ученых почти до мелочей совпадали.

(Из архивных документов). Министр государственной безопасности Абакумов Президенту Академии наук СССР Вавилову.
«Прошу предоставить в мое личное распоряжение группу экспертов. Ученых геофизиков и инженеров - конструкторов горнопроходческого оборудования».
18 мая 1949 года.

Изучив все имеющиеся материалы, эксперты доложили Абакумову, что проблема им ясна, технически разрешима и не вызывает вопросов, за исключением системы навигации, которая подлежит доработке. А через несколько месяцев была готова и опытная модель чудо - лодки.
С такими сенсационными материалами можно было идти к И.В. Сталину. И кто знает, не появилось - ли бы супер оружие в СССР в недалеком будущем. Однако помешала ведомственная вражда. Всесильный шеф НКВД Л.П.Берия по своим каналам тоже получил информацию о «субтерине» и сделал все, чтобы разработка не стала известна Вождю.
В результате, в 1954 Абакумова расстреляли, инкриминировав ему множество «грехов», а проведение дальнейших работ поставили под сомнение. К этому приложил руку и тогдашний нарком вооружений Д.Ф. Устинов, ратовавший за продвижение атомного проекта, который бурно развивался под кураторством Берии.
До начала 60-х годов о «субтерине» забудут.
Летом 1962 года, жители поселка Громовка на западном побережье Крыма, в 24 часа будут выселены в соседний городок Черноморск. Им выделят щедрые субсидии, новое жилье и сообщат, что на месте поселка будет возведен научный центр для ученых, а их дома переоборудуют в коттеджи. На самом деле в крымской степи готовились к строительству «режимного» завода для выпуска подземных лодок. В этом выгодном оборонном заказе должны были участвовать и предприятия УССР.
Тогдашний советский лидер Н.С. Хрущев, подаривший Украине Крым, решил сделать еще один подарок братскому народу. Как бывший шахтер он понимал стратегическую важность проекта и взял его под личный контроль.

(Из архивных документов). «Предусмотреть в семилетний план экономического развития Украинской ССР строительство объекта по производству оборонной продукции, выделив соответствующие ассигнования из бюджета Министерства обороны». Постановление ЦК КПСС от 3 мая 1962 года.

Завод в Крыму был построен в рекордные даже для того времени сроки – за два года. Официально он значился как тепловая электростанция, работавшая на энергии ветра.
Курировал все работы Министр обороны маршал Советского Союза Р.Я.Малиновский, а их секретность обеспечивало 3-е Управление КГБ СССР.

Историческая справка: Малиновский Родион Яковлевич (1898, Одесса - 1967, Москва)
Советский военный деятель. Воспитывался без отца в бедной семье, в тяжелой нравственной обстановке. После окончания церковно-приходской школы в 1911 Малиновский ушел из дома. Работал разнорабочим, подручным в галантерейном магазине. В 1914 упросил солдат, отправляющихся на фронт, взять его в воинский эшелон, после чего был зачислен добровольцем в пулеметную команду 256-го Елисаветградского пехотного полка. В окт. 1914 получил первую боевую награду - Георгиевский крест 4-й степени и был эвакуирован в тыл по ранению. В февр. 1916 прибыл в составе рус. экспедиционного корпуса во Францию, где за храбрость был награжден.
После Февральской революции в России Малиновский был избран председателем ротного комитета. Малиновский был отправлен на каменоломни, как и те русские солдаты, которые были разоружены во Франции после Октябрьской рев. 1917. Малиновский согласился вступить в Иностранный легион французской армии, где воевал до капитуляции Германии.
В 1919 вернулся в Россию и стал служить в РККА, сражался на Восточном фронте против А.В. Колчака. В 20-е гг. прошел путь от командира взвода до командира батальона. В 1926 вступил в ВКП(б).
В 1930 окончил Военную академию им. М.В.Фрунзе и служил на руководящих штабных должностях. В 1937 - 1938 участвовал в гражданской войне в Испании на стороне республиканского правительства. С 1939 преподавал в Военной академии им. М.В. Фрунзе. Великую Отечественную войну Малиновский встретил командиром 48-го стрелкового корпуса на границе СССР по р. Прут.
В авг. 1941 был назначен командующим 6-й армией и вел тяжелые оборонительные бои. В 1941 - 1942 командовал Южным и Сев.-Кавказским фронтом. В 1942 отличился, командуя разгромом фашистской группы армий, шедших на по мощь окруженным немецким войскам под Сталинградом.
С 1943 командовал войсками Южного, затем Юго-Зап. фронта, освобождал Николаев и Одессу. Малиновский вместе с Ф.И. Толбухиным блестяще провел Ясско-Кишиневскую операцию, когда было нанесено поражение группе армий "Юг". Сыграл большую роль при освобождении Румынии, Венгрии, Австрии, Чехословакии. В 1944 Малиновский было присвоено звание Маршала Сов. Союза. После капитуляции Германии он командовал войсками Забайкальского фронта и нанес главный удар по японской Квантунской армии, за что был удостоен звания Героя Сов. Союза.
После окончания войны занимал командные должности. В 1957 - 1967 являлся министром обороны СССР. В 1958 Малиновский получил вторую Золотую Звезду, был награжден высшим военным орденом "Победа", многими орденами и медалями. Похоронен у Кремлевской стены.

Уже к весне 1964 года был создан опытный образец подземной лодки с титановым корпусом, заостренным носом и обтекаемой кормой.
Диаметр ее составлял три метра, длина двадцать. «Субтерина» казалась настоящей красавицей, во всяком случае, для тех, кто ее видел. В специальную хронику ее не внесли, хотя военная летопись в то время велась со всей тщательностью.
Экипаж лодки состоял из пяти человек, она могла принять на борт 15 бойцов и тонну боеприпасов, в том числе ядерных. В боевую задачу записали так: «Обнаружение и уничтожение командных пунктов и ракетных шахт противника».
Подземную лодку Никита Сергеевич осмотрел лично.
- Мы должны делать такие лодки как сосиски на конвейере, - заявил он. Правда, потом высказался несколько иначе в отношении ракет, которые полюбил всем сердцем. Но «субтерину не забыл, да и возможно ли забыть такое.
Советского лидера и военное руководство Страны привлекал в подземной лодке фактор внезапности и многоцелевого использования. Обнаружить ее новейшими средствами локации было невозможно, хотя американцы и обладали ими. Конечно, для решения стратегических задач слово оставалось за ракетами.
Но как тактическое средство, подземная лодка обладала неисчерпаемыми возможностями. Она скрытно могла доставлять ядерные заряды в любую точку мира, высаживать разведовательно-диверсионные и боевые группы в тылу противника, использоваться в строительстве особо секретных подводных и подземных военных объектов, решать другие, не менее важные задачи.
В середине шестидесятых наши атомные субмарины легко достигали американских берегов. Со временем планировалось доставлять туда и субтерины. Теми же атомоходами.
Боевые испытания нового оружия решили провести на территории Уральского военного округа. Он за пределами досягаемости иностранных дипломатов и назойливых туристов, места там пустынные и грунты более плотные. Даже спустя сорок лет грандиозная шахта, оставшаяся от тех испытаний, поражает воображение…

(Из архивных документов). Министр Обороны Малиновский командующему войсками Уральского военного округа Грознецкому. «Приказываю обеспечить проведение учений с применением нового вида оружия. Начальникам родов войск наладить оперативное взаимодействие личного состава и техники».
15 августа 1964 года.


Испытания первого подземного крейсера, получившего название «Боевой крот», прошли осенью 1964 года и показали небывалые результаты.
Подземная лодка, внедрившись в грунт, прошла за час «как по маслу», пятнадцать километров скальных пород и разрушила подземный бетонный бункер условного противника. Необходимая энергия вырабатывалась ядерным реактором.
«Невероятно!», - такой была первая реакция на командном пункте.
Результаты испытаний поразили даже бывалых военных. Новое оружие выглядело фантастикой, но фантастикой в действии. Эксперимент решили повторить на более высокой скорости. Но случилось страшное. Лодка неожиданно взорвалась. Экипаж и десантники погибли.

Не удалось спастись и командиру – полковнику Будникову.
Конкретные причины взрыва подземной лодки до сих пор засекречены. Остались только загадочные всплески на сейсмограммах и недоумение американцев. «Как же так?! Ведь недавно договорились о запрещении ядерных испытаний».

(Из архивных документов). «Семен Будников. Участник Великой Отечественной войны. Военный советник в Северной Корее. Награжден правительственными орденами и медалями.

За громкой парадной демонстрацией советских достижений в военной науке и технике скрывались реальные проблемы оборонного проекта. Между инженерами и военными начались серьезные конфликты.
Протоколы рабочих совещаний тут же засекретили. Но разговоры все же пошли. «Огромные бюджетные суммы буквально зарываются в землю…».
После аварии в Уральских горах принятие решений по подземной лодке решили отложить.
В стране сменилась власть, высшие посты занял Л.И.Брежнев, куратором проекта был назначен секретарь ЦК КПСС Д.Ф. Устинов. Этот могущественный человек уже когда-то приложил руку к закрытию проекта.
После шестидесятых и первых полетов в космос, Устинов и его окружение продвигали идею доставки ракетного оружия на околоземную орбиту. Сейчас это покажется мифом, но на высшем уровне обсуждалась программа – построить командный пункт управления оружием стратегического назначения на Луне.
Роман прозорливого французского писателя Жюля Верна «Из пушки на Луну», едва не стал советской ядерной доктриной.
Финансирование программы подземной лодки прекратили – два фантастических проекта сразу, многовато.
Завод в Крыму переоборудовали в электроподстанцию, персонал отправили служить по дальним гарнизонам.
Технологическое оборудование, правда, пытались определить в дело, его намеривались использовать для прокладки метро в Киеве. Но выяснилось, конверсия стоит намного дороже, чем приобретение новой, гражданской техники. Некогда важный объект оказался никому не нужным и постепенно приходил в упадок.
В конце шестидесятых оборонная промышленность СССР переживала подъем. Многочисленные локальные войны давали много работы обычным, испытанным вооружениям.
Документы по « Боевому кроту» засекретили окончательно. Испытания в горном массиве «Благодать» на Урале, объявили испытаниями нового горнопроходческого комплекса.
Правда, иногда провинциальные следопыты озадачивали неудобными вопросами о покинутом полигоне.
(Из архивных документов). Начальник Главного управление по охране государственной Тайны в печати Антонов, начальнику Главного политического управления Епишеву. «Прошу согласовать публикацию материалов о выдающихся достижениях советской науки в рамках проекта «Боевой крот», для освещения в научно-популярной прессе.
23 июля 1976 года.
Это был гениальный ход. Идею подхватили народные умельцы и скоро появились бойкие мелкие «Кроты», которые лихо продергивали кабели и трубопроводы под автодорогами и реками.
Остатки подземного крейсера ржавели под открытым небом до середины девяностых. Несколько лет назад российские военные власти спохватились. Территорию бывшего полигона объявили запретной зоной. Может быть на всякий случай, а может быть и «с дальним прицелом». Атомная подземная лодка - потенциально страшное оружие, пока остается неудавшимся экспериментом. Но это, кажется, не повод для сожаления.
Технологию подземной лодки на «мирные рельсы» первыми перевели немецкие инженеры и предприниматели. Она позволила отказаться от традиционных взрывных работ при прокладке тоннелей. В настоящее время их разработки применяются и в России. Так что, сегодня путешествие к центру Земли, которое более ста лет назад совершили герои знаменитого романа Жюля Верна, уже не кажется столь фантастическим.
А по большому счету обидно. Не развалили бы Союз, была бы у нас и армада «Боевых кротов».
Так, на всякий случай.


1.0x