Авторский блог Марат Саид-Галиев 14:11 8 сентября 2014

Структура по понятиям

Компании остаются маленькими до тех пор, пока в этих компаниях сохраняется ручной способ управления. Резкий рост начинается с того момента, когда владелец компании переходит на системный подход в управлении компанией.

Построение «системного бизнеса» начинается с формирования четкой организационной структуры (организующей схемы) компании. Однако наш пятилетний опыт выстраивания «системных бизнесов» показывает, что даже те владельцы, которые осознают необходимость внедрения жесткой организационной структуры, при создании организующей схемы часто отталкиваются не от набора имеющихся функций, а от персоналий. Другими словами, во главу угла ставятся личностные качества, уровень доверия, компетентность эффективных сотрудников, или просто «он был со мной с первого дня». В результате получается некая «понятийная структура», в которой, например, в коммерческий отдел входят как закупка сырья, так и реализация готовой продукции потому, что Иван Иванович, возглавляющий это подразделение, разбирается и в закупках, и в продажах, а в бухгалтерию входит специалист по ИТ, поскольку «исторически сложилось», что Нина Ивановна - главный бухгалтер, хорошо разбирается в 1С, и может контролировать компьютерщика. В одной из консультируемых нами компаний даже была должность «директора по общим вопросам».

Внедрение в компании «понятийной структуры» не способствует росту ее дохода, поскольку такая структура не устраняет запутанности бизнес-процессов, и не уменьшает уровень хаоса в компании. Более того, «понятийная структура» - это некий тупик в развитии компании, поскольку она делает незаменимыми людей, возглавляющих «исторически сложившиеся» подразделения. «Понятийная структура» ставит владельца в зависимость от незаменимых сотрудников, делает его заложником «Иванов Ивановичей», которые не преминут пошантажировать владельца фактом своего увольнения. Ведь если Иван Иванович действительно уволится, то где ж тогда найти специалиста, который разбирается и в закупках, и в продажах?

ПРИСТУПАЯ К ПОСТРОЕНИЮ СТРУКТУРЫ КОМПАНИИ, ОТТАЛКИВАЙТЕСЬ ОТ НАБОРА РЕАЛИЗУЕМЫХ ФУНКЦИЙ, А НЕ ОТ ПЕРСОНАЛИЙ!

1.0x