Авторский блог Сергей Глазьев 13:21 3 июня 2020

Стратегия создания маяков

необходим переход к системной политике развития российской экономики
7

Нашей стране необходим переход к системной политике развития российской экономики, которая должна строиться как смешанная стратегия опережающего роста нового технологического уклада, динамического наверстывания в сферах с незначительным технологическим отставанием и догоняющего развития в безнадежно отставших отраслях. Но как этого достичь?

Ключевая идея формирования стратегии опережающего развития – в определяющем становлении базисных производств нового технологического уклада и скорейшем выводе российской экономики на связанную с ним новую длинную волну роста. Для этого необходимо концентрированное вложение ресурсов в перспективные производственно-технологические комплексы, что невозможно без системы целенаправленного управления финансовыми потоками. Создание такой системы, включающей механизмы денежно-кредитной, налогово-бюджетной и валютной политики, ориентированные на становление ядра нового технологического уклада, должно стать стержнем антикризисной стратегии.

Важное условие ее успеха – достижение синергетического эффекта, что предполагает комплексность формирования сопряженных кластеров производства нового уклада и согласованность макроэкономической политики с приоритетами досрочного технико-экономического развития. Для этого формирование антикризисной стратегии должно предусматривать создание в системе государственного управления подсистемы управления менеджмента долгосрочным социально-экономическим развитием.

Локомотивы экономического роста

Ведущее значение такой подсистемы связано с ключевой ролью научно-технического прогресса. Необходимым элементом должно стать индикативное планирование, выращивание национальных лидеров – «локомотивов» экономического роста.

Создание подсистемы управления развитием включает:

- развертывание процедур обоснования и выбора приоритетных направлений;
- систему стратегического планирования, способную выявлять перспективные направления экономического роста;
- формирование каналов финансирования производственно-технологических комплексов нового технологического уклада и сфер потребления их продукции;
- настройку макроэкономической политики на обеспечение благоприятных условий инновационной деятельности.

Эти приоритеты должны реализовываться посредством финансируемых при поддержке государства целевых программ, льготных кредитов, государственных закупок и инструментов государственной экономической политики. А с научно-технической точки зрения – соответствовать перспективным направлениям роста формирования современного технологического уклада и создания заделов становления следующего.

Государственная поддержка должна характеризоваться двумя важнейшими признаками: обладать значительным внешним эффектом, улучшая общую экономическую среду и условия развития деловой активности, инициировать ее рост в широком комплексе отраслей, сопряженных с приоритетными производствами. А значит, создавать расширяющийся импульс роста спроса и деловой активности.

С производственной точки зрения государственное стимулирование должно приводить к росту конкурентоспособности соответствующих производств. С социальной – сопровождаться расширением занятости, повышением реальной зарплаты и квалификации работающего населения, общим ростом благосостояния народа.

К важнейшим приоритетным направлениям относятся следующие:

- освоение современных информационных технологий;
- развитие биотехнологий в области генной инженерии и других направлений приложения микробиологических исследований, поднимающих эффективность здравоохранения, АПК, фармакологической и других отраслей промышленности;
- развитие нанотехнологий и основанных на них средств автоматизации, позволяющих резко поднять конкурентоспособность и эффективность отечественного машиностроения;
- создание наноматериалов с заранее заданными свойствами;
- развитие лазерных и аддитивных технологий;
- обновление парка гражданской авиации, износ которого достиг критической величины, на основе организации производства и лизинга современных моделей самолетов отечественного производства;
- комплексное развитие ракетно-космической промышленности;
- обновление оборудования электростанций, износ которого приближается к критическим пределам, а также модернизация существующих и строительство новых АЭС;
- развитие технологий переработки и использования природного газа, ядерного цикла, расширение сферы их потребления;
- развитие современных транспортных узлов, позволяющих существенно улучшить скорость и надежность комбинированных перевозок;
- развитие жилищного строительства и модернизация ЖКХ с использованием современных технологий;
- развитие информационной инфраструктуры на основе современных систем спутниковой и оптоволоконной связи, сотовой связи в городах;
- модернизация непроизводственной сферы на основе современного отечественного оборудования (диагностические приборы и лазеры для медицины, вычислительная техника для системы образования и т. д.);
- применение технологий регенерации тканей, в том числе с использованием стволовых клеток в медицине;
- оздоровление окружающей среды на основе современных экологически чистых технологий.

Этот перечень приоритетных направлений технико-экономического развития не претендует на полноту и окончательность. Но с него можно начинать формирование и реализацию государственной политики развития.

Система стратегического планирования должна определять содержание бюджетной, внешнеторговой, промышленной и других составляющих экономической политики государства, которую необходимо увязывать посредством прогнозирования, программирования и индикативного планирования развития экономики страны.

Прогнозирование, программирование и индикативное планирование социально-экономического развития страны должно быть эшелонировано по временному горизонту на год, пять лет и двадцатилетний прогнозный период. В условиях современного НТП субъекты хозяйственной деятельности, органы государственного управления и общество в целом нуждаются в научно обоснованном предвидении будущих тенденций научно-технического и социально-экономического развития. В современных условиях для успешной работы предприятий необходимым является как минимум десятилетний горизонт планирования своего развития.

В нынешней системе регулирования экономики прогнозирование социально-экономического развития имеет скорее декоративные функции, а система целеполагания просто отсутствует. Без устранения этих пробелов невозможно сформулировать эффективную систему управления экономическим развитием.

Прежде всего необходимо изменение технологии прогнозирования социально-экономического развития. Экстраполяция прошлых тенденций не должна доминировать при формировании планов. Задача заключается как раз в обратном – переломе сложившихся тенденций, преодолении депрессии и инициировании экономического роста. Прогноз должен определяться сочетанием имеющихся возможностей и желаемых результатов, учитывать закономерности современного экономического развития, начинаться с формирования четких целей, инвентаризации имеющихся ресурсов, мер государственного регулирования.

В зависимости от временного горизонта содержание индикативных планов должно различаться. В годовом цикле прогнозирования индикативное направление должно включать характеристику всех основных макроэкономических параметров (ВВП, занятость, платежный баланс, инвестиции, инфляция, обменный курс рубля и т. д.) и инструментов экономической политики (процентные ставки, налоги, таможенные тарифы, бюджетные расходы, в том числе государственных закупок, нормативы амортизации, регулируемые цены, доходы, государственные инвестиции, приоритеты и нормативы работы институтов развития и т. д.). Частью технологии индикативного планирования на год является формирование государственного бюджета.

Важная задача пятилетнего цикла – выявление ожидаемых диспропорций и узких мест, затрудняющих социально-экономическое развитие страны. Другая задача – поиск новых возможностей, открывающихся вследствие глобального НТП и структурных изменений мировой экономики.

Двадцатилетний горизонт имеет своей целью ориентацию долгосрочного развития страны на фоне глобальных тенденций НТР с целью определения стратегических направлений повышения конкурентоспособности национальной экономики. Ключевое значение при этом имеют прогнозирование прорывных направлений НТП и моделирование нового технологического уклада, формирующих траекторию будущего экономического роста. Планируемые для этого меры и направления государственной экономической и научно-технической политики должны отражаться в Концепции социально-экономического развития.

Социальное партнерство

В отличие от административных директив, планировавшихся сверху в централизованной плановой системе, индикативные планы и программы развития экономики нового уклада не должны содержать принудительно устанавливаемые и обязательные для исполнения хозяйствующими субъектами задания. Плановые ориентиры необходимо разрабатывать с участием и с учетом предложений деловых кругов и научного сообщества. Сама процедура разработки плана преследует цель формирования общенационального консенсуса в отношении приоритетов социально-экономического развития страны и опирается на работу институтов социального партнерства.

Дополняя механизмы рыночной конкуренции стратегическим планированием, государство содействует снижению неопределенности и неустойчивости рыночной конъюнктуры, помогает предприятиям ориентироваться в перспективах развития производства и вовремя осуществлять перераспределение капитала в освоение новых технологий и рынков сбыта. Индикативные планы не препятствуют свободному целеполаганию самостоятельных хозяйствующих субъектов, а выполняют для них функцию маяков, указывающих перспективные направления изменения экономической конъюнктуры и экономической политики.

Критически важной задачей при формировании долгосрочной стратегии развития страны является четкое, увязанное с имеющимися ресурсами определение технологических направлений, где целесообразна ставка на лидерство, догоняющее развитие или динамическое наверстывание. В условиях технологической многоукладности российской экономики оптимальной является смешанная стратегия с элементами стратегии лидерства там, где имеются конкурентные преимущества, и элементами стратегии модернизации экономики там, где требуется восстановление инженерного и конструкторского потенциала.

Для эффективности работы системы стратегического планирования необходимо ввести нормы ответственности за достижение планируемых результатов и связать с ней инструменты макроэкономической политики. Решение первой задачи требует установления правовых норм экономической ответственности организаций и административной ответственности руководителей за выполнение целевых показателей развития. Вторая предполагает формирование регулируемых государством контуров управления налогово-бюджетной, денежно-кредитной и налоговой политики.

Ориентация налогово-бюджетной политики на цели развития предполагает снижение налоговой нагрузки на все виды инновационной и высокотехнологической деятельности, а также приоритетное выделение бюджетных ассигнований на поддержку критически значимых для становления нового технологического уклада государственных расходов.

В налоговой сфере следует исходить из структуры формирования национального дохода, основным источником которого в настоящее время является природная рента. Для ее изъятия государством как собственником недр обычно применяется налог на дополнительный доход у недропользователей, который в России подменен налогом на добычу полезных ископаемых. Однако последний по законам рыночного ценообразования включается в цену продукции и фактически является налогом на потребление энергоносителей и природного сырья, ухудшая конкурентоспособность обрабатывающей промышленности. В отечественных условиях лучшим способом изъятия природной ренты в доход государства являются экспортные пошлины, которые не обременяют внутреннее потребление.

Еще один фундаментальный недостаток налоговой системы – универсальное налогообложение доходов граждан по ставке вдвое ниже налога на прибыль предприятий. Это нарушает базовый для общественного сознания принцип социальной справедливости и стимулирует переток доходов из производственной сферы в потребление. Необходим налоговый маневр по введению прогрессивной ставки налогообложения доходов, компенсируемый введением ускоренной амортизации, снижающей налогообложение прибыли, направляемой на приобретение оборудования. Это позволит увеличить объем инвестиций на пять триллионов рублей при восстановлении общественной поддержки фискальной политики государства.

Несущие отрасли нового уклада

Переживаемая в настоящее время технологическая революция требует освобождения от налогообложения всех расходов на НИОКР. Многие страны выплачивают налоговые премии предприятиям, реализующим инновационные проекты в перспективных направлениях роста нового технологического уклада. Исходя из его структуры и опыта передовых стран необходимо как минимум полуторакратное увеличение государственных расходов на здравоохранение и образование, являющихся несущими отраслями нового технологического уклада, а также двукратное увеличение ассигнований на НИОКР.

При этом увеличение финансирования следует концентрировать на перспективных направлениях развития нового технологического уклада, в которых российские организации имеют конкурентные преимущества. В частности, необходимо на порядок увеличить финансирование научных разработок в сфере молекулярной биологии, генной инженерии и клеточных технологий, изготовления нанотехнологического оборудования, цифровых, лазерных и аддитивных технологий, гелиоэнергетики, нанопорошков и новых материалов.

Очевидным направлением бюджетных расходов с высокой экономической эффективностью является модернизация транспортной, телекоммуникационной, энергетической и жилищно-коммунальной инфраструктуры. Многие критически важные для становления нового технологического уклада расходы, включая финансирование фундаментальных и поисковых исследований, могут быть осуществлены только при бюджетной поддержке.

Важной составляющей бюджетной политики должна стать ориентация госзакупок на приобретение высокотехнологической продукции главным образом отечественного производства.

В период реализации антикризисной политики не следует жестко ограничивать дефицит бюджета, финансируя его за счет внутренних источников и покрывая рост государственных заимствований путем эквивалентной эмиссии денег на рефинансирование коммерческих банков под залог гособязательств. При этом доходность последних не должна превышать среднюю норму прибыли в обрабатывающей промышленности. Именно таким образом действуют все развитые страны – эмитенты мировых валют.

Например, основным каналом денежной эмиссии ФРС США (до 95%) и Банка Японии (около 85%) является покупка государственных долговых обязательств на внутреннем рынке. Европейский центральный банк эмитирует триллионы евро под покупку государственных обязательств стран зоны евро, а в антикризисных целях – даже облигаций системообразующих корпораций. Одновременно центральные банки осуществляют льготное рефинансирование банков-агентов правительства под гарантированные государством инвестиционные проекты, ипотеку, национальные и региональные программы. Причем денежная эмиссия под государственные обязательства осуществляется на длительные сроки (до 30–40 лет), в течение которых купленные ЦБ бумаги хранятся у него на балансе, а выпущенные под них деньги работают в экономике.

Незначительная роль, которую играют в настоящее время российские госбумаги в формировании рублевой финансовой системы (менее 5% накопленной рублевой эмиссии Банка России), а также расширяющийся объем долговых обязательств российского правительства в евро указывают на чрезмерную зависимость России от мировой конъюнктуры и внешних источников финансовых ресурсов. С другой стороны, показывают большие возможности расширения российской финансовой системы на национальной основе. Для расширения рынка государственных заимствований необходимо прекратить использование облигаций и депозитов Банка России, вернув их владельцам вложенные средства.

В отечественных условиях лучшим способом изъятия природной ренты в доход государства являются экспортные пошлины, которые не обременяют внутреннее потребление.

Публикация: Военно-промышленный курьер

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Комментарии Написать свой комментарий
3 июня 2020 в 15:37

Признаюсь, прочитав эту статью С.Ю. Глазьева, я перестал понимать его мысли. Ранее, когда он участвовал в предвыборной компании, мы все, кто его слушал, понимали, о чем шла речь...

Сейчас, запутанная стараниями около властных идеологов социально-экономическая проблема в словах Сергея Юрьевича стала еще более запутанной и непонятной. Возможно, в силу моего тупоумия...

Но настало время, когда на арену экономики и политики выходят простые, не обремененные "Экономиксами" люди. И у них понятия и слова проще, без заумных словосочетаний для нобелевских лауреатов!
Вот вопросы для полемики.
1. Банки и система кредитования производства - благо или зло?
2. Налог на прибыль и ТД оборот - тормоз или ускоритель развития?
3. Что является причиной, а что следствием, технологии или экономика (политика)?

Что нужно изменить (сменить?), чтобы все пришло в движение, экономику или политику?
Наш ответ - нужно сместить понятия базиса и надстройки влево, в сторону технологий.
Базис - это технологии, а надстройка - экономика!
А не устаревшие и отжившие понятия -- экономический базис и его политическая надстройка... Тогда все, о чем говорит Сергей Юрьевич становится на свои места, потребление определяет производство, а не наоборот.
Политическая система принимает форму подлинного народовластия, управления жизнью каждого и всей страны снизу, от народа, а не сверху, от элитных "специалистов" !

Возражения принимаются.

3 июня 2020 в 22:37

Борис Николаевич, нормально Глазьев всё разложил, что вам не понятно?
Всё конкретно.

"К важнейшим приоритетным направлениям относятся следующие:

- освоение современных информационных технологий;"

И дальше он перечисляет 15 направлений. Правда почему-то он объединил переработку газа и ядерного цикла.

"- развитие технологий переработки и использования природного газа, ядерного цикла, расширение сферы их потребления;"

Но ведь правильно всё, направления приоритетные, надо по ним работать. Как говорил Владимир Ильич "найти звено и вытащить всю цепь".
Что не понятно?

Касательно налогов.

Народ платит 13%, а производители, как я понял, больше 20%, с учетом всяких сборов-поборов-отчислений. В результате производителям выгодно прятать прибыль и скупать особняки в Испании.

"Это нарушает базовый для общественного сознания принцип социальной справедливости и стимулирует переток доходов из производственной сферы в потребление."

Глазьев пишет, что надо сделать прогрессивную шкалу налогов и снижать налоги, если прибыль направляют на модернизацию производств.

"... компенсируемый введением ускоренной амортизации, снижающей налогообложение прибыли, направляемой на приобретение оборудования. Это позволит увеличить объем инвестиций на пять триллионов рублей при восстановлении общественной поддержки фискальной политики государства."

Всё четко.

По поводу природной ренты.
Это интересная тема.
Почему, когда нефть дешевеет, то во всем мире цены на бензин падают, а у нас растут?
Потому что нефтяникам хочется больше денег, а гнать нефть за бугор им выгоднее, чем перерабатывать и продавать в России.

Вот СЮ и предлагает:
"В отечественных условиях лучшим способом изъятия природной ренты в доход государства являются экспортные пошлины, которые не обременяют внутреннее потребление."

По поводу денежной эмиссии.
Идея у СЮ простая.
Сегодня наш ЦБ пускает в оборот деньги из расчета имеющихся ЗВР и не более. У нас нет дефицита бюджета, нет опасности дефолта, низкая инфляция (не то, что было в 90-е годы) но и нет шансов на развитие. Приток денег идет за счет внешних долгов, покупки золота. А ЦБ Европы, США, Японии выпускают долговые обязательства, продают их банкам своих же стран и за счет этого выпускают дополнительные доллары, евро, йены, и запускают их в свое народное хозяйство.
СЮ, просто предлагает использовать их опыт.

"Причем денежная эмиссия под государственные обязательства осуществляется на длительные сроки (до 30–40 лет), в течение которых купленные ЦБ бумаги хранятся у него на балансе, а выпущенные под них деньги работают в экономике."

Хотя, конечно, тут можно и пролететь, дело тонкое.
Ну украдут банкиры десяток миллиардов, и пес с ними, сейчас всё равно воруют. Зато деньги в производстве появятся.

Вот и всё.
А теперь я вам возражу - раз уж вы написали "возражения принимаются".

Вот ваши слова:

"Политическая система принимает форму подлинного народовластия, управления жизнью каждого и всей страны снизу, от народа, а не сверху, от элитных "специалистов" !"

Борис Николаевич, как вы себе представляете "управление снизу от народа и без специалистов"? Это анархия получается. Вы анархист?

А что, в СССР не было "элитных специалистов"; кто же тогда планировал Пятилетки, определял приоритетные направления?

Об этом Глазьев тоже пишет, кстати.

"В отличие от административных директив, планировавшихся сверху в централизованной плановой системе, индикативные планы и программы развития экономики нового уклада не должны содержать принудительно устанавливаемые и обязательные для исполнения хозяйствующими субъектами задания."

Уф-ф-ф. Всё! Не думаю, что убедил вас, но душу отвел.

Всё верно!!!

Думается, сегодняшнее совещание по "лёгкой промышленности", проведённое Путиным, лежит в русле Ваших предложений!!!

С уважением.

3 июня 2020 в 16:11

Хорошая статья, как будто автор является научным консультантом у партии и правительства Китая. Партия и правительство России тоже могли бы воспользоваться полезными советами уважаемого автора.

3 июня 2020 в 22:40

Боязно возражать академику, а хочется! Конечно, он убедителен, но его предложения - это средства достижения цели, которая должна быть названа. Не сделал этого С.Г - попробую я. Главные перспективные и долговременные цели России следующие:

1. Ускоренный прирост численности населения - желательно до 400-500 миллионов человек к концу 21-го века не только для заселения территории Сибири и Дальнего Востока, но и сохранения суверенитета России над ними. Основной способ достижения этой цели - внедрение государственного социального стандарта о наличии у здоровых родителей не менее трех детей (при наличии всех возможных стимулов). Плюс включение в состав России всех желающих того русскоязычных граждан Украины, Белоруссии и,
возможно, Казахстана. Плюс воспитание сильной социально-ответственной (и только потому патриотичной) личности. Плюс соблюдение принципов коллективного труда ( https://zavtra.ru/blogs/ears_tezisi_o_zhelaemom_ ).

2. Рационализация (оптимизация) личных и общественных потребностей для экономии
всех видов материально-энергетических ресурсов в интересах будущих поколений. Все используемые людьми товары производятся из невозобновляемых природных ресурсов, запасы которых на планете, увы, уменьшаются. Если и будут открываться новые запасы полезных ископаемых, то себестоимость их добычи будет немалой, возможно и бессмысленной. Поэтому тотальное ресурсосбережение должно стать нормой поведения всех граждан и организаций государства. Для этого прежде всего необходимо решить труднейшую, можно сказать вечную проблему - "Сколько человеку надо?" Т.е. необходим одобренный большинством граждан критерий их материального благополучия, закрепленный в качестве основного социального стандарта государства (вместо ссылок на трусливо-невразумительное "социальное государство"). Таковым может быть рациональный личный бюджет, в котором будет учтено потребление всех необходимых изделий и услуг по научно-обоснованным или минимально- достаточным нормам расхода в конкретных (т.е. разных) условиях жизни. Задача не самая сложная для науки. Тотальному ресурсосбережению поспособствует и минимизация импорта и экспорта - и природных ресурсов, и готовых изделий. Объем экспорта должен определяться только потребностью в критическом импорте, т.е. закупок того, что невозможно иметь в государстве по объективным причинам даже при полной занятости граждан общественно-полезным трудом (прежде всего наукоемким и технологически сложным).

3. Максимально быстрое решение жилищной проблемы, для чего закрепить в основном социальном стандарте государства норму жилья в расчете на одного человека: минимум 20 квадратных метров, максимум - 50 независимо от формы собственности владельца жилья. Основной собственник и застройщик жилья - Госжилфонд, жилье из которого граждане получают бесплатно. Такой способ решения жилищной проблемы соответствует концепции тотального ресурсосбережения.

4. Поддержание требуемой обороноспособности государства. Это приоритет № 1.

4 июня 2020 в 18:36

Владимир Кудинов:
"Борис Николаевич, как вы себе представляете "управление снизу от народа и без специалистов"? Это анархия получается. Вы анархист?"

Да, в первой фазе вопроса я - анархист. Эта фаза - свобода данная каждому от рождения. А кто из нас не анархист? Никто не знает, что человеку придет в голову и что он сделает в следующий момент...
Но во второй фазе я - социалист, если объединить, получается -0 социал-анархист.

Свобода без ограничений убивает носителя свободы и саму свободу. Это как "свобода" для гранаты "Ф1", когда она получает свободу действия, она исчезает.

Поэтому я понимаю, что мою свободу должно что-то (не кто0-то!) ограничивать.
Я истинно признаю справедливым и необходимым ограничение личной свободы каждого только ОТ ВСЕХ, от общества, а не от его частей - отдельных и корпоративных бандитов в виде государства, которое меня защищает методом грабежа...

А насчет управления снизу, оно существовало всегда в виде обмена, придя в магазин вы выбираете продукт и платите столько, сколько просит продавец. Это уже отношения, они могут быть справедливыми или нет. Если цену "гнет" частник или государство, это социальный бандитизм и "воровство под писаный закон". Конституция называется.

Если на продавца "давит" общество в виде налога на потребление, ибо повышение цены на продукт приводит к повышению налога на потребление и в конечном счете, к банкротству.
Все это и называется социальная справедливость, т.е. справедливость "от Общества", что и должно быть целью каждого нормально образованного человека!

Отнимите у начальника сверху возможность платить зарплату "нижним чинам", оттащите Правительство от Бюджета и Казны, и станет ясно, кто специалист а кто - нет! Кто может заработать на услугах управления, а кого народ проигнорирует...

Механизм тонкий, сложный, не каждый понимает что возможен реверс отношений.
Очень хорошо отражает ситуацию ответ народного героя Василия Ивановича на вопрос о квадратном трехчлене: " я не только не знаю, что это такое, я представить себе это не могу...".

Хотя, ответ прост, было - сверху - деньги, снизу - руки, будет снизу - деньги, сверху голова по управлению руками. Схема проста и реальна!
Суть новых отношений сводится к СВОБОДЕ КАЖДОГО ПОД КОНТРОЛЕМ ВСЕХ.

Ведь было же сказано, свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех...

5 июня 2020 в 05:09

Обстоятельная,конкретная программа Глазьева. У этой программы не начала и конца. Развитие без начала. Здесь нужен ум Королёва, который начинал с пусков ракет,но понял,что в этом деле нет начала:нет заводов, нет специалистов и рабочих,нет металла. Всё стали создавать для пуска ракет с нуля и пуски состоялись.
Начинать сегодня нужно с идеологии,которой нет,а при Королёве была.Идеологию убили и конституционно запретили. Глазьеву нужно идти в партизаны с песней "Враги сожгли родную хату".

1.0x