Сообщество «Геоэнергетика» 10:38 6 июля 2020

Стратегические планы России

социально-экономическое развитие, научно-техническое, пространственное развитие без энергетическое отрасли немыслимо
22

10 июня 2020 года постановлением правительства России утверждена Энергетическая стратегия РФ на период до 2035, и уже через четыре дня состоялось утверждение ведомственной программы. Впереди у министерства энергетики – окончание разработки еще трех ведомственных программ развития, хоть они и называются иначе: генеральные схемы развития нефтяной отрасли, газовой отрасли и размещения объектов электрогенерации. Что все эти стратегии, программы и генеральные схемы из себя представляют, с какой целью разрабатываются, обсуждаются в разных кабинетах и принимаются? 

«Архитектура» стратегических планов развития России 

Для начала, как говорил первопоследний президент СССР, «по процедуре».  Если смотреть не на тот текст, который опубликован на сайте правительства по случаю принятия постановления по Энергетической стратегии, а в первоисточник, то есть саму Энергетическую стратегию, то становится очевидно – она разработана не «сама по себе», а является частью куда как более масштабной «архитектуры» стратегических планов. Вот цитата:  

«ЭС-2035 разработана в соответствии федерального закона 172-ФЗ «О стратегическом планировании» от 28 июня 2014 года и Правилами разработки отраслевых документов стратегического планирования, утвержденных постановлением правительства № 1162 от 29 октября 2015 года. 

ЭС-2035 обеспечивает реализацию в сфере энергетики положений: 

- Стратегии социально-экономического развития России; 

- указа президента № 204 от 7 мая 2018 года «О национальных целях и задачах на период 2024 года»; 

- Стратегии национальной безопасности России; 

- Стратегии научно-технического развития России; 

- Доктрины энергетической безопасности России; 

- Стратегии пространственного развития России на период до 2025 года». 

Мне кажется, что тем, кто постарше, вот такой набор документов должен вызвать смутные воспоминания на тему «Где-то когда-то я что-то похожее видел…» Вот и у меня такое же дежавю – похоже, что мы видим перед собой изрядно изменившийся план пятилетки, или, если уж точнее, «пятилетние планы развития народного хозяйства», поскольку именно так именовались пятилетние планы, разрабатываемые Госпланом и после утверждения советом министров и Верховным Советом становившиеся законом. Начиная с момента принятия закона «О стратегическом планировании» в 2014 году в России стали появляться «стратегии» - слова «план» наши руководители по-прежнему боятся, как черт ладана. Правительство Гайдара в 1991 году, расформировав Госплан, заявило, что его функции передаются министерству экономики, из которого позже было вычленено министерство экономического развития и торговли. Я понятия не имею, что такое фрейдизм, но в этом названии настолько явно видна идеология либерализма, что поневоле в памяти всплывает портрет Зигмунда. «Экономическое развитие и торговля» под контролем одного ведомства могли объединить только те, для кого слова «развитие» и «торговля» - тождества, синонимы. Они ведь другого пути развития, кроме как торговли, просто вообразить не были способны. Уже при Путине министерство осталось без торговли – оно у нас теперь только за экономическое развитие отвечает, при этом не имея прямого отношения ни к промышленности, ни к агропромышленному сектору, ни к ВПК с наукой, ни к энергетике. Что оно вообще делает, за что отвечает? За разработку стратегических прогнозов – эдакая коллективная бабушка Ванга в одном флаконе с Нострадамусом, но на твёрдом окладе. Настрочили прогноз на пару сотен страниц, а уж сбудется он или нет – как знать. Сбудется – похвалят сами себя, не сбудется – расскажут, что волатильность привела к отрицательному росту, ничего не поделаешь.  

Закон о стратегическом планировании – предпосылки и утверждение парламентом 

Так откуда вдруг в 2014 году появился закон о стратегическом планировании? Как наши господа либералы допустили, чтобы он и Думой, и Совфедом был принят, причем принят быстро и без пламенных дискуссий? Неужели у нас на глазах идёт тихая «ползучая антилиберальная революция»? Как ни удивительно, но впервые о необходимости совершенствования системы стратегического планирования в 2009 году заговорил Медведев Дмитрий Анатольевич, на тот момент, напомню – президент России. И не просто сказал во время какого-нибудь выступления – эти слова вбиты в Стратегию национальной безопасности России на период до 2020 года, которая была принята именно в 2009 году. Вот только от слова до дела – дистанция огромного размера, не пошло ничего и никуда дальше слов. А вот в 2014-м году ситуация изменилась, причем рывком. Дело не в совершенно законном, юридически безукоризненном возвращении Крыма в родную гавань – а в том, как реагировал на это коллективный Запад.  

Запад – это такое место на планете, из откуда десятки лет раздавались поучения о необходимости утверждения всех положений либеральной экономической теории, после чего немедленно наступает рай на земле. Ну, вот это вот всё: «Не человек ради государства, а государство ради человека», сага о частном собственнике, который в сто или пятьсот раз эффективнее неповоротливого и косного государства, «государство не должно быть участником экономической деятельности, рынок должен быть свободным» и так далее. Давайте на живом примере, чтобы было понятнее, по каким причинам лето 2014 стало периодом жёсткого похмелья для всех наших доморощенных либералов.  

Американские санкции против России: «Бей своих, чтоб чужие боялись» 

В 2011 году Роснефть подписала соглашение о стратегическом альянсе с американской транснациональной компанией ExxonMobil по работе на российском шельфе, черноморском и арктическом. Американцам в СП достались 33,33% акций, при этом взяла на себя обязательства по полному финансированию предстоявших геолого-разведывательных работ. Сумма – 3,2 млрд долларов, все по взрослому, а еще, кроме денег, американцы брали на себя все вопросы с необходимым оборудованием и технологиями. Американцы, как и люди любой другой национальности – разные, Роснефти в тот раз попались вполне приличные. Выцепив где-то в Мексиканском заливе полупогружную буровую установку West Alpha, ExxonMobil за свой счет перетащила ее через полпланеты в Карское море, где у Роснефти имелись три лицензионных участка – Восточно-Приновоземельские с номера 1,2 и 3. Бурить решили по порядку – так появилась самая северная в мире скважина «Университетская-1», начало строительства которой пришлось на начало лета 2014 года. Вот тут-то Штаты и ввели антироссийские санкции, в  том числе персонально против Игоря Сечина и многих интересов нашего ТЭКа. Но ExxonMobil, во главе которой на тот момент стоял кавалер ордена Дружбы Рекс Тиллерсон поначалу даже не волновался по этому поводу: «Мы – ExxonMobil, а не шантрапа дворовая, мы с нашим правительством не такие проблемы решали!» Последовало письмо Тиллерсона в адрес Госдепа: «Джентльмены, мы уже вложили в проект прорву денег, скважина уже бурится и строится, впишите там в ваши санкции исключение для Exxon-a нашего Mobil-a по быстрому!» Те и вписали – на три месяца. То есть вот все эти рассказы про невмешательство государства в экономические интересы частных компаний, про свободный рынок оказались паровозным свистом – чихать хотел государство американское на все песни своих штатных пропагандистов. Плевать государство США хотело на интересы частных компаний, вне зависимости от их веса и авторитета, на их связи и влияние. Чтобы закончить на эту тему, в двух словах. Тиллерсон, поняв, что ему предстоит за 1 сезон завершить скважину, пригнал на WestAlpha американских буровиков, которые без всяких-яких работали в три смены, чтобы вписаться в сроки. Глубина моря в районе бурения – 81 метр, глубина скважины – 2,1 км, северная широта – даже норвежцам не снилась. И первая же скважина дала не только нефть, но и газ – в декабре 2014 года Госкомиссия по запасам поставила на учет в госреестре 130 млн тонн нефти и 500 млрд кубометров газа, причем нефть по качеству не уступает премиальной Siberian Light. Тиллерсон был уверен, что уж после такого открытия Обама нагнется в правильную позу, а нагнули – Тиллерсона. Да, ExxonMobil официально заявила, что её убытки – 200 млн долларов, и были даже люди, которые в это поверили. Вот только судебный иск компании против родного государства – на 2 миллиарда, и вот это куда как ближе к истине. А участков в Карском море у Роснефти, напомню – три.  

Наши либералы воочию увидели, что все сказки про либеральную экономику написаны для скорбных разумом, серьёзные государственные мужи на эти акустические колебания и оптические иллюзии внимания вообще не обращают: есть интересы государства, а все прочее – прах.

И закон о стратегическом планировании проскользнул мимо всех препон, в лексикон государства российского вернулось слово «план», и никто от ужаса до сих пор не умер. Этот закон предусматривает определенную иерархию документов стратегического планирования – к директивным методам, к провозглашению плана пятилетки законом, за нарушение которого предусмотрены меры уголовного кодекса вернуться не получается, в одну реку не войти дважды. Впрочем, поскольку я не специалист по изречениям великих мужей – могу и ошибаться. Те документы, что перечислены во второй статье только что принятой Энергетической стратегии – это и есть высший уровень иерархии, или, как это сформулировано на бюрократическом новоязе, «стратегические документы целеполагания федерального уровня», все остальные – ступенями ниже. Правда, где-то сбоку прилеплены вот те самые стратегические прогнозы министерства экономического развития с намёком на то, что при разработке отраслевых и территориальных стратегий эксперты всенепременно будут сверяться с ценными мыслями МЭРа. На всякий случай перечислю имена руководителей этого замечательного ведомства: Гайдар, Ясин, Шохин, Уринсон, Греф, Набиуллина, Улюкаев, Орешкин, теперь вот Решетников. Впрочем, Максим Решетников еще никак себя не проявил, а что из себя представляют все его предшественники, даже говорить не хочется – исключительного достоинства государственные мужи.  

Энергетика России – самой северной страны планеты 

Энергетическая стратегия, таким образом – не вещь в себе, она часть общей системы стратегического планирования, но часть очень своеобразная. Ни социально-экономическое развитие, ни научно-техническое, ни пространственное развитие в России без энергетической отрасли просто немыслимо. Не обеспечить нам продовольственную, военную, информационную безопасность без необходимого вклада со стороны энергетики.

В наше время военная безопасность и ядерные силы сдерживания вообще близнецы-братья, склады с продовольствием и серверы с большими базами данных без 220 вольт не работают, военная техника без продуктов нефтепереработки в баках не движется. Больше того. Как бы ни выглядела наша социально-экономическая система – феодализм, капитализм, социализм, географии и климату плевать на эти изыски: Россия была, есть и будет самой северной страной мира.

Сейчас обсуждают изменения в конституции, к чему я, не являясь, к сожалению, гражданином России, присоединиться не могу, но как наблюдатель со стороны, я точно могу сказать, чего в ней не хватает: права каждого гражданина России на киловатт*часы энергии. Если в наших жилищах темно и холодно – не будет реализована никакая стратегия, не будут выполнены никакие международные договоры, да вообще ничего выполнено не будет.

История развития человеческой цивилизации – это история развития энергетики, освоения и развития все новых технологий использования все новых энергетических ресурсов. Отсутствие киловатт*часов в розетках и в батареях отопления равносильно откату на предыдущую цивилизационную ступень развития, для России это аксиома.

Вот только и обратное верно – мы не будем развивать энергетику ради нее самой, не будем строить нефтепровод к вулканам Камчатки и строить АЭС на острове Большевик. Энергетика – базис для всей остальной экономики, а фундамент в Диком поле строить не принято. Поэтому сначала – стратегические планы высшего уровня иерархии, и только потом – отраслевые и территориальные. Надеюсь, что в 2020-м году, в год столетия со дня вступления в силу плана ГОЭЛРО никому ничего напоминать не нужно – все всё и так помнят. Но, на всякий случай, напомню: из общего объема финансирования ГОЭЛРО на сами электростанции и электросети ушло 8%, все остальные деньги – это новые заводы, фабрики, электрификация сельского хозяйства, новые поселки и города. ГОЭЛРО не просто первый в нашей истории государственный план, он – первый комплексный план. Да, было другое время, план ГОЭЛРО был направлен «вовнутрь», он касался только и исключительно нашей страны, сейчас такое повторит невозможно – без масштабного экспорта развивать экономику и саму Россию невозможно. Но ведь и план ГОЭЛРО не был самоизоляционистским – страна Советов охотно брала чужие технологии для решения самых острых проблем, у нас на ДнепроГЭСе вон американцы работали. Вот только брали мы чужие технологии и ещё с одной целью – чтобы они через несколько лет стали нашими, чтобы на их основе получить собственные инженерные и конструкторские школы. Про права интеллектуальной собственности тогда говорили куда как меньше, да и толку-то говорить про них не было тогда, когда был риск получить ответ Иосифа Виссарионовича Сталина.  

Пятилетние планы развития – «инструмент» прагматиков 

Конструкция стратегических планов выглядит так, что появляется подозрение – а не видим ли мы ту самую попытку вернуться в воды той же реки? Это наши либералы шарахаются от пятилеток, в реальном мире отношение к такому методу развития куда как более спокойное и прагматичное. И речь не только о Китае – в Исламской Республике Иран сейчас идет VII пятилетка. В Иране, где государственная собственность в экономике едва превышает 50% - одна пятилетка за другой. Были в свое время собственные пятилетки в Японии, Турции, Аргентине. Когда их использовали? Да когда речь шла о необходимости быстрого восстановления после кризисов и войн или, как в случае с Ираном – из-за дискриминационных мер со стороны все того же коллективного Запада. Я ничего не упустил?

Это в России сейчас одновременно – кризис из-за пандемии, необходимость восстановления после многих лет либерального погрома в экономике, это против России сейчас западные санкции. И это в России с момента принятия Энергетической стратегии начинается переход от стратегий целеполагания к конкретным отраслевым и территориальным стратегиям развития. Со скрипом, со стоном, с сопротивлением тех же бывших глав министерства экономического развития, которые все так же обитают на верхних этажах системы власти – ну, кроме одного, который сейчас нары полирует. И возникает совершенно закономерный вопрос – а кто архитектор вот этой конструкции стратегических планов развития? Неужто эти документы разрабатываются и проталкиваются через правительство и парламент экспертами правительства?  

Письмо двух ректоров и «Стратегия-2020» 

Я ничего не понимаю в конспирологии, да и не люблю я эти теории, мне факты больше нравятся. А они – есть, они отнюдь не секретны, их всегда можно найти на официальных сайтах правительства, президента и других органов власти. Вот я и стал их искать – вдруг найдутся. И первый же документ из списка, содержащегося в Энергетической стратегии, заставил основательно задуматься: в России просто не было и нет никакой стратегии социально-экономического развития. Номер 1 в списке – отсутствует напрочь. В 2009 году в ведомстве все того же МЭРа, которым на тот момент руководила мадам Набиуллина, была рождена и утверждена правительством Концепция социально-экономического развития. Утверждена только ради того, чтобы ее тут же выбросили в мусор – в это время в мире случился всеобщий экономический кризис, и все теоретизирование ведомства Набиулиной яйца выеденного не стоила. А в декабре все того же 2009 года ректоры Высшей Школы Экономики (ВШЭ) Ярослав Кузьминов и Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХГС) Владимир Мау направили в адрес премьер-министра Путина письмо, в котором предложили совершенно новый подход к организации экспертной работы для подготовки к новому этапу социально-экономического развития России до 2020 года, к разработке стратегии на этот период. Предлагалось привлекать к работе экспертов, представлявших различные позиции, руководителей субъектов РФ, представителей ведущих бизнес-структур, руководителей СМИ и лидеров профессиональных сообществ. Предлагалось строить программу не по отраслевым, а по взаимосвязанным проблемным блокам, каждый из которых будет представлять собой проект достижения определенной цели, подготовку «дорожной карты», скоординированной с «дорожными картами» других блоков по содержанию, ресурсам и срокам. Не видите ничего знакомого в последнем предложении? Тогда посмотрите хотя бы наискосок на текст майского 2018 года указа президента России о национальных целях и проектах. Господа Мау и Кузьминов в 2009 году предложили не самую плохую методологию, причин отказываться от нее никаких нет. 

Вот только после того, как Владимир Путин ответил согласием на письмо двух ректоров, началось нечто, что мы, не страдая политкорректностью, предлагаем называть «организационной вакханалией». Для большей открытости был создан сайт 2020strategy.ru, на котором публиковались промежуточные итоги работы рабочих групп, которых было создано 21 штука. Тем, кому эта ушедшая в прошлое история кажется интересной, подсказываем – сайт по-прежнему в рабочем состоянии, на нем можно найти любые подробности. Несколько сотен заседаний, обсуждений и дискуссий, широкое освещение в СМИ, участие более сотни зарубежных экспертов, в числе которых были бывший вице-президент МВФ, профессора университета Беркли и Graduate Institute Женевы, проводились социальные опросы. Промежуточный доклад объемом около 600 страниц был передан в правительство, министерства и ведомства его доработали, и в декабре 2011 года эта творческая деятельность была успешно завершена. 

Стратегия-2020 была опубликована в марте 2012 года под названием «Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России Стратегия-2020: Новая модель роста – новая социальная политика». 

Да, название занимает две строчки – так ведь и объём доклада составляет 864 страницы! Реакция премьер-министра Владимира Путина, который в марте 2012 принял решение о своем участии в предстоявших президентских выборах, была, как мне кажется, совершенно естественной: этот «талмуд» никогда не был утвержден ни правительством, ни президентом. 864 страницы могут быть наполнены самыми замечательными идеями, но всерьез представить, что этот двух-трёхтомный труд можно использовать в качестве документа стратегического планирования, могут люди только с очень нетривиальным мышлением. Это, конечно, мое частное мнение, но если на качественное изучение стратегии развития на 8-летний период нужно потратить 2-3 года, то такая стратегия является мертворожденной изначально.  

Совет Безопасности России и его научный совет 

Итого: стратегия социально-экономического развития должна быть, но её нет. Но труд ректоров никуда не исчез, он просто был переработан Советом Безопасности и превратился в тот самый майский 2018 года указ о национальных проектах и стратегических целях. Убедиться в этом несложно, достаточно сравнить названия глав результатов труда коллектива под руководством Мау и Кузьминова и текст указа. Но при этом текст указа занимает 18 страниц, мы его можем не только прочитать, но и понять за каких-нибудь полчаса. Эксперты научного совета при Совете Безопасности уменьшили объём социально-экономической стратегии в 42 раза. Как им это удается? У нас ведь век открытой информации, секретов не так много, соответствующий список экспертов находится на сайте Совета Безопасности. Напомню, что состав Совета Безопасности не избирается, а назначается единолично президентом России. Просматривая список, стоит помнить этот простой факт. 

Этих людей тоже никто не назначает, их приглашают в качестве экспертов для проработки той или иной программы, плана, стратегии. На экране есть ссылка на сайт Совета Безопасности, предлагаю и вам, уважаемые зрители, поискать в этом списке тех, кого можно назвать либералами – мои поиски результатов не дали. Так или иначе, один факт мы уже установили: в списке документов, на которые ссылается министерство энергетики как разработчик Энергетической стратегии документа № 1, стратегии социально-экономического развития нет, его в настоящее время заменяет майский 2018 года указ президента о национальных проектах и стратегических целях. Указ, разработанный Советом Безопасности по поручению президента и им же, президентом, утвержденный.  

Хронология утверждения документов стратегического планирования имеет значение 

Следовательно, пункт 2 Энергетической стратегии реально должен выглядеть следующим образом: 

«ЭС-2035 обеспечивает реализацию в сфере энергетики положений: 

- указа президента № 204 от 7 мая 2018 года «О национальных целях и задачах на период 2024 года»; 

- Стратегии национальной безопасности России; 

- Стратегии научно-технического развития России; 

- Доктрины энергетической безопасности России; 

- Стратегии пространственного развития России на период до 2025 года». 

Ничего странного не замечаете? Три документа – без указания времени их действия, четыре документа – без дат их утверждения и без указания того, кто именно их утверждал – президент или правительство. А это важный момент – подпись президента означает, что документ подготовлен Советом Безопасности, подпись премьер-министра, которым у нас до зим 2020 года был господин Медведев – свидетельство того, что над документом трудились министерства, их департаменты, их эксперты. Хронология появления стратегических документов уровня целеполагания – это рассказ о борьбе государственников с либералами в руководстве России.  

Стратегия национальной безопасности России 

Стратегия национальной безопасности стала первым документом, принятым на основе закона о стратегическом планировании – она была утверждена в последний день 2015 года указом президента № 683. То, что этот документ разработан именно Советом Безопасности, никаких сомнений не вызывает, для этого достаточно просто пролистать его текст до пункта 109-111 (кстати, я искренне удивлен, что их до сих пор никто толком не комментировал, хотя они того явно стоит). Цитирую, пропуская всевозможные бюрокртаизмы: «Положения настоящей Стратегии обязательны для выполнения всеми органами государственной власти и органами местного самоуправления и являются основой для разработки и корректировки документов стратегического планирования и программ в области обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития Российской Федерации, а также документов, касающихся деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Деятельность Центрального банка Российской Федерации как участника стратегического планирования осуществляется в целях обеспечения национальных интересов и реализации стратегических национальных приоритетов. 110. Контроль за ходом реализации настоящей Стратегии осуществляется в рамках государственного мониторинга состояния национальной безопасности; его результаты отражаются в ежегодном докладе Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации Президенту Российской Федерации. 111. В целях реализации настоящей Стратегии осуществляется под руководством Президента Российской Федерации совершенствование системы государственного управления, стратегического планирования в области обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития Российской Федерации, разрабатываются и реализуются документы стратегического планирования, а также принимаются меры по подготовке квалифицированных специалистов в области обеспечения национальной безопасности и стратегического планирования.»  

Давайте вместе переведём эти статьи на нормальный язык. СНБ – документ, который никто в органах власти обсуждать не будет, положения СНБ нужно просто выполнять, за этим выполнением присмотрит Совет Безопасности и о результатах мониторинга перед президентом и отчитается. При этом президент России берёт на себя личную ответственность за выполнение СНБ, за разработку стратегии развития России не только в области безопасности, но и социально-экономического развития России. Слово «правительство» в этих трех пунктах просто отсутствует – тем экспертам Совета Безопасности, которые разрабатывали СНБ, было не до жестов вежливости по отношению к команде управленцев Дмитрия Медведева. Ещё одна отличительная особенность СНБ – то, что у неё нет срока окончания действия, она принята раз и навсегда, но раз в шесть лет подлежит корректировке, чтобы привести ее в соответствие с меняющимися обстоятельствами.  

Я не буду пытаться анализировать СНБ полностью – в этом документе 46 страниц, найти её текст в недрах интернета сложности не представляет, отмечу только самые заметные особенности. В СНБ имеется глава IV – «Обеспечение национальной безопасности». На интуиции есть уверенность, что речь в ней должна идти о сугубо военных, оборонительных мероприятиях, но СНБ куда как шире этого. Вот подразделы этой главы: оборона страны, государственная и общественная безопасность, повышение качества жизни российских граждан, экономический рост, наука, технологии и образование, здравоохранение, культура, экология живых систем и рациональное природопользование, стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство. Безопасность России в этой стратегии – это не только оборона, но и нормальное развитие всех остальных отраслей экономики, технологий, образования, медицины. И это вполне логично – если не удастся добиться развития страны, никакие усилия министерства обороны и спецслужб не смогут предотвратить, искоренить риск сползания России в ситуацию, подобную той, что имеется на Украине или в каких-нибудь там США. Хронология появления этой стратегии подсказывает, что именно она лежит в основе всех прочих документов с названиями «стратегия», «доктрина» и прочие «концепции» - следующие стратегические планы развивают идеологию, заложенную в СНБ. Нет, слова «идеология» в тексте СНБ нет – у нас, как известно, с 1993 года на него наложено табу, но оно совершенно явно читается между строк.  

Комплексные планы развития – высший уровень управления страной 

Если Россия как государство, как страна, действительно хочет сохранить свою национальную безопасность, то развитие должно идти комплексно, нельзя делать упор исключительно на каком-то одном направлении.

Примеров отсутствия навыков комплексного планирования за последние годы – пруд пруди. В 2012 году была проложена АЯМ, Амуро-Якутская магистраль – проект, который не потянул даже Советский Союз: 1200 км, из которых около 900 км проложены в условиях вечной мерзлоты. Прошло 8 лет, и вот только теперь правительство начинает размышлять о том, как же эту магистраль использовать. При этом данные геологии, полученные еще в советское время, совершенно невероятны – вдоль трассы этой магистрали на расстояниях в пределах 150-200 км расположено более 300 крупных месторождений минеральных, твердых месторождений. И – что? Шахты, разрезы, карьеры, обогатительные комбинаты, новые поселки, новые электростанции? Да ничего подобного – ждём инвесторов. Инвестировать серьезнейшие суммы, вытянуть фантастический по сложности проект – и после этого сидеть в кресле ровно и ждать волшебника в голубом вертолете, то есть эффективного частного собственника, который придет и все сделает. Это похоже на действительно государственный подход к развитию России? Сакраментальный вопрос, ответ очевиден. В 2009 году синхронно стартовали два совершенно новых масштабных проекта: консорциум компаний во главе с НОВАТЭК начал освоение Южно-Тамбейского газоконденстаного месторождения и строительство самого северного в мире СПГ-завода, а городе Большой Камень началось создание судостроительного комплекса «Звезда». «Звезда» - это тоже «фантастика, сынок», поскольку ни в России, ни в СССР никогда не строили танкеры для нефти и СПГ арктических ледовых классов. В 2018-м «Ямал-СПГ» построен, эксплуатационные скважины на месторождении пробурены, станции комплексной подготовки газа созданы, трубопроводы проложены, правительство с размаху приняло изменения в закон о плавании в Северном Ледовитом океане – энергетические ресурсы можно транспортировать только на судах, построенных в России. А «Звезда» - не готова. И правительство тут же делает исключения в совершенно свежем законе – «Ямалу-СПГ» разрешили строить танкеры-газовозы за рубежом. В Большом Камне идет строительство второй очереди «Звезды», а за строительство жилья для специалистов со всем необходимым (школы-садики-больницы) началось только в 2017-м году. И только в 2018-м окончательно поняли, что специалистов для «Звезды» на Дальнем Востоке не хватит – такелажников, сварщиков, фрезеровщиков, токарей - то есть тех, кто умеет работать руками с металлом. Оказывается, министерство образования про этот проект думать не думало, министерство строительство слыхом не слыхивало, а строительством сопутствующих заводов занимается не министерство промышленности и даже не министерство развития ДВ и Арктики, а глава Роснефти, которой поставлена задача курировать проект «Звезды». Нефтяники и «Газпромбанк» строят судостроительный завод, правительство наблюдало за этим строительством через телевизор, и эта ситуация стала меняться только с появлением в правительстве Юрия Борисова. Прилетел – ногами дороги проверил, на условия жилья строителей и персонала «Звезды», со всей России собранного, вживую посмотрел, и только после этого появился проект нового жилого квартала, началось строительство жилья.  

Извините, отвлёкся. Предлагаю просто зафиксировать факты, которые секретными никогда не являлись. С 31 декабря 2016 года основополагающей стратегией развития России является СНБ, разработанная экспертами Совета Безопасности, персональную ответственность за реализацию которой президент России взял лично на себя. Все остальные документы стратегического планирования, принятые позже – документы, развивающие идеологию, вложенную в СНБ. После того, как были разработаны и приняты указ о национальных проектах и стратегических целях, стратегии информационной и продовольственной безопасности, НТР, доктрина энергетической безопасности, стратегия пространственного развития – настал черед Энергетической стратегии. Энергетики получили список задач и теперь готовятся их выполнить – логика соблюдена, ждем отраслевых стратегий развития угольной, газовой, нефтяной, электроэнергетической отраслей.  

Меры ответственности 

Но на этом и хватит о хорошем. Теоретически все хорошо, логически все взаимоувязано, вот только удастся ли реализовать все эти стратегические планы, не будем ли мы наблюдать за очередным актом бесконечно пьесы под названием «Гора родила мышь»? Я не просто так вспоминал пятилетние планы развития народного хозяйства времен СССР. У этих планов было одно важное дополнение – их принимали как закон. И за нарушения планов пятилеток наказывали не по неким политическим соображениям, а на основании родного до боли уголовного кодекса: нарушил закон – бери лобзик, иди просеку под БАМ пилить. Я не о том, что планы пятилеток были безукоризненны и выполнялись на 100% - глупостей и разгильдяйства у нас даже при Сталине хватало. Я о том, что система наказания – была, причем не на уровне теории, а аккуратно расписанная по статьям УК. А во всех стратегических документах современной России, включая СНБ, системы ответственности просто нет. «Ответственность за исполнение несет» звучит благостно, но в чём ответственность заключается, кто, что и куда понесет тот, кто своим действием или бездействием сорвет государственный стратегический план? Заступ на плече к проходной треста шахтостроения? Ноутбук подмышкой по пути в соседний кабинет, как некто Дмитрий Анатольевич, внезапно ставший заместителем секретаря Совбеза, хотя такой должности в штате Совбеза и в помине не было? Я бы очень хотел ошибиться, но при отсутствии ответственности за порученное дело не будет и самого дела. Но это – только мои личные сомнения, не более того. И они, конечно, не помешают внимательно присмотреться к содержанию Энергетической стратегии и к тем ведомственным программам развития, которые министерство энергетики обещает передать на рассмотрение в правительство до конца этого года.  

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Cообщество
«Геоэнергетика»
25
Cообщество
«Геоэнергетика»
4
Cообщество
«Геоэнергетика»
2
Комментарии Написать свой комментарий

Мечтать не вредно! Пока РФ не станет по настоящему демократическим государством, она буде оставаться энергетической колонией развитых стран. На всём протяжении последних двадцати лет только обещания слезть с нефтяной иглы"времени на раскачку нет" а похвалиться кроме "Победой одержанной дедами"и мультиками какие у нас крутые средства уничтожения людей-НЕТ!Всё что нужно для жизни человека обмениваем у условного Запада на бусы(читай нефть , газ, металлы)

5 июля 2020 в 04:46

Говоря о "демократии" всегда нужно уточнять о какой демократии идет речь, ведь с конца 1970х Фридрихом Хаеком и Карлом Поппером сформулирована новая концепция демократии, которая была взята на вооружение западным глобализмом и объявлена лучшим способом избежать повторения нацизма и мировой войны. В Библии каждого червивого либероида К. Поппер "Открытое общество и его враги" (1945) написано, что демократию следует определить не как власть большинства граждан, а как власть наиболее угнетённых исторически и малочисленных меньшинств -- цветных, извращенцев, дегенератов, психов, содомитов, педофилов, копрофилов, жидов -- над традиционным белым арийским большинством, которое склонно выбирать себе фюреров и сталиных, выстраивать империи и стремиться к захватническим войнам.

Как не устают повторять "либероидные черви" в России, такие как журналистка Латынина и ей подобные, -- русскому (да и немецкому) народу нельзя ни в коем случае позволять выбирать себе правителей демократически, потому как они сразу выберут очередного Сталина или Путина - этот народ не представляет своей жизни вне великой империи, вождей и титанических задач.

https://echo.msk.ru/blog/novaya_gazeta/1370692-echo/

4 июля 2020 в 06:57

Россия убыльна и уверенно идет к погибели, пот ому что лишена выпускаемых рублей, превращенной прибавочной стоимости, прибыли.
См. Россия сегодня гибнет, потому что лишена расширенного воспроизводства. http://zavtra.ru/blogs/rossiya_segodnya_gibnet_potomu_chto_lishena_rasshirennogo_vosproizvodstva_
См. Россия гибнет, потому что ее экономика бесприбыльна. http://zavtra.ru/blogs/rossiya_gibnet_potomu_chto_ee_ekonomika_bespribil_na

4 июля 2020 в 07:13

Что все эти стратегии, программы и генеральные схемы из себя представляют, с какой целью разрабатываются, обсуждаются в разных кабинетах и принимаются? ==============

Всё это развитие будет заключаться в повышении цен на топливо. Вот что в моём регионе
Бензин 92 - 44.20 руб за литр
Газ Пропан 29.90 руб за литр.
Газ Метан 17 руб за куб

Отслеживал специально, хотел перевести авто на газ, на бензине уже невыносимо. Так вот Пропан ещё месяц-два назад стоил 23.60 руб за литр, то есть сразу на 6 рублей, вот она и вся стратегия развития. Я понял что эта отрасль находится под контролем криминальных группировок.

4 июля 2020 в 12:06

Вся стратегия правящей россиянской элитки заключается в разграблении страны и народа .

5 июля 2020 в 04:16

Кого часто считают "элитой" - такие же обыватели и ничтожества - обычные маленькие люди. Подлинная элита не может быть без офицерских погон, боевых орденов, прошлого в спецслужбах или армии, а тем паче без подобных же предков в родословной. Выходцы из экономики, промышленности, бизнеса, финансов, спорта и науки - обычные обыватели, даже если они миллиардеры по состоянию собственных активов. Артисты, певцы, танцоры, ведущие на ТВ, блогеры - даже меньше обывателей - они вообще никто.

4 июля 2020 в 17:11

Вся стратегия заключается в -- ещё больше нефти и газа откачаем на Запад, полученные деньги перегоним на свои счета на том же Западе...

4 июля 2020 в 17:22

Забыли, что ли, за что огребли санкции в четырнадцатом году?

Верните Украине Крым, перестаньте поддерживать Лугандон, Януковича можете оставить себе, и будет вам международное сотрудничество.

Что касается свободного рынка, то это образование крайне неустойчиво, без жёсткого контроля мгновенно монополизируется. Это, извините, в школе учат.

4 июля 2020 в 21:19

Подал голос выполз из бандеровского схрона.
Печенюшки для зомби ныне подавать некому - на основной пекарне пожар...

4 июля 2020 в 22:31

Дык ить, россияне в очередной раз сами себя выпороли, да и опять на двенадцать лет на те же грабли подписались. Сочувствую.

5 июля 2020 в 04:02

@Reverent Mother
Сапогом тебе в свиное рыло.

Крым всегда был русским и поганой хрюкаиной получен лишь условно, по ошибке. Возвращен навсегда. Впрочем, как будет неизбежно возвращена вся обширная Новороссия и Слобожанщина. Хрюкаину насильственно будут сжимать в размерах, она будет деиндустриализована окончательно и навсегда, лишена зачатков науки и образования, начнет деградировать, гнить и распадаться, пока не уменьшится до размеров типичного грязного бандеровского хутора.

5 июля 2020 в 12:13

Сам ты гандон

4 июля 2020 в 20:21

О развитии говорится только в бумажулях, исходящих из властных недр. Зарубежными кураторами поставивших через " семью" управляющих, развитие не предусмотрено. Что мы и видим последние годы. И при высокой цене на топливо и до всевозможных санкций экономика и социальная сфера сжимались. Фантазии на бумажулях в виде "стратегии" 2020, указов, нац"проектов" это одно, а реалии другое- всё, что можно поднять, сорвать, срубить, выкопать, выкачать - всё за границу к партнёрам. Вот вся "стратегия" буржуйской РФ.

5 июля 2020 в 05:59

Уже скоро:
"В Атлантическом океане располагается российская станция «Дейтерий 1010» по добыче тяжёлой воды -- топлива для АЭС, обеспечивающих энергоснабжение Западного побережья. Обслуживающий персонал -- два акванавта".

5 июля 2020 в 11:32

Планировать можно лишь тогда, когда есть объект планирования. "Рынком" командовать никак не получится. Частный собственник всегда преследует свою выгоду - на остальное ему плевать. Выгода его в том, чтобы с минимальными усилиями получить максимальную прибыль и никакими увещеваниями и проповедями это не лечится. Только полное упразднение самого института т. н. "частной собственности" с последующим интегрированием всей экономики в ЕДИНЫЙ НЕТОВАРНЫЙ плановый народнохозяйственный комплекс предоставит возможность целенаправленно созидать будущее, а не "прогнозировать" его как погоду. Причем интеграция должна быть намного более глубокой, чем она была в Советском Союзе.

5 июля 2020 в 12:10

Виктор Буряков русский писатель. Как невозможно умалить наши достижения ,успехи и свершения нашей великой Державой за последние годы ,недругами ,врагами скептиками и злопыхателями они несомненны и и зримы. Но не только этим войдёт в новейшую историю очевидное до невероятного. Эпоха правления Вл. Путина запомнится на века как и монголо-татарское иго нашему многонациональному народу ,как доселе невиданное в мире великое триумфальное его Сожжение-Холокост жалкими еврейскими выродками проникшими во все структуры власти нашей любимой Родины. Ненависть к Великим сынам России - спасителям России Ленину и Сталину зрима и очевидно .Эпоха мстительного разрушения всего советского, как то: промышленности ,сельского хозяйства, здравоохранения, образования, время лжи и подлости ,культура в упадке, стремительно разросшиеся в районах кладбища с невинно убиенными химической пищей. Не забудем - не простим! Долой из России её разрушителей еврейскую буржуазию ! Великий Израиль ждёт своих поганых сынов на поселение с награбленным в России баблом.

5 июля 2020 в 12:12

Сам ты гандон

5 июля 2020 в 12:14

Сам ты гандон Reverent
Mother
4 июля 2020 в 17:22 Оценить комментарий:
Забыли, что ли, за что огребли санкции в четырнадцатом году?

Верните Украине Крым, перестаньте поддерживать Лугандон,

5 июля 2020 в 13:55

"...Как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или чрез пруд выстроить каменный мост, на котором бы были по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие товары, нужные для крестьян"

5 июля 2020 в 15:41

"История развития человеческой цивилизации – это история развития энергетики, освоения и развития все новых технологий использования все новых энергетических ресурсов"
////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
Уважаемый г-н Марцинкевич! Поскольку Вы позиционируете себя в качестве эксперта в глобальной энергетике (по умолчанию с таковым статусом согласна редакция сайта) - Вам следует знать и понимать некоторые основополагающие тенденции, проверенные и подтвержденные на практике. И на основе такового глубокого понимания делать выводы и заключения присущие заявленному статусу. Какие тенденции, в энергетической сфере, имеют место быть?
1. Современное преобладание углеводородов в в генерации первичной энергии не может считаться удовлетворительным и ограничено ресурсными, экологическими, климатическими составляющими т.н. ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ (ГП).
Дальнейшее не только наращивание доли углеводородов, но и оставление в современной пропорции - ведет человеческую цивилизацию в тупик, выход из которого видится чрезвычайно болезненным. Драматические последствия захода в обозначенный тупик просчитаны на самом высококвалифицированном уровне, в целом достаточно убедительны и широко опубликованы (не вижу необходимости цитирования).
2. Понимание показанной проблемы подтолкнуло Мировое сообщество ( в лице интеллектуальной элиты) к поискам и широкому привлечению альтернативных энергоисточников, которые обладают потенциалом понижения доли углеводородов, а в идеале - их полного замещения.
3. Поиски привели к вовлечению в оборот (в ряде стран и регионов) возобновляемых и практически неограниченных энергоресурсов (ветровые, солнечные и пр.).
4. Вместе с тем, практика показала, что надежды на скорое и ПОВСЕМЕСТНОЕ внедрение энергетических альтернатив оказались завышенными. Они проигрывают традиционным энегоисточникам по ряду экономических показателей, и не вполне чисты экологически в комплексной оценке. Присущи им и иные ограничения (суточная периодичность, локальность применения, погодная зависимость, сложность и экологическая вредность производства оборудования и элементной базы), что, в свою очередь, выражается в экономических показателях.
Самая главная особенность рассматриваемых энергетических альтернатив - ПРАКТИЧЕСКИ ни одна из них не может претендовать на статус универсальной, заменяющей углеводороды ... за исключением одной ...
5. Таким исключением является УПРАВЛЯЕМЫЙ ТЕРМОЯДЕРНЫЙ СИНТЕЗ (УТС)!
Однако, под давлением могущественных деструктивных сил, мейнстрим НИР по УТС был злонамеренно канализирован в русло тупиковой концепции "ТОКАМАК". Почти 70-летние усилия (с мультимиллиарными затратами) по реализации УТС на основе данной концепции, в сопровождении перманентных обещаний: "Вот уж через двадцать лет получим промышленный УТС..." - подтверждают столь негативную оценку со всей очевидностью. Да и современные заявления адептов системы "ТОКАМАК", с отнесением начала промышленной эксплуатации реакторов на её основе где-то ближе к концу XXI - го века - не внушает оптимизма. Не внушает(!), прежде всего, отсутствием корреляции с ДИНАМИКОЙ нарастания ГП - провоцируемой и усугублямой отсутствием ДОЛЖНОГО (высокоэффективного!) решения глобальной энергетической проблемы. А ведь её решение есть!
6. Решение глобальной энергетической проблемы лежит в русле реализации УТС на основе концепции изложенной в РОССИЙСКОМ патенте № 2125303 (СПОСОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИНЕРЦИОННОГО ТЕРМОЯДЕРНОГО СИНТЕЗА И ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПОЛУЧЕННОЙ ЭНЕРГИИ). Данный способ относительно экологически чист. Ресурсная база его ПРАКТИЧЕСКИ не ограничена. Реактор, на его основе, компактен и сравнительно прост. КПД преобразования полученной первичной энергии в товарный (электрический) вид - близок к идеалу, в силу ПРЯМОГО преобразования энергии в реакторе. Отсутствует проблема "первой стенки", нет неустойчивостей плазмы - характерных для стационарных концепций. По реализуемости (если "раздеть" до концептуального уровня все схемы УТС) рассматриваемая несоизмеримо превосходит ВСЕХ конкурирентов.
7. Казалось бы, следует ДАВНО (патент № 2125303 с приоритетом от 31.07.1997 г.) и широко развернуть НИР и НИОКР в русле данной концепции. Однако, работы не только не были развернуты, но концепция была подвергнута обструкции. Причем профильные ведомства не возражали автору (в период интенсивной переписки и переговоров) по существу и содержанию, но ссылались на "необходимость затрат", "отсутствие промышленной и эксперементальной базы (на концепцию "ТОКАМАК" затрачено в сотни (!) раз больше средств нежели на проверку предлагаемой), и использовали иные деструктивные уловки.
7. Такое отношение претерпел не только автор данной концепции инерционнного (гиперкавитационного) термоядерного синтеза. Весьма похожие коллизии возникли у американского профессора Рузи Талеярхана, предложившего довольно близкое направление иссследований термоядерной гиперкавитации. Того вообще (при обнадёживающих результатах) подвергли шельмованию, обвинили в научной недобросовестности. Правда в последствии ВСЕ обвинения были сняты, но ... финансирование его работ было прекращено ("метод кнута" заинтересованных сил).
Не менее показательна история академика РАН Роберта Нигматулина. Сей академик на рубеже веков крепко заинтересовался гиперкавитационным синтезом, опубликовал ряд работ в престижных лицензируемых журналах, съездил в США в длительную камандировку и тесно сотрудничал с Рузи Талеярханом. Но затем, в период гонений на Талеярхана, вернулся Россию, прекратил активную пропаганду кавитационного УТС, и вдруг ... устроился на престижную должность систему "Газпрома" ("метод пряника" заинтересованных сил).

Таким-то образом, г-н Марцинкевич: либо Вы НЕ в курсе описанных перепетий и коллизий, но как вы можете претендовать на статус высококвалифицированного эксперта в глобальной энергетике; либо Вы всё знаете и понимаете, на не вмешиваетесь в силу токсичности темы. При верном втором варианте можете сами оценить свой конформизм. Жду Вашей реакции на затронутые вопросы...

6 июля 2020 в 19:39

Владимир, вы не подскажете - я где-то когда-то позволил себе заявить, что глубоко разбираюсь в НАУЧНЫХ разработках? С глубоким уважением отношусь ко всем, кто ею профессионально занят, но не могу и не буду рассказывать о НАУЧНЫХ проектах - это тоже должны делать профессионалы, к которым я не отношусь. Но, как только тот или иной научный проект перерастет стадию экспериментов, этап экспериментов на уровне лабораторий, как только появится референтный опытно-промышленный образец - это обязательно станет для меня предметом для анализа. В том, разумеется, случае, если проект касается практической, инженерной энергетики. Очень надеюсь на понимание с вашей стороны.

6 июля 2020 в 20:22

Поправка в части касающейся академика Роберта Искандеровича Нигматулина.
На самом деле он после увлечения "гиперкавитационным термоядом" и по возвращению из США в Россию был назначен директором Института Океанологии -
структуры тесно связанной с Газпромом по проблемам газового освоения шельфа Северного Ледовитого океана. На это поприще он и проявил себя. Следует быть корректным.
Что касается реплики Бориса Марцинкевича на мой пост.
С моей стороны, отныне, сформировалось понимание вас...