Сообщество «Китай-Го (中国)» 00:05 4 июня 2023

Что такое "ю шо"

это не взятка, это психология в чистом виде, тонкая игра на струнах человеческого тщеславия

В современном китайском политическом лексиконе существует понятие "ю шо" "лоббирование", дословно "странствовать и говорить". Заимствовано оно из древности, когда посланец правителя, посещая другие земли, старался "уболтать" местного владыку в интересах собственного государя. В сегодняшней китайской внешнеполитической практике "ю шо" — широко используемый, гибкий инструментарий, реализуемый в виде подчёркнуто внимательного отношения к нужным иностранцам, организации для них банкетов и интересных экскурсионных программ за счёт китайской стороны, предоставления им трибуны на значимых мероприятиях, издания в Китае переводов их книг. Кому-то оплачивают бизнес-класс и выгуливают его на яхте, а для кого-то довольно трёхзвёздочной гостиницы с питанием и ласкового слова с уверением в научной незаменимости и гениальности. С кем-то работают очень статусно, бывает, даже от имени Канцелярии ЦК КПК, а кому-то, не знающему ни слова по-китайски, достаточно прикреплённого переводчика- помощника для шопинга на время командировки в Китай. "Ю шо" - не взятка, это психология в чистом виде, тонкая игра на струнах человеческого тщеславия, демонстрация западному или российскому человеку тёплого, практически дружеского отношения, которого тот зачастую лишён в своём микроклимате вечного противостояния и конкуренции. Конечный результат "ю шо" - обретение в лице "обласканного" "полезного болвана", "трубадура китайских ценностей" и пр., в зависимости от того, кто из "обласканных" в какой сфере деятельности обретается.

Ярким примером политического использования китайцами приёма "ю шо" являлась деятельность китайских лоббистов в США в период с 1995 до 2000 года, когда во многом благодаря их стараниям Конгресс одобрил режим наибольшего благоприятствования в торговле с Китаем, сильны позиции китайских лоббистов в Америке и в целом на Западе и сегодня.

"Ю шо" привычно используется китайцами не только в политике, но и в бизнесе, да в принципе везде, где они стараются использовать в своих целях способных им помочь иностранцев. Так, в 2006 году мой многолетний (с 2000 до 2017) китайский компаньон организовал за свой счёт восьмидневную поездку в Китай делегации одной российской производственной ассоциации в составе 70-и человек. Помимо нескольких официальных встреч и переговоров с китайскими партнёрами, посещения их предприятий, программа визита предусматривала многочисленные экскурсии по красивейшим местам близ городов Сучжоу и Ханчжоу ("На небе - рай, на земле - Сучжоу и Ханчжоу), само собой, в Пекине и окрестностях, прогулки на катере по озёрам и обильные застолья с не менее обильными возлияниями. (Я от поездки отказался несмотря на крайне настойчивые просьбы компаньона, но протестировал для него китайских переводчиков на предмет владения ими русским языком). Прибавьте сюда же авиабилеты, отели, транспорт, услуги переводчиков и сопровождающих, и вы поймёте, в какую "копеечку" вылился компаньону этот грандиозный "ю шо". Но оно того стоило, - китайская профильная производственная ассоциация, которую собственно и представлял в России компаньон, надёжно "оседлала" многомиллионные контракты с российскими предприятиями, чьи нерядовые работники восемь дней пили-гуляли в Китае "на халяву". Ещё одним направлением деятельности компаньона было привлечение китайских профильных предприятий для участия в международных выставках в Москве. Продажа выставочных мест, где цена одного квадратного метра составляла порядка тысячи евро, приносила организаторам выставок и их партнёрам, одним из которых был компаньон, немалые барыши. Кроме этого, компаньон неслабо "накручивал" на бытовом и экскурсионно-транспортном обслуживании своих соотечественников - участников выставок. А чтобы они и русские партнёры чувствовали себя бодрее, закатывал грандиозные застолья, в том числе в банкетном зале гостиницы "Космос", с реками спиртного, горами китайской снеди и стайками слегка одетых русских танцовщиц. (Моя роль в компаньонстве заключалась прежде всего в переводческом, иногда в организационном обеспечении деловых, выставочных, развлекательных мероприятий, а также при необходимости в консультациях по поводу тех или иных положений российского законодательства).

В Китае КПК и государство, видимо, делают первые попытки поставить столь любимые китайцами с незапамятных времён, но затратные "ю шо" под контроль. Так, как отмечалось в докладе Центральной комиссии КПК по проверке дисциплины 20-му съезду КПК в октябре 2022 года, в рамках выдвинутой Си Цзиньпином 17 июня 2022 года на 40-й коллективной учёбе Политбюро ЦК КПК комплексной установки "три "нет" коррупции": "не сметь быть коррупционером, не иметь возможности быть коррупционером, не иметь желания быть коррупционером", - органы по проверке партийной дисциплины и органы государственного контроля начали принимать соответствующие меры, "побуждая" к соблюдению правил ведения дел с иностранцами, установленных для супругов, детей и супругов детей руководящих кадровых работников.

Понятно, что мера ограниченная, распространяющаяся на зарвавшихся "мазиков" и пока не затрагивающая "делишки" с иностранцами, которые проворачивают сами китайские руководящие кадровые работники, однако в свете решительного наведения порядка в КПК и в китайском государстве достаточно показательная.

1.0x