Сообщество «Форум» 00:00 5 ноября 2015

Стояние над пропастью

Проза Екатерины Глушик проста, афористична и сдержанна. Так птичий крик ранним весенним утром звучит над обрывом, над мрачноватой речной гладью. Автор словно наблюдает за течением повествования, изредка только вмешиваясь в это бурное течение, чтобы подсказать герою выход, освободить свой персонаж от наносного, пустого, фальшивого, что мешает ему жить и всё больше затягивает в обывательские сети.

Проза Екатерины Глушик проста, афористична и сдержанна. Так птичий крик ранним весенним утром звучит над обрывом, над мрачноватой речной гладью. Автор словно наблюдает за течением повествования, изредка только вмешиваясь в это бурное течение, чтобы подсказать герою выход, освободить свой персонаж от наносного, пустого, фальшивого, что мешает ему жить и всё больше затягивает в обывательские сети.

Пошлость во всех её проявлениях в той или иной мере разоблачается автором в рассказах, собранных под одной обложкой. Книга "Своё стояние состоит из произведений, написанных в последнее время. Но не только поэтому она имеет статус новой. Новизна её в самой форме подачи характеров, подачи фонового пространства, временного и событийного ряда. В ритме повествования нет пауз, передышек, всё время хочется "пролистать время", но, пролистывая его, убеждаешься — да, так и есть, налицо прямое совпадение с действительностью. И у тебя так могло случиться, что и ты остался бы на голом поле одиночества, как многие её герои и героини.

Екатерина Глушик высмотрела один из самых новых и вместе с тем быстро растущих вызовов современного общества — нежелание человека оставаться самим собой. Переделки всякого рода, преобразования всяческие волновали, конечно, человека всегда, но в XXI веке это выпячивание "я" стало обыденностью, неким элементом "городской культуры".

Внешность — вот и весь человек нынче. Хватит, более и не надобно, ни для бизнеса, ни для работы, ни для удовлетворений всевозможных. Этакое царит экзистенциальное помешательство, абстрактно-чувственный взрыв, землетрясение нравов. Читателю книги открываются характеры, в которых с обнажённостью первосмыслов проявляются эти вызовы. В рассказе "Стволовая жизнь" бизнесмен Андрей не задумывается над вопросом, откуда взяты стволовые клетки, введённые в его организм для омоложения. Он-то не думает, а мировое пространство, бытие земли — думают. Поэтому судьба дарит ему встречу с Мариной, матерью девчушки, убиенной ею самой во чреве. И не только встречаются Андрей и Марина, но и живут вместе, прививаются, так сказать, к одному стволу, и у них вдруг оказываются общие "стволовые" особенности. Превращение в младенца грозит герою не только образно, на уровне эмоций, но вполне реально и зримо, и это подано автором со всеми шокирующими подробностями. Его, Андрея, по сути уже нет, а есть та самая девчушка, жертва новой культуры, нерождённая, но страшно и странно существующая на грешной земле.

Кто может усомниться в том, что своё всегда лучше чужого? Так почему же и другие герои книги падают и ошибаются на поле всяческих "переделок", искажая собственную природу? Они нравственно погибают на поле насильственных, искусственных "перестроек" и "перекроек" судьбы. Осознавая масштаб проблемы и подчиняясь опять-таки "прямому чувству жизни", Екатерина Глушик срывает маски с "перекройщиков", открывает читателю окно в другой, пока плохо нами осознаваемый мир — мирный, покойный, тихий и нескособоченный абортированной совестью.

Где взять нынешнему жителю земли русской истинную свободу, "покой и волю", радость и пронзительность бытия? Автор исподволь подводит к восприятию образов своих любимых стариков и старушек. Видно, что детская привязанность к их простой, праведной, незамутнённой жизни выросла в душе автора в понимание любви как достойного оправдания жизни. Рассказывают её герои о своей любви мало, отрывочно, разве что упоминая о проводах на войну и многолетнем ожидании своего солдата, о судьбоносном выборе жениха и невесты, о добром нраве снохи и чутком сердце матери…

Стояние на своём, стояние до последнего, здесь, на своей земле, нынче подобно для писателя стоянию над пропастью. Трудно и отчаянно бьётся сердце — как выстоять? Оно ведь у каждого своё — и у слабой, казалось бы, телом, но такой несгибаемой, героини рассказа "Своё стояние", Настасьи, что выполнила долг порядочности ценою жизни, и у тысяч подобных ей, потерявших видимую свободу, но обретших славу истинную.

В предисловии к книге Александр Проханов говорит о стальном обруче Московской кольцевой дороги, что "опоясал наши сердце и разум, сдавил тоской и неверием". "Прочтите книжку, - призывает писатель, - и обруч распадётся. Задышится легче и чище".

1.0x