Общее положение подавляющего большинства населения народных республик Донбасса, Донецкой и Луганской продолжает оставаться крайне тяжелым, причем налицо явная тенденция к ухудшению ситуации, что обусловлено целым рядом факторов.
Во-первых, и ДНР, и ЛНР до сих пор живут без бюджета, из-за чего удалось наладить лишь частичную (по сути, минимальную) выплату пенсий; о социальных пособиях речи пока не идёт вообще. Нормальное функционирование предприятий наладить не удалось, поэтому работать и зарабатывать подавляющему большинству населения попросту негде.
Во-вторых, Киев фактически осуществляет финансово-экономическую блокаду мятежного Донбасса: поставки продуктов питания, денежные переводы и посылки; пересечение фактической границы между непризнанными республиками и территорией Украины, остающейся под контролем киевской хунты, усложнено различными препонами. Невозможным стало и получение наиболее социально неблагополучными слоями населения пенсий и пособий, которые они ранее могли получать при выезде из Донбасса на контролируемые Киевом территории.
В-третьих, наладить четко функционирующую систему распределения поступающей из России гуманитарной помощи так и не удалось — доступ к ней имеют в основном жители Луганска или Донецка, а чем дальше от них, тем хуже.
В целом можно сделать вывод о том, что, несмотря на регулярные поставки гуманитарной помощи на Донбасс конвоями МЧС (в общей сложности ими завезено около 25 тысяч тонн различных гуманитарных грузов), общий объем российской помощи — зачастую единственной гарантии выживания социально уязвимых слоёв населения — недостаточен.
Еще одним негативным фактором стали введенные недавно организационные изменения в поставках гуманитарной помощи добровольцами из России. Следует отметить, что практически сразу после начала конфликта различные гуманитарные организации и частные лица начали поставки населению Донбасса гуманитарной помощи, чьи объёмы существенно превышали (и до сих пор превышают) поставки МЧС. За прошедшие месяцы эта система деятельности сумела в значительной степени сгладить последствия гуманитарной катастрофы Донбасса, наладить обеспечение подавляющего большинства детских домов-интернатов, домов престарелых, больниц, других социальных институтов продуктами питания, медикаментами, средствами гигиены, топливом. Сейчас же такая "самодеятельность" фактически прекращена: многочисленные ручейки помощи, собиравшиеся практически во всех без исключения субъектах РФ и стекавшиеся в многочисленные реки, каждая из которых предназначалась для ставших уже "своими" организаций, разбились о границу с Россией.
Согласно новым правилам, любое лицо или организация для отправки гуманитарной помощи Донбассу должны встать на учёт в координационном центре, расположенном в Ростове-на-Дону, получить там направление в МЧС, а затем согласовать с МЧС передачу своего груза на склады, откуда он будет загружен в очередной гуманитарный конвой для "централизованного распределения". Которое, увы, демонстрирует полную неэффективность.
У многих волонтеров или небольших гуманитарных пунктов попросту опускаются руки: одно дело — знать точные потребности уже давно ставшего "своим" детского дома, интерната или больницы, собирать именно то, что нужно этой организации сейчас, доехать до места назначения, увидеть благодарные глаза персонала и детей, вновь пообщаться с ними… И совсем другое дело — пройти необходимые бюрократические процедуры, передать собранный с таким трудом и усилиями груз на безликий склад, понимая, что ты ни проконтролировать его распределение, ни даже попросту убедиться в том, что груз дошел именно туда, куда предназначался, не выйдет.
И если общественность нашей страны не сможет выправить эту, явно излишнюю, бюрократизацию такой жизненно важной для Донбасса деятельности, как сбор и целевая доставка гуманитарной помощи, то никаких "белых конвоев" не хватит для предотвращения гуманитарной катастрофы.